Гражданином быть обязан
материал по обществознанию (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Гражданином быть обязан!»
Участники:
В игре участвуют 2-3 команды учащихся 7 классов.
Форма проведения:
Игра проходит в актовом зале в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Игра состоит из 9 конкурсов. Побеждает команда, получившая в конце игры большее количество баллов.
1 конкурс «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
Командам раздаются карточки с изображениями различных сказочных персонажей. Необходимо определить какое право сказочного героя нарушено и написать его на обороте карточки. При этом руководствоваться команды должны положениями «Всеобщей декларации прав человека». Время на размышление – 2 минуты. За каждую правильно подписанную карточку команда получает 0,5 балла. Всего предлагается 4 карточки. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 2 балла.
1 2
3 4
Ответ. 1 карточка: Право на свободу. 2 карточка: Право на жизнь. 3 карточка: Право на владение личным имуществом. 4 карточка: Право на неприкосновенность жилища.
2 конкурс «АФОРИЗМЫ»
Команды получают по три набора карточек, на каждой из которых написано по 1 слову. Нужно расположить карточки в таком порядке, чтобы прочитать высказывания известных людей. Время на размышление – 2 минуты. За каждую правильно сложенную фразу команда получает 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла.
1 набор: добродетели, должны, законы, и, искоренять, насаждать, пороки (Цицерон, древнеримский оратор).
2 набор: десятерых, одного, простить, казнить, чем, лучше, виновных, невиновного (Екатерина II, русская императрица).
3 набор: рабами, свободными, быть, законов, мы, быть, чтобы, должны (Цицерон, древнеримский оратор).
Ответ. 1) Законы должны насаждать добродетели и искоренять пороки. 2) Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного казнить. 3) Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными.
3 конкурс «КРОССВОРД»
Командам выдаются кроссворды. За 6 минут команды должны его разгадать, вписав правильные ответы в соответствующие квадратики. За каждое правильно вписанное в кроссворд слово команда получает 0,3 балла. Всего в кроссворде загадано 15 слов. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 4,5 балла.
1 | 2 | |||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | 5 | |||||||||||||||
6 | 7 | |||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
9 | 10 | |||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||
14 |
По горизонтали: 1) Основа политической системы общества; орган власти в стране. 4) Возможность влиять на деятельность людей. 5) Должностное лицо государства, осуществляющее надзор за исполнением законов. 8) Устройство государства, объединение нескольких территорий, обладающих определенной самостоятельностью. 11) Полотнище с эмблемой государства. 12) Всенародное голосование. 13) Торжественная песня, символ государства. 14) Центральный орган государственного управления.
По вертикали: 1) Историческая дисциплина, изучающая гербы. 2) Общепризнанное влияние лица, основанное на знаниях, достоинствах, опыте. 3) Крайне агрессивная форма нетерпимого отношения к другим нациям. 6) Стремление к отделению, обособлению. 7) Глава Русской православной церкви. 9) Отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. 10) Орган государства, рассматривающий гражданские и уголовные дела.
Ответ. По горизонтали: 1) Государство; 4) Власть; 5) Прокурор; 8) Федерация; 11) Флаг; 12) Референдум; 13) Гимн; 14) Министерство. По вертикали: 1) Геральдика; 2) Авторитет; 3) Шовинизм; 6) Сепаратизм; 7) Патриарх; 9) Герб; 10) Суд.
4 конкурс «ГОСУДАРСТВО»
Командам раздаются карточки с рисунками, на которых изображены символы (признаки) тех элементов, без которых государство не существует. Один важный признак отсутствует (пустая карточка). Необходимо дорисовать его и подписать. Время на размышление – 2 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 3 балла.
Территория | Власть | Суверенитет |
Налоги | ? |
Ответ. Законы (законотворческая деятельность).
5 конкурс «ВЕТВИ ВЛАСТИ»
Команды получают карточки с различными ситуациями проявления власти. Необходимо разложить эти карточки в три стопки в зависимости от того, к какой ветви государственной власти относятся эти ситуации. На каждую стопку карточек команда должна положить полоску бумаги, на которой написать название соответствующей ветви власти. Время на размышление – 3 минуты. За каждую карточку правильно соотнесенную с ветвью власти, команда получает 0,3 балла. Всего 10 карточек. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла.
- Министр принимает решение о строительстве завода (исполнительная).
- Парламент принимает закон о государственной границе (законодательная).
- Правительство принимает постановление об обеспечении всех школ страны компьютерными классами (исполнительная).
- Суд выносит приговор человеку, совершившему кражу (судебная).
- Прокурор выдает санкцию на проведение обыска в квартире подозреваемого в совершении преступления (исполнительная).
- Государственная Дума принимает решение об объявлении амнистии (законодательная).
- Конституционный Суд принимает решение о несоответствии Указа Президента Конституции страны (судебная).
- Совет Федерации дает согласие Государственной Думе на отрешение Президента от должности (законодательная).
- Президент издает Указ о помиловании группы осужденных (исполнительная).
- Милиционер арестовал человека, подозреваемого в совершении грабежа (исполнительная).
Ответы даны в скобках курсивом.
6 конкурс «ВЫБОРЫ»
Командам раздаются карточки, на которых перечислены различные должности. Необходимо отобрать карточки с выборными должностями. Время на размышление – 1,5 минуты. За каждую правильно выбранную карточку команда получает 0,5 балла. Всего 5 «правильных» карточек. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 2,5 балла.
- Министр.
- Командующий армией.
- Президент России.
- Мэр города.
- Завуч школы.
- Депутат городского совета.
- Член Верховного Суда РФ.
- Депутат Государственной Думы.
- Районный прокурор.
- Губернатор Самарской области.
Ответ: Президент России, мэр города, депутат городского совета, депутат Государственной Думы, губернатор Самарской области.
7 конкурс «КВАЛИФИЦИРУЙ ПРЕСТУПЛЕНИЕ»
Команды получают листы с таблицей, в первом столбце которой перечислены различные преступления. Во втором столбце необходимо вписать юридические названия этих преступлений. Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 0,5 балла. Всего перечислено 8 преступлений. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 4 балла.
№ | Преступления | Юридическое название |
Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!» | Вандализм | |
Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете | Кража | |
Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» | Угон | |
Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба | Заведомо ложное сообщение об акте терроризма | |
Коля заставил малыша дать 10 рублей | Вымогательство | |
Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения | Хулиганство | |
Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания | Оскорбление | |
Витя отобрал у Кости CD-плейер | Грабеж |
Ответы даны курсивом во втором столбце таблицы.
8 конкурс «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ»
Командам раздаются карточки, на которых перечислены различные преступления. Необходимо отобрать карточки с преступлениями против собственности. Время на размышление – 1 минута. За каждую правильно выбранную карточку команда получает 0,2 балла. Всего 12 «правильных» карточек. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 2,4 балла.
- Торговля несовершеннолетними.
- Мошенничество.
- Торговля краденым.
- Незаконный арест.
- Вымогательство.
- Кража.
- Продажа нелицензионных аудиокассет.
- Подделка финансовых документов.
- Неправомерное завладение автомобилем
- Грабеж.
- Разбой.
- Присвоение или растрата.
- Уклонение от уплаты таможенных платежей.
- Повреждение имущества по неосторожности.
- Безбилетный проезд в городском транспорте.
- Установка подслушивающего устройства.
Ответ: 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.
9 конкурс «ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА»
Данный конкурс позволяет проверить знания учащихся об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребенка на различных возрастных этапах. Каждая команда получает 2 набора карточек: 1) некоторые возрастные этапы в жизни ребенка; 2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности. Команды за 3 минуты должны разложить в столбик все права и обязанности под теми возрастными этапами, когда эти права и обязанности у ребенка возникают. За каждую правильно соотнесенную карточку игроки получают 0,5 балла. Всего во втором наборе 12 карточек. Таким образом максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 6 баллов.
1 набор – основные возрастные этапы в жизни ребенка: А) «С рождения»; Б) «10 лет»; В) «14 лет»; Г) «16 лет»; Д) «17 лет»; Е) «18 лет».
2 набор – приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности:
- Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.
- Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).
- Несет уголовную ответственность за любые преступления.
- Подлежит административной ответственности.
- Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 36 часов).
- Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.
- Имеет право на получение паспорта.
- Имеет право на вступление в брак.
- Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).
- Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.
- Имеет право на имя, отчество и фамилию.
- Приобретает право на гражданство.
Правильный ответ: А – 11, 12; Б – 10; В – 7, 9; Г – 3, 4, 5, 6; Д – 2; Е – 1, 8.
Использованная литература:
- Антонов В.В. Изучаем права человека. – М: Вита-Пресс, 1996. – 31 с.
- Драхлер А.Б. Обществоведение. Граждановедение. (Вопросы к олимпиаде). – М.: Владос-Пресс, 2001. – 192 с.
- Драхлер А.Б. Граждановедение. 5 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Я.В. Соколова «Граждановедение». – М.: Дрофа, 2001. – 96 с.
- Драхлер А.Б. Граждановедение. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Я.В. Соколова «Граждановедение». – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.
- Никитин А.Ф. Право и политика: Учеб. пособие для 9 кл. – М.: Просвещение, 2000. – 191 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданином быть обязан
Разработка деловой игры...
Гражданином быть обязан.
-воспитание у школьников гражданских качеств и патриотизма;-формирование знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека....
Музыкантом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…
Музыкант… слово емкое. Гражданин – более емкое понятие. А когда мы выполняем дело, объединяющее эти два понятия – результат только усиливается. Играя в ансамбле, изучая истоки народной художественной ...
Разговор с учащимися "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан"
8 класс (гражданин)...
Мероприятие, посвящённое Дню Конституции РФ "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!"
Это внеклассное мероприятие для обучающихся 5-7 классов, проводится с целью формирования представлений о важности соблюдения законов государства, активной гражданской позиции, развития гражданско-прав...
Классный час на тему: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!"
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь: знать все законы, отвечать за свои слова, контролировать свои поступки, уважать не только себя, но и окружающих вас л...
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН.»
привлечение внимания и повышения интереса к основным законам нашего государства – Конституции Российской Федерации, Конвенции прав ребенка....