рабочая программа по обществознанию в 10 классе
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Семёнов Иван Андреевич

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_10.docx42.02 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения обществознания в 10 классе

Обучающийся 10 класса по результатам изучения обществознания  овладеет видами деятельности (на уровне учебных действий) метапредметными, личностными, предметными.

В результате изучения обществознания выпускник  должен

                 Знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания.

                       Уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества

и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных

задач по актуальным социальным проблемам.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни   для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нем (познавательные действия)

Добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.

Систематизировать обществоведческую информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, обществоведческих явлений, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, модель и т.д.). Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей (личностно-оценочные и коммуникативные действия)

Определять и объяснять свое отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за свой выбор, свое решение.

Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций). Действовать в пределах правовых и нравственных норм, чтобы успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (личностно-оценочные действия)

В моделях экономических ситуаций (бизнес, трудовые отношения, сделки и т.д.).

В моделях гражданско-семейных ситуаций (судебные разбирательства и т.п.)

В моделях политических ситуаций (конституционное, административное право).

В соответствии с нормами уголовного права.

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  10 класс
 Базовый уровень. (70 ч). 


Раздел 1. Общество и человек (16ч). 


Глава 1. Общество (4 ч). 
   Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества. 
    Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры. 


Глава 2. Человек (12 ч). 
    Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. 
   Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека. 
    Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. 
     Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное.научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. 
     Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка. 


Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (40 ч). 


Глава 3. Духовная культура (8 ч). 
    Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур.проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. 
     Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий. 
     Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. 
      Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства». 


Глава 4. Экономика (4 ч). 
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров. 
Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности. 


Глава 6. Социальная сфера (14 ч). 
  Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс. 
  Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые и новые» богатые. Средний класс. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда. 
  Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. 
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетворённость браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль. 
  Социальные процессы в современной России. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура. 


  
Глава 7. Политическая сфера (12ч). 
    Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. 
    Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. 
     Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства. 
     Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы. 
      Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни. 


Раздел 3. Право. 


Глава 8. Право как особая система норм (13 ч). 
      Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. 
Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов. 
  Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. 
   Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право. 
  Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. 
  Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса. 


Повторение (2часа)

        Календарно – тематическое планирование 
Класс     10 класс

дата

№ урока 

Тема урока

с начала года 

по теме

4 ч.

Общество 

4.09

7.09

1 -2 

1-2 

Что такое общество. 

11.09

14.09

3 — 4 

3 — 4 

Общество как сложная динамическая система .Вводная аттестация.

12 ч.

Человек

18.09

21.09

5 -6 

1-2 

Природа человека 

25.09

28.09

7-8 

3-4 

Человек как духовное существо .

2.10

5.10

9-10 

5-6 

Деятельность- способ существования людей. 

9.10

12.10

11-12 

7-8 

Познание и знание. 

16.10

19.10

13-14 

9-10 

Человек в системе социальных связей. 

23.10

15

11

Социализация личности

26.10

16 

12

Повторительно- обобщающий урок  по теме "человек"

8 ч.

Духовная культура. 

30.10

2.11

17-18 

1-2 

Культура и духовная жизнь общества. 

13.11

16.11

19-20 

3-4 

Наука. Образование. 

20.11

23.11

21-22 

5-6 

Мораль и религия. 

27.11

30.11

23-24 

7-8 

Искусство и духовная жизнь. 

4 ч.

Экономика. 

4.12

7.12

25-26 

1-2 

Роль экономики в жизни общества… 

11.12

14.12

27-28 

3-4 

Экономическая культура. 

14 ч.

Социальная сфера. 

18.12

21.12

29-30 

1-2 

Социальная структура общества. 

Промежуточная аттестация за 1 полугодие.

25.12

31 

Социальные взаимодействия. 

11.01

15.01

32-34 

4-6 

Социальные нормы и отклоняющее поведение 

18.01

22.01

35-36 

7-8 

Нации и межнациональные отношения. 

25.01

29.01

37-38 

9-10

Семья и быт. 

1.02

5.02

39-40 

11-12 

Социальное развитие и молодежь. 

8.02

41

13

Молодёжная субкультура

12.02

42 

14 

Повторительно- обобщающий урок по теме "социальная сфера" 

13 ч.

Политическая сфера. 

15.02

19.02

43-44 

1-2 

Политика и власть. 

22.02

26.02

45-46 

3-4 

Политическая система. 

1.03

47 

Гражданское общество и правовое государство. 

5.03

48

6

Гражданское общество и правовое государство. 

7.03

49

7

Избирательная система.

12.03

15.03

50-51 

8-9 

Демократические выборы и политические партии. 

19.03

22.03

52-53 

10-11

Участие гражданина в политической жизни. 

2.04

54

12

Политическая культура

5.04

55 

13 

Повторительно- обобщающий урок по теме "Политическая сфера"

 13 ч.

Право. 

9.04

12.04

56-57 

1-2 

Право в системе социальных норм. 

16.04

19.04

58-59 

3-4 

Источники права. 

23.04

26.04

60-61

5-6 

Правоотношения и правонарушения. 

30.04

3.04

62-63 

7-8 

Развитие права в современной России. 

7.05

10.05

64-65 

9-10

Предпосылки правомерного поведения. 

14.05

17.05

66-67

11-12

Общество в развитии

21.05

68

13

Повторительно- обобщающий урок по теме "право".

2 ч.

Итоговое повторение

24.05

69

1

Итоговое повторение

(Промежуточная   аттестация за 2 полугодие)

28.05

70

1

Итоговое повторение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 10класс

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10 класса создана на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего обра...

Рабочая программа по обществознанию для 10класса по учебнику Боголюбова

Рабочая программа по обществознанию для 10класса по учебнику Боголюбова...

Рабочая программа по геометрии в 10классе

Рабочая   учебная программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на ...

Рабочая программа элективного курса для 10класса "Секреты словообразования"

Данная  программа содержит практический материал, который может быть расширен по своему усмотрению, а так же использоваться в качестве дистанционного курса....

Рабочая программа по ОБЖ за 10класс 2016 год

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программрй под редакцией В.Н. Латчука...