Тест по обществознанию в формате ЕГЭ
тренажёр по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Материал для подгтовки к итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинговая работа по обществознанию, 11 класс

Вариант 1

Часть 1

1. Запишите слова, пропущенные в схеме.

Форма государства

Форма территориального устройства              Форма правления                               ?

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Семейное воспитание, дополнительное образование, социализация молодежи,

школьное обучение, трудовая подготовка.

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к достигаемому социальному статусу.

1) муж, 2) сестра, 3) врач, 4) студент, 5) продавец, 6) якут.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.

2) Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.

3) Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.

4) Потребность служит побудительным мотивом деятельности.

5) Потребность, как правило, направлена на какой-либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.

5. Установите соответствие между типами обществ и приведенными характеристиками. Получившуюся последовательность цифр запишите в бланк ответов.

                        ХАРАКТЕРИСТИКИ                                        ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) переход ко всеобщему начальному образованию                                1) традиционное

Б) внеэкономическое принуждение к труду                                        2) индустриальное

В) зарождение массовой культуры

Г) социальное происхождение как основа личного статуса

Д) господство религиозного сознания

6. Ученые лаборатории ведут исследование в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) опора на данные наблюдений                                

2) экспериментальное подтверждение выводов

3) учет накопленного опыта                                

4) использование форм рационального познания

5) разработка обоснованных теорий                        

6) применение строго определенных понятий.

7. Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Инфляция проявляется в снижении покупательной способности денег.

2) Различают микроинфляцию и гиперинфляцию.

3) Рост цен на ресурсы порождает инфляцию предложения.

4) Одна из причин инфляции – усиление конкуренции между производителями.

5) К последствиям инфляции относится рост реальной заработной платы.

8. Установите соответствие между видами издержек и конкретными примерами.  Получившуюся последовательность цифр запишите в бланк ответов.

                ПРИМЕРЫ ИЗДЕРЖЕК                                        ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

А) расходы на сырье и материалы                                                1) постоянные

Б) плата за аренду помещения                                                2) переменные

В) расходы на коммунальные услуги

Г) расходы на зарплату сотрудников

Д) страховые выплаты

9. Надежде 40 лет, она домохозяйка. Женщина поддерживает порядок в доме, заботится о муже, работающем на крупном предприятии. К каким категориям можно отнести Надежду? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) трудоспособные                

2) частично занятые                

3) не включаемые в численность рабочей силы

4) отчаявшиеся найти работу        

5) временно безработные                

6) занятые

10. На графике отражено изменение спроса на мобильные телефоны новых моделей: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р – цена товара, Q – количество товара).

         

          Р

                                             Q

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такие изменения? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) укрупнение компаний, предоставляющих услуги мобильной связи

2) снижение цен на популярные модели телефонов

3) утверждение плоской шкалы налогообложения

4) рост покупательской способности населения

5) удорожание услуг стационарной телефонной связи.

11. Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для молодежи характерна собственная субкультура.

2) Молодежь выделяется на основе возрастного критерия.

3) Большинству молодых присущ более высокий социальный статус, чем людям зрелого возраста.

4) В отличие от подростков ведущей деятельностью молодых является познание.

5) Молодежи свойственно стремление к социальному самоопределению.

12. В стране Z социологи проводили опрос. Участникам предлагалось ответить на вопрос: «Какие цели ваша семья ставит перед собой?» Результаты опроса приведены в таблице (в % от числа опрошенных).

2005 г.

20017 г.

Выжить

15

25

Жить не хуже, чем большинство семей в моем городе

58

55

Жить лучше

15

13

Жить по стандартам развитых стран

2

2

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных?

1) За последние годы благосостояние людей выросло.

2) У большинства отсутствуют достижительные установки.

3) Средний уровень жизни людей достаточно высок.

4) Уровень жизни в развитых странах не рассматривается большинством опрошенных как целевой ориентир

5) Среди опрошенных количество тех, кто сводит концы с концами, возросло.

13. Выберите верные суждения о формах государственного устройства.

1) Федеративное государственное устройство имеют только многонациональные государства.

2) В унитарном государстве отсутствует территориальное деление страны.

3) В федеративном государстве субъект федерации обладает частью суверенитета.

4) Унитарные государства имеют однопалатный парламент.

5) В унитарных государствах чаще, чем в федеративных, устанавливаются авторитарные режимы.

14. Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями. Получившуюся последовательность цифр запишите в бланк ответов.

        ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ                                ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

А) решать вопрос о возможности использования                1) Государственная Дума РФ

Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ                2) Совет Федерации РФ

Б) назначать на должность судей высших судов РФ

В) освобождать от должности Генерального прокурора РФ

Г) решать вопрос о доверии Правительству        Д) объявлять амнистию

15. В государстве Z проводятся регулярные выборы законодательного собрания. В них участвуют представители различных политических сил. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в стране действует пропорциональная избирательная система?

1) мандаты распределяются между партиями в соответствии с количеством поданных голосов

2) оппозиционные партии наряду с проправительственными выдвигают своих кандидатов

3) голосование проводится по партийным спискам

4) в предвыборный период создаются межпартийные коалиции

5) голосование проводится в несколько туров

6) устанавливается наименьшее число голосов для избрания.

16. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ?

1) декларировать свои доходы

2) бережно относится к природным богатствам

3) платить законно установленные налоги

4) свидетельствовать в суде

5) определять свою национальную принадлежность

6) участвовать в общественно-политической деятельности.

17. Выберите верные суждения о видах нормативных правовых актов.

1) Все нормативно-правовые акты по юридической силе подразделяются на законы и подзаконные акты.

2) В нашей стране федеральный закон обладает большей юридической силой, чем конституционный федеральный закон.

3) Подзаконные акты в отличие от законов не носят обязательного характера для лиц, на которых распространяются.

4) Постановления Правительства относятся к подзаконным нормативным актам.

5) Указы Президента РФ издаются на основе и в развитие действующих законов.

18. Установите соответствие между органами по обеспечению правовой помощи в РФ и приведенными функциями. Получившуюся последовательность цифр запишите в бланк ответов.

        ФУНКЦИИ                                        ОРГАНЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ

А) придание совершаемым сторонами                        1) адвокатура

действиям юридической силы                                2) нотариат

Б) консультирование по правовым вопросам

В) удостоверение сделок и установление фактов

Г) участие в качестве представителя доверителя

в судебном процессе

Д) составление заявлений, жалоб, ходатайств.

19. Что входит в систему права?

1) правовой обычай                

2) норма права        

3) отрасль права        

4) правовая санкция

5) институт права                

6) судебный прецедент

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

        «В общем виде труд можно определить как ___________ (А) деятельности человека по превращению природных, материальных, интеллектуальных _____________ (Б) в необходимый для личного или общественного потребления продукт. Когда рассматривают продукт труда как ___________ (В), то имеют в виду самые различные его формы – готовая продукция сельского хозяйства, промышленные, всевозможные услуги. В процессе труда человек взаимодействует с предметами и _____________ (Г) труда, а также с окружающей средой. В условиях рыночных отношений человек – субъект __________ (Д) может реализовывать свой потенциал двояко: либо на основе самозанятости, либо как наемный работник, предлагающий свои услуги работодателю, субъекту ____________ (Е).

Список терминов:

1) производство           

2) товар            

3) ресурс        

4) зарплата                

5) сфера         

6) средство  

7) предмет

8) собственность        

9) труд.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответа.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Государство есть политическая организация общества, обладающая аппаратом власти. Государство служит обществу, решает задачи, стоящие перед общество в целом, а также задачи, отражающие интересы отдельных социальных групп, территориальных общностей населения страны. Решение этих задач организации и жизни общества и есть выражение социального назначения государства. Изменения в жизни страны, общества, например, индустриализация, урбанизация, рост численности населения, выдвигают новые задачи перед государством в области социальной политики, в разработке мер устройства жизни общества в новых условиях.

К числу важнейших задач, в разрешении которых находит выражение социальное назначение государства, принадлежит обеспечение целостности государства, справедливого сотрудничества различных социальных групп, своевременное преодоление острых противоречий в жизнедеятельности общества и составляющих его общностей и групп.

Социальное назначение и активная роль государства выражаются в обеспечении прочного общественного порядка, научно обоснованного пользования природой, в охране окружающей среды жизни и деятельности человека. И самое главное в характеристике социального назначения государства – это обеспечение достойной жизни человека, благосостояние народа.

Идеи социального назначения государства получили конкретизацию и развитие в концепции (теории) «социального государства». Положения о социальном государстве закреплены в ряде конституций демократических государств.

Демократическое социальное государство призвано обеспечить всем гражданам конституционные права и свободы. Обеспечивать не только материальное благосостояние, но и культурные права и свободы. Социальное государство – это страна с развитой культурой. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом 16 декабря 1966 г., говорится, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и гражданскими и политическими правами.

В современных условиях в России актуальными задачами в социальной политике государства являются обеспечение права на труд и меры по преодолению безработицы, охране труда, улучшению его организации и оплаты. Необходимо умножать и совершенствовать меры по укреплению и государственной поддержке семьи, материнства и детства. Социальная политика нуждается в стимулировании помощи пожилым людям, инвалидам, укреплении здравоохранения, других социальных институтов и служб. Большие задачи социальной политики государства стоят в области регулирования демографических процессов общества, стимулирования рождаемости, возвышения роли женщины в жизни общества и государства.

В.Д. Попков.

21. Что такое государство? Каким видится ответ на этот вопрос автору текста? Какое определение государства можете дать вы, опираясь на знание курса.

22. В тексте сказано, что «государство служит обществу, решает задачи, стоящие перед общество в целом, а также задачи, отражающие интересы отдельных социальных групп, территориальных общностей населения страны». Опираясь на текст, приведите примеры одной задачи, стоящей перед обществом в целом, и одной задачи, отражающей интересы отдельных социальных групп или территориальных общностей.

23. Используя информацию текста и знания курса, сформулируйте любые три характеристики социального государства.

24. Автор приводит ряд актуальных задач в социальной политике государства современной России. Приведите примеры решения любых трех их этих задач.

___________________________________________________________________________________________

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «чувственное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.

26. Приведите три возможных критерия классификации политических партий и укажите типы партий, выделяемых в каждой из этих классификаций.

27. В ходе дискуссии было выражено мнение о том, что экстенсивный путь развития экономики исчерпал себя. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в поддержку и один аргумент в опровержение этого мнения.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Взаимосвязь образования и науки в современном обществе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы, при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

29.1

Философия

«Понятие «быть живым» - это понятие не статическое, а динамическое» Э.Фромм

29.2

Экономика

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» Н.М. Ротшильд

29.3

Социология, социальная психология

«Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам» Ж.П. Сартр

29.4

Политология

«Управлять – значит предвидеть» Екатерина II Великая

29.5

Правоведение

«Право – это все то, что истинно и справедливо» В. Гюго

 

                  Мониторинговая работа по обществознанию, 11 класс

Вариант 2

Часть 1

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Капитал

Денежные средства, знания, сооружения, оборудование, используемые при производстве товаров и услуг

….

Используемые в процессе производства товаров и услуг физические и умственные способности людей

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) в бланк ответов.

Духовная культура, духовные ценности, научные исследования, моральные нормы,

религиозные взгляды, нравственные поступки.

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой социальные нормы.

1) внешние эффекты, 2) обычаи, 3) традиции, 4) законы, 5) международные договоры,

6) социальные установки

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.

2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.

3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих на данный момент времени.

4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.

5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.

5. Установите соответствие между признаками и формами познания. Получившуюся последовательность цифр запишите в бланк ответов.

        ПРИЗНАКИ                                                                ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

А) отражение мира в художественных образах                                1) наука

Б) выражение и объяснение сущности явлений                                2) искусство

В) направленность на удовлетворение потребности человека

в прекрасном

Г) обоснованность полученных результатов

Д) достоверность выводов

6. Гонка вооружений повлияла на обострение экологической и экономической ситуации в мире. Выберите из предложенного списка глобальные проблемы, которые непосредственно отражены в данной причинно-следственной связи.

1) угроза мировой войны

2) экологический кризис и его последствия

3) отставание развивающихся стран «третьего мира» от развитых стран

4) демографическая ситуация на планете

5) алкоголизм и наркомания

6) международный терроризм

7. Выберите верные суждения о субъектах банковской деятельности.    

1) Коммерческие банки могут заниматься производством материальных ценностей.

2) Центральный банк может принимать депозиты и выдавать кредиты.

3) Центральный банк может устанавливать определенные финансовые нормативы, которые обязаны соблюдать все кредитные организации.

4) Коммерческие банки могут заниматься торговлей и страхованием имущества.

5) Коммерческие банки могут заниматься кредитованием предприятий, государства и населения.

8. Установите соответствие между мерами государственного регулирования экономики и его методами. Получившуюся последовательность цифр запишите в бланк ответов.

                МЕРЫ                                        МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А) государство оказывает влияние на                                 1) финансово-экономические методы

экономику своей денежной политикой                                2) правовые методы

Б) государство помогает товаропроизводителям,

вводя таможенные пошлины

В) государство устанавливает правила экономического

поведения для фирм-производителей

Г) государство способствует развитию производства,

увеличивая или уменьшая размер налогов

Д) государство устанавливает условия заключения

хозяйственных договоров, порядок регистрации фирм

9. Финансовый консультант объясняет своему клиенту отличия привилегированных акций от акций обыкновенных. Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Эти акции дают право на участие в управлении компанией.

2) Эти акции дают право на получение фиксированного дивиденда.

3) Размер дивиденда по этим акциям и ликвидационная стоимость определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций.

4) Эти акции дают первоочередное право на получение части имущества фирмы в случае её банкротства.

5) Источником выплат дивидендов по привилегированным акциям является чистая прибыль акционерного общества за текущий год.

6) Эти акции дают право на безусловный возврат их номинальной стоимости по истечении срока погашения.

10. На графике отражена ситуация на рынке бытовой техники: линия предложения D переместилась в новое положение D1 (Р – цена товара, Q – количество товара).

         

          Р

                                        Q

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такие изменения? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение доходов потребителей бытовой техники

2) широкая реклама в СМИ бытовой техники новых марок

3) применение технологий, сокращающих издержки производства

4) ожидание роста потребительских цен

5) выход на рынок нового крупного производителя бытовой техники.

11. Выберите верные суждения о социальных нормах.

1) Социальные нормы разнообразны во времени и пространстве.

2) Социальные нормы всегда запрещают или ограничивают что-либо в человеческих действиях.

3) К социальным нормам относятся традиции и обычаи.

4) Социальные нормы являются элементом социального контроля.

5) Изменение социальных норм приводит к социальным потрясениям.

12. В стране Z социологи проводили опрос. Участникам предлагалось ответить на вопрос: «Какие цели ваша семья ставит перед собой?» Результаты опроса приведены в таблице (в % от числа опрошенных).

2005 г.

20017 г.

Выжить

15

25

Жить не хуже, чем большинство семей в моем городе

58

55

Жить лучше

15

13

Жить по стандартам развитых стран

2

2

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных?

1) За последние годы благосостояние людей выросло.

2) У большинства отсутствуют достижительные установки.

3) Средний уровень жизни людей достаточно высок.

4) Уровень жизни в развитых странах не рассматривается большинством опрошенных как целевой ориентир

5) Среди опрошенных количество тех, кто сводит концы с концами, возросло.

13. Выберите верные суждения об особенностях демократического политического режима.

1) При демократическом режиме гласность является принципом организации и деятельности государственного аппарата.

2) При демократическом режиме власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

3) При демократическом режиме деятельность оппозиционных партий запрещена.

4) В отличие от политических режимов других типов, при демократическом режиме существует право власти на взимание налогов и сборов.

5) При демократическом режиме, в отличие от политических режимов других типов, существует право власти на легальное применение силы.

14. Установите соответствие между функциями и осуществляющими их органами государственной власти. Получившуюся последовательность цифр запишите в бланк ответов.

ФУНКЦИИ ОРГАНОВ                                ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ                

А) объявление амнистии                                                1) Государственная Дума РФ

Б) управление федеральной собственностью                        2) Правительство РФ

В) назначение на должность и освобождение

от должности Уполномоченного по правам человека

Г) осуществление мер по обеспечению прав и свобод

граждан

Д) осуществление мер по охране общественного порядка,

борьбе с преступностью.

15. В ст. 3 Конституции Итальянской республики указано, что задачей государства является устранение препятствий, которые ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному развитию личности. Какие выводы позволяет сделать данное конституционное положение?

1) Республика провозгласила ценности демократического социального государства.

2) Республика отличается стабильными социальными отношениями.

3) Республика является государством благосостояния с высокими жизненными стандартами.

4) Республика является современным государством с развитым законодательством.

5) Республика провозгласила суверенитет народа.

6) Республика признает человека, его права и свободы высшей ценностью.

16. Статья 14 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию светским государством. Это означает, что

1) признаны права и свободы человека и гражданина

2) устанавливается равная защита собственности любой формы

3) отсутствует государственная религия

4) ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным

5) в стране узаконена многопартийность

6) признан и обеспечивается суверенитет народа.

17. Выберите верные суждения о системе права в РФ.

1) Понятие «отрасли права» можно использовать вместо понятия «система права», поскольку эти понятия тождественны по смыслу.

2) В основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования.

3) К отраслям права относятся административное и гражданское право.

4) Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления.

5) Порядок получения наследства регулируется административным правом.

18. Установите соответствие между участниками и сторонами в уголовном судопроизводстве.

        УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА                СТОРОНЫ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

А) потерпевший                                                        1) сторона защиты

Б) дознаватель                                                        2) сторона обвинения

В) понятой                                                                3) иные участники

Г) переводчик

Д) подозреваемый

19. У гражданина А. есть фирма. Какие факты позволяют сделать вывод о том, что эта фирма – акционерное общество?

1) фирма имеет в своем хозяйственном ведении обособленное имущество

2) фирма является промышленным предприятием

3) фирма имеет право заключать гражданско-правовые договоры

4) фирма проводит отрытую подписку на выпускаемые ею ценные бумаги

5) фирма проводит свободную продажу выпускаемых ею ценных бумаг на условиях, установленных законом

6) физические и юридические лица, покупающие ценные бумаги фирмы, имеют право на получение части ее дохода.

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Особенности характера, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности ________ (А) и на его жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность. На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни, способы _________ (Б) (игровой, спортивной, учебной), трудовое и общественное поведение, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются ________ (В) и т.д. Все эти факторы имеют значение как моменты становления____________ (Г) субъекта. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним_________ (Д) его деятельности. Чувство ответственности, долга проявляется в сознательной готовности человека следовать установленным ____________ (Е), оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих».

Список терминов:

  1. Общество
  2. Человек
  3. Конфликтные ситуации
  4. Межличностные отношения
  5. Деятельность
  6. Личность
  7. Регулятор
  8. Нормы
  9. Санкции.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответа.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Государство есть политическая организация общества, обладающая аппаратом власти. Государство служит обществу, решает задачи, стоящие перед общество в целом, а также задачи, отражающие интересы отдельных социальных групп, территориальных общностей населения страны. Решение этих задач организации и жизни общества и есть выражение социального назначения государства. Изменения в жизни страны, общества, например, индустриализация, урбанизация, рост численности населения, выдвигают новые задачи перед государством в области социальной политики, в разработке мер устройства жизни общества в новых условиях.

К числу важнейших задач, в разрешении которых находит выражение социальное назначение государства, принадлежит обеспечение целостности государства, справедливого сотрудничества различных социальных групп, своевременное преодоление острых противоречий в жизнедеятельности общества и составляющих его общностей и групп.

Социальное назначение и активная роль государства выражаются в обеспечении прочного общественного порядка, научно обоснованного пользования природой, в охране окружающей среды жизни и деятельности человека. И самое главное в характеристике социального назначения государства – это обеспечение достойной жизни человека, благосостояние народа.

Идеи социального назначения государства получили конкретизацию и развитие в концепции (теории) «социального государства». Положения о социальном государстве закреплены в ряде конституций демократических государств.

Демократическое социальное государство призвано обеспечить всем гражданам конституционные права и свободы. Обеспечивать не только материальное благосостояние, но и культурные права и свободы. Социальное государство – это страна с развитой культурой. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом 16 декабря 1966 г., говорится, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же, как и гражданскими и политическими правами.

В современных условиях в России актуальными задачами в социальной политике государства являются обеспечение права на труд и меры по преодолению безработицы, охране труда, улучшению его организации и оплаты. Необходимо умножать и совершенствовать меры по укреплению и государственной поддержке семьи, материнства и детства. Социальная политика нуждается в стимулировании помощи пожилым людям, инвалидам, укреплении здравоохранения, других социальных институтов и служб. Большие задачи социальной политики государства стоят в области регулирования демографических процессов общества, стимулирования рождаемости, возвышения роли женщины в жизни общества и государства.

В.Д. Попков.

21. Что такое государство? Каким видится ответ на этот вопрос автору текста? Какое определение государства можете дать вы, опираясь на знание курса.

22. В тексте сказано, что «государство служит обществу, решает задачи, стоящие перед общество в целом, а также задачи, отражающие интересы отдельных социальных групп, территориальных общностей населения страны». Опираясь на текст, приведите примеры одной задачи, стоящей перед обществом в целом, и одной задачи, отражающей интересы отдельных социальных групп или территориальных общностей.

23. Используя информацию текста и знания курса, сформулируйте любые три характеристики социального государства.

24. Автор приводит ряд актуальных задач в социальной политике государства современной России. Приведите примеры решения любых трех их этих задач.

________________________________________________________________________________________

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее особенности вертикальной социальной мобильности.

26. Назовите любые три социальные функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них.

27. Михаил трудился наладчиком на заводе. По личным обстоятельствам он добровольно уволился со старого места работы и сейчас активно ищет новую работу. Какой вид безработицы описывает ситуация? Назовите и кратко охарактеризуйте два других вида безработицы.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Конституционно-правовой статус Президента РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы, при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

29.1

Философия

«Понятие «быть живым» - это понятие не статическое, а динамическое»              Э.Фромм

29.2

Экономика

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» Н.М. Ротшильд

29.3

Социология, социальная психология

«Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам» Ж.П. Сартр

29.4

Политология

«Управлять – значит предвидеть» Екатерина II Великая

29.5

Правоведение

«Право – это все то, что истинно и справедливо» В. Гюго

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по обществознанию в формате ЕГЭ (11 класс). Глава "Экономическая жизнь общества"

Контрольная работа по теме "Экономическая жизнь общества" в 11 классе. В работе представлено 3 варианта....

Тесты по обществознанию в формате ЕГЭ

Данные тесты в формате ЕГЭ помогают закрепить пройденный материал по обществознанию в 10-11 классах...

тренировочный тест по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ в формате ЕГЭ (блок - ЭКОНОМИКА) 11 класс

Данный тест содержит 138 вопросов повышенной сложности для отработки блока ЭКОНОМИКА ЕГЭ по обществознанию...

Пробный вариант тренировочного теста ОГЭ по обществознанию в формате ОГЭ 2019 года для 9 классов.

Вариант создан для качественной подготовки к ОГЭ 2019 по обществознанию. Может использоваться для проведения самостоятельных пробных ОГЭ в школах среди выпускников 9 классов....

Контрольный тест по обществознанию в формате ЕГЭ

Данный тест позволит проверить входные знания по обществознанию и постепенно приучать учащихся к экзаменационному формату...

Проверочная работа по обществознанию (в формате ВПР) в 6 классе

Проверочная работа по обществознанию (в формате ВПР) в 6 классе...