ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ "Долг и совесть"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Голубина Светлана Ивановна

Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiseskaya_karta_uroka_obshchestvoznaniya_8_klass.docx82.35 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Тема урока

Долг и совесть

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Сформировать у учащихся представления учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности.

Образовательные  ресурсы

Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, презентация

План урока

  1. Что такое долг
  2. Долг общественный и моральный
  3. Совесть.
  4. Политическая жизнь и средства массовой информации.

Личностно значимая проблема

Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Долг, совесть

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II.

Актуализация

знаний

7

Беседа по изученному материалу.

Приложение 1

2. Чтение учащимися стихотворения. Приложение 2.

3.Свертывание информации (коллективная работа в течение 3 мин)

Презентация –слайд 1

Презентация –слайд 2

В начале урока проводится беседа:

- Предположите, о каких категориях морали сегодня пойдёт речь?

В теме урока ключевое слово, которое связывает все эти ситуации

 - На наших уроках  мы  с вами ведем разговор о ценностях жизни. Вспомните их. Представьте себе, что у нас есть все то, что мы назвали: мы живы, здоровы, у нас есть семья, есть Родина, царит мир на земле. Все для человека. И тогда  появляются вопросы:  человек - каким должен быть, чтобы не потерять  ценности, чтобы их сохранить? Что же остается самым главным в человеке?

- Предположите, что назвал  главным  в человеке третий мудрец?

-  Читаем записанные слова, которые посчитали главными  в человеке.

Свёртывание информации: убираем карточки-стикеры  с одинаковыми ответами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6  слов, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца.

- Скажите, какая тема урока?

Попробуйте сами поставить задачи на урок.

4.Постановка проблемы. Чтение истории учителем.  Приложение 3

- Оцените поступок мужчины.

- Был ли у него моральный выбор?

 Мне кажется, что сейчас у нас с вами нет однозначного ответа на этот вопрос, поэтому предлагаю вынести его на урок, как проблему

5. Создает условия для дальнейшей деятельности. Уточняет понимание учащимися целей урока.

- Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

- Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

- Действительно ли невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить?

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения.

1. Формулировка темы урока с помощью мотивирующего приема.

2. Запись темы в тетрадь: Долг

3.Перечисляют главные ценности.

4.Вызванные учащиеся читают стихотворение, учитель прикрепляет таблички со словами «Разум», «Воля»

5.Записывают в тетрадь, называют

«Совесть». (Учащиеся записывают на стикерах самое главное в человеке (по их мнению)  и прикрепляют  к доске вокруг контура человека)

6.Запись в тетради Долг и совесть

Продолжая знакомство с категориями этики, выяснить, что такое долг и что такое совесть.

Предлагают версии. Составляют план деятельности

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.  Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради

Устные ответы

Запись (на доске и в тетрадях) Проблема: «Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора?»

III.

Изучение

нового

материала

17

Самостоятельная работа с текстом учебника: презентация – слайд 3, 4.

презентация- слайд 5,

презентация – слайд 6-7

3. Работа по учебнику с. 47- 48

презентация – слайд 8-9, 10-11

презентация – слайд 12-13

Беседа с учащимися

Рассказ учителя

5. Объяснение учителя.

презентация – слайд 14, 15, 16, 17

Работа над пословицей (если время позволит)

7. Словарная работа

  1. 1. Что такое долг. Итак, займёмся исследовательской работой. Учебник параграф 6, с. 45  до конца

Воссоздание кластера по прочитанному «Происхождение долга»

2.Работа по учебнику с. 47.

Подберите однокоренные слова к слову «долг».

- А что каждый из вас должен?

- А теперь выясним, что вы должны, но не обязаны, аргументируйте свой ответ.

- В ваших ответах что доминирует: обязанности или личное желание, убеждение?

Какие два составляющих аспекта долга вы выделили?

Воссоздание  кластера

3. Долг общественный и долг моральный. Обе эти стороны неразрывно взаимосвязаны, как, например, 2 стороны Луны. Но вместе с тем каждая из них имеет свои характерные особенности.

Организация физминутки

4. Организация  работы по группам

 Приложение 4 (притча)

Многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись без принуждения, добровольно? Эта задача веками волновала и сейчас волнует тех, кто размышляет о морали. И люди сумели решить её: нужно, чтобы к своему общественному долгу мы относились как к моральному. Очень часто мы говорим: это человек высокого морального долга. Вы, конечно, знаете таких людей. Назовите их имена.

  1. Что такое совесть

5. Мы с вами достаточно времени уделили рассуждениям о долге. Но мы не затронули один очень важный момент: а как контролировать, оценивать исполнение долга? А, может, и не существует никакого контроля, как вы думаете?

Краткий рассказ о Януше Корчаке

6.Просмотр видеофрагмента «Голос…»

-Как вы поняли из фильма, что такое совесть? 

Совесть с молоточком: и постукивает,  и наслушивает (пословица) 

- Кстати, в русском языке слово совесть происходит от слов «со» (т.е. совместно) и «весть» (т.е. ведать, знать). Значит, совесть – это ещё и сознание, совместное знание.

- Только вот вопрос: совместное знание – совместное с кем? (с другими людьми).

Работа с определениями совесть.

Ответы на вопросы:

-Дайте объяснение высказыванию, почему так считаете? -Почему вы думаете, что совесть с молоточком? Что это значит?

-Почему вы считаете, что совесть постукивает и наслушивает? -В чем разница постукивает и наслушивает?

1.Запись пункта плана: Что такое долг: а) происхождение долга б)  понятие долга в) стороны долга

Кластер «Происхождение долга»

2.Самостоятельное чтение «Что такое долг»

- Итак, у каждого из нас есть обязанности, независимые от нашего желания, то есть объективные обязанности. Существует объективная необходимость эти обязанности выполнять. Это – ответственность.

Дают определение понятию долг

 3.Запись в тетради: Долг – внутренне принимаемое добровольное обязательство, которое связывает человека с людьми, с обществом.

4. Выполнение задание по вариантам: 1 гр. – с.47-48 общественный долг, 2 гр. факты– с. 48, 3 гр. – с.48-49 моральный долг

Долг  = обязанность  + ответственность

5.Отвечают на вопросы по группам

1 группа: О каком долге здесь идет речь? Краткая характеристика данного долга    2 группа: Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? Аргументируйте

3 группа: Каким образом дети будут отдавать этот долг родителям? Аргументируйте

6.Приводят примеры (академик Сахаров, писатель Солженицын, музыкант Растропович, лётчик Маресьев и др.)

7.Запись пункта плана:

  1. Что такое совесть: существует общественный контроль – общественное мнение, внутренний контроль человека – самоконтроль).

8.Запись определения: Совесть – глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека

Индивидуальная работа.

Фронтальная

работа.

Индивидуальная работа.

Работа в парах

Работа в парах

Фронтальная работа

Индивидуальная работа.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение,  ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

 Устные ответы

Устные ответы

Записи  в тетради.

Устные ответы и записи в тетради.

 Устные ответы.

Записи в тетради

Устные ответы

Записи в тетради

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в парах презентация – слайд 18

Направляет учащихся на разрешение проблемного вопроса 

Вы наглядно показали, что руководствуясь совестью, человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль даёт человеку сигнал, что он поступил правильно, честно, благородно, значит, он не совершил ничего предосудительного. Ну, а если человек не посчитался с голосом совести, что тогда ждёт его? (всем известны выражения «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть» или же «спокойная совесть»).

- Самое время вернуться к нашей проблеме. Попробуйте решить её. 

2.Обобщение

- Как считаете, справились ли мы с задачами, поставленными в самом начале урока?

- Обратимся ещё раз к ним

Проблема: «Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора?»

На основе полученных в процессе урока знаний отвечают на вопросы, используя приём ПОПС –формула (по вариантам (1в. –долг, 2 в. –совесть или по желанию)

Индивидуальная работа.

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

1. Почему представленные события вы считаете политическими?

2. Какие политические силы в них участвовали? Какие интересы отстаивали?

Два задания на выбор, синквейн (1 в. – «Долг», 2 в. – «Совесть»)

1.Самоанализ полученных на уроке знаний.

Да, с совестью жить трудно, порой даже  больно, но в то же время и легко, и свободно, ведь не нужно стыдиться самого себя. Каждый человек – и взрослый, и маленький, – всегда должен жить, прислушиваясь к своему голосу совести. И тогда на планете Земля всем ее жителям обязательно будет хорошо, светло, тепло и мирно.

2.Просмотр социального видеоролика.  

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Пишут синквейн

Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно)

Без комментариев

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

Конкретизирует домашнее задание

Домашнее задание: с. 45-52, вопросы 1, 6; два задания на выбор, синквейн (1 в. – «Долг», 2 в. – «Совесть») политических событиях текущей недели

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа


Приложение 1

Ситуации

1.Друг поклялся всегда быть рядом -  и в радости, и в горе. Пришла беда. Друга рядом нет. А должен был…

2.Случайно разбил прибор в кабинете физики, но не признался. А должен был…

3. Выросли дети, живут своей жизнью – всё вполне нормально. Но вот старых своих родителей забывают, а ведь должны заботиться о них. Должны…

В теме урока ключевое слово, которое связывает все эти ситуации

Приложение 2

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

-Что главное, скажите в человеке?

-Конечно, разум- первый мне ответил.      (прикрепляю карточку, слайд)

С ним каждый путь и правилен и светел.

-Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: - Воля на пути,               (прикрепляю карточку, слайд)

Который  нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий.

Послушайте, что строго он ответил:   (пауза)

Да нет, не то, заволновался третий.

Послушайте, что строго он ответил:

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть!     

Приложение 3

Однажды во дворе многоэтажного дома  5летняя девочка подошла к незнакомому мужчине и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Катя. А вас?». Мужчина ответил. «Хотите, я расскажу вам одну ужасную историю? Жила – была красивая кукла. Она любила гулять. И однажды, во дворе, на неё наступила чья – то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. Когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите ей, пожалуйста». Взрослый человек был очень занят, но он не смог огорчит этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?». - Оцените поступок мужчины.

- Был ли у него моральный выбор?

Приложение 4

Один плотник сколько бы не зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

       - Ты зарабатываешь очень много, но куда же ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

       - Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть я отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

       - Не может быть, чтобы у тебя были долги. Я и не слышал, чтобы ты кому-нибудь давал в долг, - возразил сосед.

       - Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что я расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал в ответ мастер.

Задания

1 гр.

О каком долге здесь идет речь? Краткая характеристика данного долга

2 гр.

Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? Аргументируйте

3 гр.

Каким образом дети будут отдавать этот долг родителям? Аргументируйте

ВОЛЯ

РАЗУМ

СОВЕСТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока "Долг и совесть" 8 класс

Технологическая карта урока "Долг и совесть" 8 класс...

Методическая разработка: технологическая карта урока "Что составляет твой духовный мир. Совесть"

Методическая разработка: технологическая карта урока "Что составляет твой духовный мир. Совесть"...