урок обществознания в 9 класса
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Открытый урок по обществознанию в 9 классе
Тема урока: Гражданские правоотношения. (Урок практикум)
Цели занятия.
Образовательные:
- расширить представления учашихся по теме «Понятие гражданского права. Гражданские правоотношения»
Развивающие:
-развивать умение пользоваться Гражданским кодексом РФ при решении ситуационных задач.
Воспитательные:
-воспитывать у учащихся стремление действовать в соответствии с правовыми нормами в типичных жизненных ситуациях, регулируемых гражданским правом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по обществознанию в 9 классе
Тема урока: Гражданские правоотношения. (Урок практикум)
Цели занятия.
Образовательные:
- расширить представления учашихся по теме «Понятие гражданского права. Гражданские правоотношения»
Развивающие:
-развивать умение пользоваться Гражданским кодексом РФ при решении ситуационных задач.
Воспитательные:
-воспитывать у учащихся стремление действовать в соответствии с правовыми нормами в типичных жизненных ситуациях, регулируемых гражданским правом.
Наглядность:
Раздаточный материал (ситуационные задачи), выдержки из Гражданского кодекса РФ
Развернутый план урока
1. Организационная часть.
2. Постановка целей и задач, мотивация.
3. Основная часть
1) Повторение
Вступительное слово учителя.
- На предыдущих уроках мы выполняли практическую работу по Конституции. Изучив 2 главу, закрепляющую права и свободы гражданина, мы составили схему основных видов прав гражданина. Откройте ее и назовите эти права. Выполним практическую работу на повторение. По цепочке читаете со слайда фразу и определяете вид прав.слайд №2
право на жизнь, право избирать и быть избранным, право на достойную оплату труда, право на вступление в различные союзы и ассоциации, право на отдых, право на участие в митингах и собраниях, право на частную собственность, право на образование, право на свободу слова, право на участие в культурной жизни общества, право на труд, право на безопасные условия труда, право на медицинское обслуживание, право на занятия научной деятельностью, право на наследство, право на социальное обеспечение, право на выбор профессии, право на гражданство.
2. Работа по определению. Начнём с определения.
- Как вы считаете, что представляет собой гражданское право? Слайд №3
(Отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые регулируют на началах равенства и автономии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения.) Его нормами регулируются не все имущественные и личные неимущественные отношения, а только те, которые основаны на равенстве и автономии воли сторон.
- Как вы думаете, что означает равенство сторон? (Отсутствие между ними властного подчинения, зависимости)
- Что означает автономия воли сторон?(каждая сторона принимает решения свободно, по доброй воле)
Слайд №4-5
Гражданское право регулирует два вида общественных отношений.
- Как вы думаете, какие?
- Как вы считаете, что включают в себя имущественные отношения?
Имущественные отношения – отношения, которые возникают по поводу имущества – материальных благ(вещи, работы, бытовые услуги – всё, что имеет денежную оценку)
- Как вы понимаете выражение «личные неимущественные отношения»?
С чем связано их появление?
(Возникают по поводу нематериальных благ: изобретений, произведений науки, литературы, искусства, права на честь и достоинство, неприкосновенность личности)
Выполним практическую работу (слайд №6-7)
Элементами правоотношений являются (слайд № 8-9) объектами правоотношений выступают граждане. Какие? С какого возраста? Найдите в учебнике. Ответственность наступает с 14 лет почему?
Содержание правоотношений(закреплённые в гражданском законодательстве прав и обязанности, выражающие юридическую связь участников)
В гражданских правоотношениях каждая сторона обладает как правами, так и обязанностями. Но бывают случаи, когда одна сторона имеет только права, а друга – только обязанности.
Выполним практическую работу (слайд 10)
Нормы гражданского права содержатся в международных документах, Конституции РФ, федеральных законах, подзаконных актах и др. источниках. Основным актом гражданского законодательства является ГК РФ. (Слайд 11)
3. Работа в группах.
Следующим этапом будет практическая работа в группах с выдержками из гражданского кодекса.
ПРАКТИКУМ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ
3адача №1. Марина и Ольга заключили договор займа на сумму, равную одному минимальному размеру оплаты труда.( 5 965 руб). Договор они заключили в письменной форме и хотели удостоверить его у нотариуса. Однако муж Марины считает, что нотариус не будет удостоверять такой договор, потому что закон не предусматривает необходимость не только нотариально удостоверять договор займа на сумму, не превышающую в 10 раз минимальный размер оплаты труда, но и заключать такой договор в простой письменной форме.
Будет ли нотариус удостоверять такой договор? [ ГК РФ, ст. 807, 808]
Гражданский кодекс РФ
Статья 807. Договор займа
1. По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Статья 808. Форма договора займа
1. Договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, - независимо от суммы.
2. В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.
3адача №2. «Если ты, Оля, сдашь вступительные экзамены и поступишь в институт, я подарю тебе золотые часы!» - сказала Ирина Борисовна. «Бабушка, договор, который содержит обещание подарить что-то в будущем, должен быть заключен в письменной форме, так требует закон», - сказал Ирине Борисовне внук Егор. «Ну, будем мы еще бумагу переводить! Считай, что мы и так с Олей договорились», - ответила Ирина Борисовна.
Заключен ли договор в данном случае? [ГК РФ, ст.572, ст.574 п.2]
Статья 572. Договор дарения
1. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
2. Обещание безвозмездно передать кому-либо вещь или имущественное право либо освободить кого-либо от имущественной обязанности (обещание дарения) признается договором дарения и связывает обещавшего, если обещание сделано в надлежащей форме (пункт 2 статьи 574) и содержит ясно выраженное намерение совершить в будущем безвозмездную передачу вещи или права конкретному лицу либо освободить его от имущественной обязанности.
Обещание подарить все свое имущество или часть всего своего имущества без указания на конкретный предмет дарения в виде вещи, права или освобождения от обязанности ничтожно.
Статья 574. Форма договора дарения
1. Дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи (вручение ключей и т.п.) либо вручения правоустанавливающих документов.
2. Договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда:
- дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей;
- договор содержит обещание дарения в будущем.
В случаях, предусмотренных в настоящем пункте, договор дарения, совершенный устно, ничтожен.
3. Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации
3адача №3. Сидорова обнаружила на скамейке около своего дома оставленный кем-то зонтик. Владелец зонтика ей был неизвестен, установить его не удалось. Сидорова заявила о находке в милицию. Зонтик остался у нее. Через девять месяцев к Сидоровой пришла некто Юровская и потребовала вернуть зонтик, заявив, что оставила его прошлым летом, отдыхая на скамейке около дома Сидоровой. Тот факт, что это был ее зонтик, она доказала, указав на его особые приметы.
- Как поступить Сидоровой?
- Кто является собственником спорного зонтика? [ГК РФ, ст.227, 228, 229]
Гражданский кодекс РФ
Статья 227. Находка
1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.
2. Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.
3. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.
4. Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.
5. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.
Статья 228. Приобретение права собственности на находку
1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 227) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее
2. Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.
Статья 229. Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь
- Нашедший и возвративший вещь лицу, управомоченному на ее получение, вправе получить от этого лица, а в случаях перехода вещи в муниципальную собственность - от соответствующего органа местного самоуправления возмещение необходимых расходов, связанных с хранением, сдачей или реализацией вещи, а также затрат на обнаружение лица, управомоченного получить вещь.
- Нашедший вещь вправе потребовать от лица, управомоченного на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи. Если найденная вещь представляет ценность только для лица, управомоченного на ее получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом.
Право на вознаграждение не возникает, если нашедший вещь не заявил о находке или пытался ее утаить.
3адача №4. Сидоров по договоренности со своим родственником Спичкиным передал последнему в пользование по доверенности новый автомобиль «Жигули» сроком на три года. По истечении срока действия доверенности Сидоров выписал на имя Спичкина новую доверенность, также сроком на три года. Спустя шесть лет Спичкин отказался вернуть автомобиль, мотивируя это тем, что он владел автомобилем открыто, законно и непрерывно более пяти лет, поэтому автомобиль по праву приобретательной Давности принадлежит не Сидорову, а ему, Спичкину. Сидоров обратился в суд с иском об истребовании автомобиля у Спичкина.
- Как суд должен разрешить данный спор?
- Каковы условия для приобретения права собственности по праву приобретательной давности?(см. ГК РФ)
Гражданский кодекс РФ
Статья 234. Приобретательная давность
1. Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. *234.1.2)
2. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
3. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
5. Подведение итогов слайд№12
6.Рефлексия.
7. Выставление отметок за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам обществознания 7 класс (к учебнику Л.Н.Боголюбова)
Презентации к каждому уроку....
Личность. Урок обществознания. 6 класс.
Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...
План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение
Тема урока: Спрос и предложение Цели урока: обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...
Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.
Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть основные сферы и характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»...
Урок обществознания 6 класс "Урок доброты"
Обществознание 6 класс...

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»
Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»...
