«Фирмы в экономике». Урок обществознания в 11 классе
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

«Фирмы в экономике». Урок обществознания в 11 классе в технологии СДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ob_11.docx267.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             

Обществознание 11 класс                       ТЕМА: Фирмы в экономике. Урок-обобщение.  

Цели:

  1. Образовательно-развивающие.

  1.  Применение опорных понятий: юридические лица, фирма, издержки производства(внутренние, внешние, постоянные, переменные), факторы производства (земля, труд, капитал, предпринимательская способность), прибыль (бухгалтерская, экономическая), факторные доходы (заработная плата, рента, процент, прибыль)
  2. Формирование универсальных учебных действий: общеучебных (структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, контроль и оценка процесса и результата деятельности); логических (анализ с целью выделения признаков, синтез, подведение под понятие, установление причинно- следственных связей, выбор оснований для классификации).
  3.  Овладение специальными умениями: правильно употреблять экономические понятия; приводить примеры факторов производств, факторных доходов, издержек производства;  анализировать графики.
  1. Воспитательная: формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских законов общее- особенное- единичное, содержание-форма, первичное  вторичное.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, индивидуальные карточки   с заданиями   (Приложение №1, №2, №3)

Заявка на оценку:

«5» -   17   балла и выше

«4»    -  13-16  балла

«3»     –  10-12   баллов

Этапы

урока

Деятельность учителя

Время

Баллы

Деятельность учеников

Целевая установка

2мин

Актуализация опорных знаний

  1. Что называется «фирмой»?
  2. Что такое факторы производства?
  3. Какие факторы производства вам известны?

8 мин

1. Фирма- коммерческое юридическое лицо, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.

2. Факторы производства – ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.

3. Земля, труд, капитал (материальный и финансовый), предпринимательство, информация.

О каких факторах производства идет речь в следующих высказываниях:

1. «Деньги не всегда нужны: эти бумажки  в современной экономике теряют значение – нам нужны активы».   Владимир Путин

2. «Наш промышленник - слепой человек. Его ослепляет неисчислимое богатство страны сырьем».  Савва Морозов

3. «Должно  быть более искусное руководство делом: побольше мозга в вашей работе — мозга и еще раз мозга».  Генри Форд

4. «Каждый вечер 95 процентов всех активов моей компании разъезжаются на машинах по домам».

Джеймс Гуднайт

5. «Быть информированным означает иметь много денег». Жак Аттали

1. Капитал

2. Земля

3. Предпринимательство

4. Труд

5. Информация

Задание

Установите соответствие между примерами и факторами производства

Примеры

Факторы производства

А) технологии производства

Б) природные ресурсы

В) станки и оборудование

Г) рабочие

Д) счет в банке

  1. Земля
  2. Труд
  3. Капитал
  4. Информация

а

б

в

г

д

4

1

3

2

3

Задание

Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор:

Заработная плата, стипендия,  процент, рента, прибыль

Лишнее понятие «стипендия» - остальные относятся к факторным доходам

Индивидуальная работа

Задание 1

 Составьте логическую схему для понятия «Издержки производства». Составьте один вопрос – суждение.

10 мин

Задание 2

Рассмотрите графики под №1 №2 и определите виды издержек.

Приведите примеры данного вида издержек на предприятиях

Рис 1.                                                                

                                                                            _________________________

Рис 2:

                                                                             ________________________                                                                    

Ответ:    

   

  Рис. 1 Переменные издержки                        

 Рис.    2Постоянные издержки

Задание 3

Составьте логическую схему для понятия «Прибыль». Используя карточку №3, определите общее и особенное.

Простая кооперация

Разделить класс  на 3 группы, распределить задания для обсуждения:

1 группа – задача 1;

2 группа – задача 2,

3 группа -  задача 3

9мин

Обсуждение в группе

Сложная кооперация

6 мин

Защита

Тест

Вариант №1 и №2

5 мин

Вариант 1

4

4

4

1

2

2

3

3

Вариант 2

3

2

3

3

3

1

4

1

Домашнее задание

Решение задач

Приложение №1 Тест «Фирмы в экономике»

Фирмы в экономике      

 вариант 1

Фирмы в экономике      

                                                вариант 2

    1

Фирма осуществляет производство и установку пластиковых окон. К капиталу как фактору производства фирмы относится

  1. Штат мастеров, по установке окон
  2. Связи с клиентами фирмы
  3. Администрация фирмы
  4. Оборудование для производства окон

    1

Гражданин сдает принадлежащий ему участок земли в аренду фермерскому хозяйству.  Как называется доход гражданина от распоряжения этой недвижимостью?

  1. Капитал
  2. Прибыль
  3. Рента
  4. Процент

    2

Терпящая убытки фирма привлекла талантливого кризис-менеджера, который за год смог вывести ее  из кризисного состояния. Какой фактор производства был использован фирмой в первую очередь?

  1. Информация
  2. Капитал
  3. Земля и природные ресурсы
  4. Предпринимательские способности

   2

Агрокомбинат выращивает в теплицах овощи и зелень. Что относится к капиталу фирмы?

  1. Работники теплиц
  2. Оборудование теплиц
  3. Земля под теплицами
  4. Руководство агрокомбината

    3

Бизнесмен организовал на принадлежавшем ему участке земли гостиницу для животных. К какому типу относятся его затраты на землю как фактор производства?

  1. Внешние
  2. Переменные
  3. Бухгалтерские
  4. Внутренние

    3

Верны ли следующие суждения о прибыли фирмы?

А. Экономическая прибыль учитывает внутренние и внешние затраты фирмы

Б. В условиях кризиса прибыль фирмы может резко сократиться

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения не верны

    4

Верны ли следующие суждения о факторах производства?

А.  В современной экономике важным фактором производства становится информация

Б.  Количество используемых в экономике факторов производства безгранично

1.        Верно только А

2.        Верно только Б

3.        Верны оба суждения

4.        Оба суждения не верны

    4

Верны ли следующие суждения о факторах производства?

А.  В современной экономике важным фактором производства становится информация

Б.  Количество используемых в экономике факторов производства ограничено

1.        Верно только А

2.        Верно только Б

3.        Верны оба суждения

4.        Оба суждения не верны

     5

Какие затраты можно отнести к переменным затратам?

  1. Зарплату бухгалтера
  2. Сдельную зарплату рабочего
  3. Зарплату инженера
  4. Налог на имущество

   5

Какие затраты можно отнести к постоянным затратам?

  1. Плата за электроэнергию
  2. Плата за материалы
  3. Процент банку за кредит
  4. Выплата налога на прибыль

     6

Выберите статьи затрат, которые могут быть отражены следующим графиком издержек в краткосрочном периоде.

  1. Плата за материалы
  2. Плата за здание
  3. Зарплата бухгалтера
  4. Зарплата сторожа

   6

Выберите статьи затрат, которые могут быть отражены следующим графиком издержек в краткосрочном периоде.

  1. Сдельная плата рабочим
  2. Зарплата аппарата управления
  3. Плата за электроэнергию
  4. Транспортные расходы

    7

Неявные (внутренние) издержки представляют собой:

  1. постоянные издержки;
  2. переменные издержки;
  3. затраты на покупку факторов производства;
  4. затраты собственных ресурсов фирмы.

   7

Явные (внешние) издержки представляют собой:

  1. постоянные издержки;
  2. переменные издержки;
  3. затраты на покупку факторов производства;
  4. затраты собственных ресурсов фирмы.

    8

Из приведенного ниже списка выберите ситуацию, которая может быть отражена следующим графиком

  1. Рост тарифов на электроэнергию
  2. Рынок шоколада после хорошего урожая какао-бобов
  3. Снижение налога на производителя товара
  4. Открытие новых фирм в отрасли, производящей данный товар

    8

Из приведенного ниже списка выберите ситуацию, которая может быть отражена следующим графиком

  1. удорожание аренды производственных зданий  
  2. Рынок картофеля после аномально засушливого лета
  3. Внедрение на предприятиях новых более эффективных технологий
  4. Ожидание продавцами скорого роста цен

Приложение №2 Задачи

Задача 1.  Петя Клюквин получил в наследство квартиру на первом этаже. У Пети есть и другая квартира, в которой он сейчас с удовольствием проживает, поэтому он не собирается использовать полученную в наследство жилплощадь по ее прямому назначению. Каковы альтернативные варианты использования новой квартиры?

Задача 2. Год тому назад Джон Смит получил в наследство 220 акров земли и занялся фермерством вместе со своей женой Салли. У него работали трое рабочих, которым он выплатил в течение года заработную плату в сумме 30000 долларов. Для того чтобы финансировать покупку оборудования, удобрений и семян, Джон Смит взял ссуду в банке сроком на 10 лет с ежегодной выплатой процентов 5000 долларов в год. Первоначальная стоимость капитала (тракторы, поливальные машины, сараи) при его приобретении, т. е. год тому назад, составляла 100000 долларов. Сейчас его рыночная стоимость — 80000 долларов. Кроме того, новоиспеченный фермер осуществлял и другие виды денежных затрат: на страхование, материалы, бензин. Величина этих издержек в сумме составила 15000 долларов. Смит также подсчитал, что мог бы заработать на другой ферме 20000 долларов, а его жена за такую же работу могла бы получать 10 000 долларов ежегодно.

        Фермер использует свою собственную землю. Если бы он сдал ее в аренду, ежегодная арендная плата с этой земли составила бы 150 долларов за 1 акр. Определите:   а)   величину годовых амортизационных отчислений фермера;

                           б)   величину годовых бухгалтерских издержек фермера;

                        в)   величину годовых экономических издержек фермера.

Задача 3. Год тому назад мистер X стал владельцем небольшой мастерской по ремонту обуви. Он нанял двух рабочих, заплатив им в сумме 22 000 долларов в год, и 16000 долларов в год ушло на покупку сырья и материалов. В начале года мистер X закупил оборудование на сумму 40000 долларов, срок службы которого составляет 8 лет. Для того чтобы финансировать покупку оборудования, мистер X взял в банке кредит на восемь лет под 10% годовых. Мистер X использует собственное помещение в качестве мастерской. Это помещение он мог бы сдать в аренду и получать за него в виде арендной платы 10000 долларов в год. Конкурент мистера X предлагает ему рабочее место сапожника с оплатой 18 000 долларов в год. Годовая выручка от осуществляемых мистером X работ по ремонту обуви составляет 82 000 долларов.

        Подсчитайте:   а)   величину годовых амортизационных отчислений мистера X;

        б)   величину бухгалтерских и экономических издержек мистера X;

        в)   величину бухгалтерской и экономической прибыли мистера X за год.

Приложение №3 Бланк ответа

Задание 1

Составьте логическую схему для понятия «Издержки производства». Составьте один вопрос – суждение.

Составить схему: 4б

Вопрос-суждение: 2б

Задание 2

Рассмотрите графики под №1 №2 и определите виды издержек. Приведите примеры данного вида издержек на предприятиях

Рис 1.                                                                                                                    Рис 2.                                                          

                                                                     

 

                                                                                                                                       

                     

 

Определить два вида издержек: 2б

Привести по два и более примера:

2 б

Задание 3

Составьте логическую схему для понятия «Прибыль». Используя карточку №3, определите общее и особенное.

Составить схему: 1б

Определить общее и особенное: 1б

Тест

Вариант №___          1-            , 2-        , 3-         , 4-        , 5-       , 6-       , 7-         , 8-          .      

За каждый правильный ответ: 0,5 б

Фамилия: ________________________                                           Общее количество баллов_____                                Оценка_____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Человек и экономика" Повторительно-обобщающий урок Обществознание 7 класс

Повторительно-обобщающий урок по обществознанию в 7 классе. Тема «Человек и экономика»Автор: Аникина Татьяна Александровна учитель истории и обществознанияМКОУ-СОШ с. Крутояр....

Тест по теме: Экономика семьи", обществознание, 7 класс

Тест для закрепления и повторения темы "Экономика семьи", обществознание, учебник Л.Н.Боголюбова, 7 класс....

презентация для урока обществознания 11 класс "Глобальные проблемы экономики"

презентация для уроков обществознания "Глобальные проблемы человечества" и "Мировые проблемы экономики"....

Технологическая карта урока обществознания 8 класс "Экономика и ее роль в жизни общества"

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Экономика и ее роль  в жизни общества"...

Презентация к уроку обществознания 7 класс "Человек и экономика"

Презентация к уроку обществознания в 7 классе на тему "Человек и экономика". Данный материал составлен к УМК "Обществознание 7 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова"...

Конспект урока обществознания 7 класс "Экономика семьи"

Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока: сформировать целостное представление об экономике семьи.Задачи:Образовательная: обеспечить условия для углубления таких понятий как бюджет, доходы, ра...