Статья по теме "Образовательная и воспитывающая роль проблемности в обучении обществознания"
статья по обществознанию на тему

Никитина Елена Васильевна

В статье рассматривается теория проблемного обучения, уделяется особое внимание возможности применения ее элементов в процессе преподавания обществознания. Использование проблемной технологии на уроках актуально в современной системе образования, так как одной из задач современного воспитательно-образовательного процесса является формирование творческой, всесторонне развитой личности, которая способна адаптироваться к современным условиям жизни в современном обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме:

«Образовательная и воспитывающая роль проблемности в обучении обществознания»

 Автор:

Никитина Елена Васильевна


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………. 3

  1. Сущность проблемного обучения…………………………………………….. 4
  2. Основные функции проблемного обучения………………………………….. 6
  3. Особенности проблемного обучения…………………………………………. 7
  4. Способы и правила создания проблемных ситуаций……………………......10
  5. Процесс решения учебной проблемы ………………………………………..13

Заключение …………………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………………... 16


ВВЕДЕНИЕ

В условиях обновления общества и изменения целей и задач школьного образования на первый план выдвигается разностороннее развитие личности ребенка, в том числе и его интеллекта, способностей самостоятельно мыслить, проявлять элементы творчества, умения и навыки мышления. Реализация этих целей невозможна без обеспечения подлинно развивающего обучения[1].

Сегодня из инновационных методов обучения особую актуальность приобретают методы проблемного обучения. Результаты исследований свидетельствуют, что традиционная модель образовательного процесса в школах, основанная на объяснительно-иллюстративном подходе к обучению, не обеспечивает формирование личности, способной к творческому саморазвитию и творческой самореализации. Школьники часто оказываются неспособными творчески решать новые задачи, которые ставит перед ними наше общество.

Чтобы человек проявил познавательную активность, необходимо освободить от принуждения извне и поставить его в позицию субъекта деятельности во взаимодействии со значимым для него внешним миром.

Наиболее благоприятные условия для реализации данного положения создаются при проблемном обучении, в рамках которого не стихийно, а систематически и направленно функционируют элементы, обеспечивающие развитие познавательной деятельности обучаемых и формирование их личности. Проблемные методы обучения способствуют развитию мышления, способностей и творческих умений учащихся. Полученные знания, умения в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем более прочны, чем при традиционном обучении. При использовании проблемных методов обучения воспитывается активная творческая личность учащегося, умеющая видеть, ставить и решать нестандартные проблемы. Применение проблемного обучения повышает эффективность урока, вносит существенные изменения в качество усвоения знаний.

Очевидно, что использование проблемной технологии на уроках актуально в современной системе образования, так как одна из задач современного воспитательно-образовательного процесса является формирование творческой, всесторонне развитой личности, которая способна адаптироваться к современным условиям жизни в современном обществе.

Цель работы – рассмотреть теорию проблемного обучения, уделив особое внимание возможности применения её элементов в процессе преподавания обществознания.

Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Т.В. Кудрявцев, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и др. Введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения учебно-познавательной и воспитательной деятельности учащихся.

СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания, в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.

Что же исследователи сегодня относят к проблемному обучению?

В работах М.И. Махмутова проблемное обучение рассматривается как вид развивающего обучения, сочетающий самостоятельную систематическую, самостоятельную поисковую деятельность обучающихся с усвоением ими готовых знаний, а структура методов выстроена на основе целеполагания и принципа проблемности[9].

   В. Оконь утверждает, что проблемное обучение – это ряд таких действий, как создание проблемных ситуаций, формулирование задач, контролирование учеников при решении данных задач, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

По мнению И.Я. Лернера, проблемное обучение характеризуется тем, что ученики под руководством педагога принимают участие в поиске решения новых для них познавательных и практических задач.

Д.В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.

Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. Такое понимание имеется и в работах Ю.К. Бабанского [2].

Развивающим обучением, то есть ведущим к общему и специальному развитию можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение и является проблемным.

Таким образом, на основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований, можно дать следующее определение понятию «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций» [11].

Дидактические цели создания проблемных ситуаций в обучении и воспитании:

  1. привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, вызвать у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;
  2. поставить ученика перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
  3. помочь ученику определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности.
  4. помочь ученику определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Исходя из задачи общеобразовательной школы и на основе выводов из сравнения традиционного типа обучения с проблемным можно сформулировать основные функции проблемного обучения. Их можно разделить на общие и специальные. Можно указать следующие общие функции проблемного обучения:

  • усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности,
  • развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей,
  • формирование диалектического мышления школьников,
  • формирование всесторонне развитой личности.

Кроме этого, проблемное обучение имеет и следующие специальные функции:

  • воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности),
  • воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы,
  • формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности),
  • формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей[9].

Каждая из указанных функций осуществляется в разнообразной практической и теоретической деятельности школьника и зависит от учета характерных особенностей проблемного обучения, которые одновременно являются и отличительными признаками.

ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Первая и важнейшая особенность – это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления. Только прочное знание становится действительным достоянием школьников, которые они могут осознанно применять в своей дальнейшей теоретической и практической деятельности.

Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого и диалектического мышления. Самостоятельное решение проблем учащимися является и основным условием превращения знаний в убеждения, так как только диалектический подход к анализу всех процессов и явлений действительности формулирует систему прочных и глубоких убеждений.

Третья особенность вытекает из закономерностей взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и критерием оценки правильности решения учебных проблем.

Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается в том, что учитель организует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний и способов деятельности.

Пятая особенность определяется дидактическим принципом индивидуального подхода. Суть различия между проблемным и традиционным обучением состоит в том, что при традиционном обучении потребность в индивидуализации – следствие диалектического противоречия между фронтальным изложением новых знаний учителем и индивидуальной формой их восприятия и усвоения учеником.

При проблемном обучении индивидуализация обусловлена главным образом наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым учеником воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различие в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождении иных путей их доказательства.

Шестая особенность проблемного обучения состоит в его динамичности (подвижной взаимосвязи его элементов). Динамичность проблемного обучения заключается в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путем на основе диалектического закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и явлений материального мира.

Седьмая особенность заключается в высокой эмоциональной активности ученика, обусловленной, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность ученика неразрывно органически связанна с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности. Всякая самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной проблемы, вызывает личное переживание ученика, его эмоциональную активность. В свою очередь, эмоциональная активность детерминирует активность мыслительной деятельности.

Восьмая особенность проблемного обучения заключается в том, что, оно обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции (усиление значения второго пути познания) и новое соотношение репродуктивного и продуктивного, в том числе творческого, усвоения знаний, повышая роль именно творческой познавательной деятельности учащихся[10].

Таким образом, первая особенность проблемного обучения состоит в том, что оно обеспечивает прочность знаний и особый тип мышления, вторая – глубину убеждений, третья – творческое применение знаний в жизни. Эти три особенности имеют наибольшую социальную значимость и обеспечивают выполнение основной задачи школы. Основные пять особенностей имеют социально-дидактический характер и обуславливают эффективность действий первых трех.


СПОСОБЫ И ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

  1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.
  2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или в ходе наблюдений за социальными явлениями. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.
  3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.
  4. Побуждение учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
  5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
  6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
  7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.
  8. Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.
  9. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалам.
  10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.

Каким же образом создается проблемная ситуация? Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала. Проблемными заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические задания. Это может быть противоречие, содержащееся в учебном материале, или введение в урок фрагмента документа противоречивого характера, или изложение противоречивых взглядов на один и тот же вопрос. Например, при изучении темы «Государственный аппарат» можно поставить проблемный вопрос «Государственный аппарат: нужен ли его рост или сокращение?» При изучении темы «Брак и условия его заключения» - проблемный вопрос «Нужна ли регистрация брака в органах ЗАГС?». При изучении темы «Наказание»  - «Можно ли исправить преступника?» «Должна ли быть в России отменена смертная казнь?» При изучении темы «Юридические формы предпринимательства» – «Бизнес: польза или вред?»

Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеупомянутых правил.

  1. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
  2. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов. Подготовленность ученика к проблемному учению определяется прежде всего его умением увидеть выдвинутую учителем (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти пути решения и решить эффективными приемами.

Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода:

  1. Учитель сам ставит и решает проблему;
  2. Учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;
  3. Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием (частичной или полной) и с помощью учителя;
  4. Учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).

Проблема – это задача, подлежащая разрешению, исследованию. Какова же природа проблемы, возникающей в процессе обучения? Многие учителя понятие «проблема» отождествляют с понятием «вопрос» и «задача», проблему в обучении смешивают с проблемой в общеупотребительном ее значении. Учебная проблема не тождественна задаче. И в жизни, и в школе встречается много задач, решение которых требует лишь механической деятельности, не только не способствующей развитию самостоятельности мышления, но и тормозящей это развитие. Учебная проблема – форма реализации принципа проблемности в обучении [6]. Учебная проблема – явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли, так же как любое суждение, пока оно не станет логически завершенным. Задача – явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания. Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное» (нужно найти «связь», «отношение» между известным и неизвестным). В условиях задачи обязательно содержатся такие элементы, как «данное» и «требования». Учебная проблема – форма проявления логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию (объяснению) сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия.

ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Решение любой проблемы начинается с ее правильной и четкой формулировки. Процесс формулировки означает, что ученик уже понимает возникшую перед ним задачу и в известной мере видит, «нащупывает» пути ее решения, то есть составляет план решения, затем осуществляет план и «оглядывается назад» (изучение полученного решения). Существует три вида решения проблемы в зависимости от наличия у решающего определенного опыта в отношении данного класса проблемных задач.

1. Сюда относится случаи решения таких задач, относительно которых у решающего нет никакого прежнего опыта. В этих случаях субъект идет путем проб и ошибок до тех пор, пока одна из проб более или менее случайно не приведет к решению проблемы.

2. Сюда относятся ситуации, относительно которых у человека имеются некоторые формулы, схемы и другие виды опыта. Решение происходит здесь в форме узнавания в предложенной ситуации одной из имеющихся схем.

3. Заключается в том, что у человека имеется некоторый опыт, но опыт этот во всей его совокупности не позволяет человеку решить данную проблему. Решение здесь состоит в том, что создаются на основе анализа условий задачи специально для данного случая новая, не имевшаяся ранее схема действий.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определение понятий, правила, законы, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации (изобретают, конструируют и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление. Особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. В связи с этим изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.

На сегодняшний день все новые подходы и методы обучения, по сути, сводятся к одному – поиску таких форм организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности, овладеть соответствующими компетенциями в условиях самостоятельной работы. Одна из таких форм – проблемное обучение, когда учащиеся помещаются в условия, где им необходимо проанализировать, понять ситуацию, сформулировать проблемы и наметить пути и способы их решения.

Систематическое использование элементов проблемного метода обучения позволяет выработать у учащихся привычку дискутировать, рассуждать, анализировать, спорить, доказывать, они втягиваются в процесс общения.

Безусловно, проблемное обучение – обязательный признак современного урока, это средство повышения мотивации обучающихся к изучению обществознания. Преодоление интеллектуальных трудностей, преград – это есть интеллектуальное развитие личности. Проблемные задания, ситуации на уроке служат мотивацией познавательной деятельности школьников и вызывают интерес к предмету.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арапов К. А., Рахматуллина Г. Г. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников // Молодой ученый. — 2012. - №8. - С. 290-294.
  2. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону,1970.
  3. Боронина О.А. Проблемное обучение как один из факторов повышения качества знаний на уроках истории  // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. – С. 537-538
  4. Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории. // Преподавание истории в школе.1999. №8.
  5. Концепция развития образования РФ до 2020 г.
  6. Кульневич С.В. Современный урок. – М., Учитель. 2006.
  7. Мачехина О.Н. Оценочная дискуссия на уроках обществознания. // Преподавание истории и обществознания. 2001. №1.
  8. Лакоценина Т.П. Современный урок. – М., Учитель. 2007.
  9. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. – М., Педагогика, 1977.
  10. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., Педагогика. 1972.
  11. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее. / Под ред. Е.В. Ковалевской. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.  гуманит. ун-та, 2010.
  12. Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения. // Знание. Понимание. Умение. – 2009. - №1.
  13. Шевцова И.А. Технология проблемного обучения. // Педагогика online. -2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль проблемного обучения для самореализации личностного потенциала обучающегося"

В стате расскрыта роль проблемного обучения, как основы для развития и воспитания личности обучающегося. Использовала примеры из личного опыта работы....

Проблемно-интегрированное обучение на роках истории и обществознания с использованием ИКТ

в докладе сообщается о  использовании ИКТ на уроках истории и обществознания...

Роль проблемного обучения в преподавании русского языка

Материал для  выступления на методическом объединении, педсовете....

Методическая статья "Реализация проблемного метода обучения на уроках физики с помощью интерактивных компьютерных моделей"

Материал, представленный в данной статье, содержит методические рекомендации по использованию интерактивных компьютерных моделей на уроках физики. Это одна из возможностей для реализации системно – де...

Статья "Нетрадиционные уроки и их роль в процессе обучения иностранным языкам"

В статье рассматривается нетрадиционный урок как одна из эффективных организационных форм обучения иностранному языку на всехэтапах обучения....

Роль проблемного обучения в повышении эффективности учебной деятельности школьников

Целью проблемного типа обучения является не только усвоение системы знаний, но и самого пути процесса получения этих знаний, т.е. формирование универсальных учебных действий....