Конспект урока по обществознанию 9 класс "Роль СМИ в политической жизни"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Жданова Светлана Владимировна

Конспект урока по обществознанию 9 класс "Роль СМИ в политической жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_smi_v_politicheskoy_zhizni.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Роль СМИ в политической жизни».

Цель: анализировать роль СМИ в формировании политического сознания людей.

Задачи: охарактеризовать каждую из политических идеологий, оказавших влияние на исторические события и события современности; способствовать развитию самостоятельности мышления в сочетании со способностью учебного сотрудничества, развитию умений взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения: создать условия для развития интереса к предмету.

Основные понятия: СМИ.

Оборудование: учебник, проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал, карточки с терминами.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам (Термины: политика, политический режим, политическая партия, общественно-политическое движение).

2. Фронтальный опрос:

- Перечислите отличия общественно-политических движений от политических партий.

- Назовите признаки политических партий.

- Охарактеризуйте структуру политической партии.

  1. Актуализация изученного.
  2. Изучение новой темы.

План

1. Основные разновидности современных политических идеологий.

2. Роль идеологий в политической жизни.

3. СМИ и политическое сознание.

Беседа с классом.

Польский писатель Богдан Чешко высказал следующую мысль: «Большая политика рано или поздно настигнет тебя. Но постарайся, чтобы она не застигла тебя в исподнем».

- Как вы думаете, что Богдан Чешко имел ввиду? (Необходимо иметь политические знания и разбираться в политических вопросах.)

- Что помогает современному человеку быть в курсе политической жизни?

Рассказ учителя.

СМИ – учреждения, созданные для публикации и публичной передачи различных сведений любым лицам с помощью специального технического оборудования (Записать!!!)

Главная проблема современных СМИ – это отсутствие доверия к ним у населения.

Институт СМИ:

  • специалисты (журналисты, инженеры и техники, работники типографий и др.);
  • специализированные организации учреждения (издательства газет, радиовещательные корпорации, телецентры, редакции и т. п.), располагающих необходимыми сооружениями и специальной техникой;
  • деятельность СМИ регулируется соответствующими социальными нормами.

Работа с текстом документа.

Познакомьтесь с текстом документа «Закон РФ о средствах массовой информации» (Приложение 1).

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание,

телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная про

грамма, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным

наименованием (названием);

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное

издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже

одного раза в год;

Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной

сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с

настоящим Законом. (абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

- Что понимается в законе РФ под СМИ, периодическим печатным изданием и сетевым изданием?

- Ответьте на вопрос: «Что общего и в чем различия у СМИ, периодического печатного

издания и сетевого издания.

Рассказ учителя о первых СМИ и о характере информации, распространяемой СМИ.

Первые СМИ

«Акта попули романи» (Дела римского народа) в Древнем Риме.

Первая печатная газета – «Столичный вестник» (Китай, VIII век).

Европейские газеты –  регулярный листок, который стоил в Венеции 1 гассету («гацца» – сорока).

Что интересно, в самой Италии газету называют «giornale» (ежедневная).

«La Gazette» (Фран­ция, 1631), ее корреспонденты – Людовик XIII и Ришелье.

Первые русские газеты – «Куранты» (1621) и «Ведомости» (1702).

Характер информации, распространяемой СМИ

экономическая и социальная, военная и научно-техническая, национальная и молодежная и т.д. (все

аспекты политики);

текущие события, прошлое и прогнозы;

информация местная (региона, города), общегосударственная (федерального уровня),

международная.

Общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач:

Во-первых, это приоритетность темы для граждан. Темы, волнующие людей (терроризм, катастрофы и т. п.), — в числе наиболее освещаемых в СМИ.

Во-вторых, сенсационные сведения, факты, выходящие за рамки повседневности: экстремальные происшествия, часто негативного характера.

В-третьих, сообщения о каких-либо новых, ранее неизвестных явлениях, организациях, решениях, заявлениях и т. п.

 В-четвертых, данные об успехах политиков и партий на выборах, о высоких или очень низких позициях в рейтингах, отражающих степень их популярности.

 В-пятых, информация, исходящая от лиц, имеющих высокий общественный статус: глав государств и правительств, лиц, занимающих высшие посты в военной, церковной или иных структурах.

Работа в парах.

Подумайте и запишите каждому виду СМИ его главную функцию

Радио –

Телевидение –

Пресса –

(Комментарии учителя, слайд 12-13)

 Рассказ учителя о функциях СМИ в современном обществе.

Функции средств массовой информации в современном обществе:

СМИ играют роль основного агента производства и распределения политической культуры;

СМИ способствуют стандартизации и формированию однородности политической культуры;

СМИ содействуют расширению возможностей реального участия самых широких слоёв общества в

политическом процессе;

СМИ выполняют политико-интеграционную работу, побуждая людей воспринимать и усваивать

господствующие политические ценности, идеалы, установки;

СМИ ставят задачу не просто привлечь внимание общественности к тем или иным политическим

партиям и их деталям, но и создать их имидж;

СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества. Они могут достаточно

оперативно и легко склонить общественное мнение в поддержку каких-либо политических целей,

кампаний, курса;

СМИ могут быть использованы для оказания влияния (а нередко и давления) на власти, руководство

партий, политических и общественных деятелей; на весь процесс принятия политических решений;

СМИ способны к гигантской и систематической «подделке» политической реальности. В свою

очередь это может спровоцировать общество на ложное восприятие политической действительности

и ошибочный политический выбор.

Коллективная работа.

На сегодняшний день весь мир разделился на тех, кто считает, что СМИ приносят пользу человеку и

обществу, и на тех, кто считает, что наносят вред человеку и обществу.

- А ка считаете вы?  

(комментарии учителя, слайд 16).

  1. Закрепление изученного.

- Что такое СМИ

- Как влияют СМИ на политическую жизнь общества?

  1. Подведение итогов, выставление оценок.
  2. Задание на дом.

Пар.7, повторить; подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.

Приложение 1

«Закон РФ о средствах массовой информации».

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание,

телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная про

грамма, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным

наименованием (названием);

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное

издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже

одного раза в год;

Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной

сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с

настоящим Законом. (абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

_______________________________________________________________________________________

Приложение 1

«Закон РФ о средствах массовой информации».

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое

издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма,

кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации

под постоянным наименованием (названием);

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное

издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже

одного раза в год;

Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной

сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с

настоящим Законом. (абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

_______________________________________________________________________________________

Приложение 1

«Закон РФ о средствах массовой информации».

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое

издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма,

кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации

под постоянным наименованием (названием);

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное

издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже

одного раза в год;

Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной

сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с

настоящим Законом. (абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

_______________________________________________________________________________________

Приложение 1

«Закон РФ о средствах массовой информации».

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое

издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма,

кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации

под постоянным наименованием (названием);

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное

издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже

одного раза в год;

Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной

сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с

настоящим Законом. (абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обществознанию "политическая деятельность в избирательной системе"

Конкурсная разработка урока, направленного на формирование активной гражданской позиции, рассмотрение выборной системы РФ...

Конспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: «Политическая деятельность»

Урок-дискуссия с элементами лабораторной работыМесто темы в системе учебных занятий Данный урок –  это часть изучения темы: «Политическая деятельность», которая является, в свою очередь, составно...

Конспект урока "СМИ и их роль в политической жизни "

Цель урока: создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние в политической жизни общества; развивать навыка поиска ...

Конспект урока по обществознанию 5 класс "Образование в жизни человека"

Тип урока "открытия " нового знания. Урок составлен в соответствии с ФГОС....

Урок по обществознанию "Участие гражданина в политической жизни"

Урок по обществознанию "Участие гражданина в политической жизни"...

Конспект урока по обществознанию 9 класс ТЕМА: «Политические режимы. Демократия».

Разработка урока по обществознанию 9 класс по теме «Политические режимы. Демократия»....