Конфликты в межличностных отношениях
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Шепелева Наталия Дмитриевна

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_v_mezhlichnostnyh_otnosheniyah.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Калиновская средняя общеобразовательная школа Ленинского района Московской области

___________________________________________________________________


  Открытый урок на тему

«Конфликты в межличностных отношениях»



Учитель истории и обществознания

Шепелева Н.Д.



д. Калиновка


Тема урока: Конфликты в межличностных отношениях

Оборудование:учебник (Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс), рабочая тетрадь, киножурнал «Ералаш», раздаточный материал (рабочие листы (Приложение №1), оценочные листы (Приложение №2), памятки «Учимся вести себя в ситуации конфликта» (Приложение №3), задания к видеоролику (Приложение №4)), наглядный материал на доске (буквы, солнце, облака), медиапроектор, презентация.

Тип урока:урок-игра (ТРКМ)

Участники: 6 класс

Цель урока:сформировать понятие о конфликте,создать условия для формирования представления у учащихся о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Формирование и развитие УУД

Задачи:

  1. Познавательные: поиск, отбор, структурирование, анализ необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение устанавливать причинно-следственные связи.
  2. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий.
  3. Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, умение работать в группе, паре, индивидуально, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов.
  4. Личностные: заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе группы,пары, умение оценивать жизненные ситуации.

Оборудование:учебник (Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс), рабочая тетрадь, киножурнал «Ералаш», раздаточный материал (рабочие листы (Приложение №1), оценочные листы (Приложение №2), памятки «Учимся вести себя в ситуации конфликта» (Приложение №3), задания к видеоролику (Приложение №4)), наглядный материал на доске (буквы, солнце, облака), медиапроектор, презентация.

Тип урока:урок-игра (ТРКМ)

Формы урока: индивидуальная, фронтальная, работа в группах, парах.

Этапы урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Мотивирует на успешную работу.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Настраиваются на работу.

Проверка готовности к уроку.

2.

Актуализация знаний (проверка д/з)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «Межличностные отношения», давайте вспомним данный материал. Напишем небольшой тест в начале урока (задание на доске), а затем проверим. (взаимопроверка в парах).

Оценка за тест на доске.

  1. Межличностные отношения – это..

А) отношения между людьми б) отношения между незнакомыми В) отношения в малой группе

2. Межличностные отношения возникают

А) при встрече Б) в процессе общения В) при конфликте

3. распространенный вид межличностных отношений:

А) дружба Б) знакомство В) приятельство

4. Можно ли входить в разные группы одновременно?

А) иногда Б)да В)нет

5. Человек, который берет руководство группой на себя:

А) отличник Б) противник В) лидер

6. К какой группе принадлежит человек с рождения?

А) семья Б) класс В) коллектив

За тест оценки выставляют в оценочный лист, который находится у каждого учащегося.

Пишут тест, взаимопроверка, оценки ставят в оценочный лист.

2.

Мотивация

Слайд №

Организация диалога, создание проблемы, подведение учащихся к осознанию темы урока. Предлагаю просмотреть небольшой видеоролик и определить тему, цель и задачи урока.(просмотр видеосюжета про конфликт. Видео №1)

- Мир сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, от которых страдают люди. Все конфликты не только в классе, школе, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Можно научиться предотвращать конфликты и правильно вести себя в конфликтной ситуации. Этому будет посвящен наш урок. Тема урока: Конфликты в межличностных отношениях.

Таблица на слайде

Знаю

Хочу знать

Узнал

Смотрят видеоролик и определяют тему урока, записываю цель урока в рабочие листы.

3.

Постановка учебной задачи

Слайд №

А что такое конфликт? Работа с учебником с. 76-77. Запишите на листы.

В течение урока нам предстоит ответить на вопрос:

- Конфликт – это хорошо или плохо? На слайде и на листах.

Познакомить с рабочим и оценочным листами, которые находятся у ребят на партах.

Знакомятся с рабочими листами (индивидуально) и оценочным листом (индивидуально) –

Каждый этап работы оценивается в листах оценки

4.

Практическая часть

(Ситуативный практикум)

Индивидуальная работа

Слайд

Индивидуальная работа

Слайд

Итог урока

Рефлексия

Упражнение «Конфликтное слово» (индивидуальная работа)

Учащимся предлагается назвать конфликтное слово на следующие буквы, записаны у вас на рабочих листах.

(На доске буквы)

А- СС-

Г – Д О -

Р-К – О-

-Что означают эти слова?

Записывают слова на листах, а учитель выводит на доску что получилось

А-агрессия С-ссора С-сплетни

Г – гнев Д-дракаО - оскорбление

Р- разрывК – клички О-обида

Отвечают на вопрос по цепочке.

Упражнение «Облако» (работа в группах)

Учащимся предлагается закрыть глаза и поднять руку тем, кто никогда никого не называл обидным словом

(Раздать листы, вырезанные в форме облака).

- А теперь напишите на «облачках» обидное слово, сказанное вам и приклейте на большой оранжевый кружок (солнце), а солнце поместите на доску (от каждой группы по солнцу (4 группы)

- Посмотрите на доску и скажите: «Что может сейчас произойти?»

- Что вы чувствовали, когда вас обозвали и что вы сделали обидчику?

Запишите в рабочих листах (индивидуально)(Приложение №1).

Таблица на экране

Действия

Чувства

- А теперь давайте найдем выход из создавшейся ситуации, чтобы погода вновь стала ясной, а для этого я вам предлагаю поработать с материалом учебника и выписать в рабочие листы в парах те определения, которые помогли бы вам выйти из данной ситуации.

(Работа с определениями на рабочих листах) – оценка за работу в лист.

Можно поменяться листами с другой парой и оценить.

Пишут обидные слова, клеят на солнце.

На класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.

Записывают в 2 колонки

Действия

Чувства

Я просто отошёл в сторону

Мне хотелось плакать

Предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации:

«Я не хотел тебя обидеть, прости»;

«Я был не прав»;

«Давай помиримся» и т.д.

Просмотр видеосюжета «Новенький» (Ералаш)

-Посмотрите и проанализируйте данную конфликтную ситуацию с помощью вопросов, которые есть на рабочих листах.

Анализируем ситуацию (работа в группе)по вопросам:

  1. Кто является участниками конфликта?
  2. В чем основная причина конфликта?
  3. Предположите чем закончился конфликт?
  4. Какой этап конфликта из выписанных вами 4-х в тетрадь, вы бы применили к данному сюжету?

Ответы на вопросы по видеосюжету.

Смотрят видеосюжети отвечают на вопросы

Работают в группах

Памятки «Учимся вести себя в ситуации конфликта».

Ученик раздает памятки и комментирует.

- Возможно ли существование без конфликтов?

Всегда ли конфликт – зло?

- Психологи считают, что конфликты выполняют положительную роль, как в обществе, так и в жизни отдельных людей. А сейчас мне бы хотелось выяснить, а как считаете вы

Задание: на доске прикреплены 2 дерева, а на столах у вас лежат ладошки, вам нужно продолжить фразу так, как вы считаете:

«Конфликт – это хорошо, потому что…»,

«Конфликт – это плохо, потому что…» и приклеить к дереву. Молодцы! Большинство ладошек вы прикрепили к дереву № , значит вы

Сейчас мы с вами знаем, что такое конфликт и как его решить. Я надеюсь, что и в вашей жизни будет как можно меньше конфликтных ситуации, и вы всегда будете принимать правильное решение для их устранения.

Отвечают на вопросы.

Каждый ученик приклеивает ладошку к дереву и озвучивает свой ответ.

1)Обобщение полученных на уроке знаний

- Что мы узнали на уроке?

Оцените результат своей и групповой работы в баллах.

2)Педагогическое оценивание: сдают листы самооценки

Отвечают на вопросы

Считают баллы, выставляют оценки

5.

Д/З

Объясняет д/з

Параграф 9, составить памятку «Как я должен себя вести, чтобы избежать конфликтов с друзьями, родителями и знакомыми».

записывают д/з.

Урок мне хочется закончить притчей о терпении.

Притча о терпении

В положенное время осёл пришёл на водопой.

Но утки на пруду так раскрякались и разыгрались, хлопая крыльями, что замутили всю воду.

Хотя осла мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и, отойдя в сторонку, принялся терпеливо ждать.

Наконец утки угомонились и, выйдя на берег, ушли прочь. Осёл вновь подошёл к воде, но она была ещё мутная. И он опять отошёл с понурой головой.

– Мама, почему же он не пьёт? – спросил любопытный лягушонок, заинтересовавшись поведением осла. – Вот уже дважды он подходит к пруду и отходит ни с чем.

– А всё потому, – ответила мама-лягушка, – что осёл скорее умрёт от жажды, нежели притронется к грязной воде. Он будет терпеливо ждать, пока вода не очистится и не станет прозрачной.

– Ах, какой же он упрямый!

– Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько терпеливый, – пояснила лягушка. – Осёл готов сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его величает всяк, кому самому недостаёт выдержки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания в "Конфликт в межличностных отношениях"

Презентация содержит описание причин конфликтов, тактик поведения в конфликте....

Презентация к уроку обществознания "Конфликт в межличностных отношениях"

Презинтация раскрывает сущность, виды конфликтов, способы поведения в конфликте....

6 класс "Конфликты в межличностных отношениях"

урок обществознания в 6 классе с учетом требований ФГОС...

Конфликт в межличностных отношениях.

Разработка урока для 10 класса (социально-гуманитарного профиля) по теме "Конфликт в межличностных отношениях"....

Текущий тест. Конфликт в межличностных отношениях.

Текущий контроль по обществознанию. 10 класс....

Одноклассники, сверстники, друзья. Конфликты в межличностных отношениях

Данные материалы содержат презентацию для урока обществознания в 6 классе по темам: "Одноклассники, сверстники, друзья" и "Конфликты в межличностных отношениях"...

Разаботка урока по обществознанию 10 класс "Конфликт в межличностных отношений"

урок  обществознания в 10 классах,  разработан для профильных обучения...