технологическая карта урока по теме "Занятость и безработица"
план-конспект урока по обществознанию (10, 11 класс)

Екатерина Григорьевна Шулепова

технологическая карта урока по теме  безработица и занятость 10 класс, обществознание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_bezrabotitsa.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение  №3.1.4.

КЛАСТЕР . 

ЦЕЛЬ:   изучить понятия:"Безработица" и "Занятость", выявить причины безработицы, последствия  безработицы для  человека, общества и государства.

Технологическая карта урока

Класс: 10 класс,

Предмет:  обществознание

Учитель: Шулепова Е.Г.

Тема: Занятость и безработица"

Тип урока: комбинированный

Предметные: в ходе изучения нового материала учащиеся узнают новые понятия: рынок труда, занятость. безработица. Кроме того учащиеся изучат причины безработицы и виды  безработица, познакомятся с государственной  политикой  в области занятости

Личностные: обучающиеся  познакомившись с причинами   безработицы уяснят, что нужно   сделать, для того, чтобы не стать безработным в  будущем. Учащиеся познакомятся с  системой  помощи со стороны государства в области занятости населения.

Метапредметные :В ходе изучения  данной темы учащиеся   будут изучать   как экономические вопросы, касающиеся безработицы, так и социальные  аспекты  занятости, безработицы. Изучение  данного вопроса  впрямую  связано с  правом  каждого  гражданина на труд и на  помощь, в случае вынужденной безработицы. Таким образом, в этом уроке прослеживаются   связи между  экономической наукой, социологией,   правоведением. и др. науками.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

В ходе   предложенного урока идет  отработка  следующих  универсальных  учебных действий.

Познавательные УУД:

  • поиск необходимой информации,
  • осмысление  прочитанной и услышанной информации,
  • определение   основной и второстепенной информации,
  • поиск необходимой информации,
  • уточнение причинно- следственных связей.
  • составление  определенной  логической схемы в виде  кластера

 

Коммуникативные УУД: 

  • умение работать в группах.
  • умение формировать свои мысли и высказывать свои предположения.
  • умение аргументировать свою точку зрения.
  • умение слушать речь других  учащихся.
  • умение вести диалог.
  •  умение  ставить цели.

  • Регулятивные УУД: 
  • формирование цели  деятельности на уроке,
  • формирование  умений представлять информацию,
  • формирование умений на основе анализа делать выводы,
  • формирование обобщать материал и делать логические выводы.

Личностные УУД: 

  • формирование мотивации учебной деятельности.
  • развитие   мотивации. ее повышение, за счет  системно-деятельного подхода ,

формирование  нравственных ценностей на основе анализа    полученной информации :ценности образования, ценности профессиональных навыков.

Ресурсы: учебник по обществознанию для 10 класса, Боголюбов  Л.Н., 2012 год., М. , Просвещение.

  1. Структура урока усвоения новых знаний

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Добрый день, дорогие учащиеся. Сегодня тема нашего занятия: Занятость и безработица. И хотелось бы начать урок с пословицы из русского языка " Была бы шея, хомут найдется". Как вы думаете, в чем смысл  этой пословицы?

(Учитель подводит учащихся к мысли, что если  шея(в переносном смысле- умение работать, умение выполнять профессионально какую -либо работу) есть, то работа всегда найдется для  того, кто ее ищет.

Вот и мы сегодня с вами должны изучить проблему занятости и  безработицы. Это  тема актуальна по многим причинам, Как вы думаете, по каким причинам  тема важна на сегодняшний день?

Учащиеся  дают ответы  на вопрос учителя. определяют цель и задачи урока.

Личностные УУД:

-формирование мотивации учебной деятельности.

Регулятивные УУД:  -формирование цели  деятельности на уроке,

Коммуникативные УУД:

-умение  слушать  других,

Познавательные УУД:

Осмысление  услышанной пословицы.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Скажите, пожалуйста,  совпадают ли интересы  работодателя и работника на рынке труда? Безработица зло или благо для рыночной экономики? Способно ли государство  справиться с безработицей? Как не оказаться безработным? Учитель направляет учащихся к определению цели и задач урока.

Учащиеся  дают ответы  на вопрос учителя. определяют цель и задачи урока.(Ответы могут быть глубокими и полными, но скорее всего, ответы будут не совсем полными..

Познавательные УУД: 1)осмысление  услышанной информации.

Коммуникативные УУД: 

1)Умение  слушать информацию, 2)умение формировать свои мысли и высказывать свои предположения

3)умение ставить цели.

Личностные УУД:

1)формирование мотивации учебной деятельности.

Регулятивные УУД: 

1)формирование цели  деятельности на уроке,

3. Актуализация знаний.

Как вы думаете,  тема  безработица актуальна на сегодняшний день?

Учащиеся дают  положительный ответ, так как  у них есть некий социальный опыт и они   знают , что безработный - это тот, кто не имеет работы. Учитывая  современный мир, перенасыщенный информацией, учащиеся достаточно  много могут рассказать о безработных.

Регулятивные УУД: 

1)формирование цели  деятельности на уроке,

Личностные УУД:

1)формирование мотивации учебной деятельности

Коммуникативные УУД: 

1)Умение  слушать информацию, 2)умение формировать свои мысли и высказывать свои предположения

3)умение ставить цели.

Познавательные УУД: 1)осмысление  услышанной информации.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Учитель формирует группы по  желанию учащихся. формируется 4 группы. каждая группа получает свое задание для исследования

Группа 1. Рынок труда

Группа 2. 2оплата труда".

3 группа"Безработица, виды и причины безработицы".

4. Группа  4. "Государственная политика в области занятости".

Учитель  помогает в работе класса по группам, направляет их деятельность на  извлечение  как можно более полной информации из текста учебника.

Каждая группа  составляет  свой небольшой  кластер по  заданной информации.

Во второй половине урока  вы анализируем всю информацию по группам. 

Учащиеся работают в группах.

Здесь   используется технология продуктивного чтения. Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Это технология, позволяющая реализовать деятельностный подход в обучении.

Личностные УУД: 

  • развитие   мотивации. ее повышение, за счет  системно-деятельного подхода ,
  • формирование  нравственных ценностей на основе анализа    полученной информации :ценности образования, ценности профессиональных навыков.

Регулятивные УУД: 

  • формирование умений на основе анализа делать выводы,
  • формирование обобщать материал и делать логические выводы.
  • Коммуникативные УУД: 
  • умение работать в группах.
  • умение формировать свои мысли и высказывать свои предположения.
  • умение аргументировать свою точку зрения.
  • умение слушать речь других  учащихся.
  • умение вести диалог.
  •  умение  ставить цели.

Познавательные УУД:

  • поиск необходимой информации,
  • осмысление  прочитанной и услышанной информации,
  • определение   основной и второстепенной информации,
  • поиск необходимой информации,
  • уточнение причинно- следственных связей.
  • составление  определенной  логической схемы в виде  кластера

.

5. Первичная проверка понимания

После того, как группа отработала самостоятельно, учитель  начинает опрос каждой группы.  представители группы  выхолят к доске и начинают выстраивать    свое выступление. Группа добавляет предложенную информацию, уточняет ее. Роль учителя   анализировать выступления учащихся,  добавлять необходимую информацию, уточнять ответы.

Учащиеся рассказывают по своей теме,  учатся   работать перед аудиторией, учатся  формировать свои мысли.

Личностные УУД: 

  • развитие   мотивации. ее повышение, за счет  системно-деятельного подхода ,
  • формирование  нравственных ценностей на основе анализа    полученной информации :ценности образования, ценности профессиональных навыков.
  • Познавательные УУД:
  • осмысление  прочитанной и услышанной информации,
  • определение   основной и второстепенной информации,
  • уточнение причинно- следственных связей.
  • составление  определенной  логической схемы в виде  кластера.

  • Коммуникативные УУД: 
  • умение формировать свои мысли и высказывать свои предположения.
  • умение аргументировать свою точку зрения.
  • умение слушать речь других  учащихся.
  • умение вести диалог.

 умение  ставить цели.

Регулятивные УУД: 

  • формирование умений на основе анализа делать выводы,

формирование обобщать материал и делать логические выводы

6. Первичное закрепление

После того. как каждая группа выскажет свое мнение, учитель предлагает зафиксировать необходимые понятия в тетради.

Учащиеся   повторяют для класса   самые важные моменты, записываются определения как на  доске в классе, так и в тетради.

Далее формируются кластеры каждой группой.

Регулятивные УУД: 

  • формирование умений на основе анализа делать выводы,

формирование обобщать материал и делать логические выводы.

  • Коммуникативные УУД: 
  • умение формировать свои мысли и высказывать свои предположения.
  • умение аргументировать свою точку зрения.
  • умение слушать речь других  учащихся.
  • умение вести диалог.

Личностные УУД: 

  • развитие   мотивации. ее повышение, за счет  системно-деятельного подхода ,
  • формирование  нравственных ценностей на основе анализа    полученной информации :ценности образования, ценности профессиональных навыков.
  • Познавательные УУД:
  • осмысление  прочитанной и услышанной информации,
  • определение   основной и второстепенной информации,
  • уточнение причинно- следственных связей.
  • составление  определенной  логической схемы в виде  кластера.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание   прочитать параграф № 9 "Занятость и безработица", ответить на вопросы под рубрикой  "Задания". Познакомиться с  рейтингом самых популярных профессий в России. Познакомиться через  СМИ с рейтингом самых востребованных  профессий в современной России.

Учащиеся записывают в тетрадях  домашнее задание.

Регулятивные УУД: 

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока по теме "Безработица" География 9 класс

Данная технологическая карта урока по геогофии 9 класса  разработана по УМК Домогацких. Цель урока: формирование представлений о безработице  в России в условиях рынка. Эту технолгическую ка...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...