Разработка урока по обществознанию, тема "Семья", 8 класс
методическая разработка по обществознанию (8 класс)
Цель урока: рассмотреть семью как малую группу, выяснить особенности межличностных отношений в семье, определить понятия семейный долг и семейные обязанности. Ориентировать учащихся на понимание семьи как источника счастья, на необходимость получения знаний для практического применения в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_8kl.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Обществознание
8 класс
Тема: «Семья»
«Что имеем и храним...»
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители - пример тому».
В. Брандт
Цель: рассмотреть семью как малую группу, выяснить особенности межличностных отношений в семье, определить понятия семейный долг и семейные обязанности. Ориентировать учащихся на понимание семьи как источника счастья, на необходимость получения знаний для практического применения в жизни.
Оборудование: 1. Творческие работы детей.
- Репродукции картин.
- Словари.
- Анкеты для родителей.
- Сокращённый перечень прав ребёнка. Понятия: семья, семейный долг, семейные обязанности.
Ход урока:
1. Вступление
Сегодня наш урок называется «Что имеем и храним...» Обратите внимание, предложение не закончено. Наша задача - в конце урока закончить предложение. Эпиграфом взяты строки Вили Брандта (прочитать). Эпиграф довольно точно отражает главный вопрос урока, о чем мы будем говорить.
-Как вы поняли эти слова, о чем мы будем говорить?
2. Повторение
Прозвучало слово «семья». Каждый из вас имеет личный опыт.
-Дайте своё определение «семья»
-А можно ли рассматривать семью как малую группу?
-По каким признакам происходит объединение в малые группы?
-Общая деятельность
-Единая цель
-Межличностное взаимодействие.
-Давайте проверим свои предположения.
Найдем определение «семья» в разных словарях, (Записать понравившееся определение в тетрадь).
3. Проверка творческих заданий.
- Итак, что имеем и храним...
Вам на выбор были даны несколько творческих домашних заданий.
Почти в каждой семье хранятся семейные реликвии. Что вам известно об этих реликвиях?
- Кто-нибудь узнал о семейной легенде?
- Мы заговорили о бабушках и дедушках. Это значит, что в одной семье живут представители 2-3 поколений.
Следующее творческое задание как раз связано с этим вопросом. Вы по желанию составили генеалогическое древо своей семьи.
- Сколько поколений вы отразили в нем?
- Повторяются ли имена в роду, какие?
- Есть ли семейные династии?
Историю своего рода можно узнать не только по генеалогическому древу. Но и по фотографиям.
- Сколько поколений отразили вы в своей фотовыставке
4. Мы заговорили о поколениях, это значит, что в семье живут люди разных возрастов. Если есть различия, то возникают противоречия.
- Вы по всем вопросам согласны со своими родителями?
- Оказывается, эта проблема «отцов и детей» имеет очень длинную историю. Давайте убедимся в этом. В учебнике на странице 65 найдите время, когда начинает упоминаться проблема «отцов и детей».
Задание по группам.
- А сейчас посоветуйтесь в группах и назовите по 3 причины, из-за которых у вас возникают противоречия с родителями.
Психологическая ситуация.
- Вы поздно возвращаетесь домой.
1. Какая реакция родителей?
- Что вы чувствуете, когда вас ругают?
- Представьте себя на месте родителей. Что вы чувствуете, когда ваш ребенок не придет вовремя домой?
- Теперь изменились ваши первые чувства? Что сейчас вы почувствуете к родителям?
Конфликты были и будут всегда. Решать их помогут взаимопонимание, умение взглянуть на себя со стороны. Тогда у вас всегда будет в семье благоприятный психологический климат.
5. Говоря о взаимоотношениях в семье, обязательно сталкиваешься еще с одним вопросом - о правах.
Выборочно среди родителей проводилось анкетирование, - какие права они хотели бы иметь в семье.
Познакомьтесь с этими анкетами.(Прокомментировать последнее право.)
Работа с документом.
О правах детей заботится и государство.
В 1989 г. ООН принята Конвенция (соглашение) о правах ребёнка. Ознакомьтесь с ними.
- Какие права для вас наиболее значимы. (Выделить в группах по 3 права).
- Обратите внимание на статью 12 и 13.
- Как вы ее понимаете?
Не забывайте, что любым правом надо уметь пользоваться правильно, культурно.
Ситуация. Старшеклассник Д. воспользовался своим правом, стал перебивать учителя, задавать лишние вопросы, спорить. « - Д, - ты мешаешь мне работать», - сказал учитель. «А я имею право!»
Оказывается, осуществление права свободно выражать своё мнение подвергается ограничению, необходимому для уважения прав других лиц (2 часть ст. 13 Конвенции).
6. Работа в группах, описание картины.
- Давайте попробуем определить по репродукциям, какой психологический климат царит в семьях, изображённых художником. А как вы это узнали?
Вариант: «озвучить» 2-3 репликами выбранную репродукцию, не называя какую именно имеешь в виду. Остальные отгадывают.
7. Как вы понимаете высказывание М. Ионаса: «В жизни ничего нельзя брать в долг, а ко-
ли взял, надо возвращать сверх взятого» применительно к своим отношениям с родителя-
ми?
- А теперь возвращаемся к названию нашего урока. Подумайте, как теперь вы можете закончить предложение? Что же надо иметь и хранить в семье? В группах напишите свои варианты продолжения заголовка на карточках. (Прикрепить на доску.)
8. Закрепление.
На будущее я хочу вам пожелать
«Ни капли холодного, острого, злого!»
Не бойтесь, пожалуйста, доктора Льва!
Он в горло зверюшке заглянет сперва
И выпишет срочно рецепт для больного: «Таблетки, микстура и тёплое слово, Компресс, полосканье и доброе слово, Горчичники, банки и нежное слово,
Ни капли холодного, острого, злого!»
Без доброго слова, без теплого слова,
Без нежного слова - не лечат больного!
Юнна Мориц.
9. Итоги урока, выставление оценок.
Домашнее задание: параграф 14. Взять интервью у родителей, какие читали в детстве книги, смотрели фильмы, слушали музыку, проводили свободное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"
Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....
Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)
Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....
разработка урока по обществознанию 9 класс "Налоги"
1) знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;2) формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мы...
разработка урока по обществознанию 9 класс " Правонарушение. Виды правонарушения"
урок для учащихся 9 класса с применением обучающих структур по ситнгапурской методике преподавания...
Разработка урока по обществознанию. 9 класс
Разработка урока по обществознанию. 9 класс...
Разработка урока по обществознанию. 11 класс
Разработка урока по обществознанию. 11 класс"Легко ли быть молодым?"...
Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс тема"Социальные различия в обществе"
"Благоразумен тот, кто не печалится о том,чего не имеет" Демокрит, древнегреческий философ...