План конспект урока-викторины по избирательному праву
план-конспект по обществознанию

Астайкина Людмила Дмитриевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_uroka-viktoriny_po_izbiratelnomu_pravu.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа»

Урок-викторина

по

избирательному праву.

Разработала и провела учитель обществознания:

Астайкина Л.Д.

Цели и задачи:

  • Распространение знаний в области избирательных прав граждан в ученической среде.
  • Формирование у учащихся активной жизненной позиции.
  • Повышение значимости выборов в глазах будущих избирателей.

Оборудование:

Лозунг "Как жить дальше – выбираем сами", плакаты.

Учитель:

    Добрый день, уважаемые гости, учащиеся и учителя!

Сегодня мы с вами проведем урок-викторину по избирательному праву. Этот урок призван подчеркнуть ту особую роль, которую играет избиратель в судьбе своей страны, своей Отчизны. Пройдёт несколько лет, и вы будете иметь право участвовать в выборах. Право выбора – одно из фундаментальных прав человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека указывается «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной   непосредственно   или   через   посредство   свободно   избранных представителей».  

Что такое выборы, в современном обществе знает каждый взрослый человек. Одни всегда принимают в них участие, другие делают это от случая к случаю, третьи – наблюдают за этим процессом со стороны. В представлении обычного гражданина выборы часто сводятся к простой процедуре заполнения бюллетеня, которая не более чем эпизод в их повседневной жизни. Важность выборов многие склонны недооценивать. Справедливо ли это? Попробуем найти ответ на этот вопрос и другие, интересующие нас:

Зачем нужны выборы? Что такое избирательное право? Участие в выборах – право или обязанность?

И так я хочу спросить у вас: А что такое выборы?

Ученик:

 Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти. Но, выборы – это не только мероприятие, в ходе которого выявляется, кто займёт депутатское кресло или станет президентом. Политическая миссия выборов значительно более широкая.

Во-первых, выборы укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения.

Во-вторых, выборы помогают людям оказать поддержку или разочарование существующим правительством.

В-третьих, выборы – это эффективный способ политического просвещения народа.

В-четвёртых, выборы – есть барометр общественного мнения.

Таким образом, каждый ответственный гражданин должен понимать, что его голос всегда очень важен при определении власти в государстве.

 Сегодня в Российской Федерации выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и добровольным.

Мы выбираем Главу государства (Президента), Главу Республики, Глав Администраций районов, Глав сельских поселений и депутатов в органы государственной власти всех уровней.

   Цель выборов – выявить волю народа. Для этого голосование у нас всеобщее, прямое и тайное - такова формула выборов. В конституции РФ записано: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…» (ст.32).

 

Учитель:

Для организации выборов предшествует целая кампания, которая называется избирательной.

 И мы с вами ознакомимся с основными этапами избирательного процесса.

Ученик:

- 1этап – подготовительный – объявляются выборы, образуются избирательные участки округа, создаются избирательные комиссии, составляются списки избирателей.

- 2 этап - выдвижение и регистрация кандидатов - избиратели, избирательные объединения и блоки выдвигают кандидатов. Собираются подписи в его поддержку в сроки, установленные законом. Происходит регистрация кандидатов и его доверенных лиц.

- 3 этап - предвыборная агитация – она проходит за счет средств кандидата, а частично за счет фондов, создаваемых группами поддержки. Агитационный период прекращается за одни сутки до дня голосования.

- 4 этап - голосование и подведение итогов.

Учитель:  Я знаю, что вы готовились к сегодняшнему уроку-викторине. Мы заранее разделились на две команды, и вы получали домашнее задание. Это придумать название команды, нарисовать плакаты, приуроченные к избирательному праву и иметь при себе по три высказывания о избирательном праве.

Ребята, вашу работу будет оценивать жюри.

А сейчас я предлагаю вам провести выборы и решить, кто станут капитанами ваших команд.  

(каждый участник вписывает в бюллетень фамилию понравившегося ему кандидата)

Пока производится подсчет голосов, я бы хотела вам задать еще один вопрос: участие в выборах – это право или обязанность?    

Ученик: Люди по-разному относятся к выборам. В последнее время некоторые страны сталкиваются с проблемой неучастия в выборах большей половины населения страны. Неучастие граждан в выборах называется абсентеизмом.  Участие в выборах, это, в первую очередь, конституционное право граждан. Вместе с тем, нельзя просто игнорировать то, что многие люди совсем отказываются от исполнения своего гражданского долга, поэтому во многих странах голосование на выборах рассматривается как гражданский долг. Например, в Австралии, Греции, Чили избиратели, которые не приняли участие в голосовании, подвергаются штрафам. В Италии уклонение от выборов фиксируется в судебных органах на протяжении 5 лет, кроме того, мэр коммуны составляет списки граждан, которые вывешиваются для всеобщего обозрения. Это своего рода моральное наказание для несознательных граждан.

Учитель: Итак, капитаны команд выбраны. И сейчас мы проводим наш первый конкурс «Визитная карточка». Вы должны озвучить названия своих команд и ознакомить нас со своими девизами.  

Спасибо командам. А теперь я приглашаю вас принять участие в  викторине на тему «Избирательное право. Выборы».

(командам раздаются  карточки с вопросами викторины)

Вопросы викторины:

  1. Законодательный орган страны?
  2. Есть ли в нашей стране имущественный ценз для избирателей?
  3. Может ли избиратель быть внесен в списки избирателей сразу на нескольких избирательных участках?
  4. Срок полномочий избирательных комиссий РФ.
  5. Как часто проводятся выборы президента, парламента?  
  6. Где вы должны заполнить свой избирательный бюллетень, в соответствии с законом?
  7. Что делать, если вы испортили бюллетень для голосования ?
  8. С какого возраста можно баллотироваться  в Президенты?
  9. С какого возраста начинается гражданская зрелость?
  10. Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня?
  11. Можно ли голосовать досрочно в Федеральные органы власти?
  12. Можно ли голосовать за больного родственника по его просьбе?  
  13. Когда начинается агитационный период?
  14. Когда прекращается агитационный период?
  15. Можно ли проводить в день выборов социологические опросы?

(за каждый правильный полный ответ – 2 балла, неполный правильный ответ – 1 балл)

Учитель: Пока члены жюри подводят итоги, давайте ответим на вопрос: что такое избирательное право?

Ученик:

Чтобы принимать участие в выборах, нужно владеть избирательным правом.

Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранными в государственные органы. Избирательное право может быть активным и пассивным.

Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в , референдумах.

Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или Главой государства.

Сегодня в большинстве государств мира существует избирательное право. Однако, для этого потребовалась более, чем 200 – летняя борьба.  К началу XX столетия правом голоса владели исключительно мужчины, демократия носила «мужской» характер. В США женщины получили избирательное право в 1920 г., Греции – 1956, Швейцарии – в 1971 году.

        Следует отметить, что и сегодня во всеобщем избирательном праве существуют ограничения или цензы.

Ценз гражданства, т.е. принимать участие в выборах могут только граждане государства.

Ценз оседлости, т.е.  голосовать могут те, кто прожил в государстве определённое время.

Имущественный ценз – запрет на участие в выборах тех, кто обанкротился.

Моральный ценз – запрет на участие в выборах лиц, которые лишены свободы за совершение преступлений.

Образовательный ценз – требование кандидатам в депутаты иметь соответствующий уровень образования.

В РФ:

  • избирать имеют право лица, достигшие 18- летнего возраста.
  • с 18 – летнего возраста можно избираться депутатом местного совета
  • с 21 года – депутатом Государственной Думы
  • с 35 – Президентом страны

Некоторые лица ограничены в праве избирать и быть избранными:

  • Лица, признанные судом недееспособными
  • Лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

Учитель: А у нас третий тур, и он называется «Проблемные ситуации»

Обе команды получают карточки с одинаковыми ситуациями. (Максимальная оценка - 4 балла).

Ситуация 1.

На избирательный участок пришел совершеннолетний гражданин и заявил, что он хочет быть наблюдателем во время выборов. Избирательная комиссия ему отказала. Правомерно ли было это решение?

Ответ: Решение правомерно, т.к. наблюдатели назначаются заранее.

Ситуация 2.

Во время предвыборной компании в дверь пенсионерки Клавдии Илларионовны Налютовой позвонили. На пороге стояли молодые люди, которые представились агитаторами одного из кандидатов в депутаты. Они подробно рассказали Клавдии Илларионовне, какой хороший их кандидат и как всем будет хорошо, если выберут именно его. А в конце беседы вручили пенсионерке два килограмма сахара, несколько банок тушенки и коробку конфет. Нарушены ли в данном случае правила проведения предвыборной агитации?

Ответ:  Да, нарушены. Законодательство запрещает дарить избирателям подарки, денежные средства и каким-либо иным способом подкупать избирателей.

( карточки с ответами передаются членам жюри, которые подсчитывают итоги)

Учитель: А у нас впереди конкурс  капитанов. (раздаются конверты с карточками, на которых в беспорядке перечислены основные стадии избирательного процесса. Надо правильно их соотнести. (Максимальная оценка – 5 баллов)

Ответ: 1. Назначение выборов.

            2. Образование  избирательных округов и избирательных участков, регистрация избирателей и составление списков избирателей.

             3. Выдвижение кандидатов и их регистрация.

         4. Предвыборная агитация.

         5.Организация голосования, подсчет голосов, определение итогов голосования, установление результатов выборов и их официальное опубликование.

Учитель: Пока наши капитаны выполняют задания, у членов команд есть шанс пополнить копилку  баллами своей команды. (На доске располагается кроссворд, учитель читает вопрос, ученики тянут руки и произносят правильные ответы, за каждый правильный ответ по 1 баллу) 

1

с

п

и

с

о

К

2

п

а

с

п

О

р

т

3

г

о

л

о

с

о

в

а

Н

и

е

4

к

о

м

и

С

с

и

я

5

и

з

б

и

р

а

Т

е

л

и

6

т

е

л

е

в

И

д

е

н

и

е

7

к

а

н

д

и

д

а

Т

ы

8

р

е

з

У

л

ь

т

а

т

ы

9

а

г

и

т

а

Ц

и

я

10

к

а

б

И

н

а

к

о

н

с

т

и

т

у

ц

и

Я

По горизонтали:

1. Его составляют для учета избирателей. (Список)

2. Его необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня. (Паспорт)

3. Участие жителей государства в выборах путем заполнения избирательных бюллетеней. (Голосование)

4. Она организует проведение выборов и референдумов. (Комиссия)

5. Участники выборов. (Избиратели)

6. Одно из средств массовой информации. (Телевидение)

7. Те, кто заявили о своем праве быть избранным в органы власти. (Кандидаты)

8. Итоги выборов. (Результаты)

9. Призывы к жителям страны во время выборов проголосовать за или против кандидатов. (Агитация)

10. Место, где в соответствии с законом, избиратели заполняют бюллетень. (Кабина)

Ключевое слово: Конституция.

Учитель: На этом наши конкурсы закончены. Попросим членов жюри подвести итоги, команде - победительнице вручается диплом, а активным участникам оценки «отлично» в журнал.  Ребята, не забывайте, что будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Будьте настоящими гражданами своей страны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова (6 класс)

Конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова...

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов “BRAIN RING”

Итоговое внеклассное мероприятие по английскому языку среди 6-х классов за I и  II четверть по учебнику Starlight 6 (Звездный английский)., под редакцией : Баранова...

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов

План-конспект урока-викторины по теме:Starlight of English Викторина среди 6-х классов...

Конспект урока по теме " Избирательное право. Избирательный процесс" 11 класс.

Урок в форме брейн-ринга по теме "Избирателбное право. Избирательный процесс" 10-11 класс...

План-конспект урока-викторины для учащихся 2 класса

Конспект урока-викторины для 2 классовВопросы для викторины 6 класс...