Роль проблемного обучения в повышении эффективности учебной деятельности школьников
статья

Гудинова Валентина Вениаминовна

Целью проблемного типа обучения является не только усвоение системы знаний, но и самого пути процесса получения этих знаний, т.е. формирование универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_problemnogo_obucheniya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль проблемного обучения в повышении эффективности

учебной деятельности школьников

Общеизвестно, что возможность и педагогическая ценность учения методом «искания», «открытия», то есть исследовательским методом осознана давно. Еще Я.А. Коменский, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервег, А.Я.Герд и др. доказывали и убеждали в важности его применения.

Современная педагогика и психология доказывают, что успех интеллектуального развития ребёнка достигается главным образом на уроке, когда учитель, умея организовать «проблемное обучение» способствует повышению эффективности обучения и активизирует умственную деятельность большинства учащихся.

Значительный вклад в раскрытие проблемного и развивающего обучения внесли такие психологи и педагоги, как Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и другие.

Целью проблемного типа обучения является не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов: формирование так называемых универсальных учебных действий, формирование познавательной самодеятельности ученика и развитие его творческих способностей.

В основе организации цели процесса проблемного обучения имеет принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты, организует учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения. Учащиеся, с помощью учителя, формируют определенные понятия, законы; и лишь в необходимых случаях учитель доводит объяснение содержания материала и наиболее сложных понятий. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и универсально-учебных действий (УУД), навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем. Для практики обучения особенно важно то, что мышление не может быть сведено к функционированию уже готовых знаний.

Полый цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

- возникновение проблемной ситуации,

- осознание сущности затруднения и постановка проблемы,

- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,

- доказательство гипотезы,

- проверка правильности решения проблем.

Таким образом, чтобы обучать проблемно, учитель должен систематически и последовательно создавать на уроках проблемные ситуации, которые являются необходимым условием развития мышления. Для этого учитель должен знать различные типы проблемных ситуаций и способы их создания.

Формами выражения проблемы являются:

  • проблемный вопрос,
  • проблемная задача,
  • проблемная ситуация.

Проблемный вопрос – это способ разрешения проблемной ситуации. Он побуждает к поиску неизвестного и предполагает не только поиск, но и разные варианты ответов.

Проблемная задача – в её основе лежит противоречие между существующими знаниями. Поэтому решение проблемной задачи требует поиска дополнительной информации и самостоятельной деятельности.

Проблемная ситуация, являющаяся основным элементом проблемного обучения, характеризует состояние интеллектуального затруднения ученика. У него появляется потребность разобраться в ней, найти новый способ действия, то есть решить трудную для себя задачу. Так как знаний ученику не хватает, он вынужден их искать.

Современная педагогика и психология доказывают, что успех интеллектуального развития ребёнка достигается главным образом на уроке, когда учитель, умея организовать «проблемное обучение» способствует повышению эффективности обучения и активизирует умственную деятельность большинства учащихся.

Литература

Махмутов М. И.Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972;

Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. СПб: КАРО, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности учеников

Эффективность обучения зависит от качества активности учащегося как субъекта.В виду наличия индивидуальных различий у учащихся возникает вопрос. как организовать учебную работу так, чтобы она активизи...

Познавательная самостоятельность и творческая активность учащегося как средство повышения эффективности учебной деятельности

Познавательная активность в её конкретном проявлении сугубо индивидуальна и эффективное развитие творческой познавательной активности у обучаемых обеспечивается их совместной с учителем деятельностью ...

Доклад на тему "Роль дистанционного обучения в повышении эффективности среднего профессионального образования"

Доклад на тему "Роль дистанционного обучения в повышении эффективности среднего профессионального образования"...

Роль мультимедийных технологий в повышении познавательной учебной деятельности современного ребенка

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, где компьютер и другие информационно-коммуникативные технологии заняли свое прочное место, образ...

Мастер-класс "Использование интерактивной онлайн-платформы Учи.ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в средней школе"

В данном мастер-классе даны какие технологии использую при работе на портале, показан опыт работы с учащимися на портале и презентация к материалу...

Выступление на тему «Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».

Выступление на тему«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения м...