Воспитываем личность.
статья по обществознанию по теме

Соболева Надежда Александровна

   

                 Сведи к необходимостям всю жизнь,  и человек сравняется с животным.   Уильям Шекспир. Король Лир

 

       С современными  требованиями ФГОС, снова стали актуальными вопросы воспитания и особенно в нашу эпоху размытых понятий о жизненных ценностях, или увы не шекспировских ценностях заимствованных с запада.

Есть повод и нам педагогам задуматься над  понятиями личности,  целях жизни, самооценке, и о том, что же является конечной целью воспитания? А может и дать детям как предусмотренную ФГОС проектную деятельность (на ОДНРК, обществознании и т.д.), материалы которой по ФГОС должны отличаться от рамок стандартного урока или как воспитательную деятельность классного руководителя, воспитателя на старшей школе.

      Как определяют сами эти понятия великие и признанные всеми умы России?

      Я выбрала двух бесспорных авторитетов, и думаю в этой области – самых достойных: Ф.М. Достоевского и академика Д.С. Лихачёва.

     Мнение о Ф.М. Достоевском  для большинства русских людей выразил профессор Международной славянской академии Симаков Николай Кузьмич в программе «Неравнодушный разговор» : - Достоевский для России, что Шекспир для Англии, Гете для Германии…и т.д., как мерило и выражение главных вопросов и мыслей русского народа, тот луч света, который может преобразить душу человека, духовный вождь русского народа. Хотя он известен и популярен и современен во всём мире, и как считает Булгаков – бессмертен…

    Добавлю интересный факт: в начале жизни, Достоевский как и А.С. Пушкин попал под влияние политического кружка, а в конце жизни отметил: «Я как и Пушкин – слуга царю».

    Достоевский,  в конце жизни был признан, царь Александр II, приглашал его как писателя, мудреца  и воспитателя для царских сыновей.

    Надеюсь, что никому не надо доказывать авторитетность Д.С. Лихачёва, и приведу как рекомендацию действующего президента России – В.В. Путина, цитату о Д.С.Лихачёве: «Идеи этого величайшего мыслителя и гуманиста сейчас как никогда актуальны».

Мне думается, что их размышления на эту тему  будут интересны и детям и педагогам:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lichnost_avtosohranennyy.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитываем личность.

Сведи к необходимостям всю жизнь,

                                                                                     И человек сравняется с животным.

Уильям Шекспир. Король Лир

       С современными  требованиями ФГОС, снова стали актуальными вопросы воспитания и особенно в нашу эпоху размытых понятий о жизненных ценностях, или увы не шекспировских ценностях заимствованных с запада.

       Есть мнение, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в Америке - сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван ГогаШекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом. (В.И. Арнольд, академик РАН. Один из крупнейших математиков XX века. (Из статьи «Новый обскурантизм и российское просвещение»)

      Есть повод и нам педагогам задуматься над  понятиями личности,  целях жизни, самооценке, и о том, что же является конечной целью воспитания? А может и дать детям как предусмотренную ФГОС проектную деятельность (на ОДНРК, обществознании и т.д.), материалы которой по ФГОС должны отличаться от рамок стандартного урока или как воспитательную деятельность классного руководителя, воспитателя на старшей школе.

      Как определяют сами эти понятия великие и признанные всеми умы России?

      Я выбрала двух бесспорных авторитетов, и думаю в этой области – самых достойных: Ф.М. Достоевского и академика Д.С. Лихачёва.

     Мнение о Ф.М. Достоевском  для большинства русских людей выразил профессор Международной славянской академии Симаков Николай Кузьмич в программе «Неравнодушный разговор» : - Достоевский для России, что Шекспир для Англии, Гете для Германии…и т.д., как мерило и выражение главных вопросов и мыслей русского народа, тот луч света, который может преобразить душу человека, духовный вождь русского народа. Хотя он известен и популярен и современен во всём мире, и как считает Булгаков – бессмертен…

    Добавлю интересный факт: в начале жизни, Достоевский как и А.С. Пушкин попал под влияние политического кружка, а в конце жизни отметил: «Я как и Пушкин – слуга царю».

    Достоевский,  в конце жизни был признан, царь Александр II, приглашал его как писателя, мудреца  и воспитателя для царских сыновей.

    Надеюсь, что никому не надо доказывать авторитетность Д.С. Лихачёва, и приведу как рекомендацию действующего президента России – В.В. Путина, цитату о Д.С.Лихачёве: «Идеи этого величайшего мыслителя и гуманиста сейчас как никогда актуальны».

 

  Мне думается, что их размышления на эту тему  будут интересны и детям и педагогам:

Личность, в понимании Федора Михайловича, есть самостоятельно мыслящий человек, безличность — это подражатель. Самостоятельное мышление — одно из важнейших измерений личности. Достоевский считал, что в плане самостоятельности мышления личностью может стать каждый, независимо от уровня образования. Личностью может быть простой крестьянин, безличностью может быть и академик. Человек может менять свои убеждения, оставаясь личностью, если было что менять, если это что — свое, а обмен происходит не под влиянием моды или выгоды. В записной книжке Федор Михайлович пишет: «Неужели независимость мысли, хотя бы и самая малая, так тяжела?» А в письме: «Нет, видно, всего труднее на свете самим собою стать». 
У Достоевского есть еще одно измерение человеческой личности — ценностная жизненная ориентация. Фактически это проблема смысла жизни человека. Безличность видит смысл жизни в обладании материальными благами (богатство, власть), личность — в сохранении и совершенствовании себя, то есть своего духовного мира. Безличность ориентируется на «иметь», а личность — на «быть».
Человек должен самостоятельно осмыслить себя и свое назначение в мире. «Жизнь задыхается без цели». Но торжество безличности так велико, что живущие ради «быть» кажутся аномалией, «идиотами». Предел утверждения личности — самопожертвование и самоотверженность. 
   Федор Михайлович дал и вполне четкое понятие о «лучших людях». В одной из записных тетрадей сказано: «Не сильные лучше, а честные». Далее: «Лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием». (Отрывки по материалам Ларисы Бузиной  журнала "Человек без границ")

    А Лихачев рассматривал личность как носителя ценностей:

    Д.С.Лихачев. (Письма о добром) Письмо шестое, "Цель и самооценка":
"Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то Цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. 
Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… 
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека."

   Хочется ещё вспомнить о таком важном аспекте этих мыслителей – мировоззрении, как важном аспекте любой личности, и их мысли о религии:

   И Ф.М. Достоевский и Д.С. Лихачёв были православными христианами.

   Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев был убежден, что детей надо воспитывать в религиозном духе с самого раннего детства: «В религиозном духе воспитываются с детства. … Не сковывает ли эту свободу людей в выборе религии, свободу вообще? Нет, так как отказаться от религии легче, чем войти в большую семью верующих.

   Религия же – именно богатство. Религия обогащает представление о мире, позволяет верующему ощутить значительность всего происходящего, осмыслить жизнь человека, составляет самую убедительную основу нравственности. Без религии всегда остается соблазн эгоизма, соблазн замкнутости в своих личных интересах» («Письма о добром и прекрасном»).

   «Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух» - так звучит одна из Заповедей человечности Д.С. Лихачева. 

   Православную культуру академик Лихачев Д.С. именовал «христианской культурой, а православие – христианством, подчеркивая вселенское (всемирное) значение православия».

   В православии для меня важна сама древность обрядовой стороны церкви, традициозность, постепенно отменяемая даже в католичестве. Экуменизм несет в себе опасность безразличия к вере» («О жизни и смерти»).

    Лихачев отмечает, что «у каждой культуры и у каждого культурного народа есть своя миссия в истории, своя идея». Есть она и у русской культуры. (Лихачёв. Русский исторический опыт и европейская культура.)

   О этом говорит и Достоевский, но более подробно: «Может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах человечества и состоит лишь в том, чтобы сохранить у себя этот Божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придет время – явить этот образ миру, потерявшему пути свои», потому что только в Православии и истина и спасение русского народа, а в будущем и всего человечества. (Дневник писателя).

   Ещё несколько цитат Ф.М.Достоевского о религии, которые в некоторой степени вторят Лихачёву:

    Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас просит: для чего мне любить человечество?

 Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного.

 

    И из Дневника писателя 1873: Очень может быть, что ... цели всех современных предводителей прогрессивной мысли – человеколюбивы и величественны. Но зато мне вот что кажется несомненным: дай всем этим современным высшим учúтелям полную возможность разрушить старое общество и построить заново, - то выйдет такой мрак, такой хаос, нечто до того грубое, слепое и бесчеловечное, что всё здание рухнет под проклятиями человечества, прежде, чем будет завершено. Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов. Это аксиома.

Мной разработаны уроки  по личностям: Ф.М. Достоевский (2занятия), Д.С. Лихачев, (уроки размещу в январе 2019 на сайте АНЭКС или nsportal.ru)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность воспитывается личностью.

Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....

Личность воспитывается личностью.

Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....

Помогаем воспитывать личность.

Статья о работе Центра сопровождения замещающих семей...

Публичное выступление к конкурсу учитель года: "Обучая -воспитывай, воспитывая-обучай".

Тема публичного выступления: «Обучая – воспитывай, воспитывая – обучай».     Существует легенда…..    Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки люде...

Подвижные игры укрепляют здоровье, воспитывают людей, содействуют гармоничному развитию личности.

В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей и взрослых. Потому что раскрепощаются сдерживающие центры, более естественно проявляются психические и физические усил...

Воспитываем сильную личность

Методические рекомендации "Воспитываем сильную личность"...