урок обществознания в 11 класса
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Урок-дискуссия по обществознанию
«Смертная казнь: за и против»
За сумраком - сумрак, за звёздами - звёзды,
За жизнью, наверное, смерть.
А сбиться с дороги так просто, так просто,
Как в зеркало посмотреть.
Что происходит на Земле?
Что происходит с нами, с людьми?
Почему человек забыл, что он человек?
Почему человек наделил себя правом убивать?
Почему, наделив себя этим правом, он убил
свою душу?
Цель занятия:
- Формирование правовой культуры у учащихся;
- Формирование интеллектуальных умений: делать выводы, анализировать, комментировать, отстаивать свою точку зрения;
- Способствовать социализации учащихся в обществе; самореализации, самоадаптации.
Форма занятия: дискуссия
Оборудование: медиа – проектор, презентация, Запись на слайде «Казнить нельзя помиловать» (без запятой, после обсуждения вы поставите запятую в зависимости от своего убеждения).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа»
Урок на районный конкурс по ИКТ
Урок-дискуссия по обществознанию
«Смертная казнь: за и против»
Подготовила:
учитель обществознания
Попова Т.В.
Барашево 2016
Урок-дискуссия по обществознанию
«Смертная казнь: за и против»
За сумраком - сумрак, за звёздами - звёзды,
За жизнью, наверное, смерть.
А сбиться с дороги так просто, так просто,
Как в зеркало посмотреть.
Что происходит на Земле?
Что происходит с нами, с людьми?
Почему человек забыл, что он человек?
Почему человек наделил себя правом убивать?
Почему, наделив себя этим правом, он убил
свою душу?
Цель занятия:
- Формирование правовой культуры у учащихся;
- Формирование интеллектуальных умений: делать выводы, анализировать, комментировать, отстаивать свою точку зрения;
- Способствовать социализации учащихся в обществе; самореализации, самоадаптации.
Форма занятия: дискуссия
Оборудование: медиа – проектор, презентация, Запись на слайде «Казнить нельзя помиловать» (без запятой, после обсуждения вы поставите запятую в зависимости от своего убеждения).
Ход урока
1.Вводная беседа.
(Слайд 1-3)Здравствуйте, сегодняшний урок мне хотелось бы начать с отрывка стихотворения В. Леви, который стал эпиграфом к нашему уроку. Сегодня мы рассмотрим тему «Смертная казнь: за и против» (из раздела «Уголовное право»). Тема сложная, неоднозначно оцениваемая в нашем обществе, вызывающая дискуссии. Подписав Конвенцию о правах человека, РФ ввела мораторий на смертную казнь (т.е. смертная казнь приостановлена, заменяется пожизненным заключением). Сегодня мы выскажем свою точку зрения по данному вопросу (являемся ли сторонниками, или противниками смертной казни). Вы будете работать в группах (сторонники и противники). Хочу отметить, что это не просто игра, здесь не будет победителей и проигравших. Будут выслушаны мнения всех участников дискуссии, каждый сможет определить для себя, в каком месте правильнее поставить запятую в предложении (слайд 4)«Казнить нельзя помиловать». Навязывать свою точку зрения мы никому не собираемся. Каждое мнение имеет право на существование и достойно уважения. Вы делаете свой выбор.
Перед началом работы в группах послушайте информацию на тему «Из истории смертной казни».
Смертная казнь: история и статистика ( слайд 5)
Согласно докладу ООН, опубликованному в ноябре 2007 года, в мире 146 государств отказались от «узаконенного убийства». В то же время в 51 стране казни продолжаются, а нередко носят публичный характер. В 2006 году в мире были казнены по меньшей мере 5 тысяч 628 человек.
Несмотря на то, что количество государств, в которых допускается смертная казнь, составляет значительно меньше половины общего числа стран мира, но лишь 30% населения планеты проживает в тех странах, в которых нет угрозы смертной казни. Наибольшее количество - 90% всех смертных казней приходится на такие страны, как Иран, Ирак, Китай, Пакистан, США и Судан. В Китайской Народной Республике, по оценкам, среднегодовой показатель казненных составляет свыше 1000 человек (официальная статистика отсутствует). На второй позиции Иран, где этот показатель колеблется в пределах от 100 до 150. На третьем месте - Саудовская Аравия - от 80 до 100 казненных. На следующей позиции - Соединенные Штаты. Там в год подвергают казни в среднем 60 человек. В Европе единственным государством, которое применяет смертную казнь, остается Белоруссия. Всего же в мире числится приблизительно 20 тыс. заключенных, ожидающих приведения в исполнение смертного приговора.
Правозащитные организации отмечают, что особую обеспокоенность вызывает тот факт, что смертная казнь все чаще применяется для наказания преступлений, не связанных с насилием, таких, например, как транспортировка наркотиков в Юго-Восточной Африке, коррупция в Китае. 15 ноября 2007 года ООН приняла резолюцию, призывающую нации ввести мораторий на смертную казнь. Предложение о введении моратория поддержали 99 государств, "против" проголосовали 52 государства, 33 страны воздержались. Резолюция Генеральной ассамблеи не имеет обязательной силы, однако является политическим сигналом для лидеров мира.
Смертная казнь в Российской Федерации по действующей конституции 1993 года «носила временный характер и была рассчитана лишь на некоторый переходный период» и больше не может применяться с 16 апреля 1997 года, то есть наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться.[1][2]. Вопрос о её применении окончательно был разъяснён Конституционным судом в 2009 году на основании конституции и международных договоров, но норма о смертной казни осталась в национальном законодательстве, обладающем меньшей правовой силой, чем конституция и международные договоры.
В 1996 году Россию пригласили в Совет Европы только при условии отмены смертной казни[8][9][10]. 16 апреля 1997 года Россия подписала Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (в мирное время). Несмотря на то, что 6-ой протокол так и не был ратифицирован Россией, с этого момента смертную казнь в России запрещено применять согласно Венской конвенции, которая велит государству, подписавшему договор вести себя в соответствии с договором до его ратификации. На слайде представлены результаты социологического опроса «Об отношении к смертной казне», респондентам был задан один вопрос «Нужна ли современном обществу смертная казнь?» его обсуждение. Ответы получены неоднозначные, соотношение свидетельствует о том, что в обществе нет единого мнения по данному вопросу. В конце урока проведем опрос и сравним результаты.
2. Выступление учащихся с информацией об истории смертной казни в России.(слайд -7)
Смертная казнь в России
Впервые понятие "смертная казнь" появляется на Руси в 1398 году в Двинской уставной грамоте. Во времена Иоанна IV эта мера наказания использовалась без ограничений: по некоторым данным, было казнено около 4 тысяч человек. Не любимый народом Борис Годунов при восхождении на престол поклялся соблюдать пятилетний мораторий на вынесение и исполнение смертных приговоров и клятву сдержал. Но по истечении оговоренного срока вернулся к этому способу наказания, завещав то же самое и сыну. Петр Iсделал смертную казнь наказанием за 123 состава преступления. Дочь императора, Елизавета, первая в Европе попыталась отменить казнь. Екатерина II, хотя и прибегала к этой мере, считала, что наказание преступника должно вести не к устрашению, а "к исправлению и возвращению на путь истинный". В 1835 году в Своде законов смертная казнь впервые появляется де-юре: полагалась она за преступления государственные, военные и в качестве "карантинной меры". Всего в 1805-1905 годах было казнено около 300 человек (с 1891 года высшая мера не использовалась ни разу). Все изменили революции: в 1905-1906 годах было расстреляно около 4 тысяч человек. Но первая Дума вновь упразднила смертную казнь в 1917 году. О том же заявили и большевики, придя к власти. Но скоро начался "красный террор": заложников расстреливали просто по классовому признаку. 26 мая 1947 года Сталин отменил смертную казнь, но оставались ГУЛАГ и НКВД. В начале 1950-х годов смертная казнь была Сталиным же восстановлена. В СССР высшая мера наказания (а именно расстрел) применялась за государственные преступления (измена Родине, шпионаж), умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах и некоторые особо тяжкие преступления - постоянно; и за дезертирство, уклонение от воинской службы, отказ от исполнения приказа начальника, насилие - в военное время. С 1962 года смертная казнь стала применяться и за экономические преступления, например, "валютные махинации". С 1962 по 1990 год было расстреляно 24 тысячи человек. В новой России применение смертной казни было резко сокращено: с 1991 по 1996 год исполнены 163 приговора. 16 мая 1996 года президентом России Борисом Ельциным был издан указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». С августа 1996 года, в соответствии с этим указом, приговоры к смертной казни в исполнение не приводятся.
- (Слайд 8-10)Проведение дискуссии на тему «Смертная казнь: да или нет» Каждая группа используя аргументы, подготовленные заранее, высказывают свою точку зрения. На партах подготовлены карточки с высказыванием мудрых в отношении к смертной казне.
Аргументы «за» смертную казнь:
- Как правило к ней приговариваются убийцы, поэтому они получают то, что сделали, так как одна из целей наказания - возмездие.
- Угроза наказания в виде смертной казни снижает рост преступности, так как больше всего люди боятся смерти .Смертная казнь экономит деньги государства и налогоплательщиков, так как пожизненное заключение не гарантирует того, что преступник не может сбежать, кроме того его содержание дорого стоит. А отсидевшие свой срок преступники опять могут совершить преступление.
- Пожизненное заключение является более жестоким видом наказания
4.Большинство россиян за смертную казнь, она применяется в 2/3 государств.
5.Общество избавится от особо опасных преступников;
6.Преступник будет знать, что он не останется безнаказанным;
7.Родственники потерпевших удовлетворены совершившимся возмездием;
8.Уменьшаются затраты на содержание преступников;
9.Казнь – это не убийство, убивает человек, а казнит государство.
Аргументы «против» смертной казни:
- Люди, которые согласились лишать жизни другого человека, сами стали человекоубийцами. В Библии сказано «Не убий» и не говорится ни о каких исключениях из этого правила.
- Никто не гарантирован от судебных ошибок
- Смертная казнь является самым жестоким видом наказания и не может исправить преступника.
- Пожизненное заключение является достаточно серьезным видом наказания, предоставляет возможность преступнику исправиться
- Многие передовые страны, например страны члены Совета Европы уже отменили смертную казнь
- Это единственный вид наказания, не имеющий обратной силы
- Жестокость порождает ответную жестокости.
- Возможны ошибки следствия и может погибнуть невинный человек;
- Люди, исполняющие приговор становятся убийцами;
- Жестоко – жестокость порождает жестокость;
- Грех – главная библейская заповедь «Не убий»;
- Не остановит других преступников.
5. Просмотр видеоролика. Вывод: страшнее всего для преступника одиночество. Слайд 10.
6. Подведение итогов. На сегодняшнем уроке мы рассмотрели проблему касающуюся применения смертной казни. Каждый из вас определился в своей точке зрения. Я расскажу вам притчу.
Давным-давно, в старинном городе жил Мастер, окружённый своими учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы ответить?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, стараясь выкарабкаться. Ученик подошёл к Мастеру и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: «Всё в твоих руках» Выводы делайте сами, а мой совет: когда в ваших руках будет чужая жизнь, не спешите сжимать ладони.
6. Подведение итогов. Итак, мы закончили обсуждение темы.
Считаю, что поставленные цели достигнуты.
Участники вели активную дискуссию, высказывая свою точку зрения по поставленной проблеме.
Недостатки…….(необходимо обратить внимание на владение юридической терминологией)
Вопрос к аудитории:
На Ваш взгляд, насколько проведение уроков в такой форме способствует выработке самостоятельного мышления по обсуждаемым вопросам, умению отстаивать свою точку зрения?
Преподаватель благодарит всех присутствующих за активное участие в деловой игре и желает успехов в учёбе.
Задание №1(слайд 20)
Напишите номера вопросов, на которые вы получили ответы по данной теме
1)Вопрос о смертной казни – это простой вопрос?
2) Можно ли быть равнодушным, когда решается вопрос жизни и смерти?
3) Вы способны испытывать чувство сострадания к убийце?
4) Вы знаете о смертной казни достаточно много, чтобы объективно судить?
7. Рефлексия: (слайд21)
- Как я работал (активно, самостоятельно, недостаточно активно, недостаточно самостоятельно)
- Как я усвоил материал (полностью, частично, недостаточно хорошо)
- Как я рассуждал (логично, нелогично)
- Чему я научился (рассуждать, отстаивать своё мнение, ничему)
- Как новые знания соотносятся с моими представлениями о долге, справедливости, совести (полностью совпали, частично совпали, не совпали)
- Что изменилось во мне (новые знания заставили задуматься над поставленными проблемами, ничего не изменилось)
- Достиг ли я цели (я сформировал свой мнение, я не сформировал своё мнение, сформировал частично)
- Что изменилось во мне (новые знания заставили задуматься над поставленными проблемами, ничего не изменилось)
- Достиг ли я цели (я сформировал свой мнение, я не сформировал своё мнение, сформировал частично)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам обществознания 7 класс (к учебнику Л.Н.Боголюбова)
Презентации к каждому уроку....
Личность. Урок обществознания. 6 класс.
Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...
План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение
Тема урока: Спрос и предложение Цели урока: обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...
Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.
Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть основные сферы и характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»...
Урок обществознания 6 класс "Урок доброты"
Обществознание 6 класс...

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»
Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»...
