Разработка урока по обществознанию, тема "Семья", 8 класс
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Цель урока: рассмотреть семью как малую группу, выяснить особенности межличностных от­ношений в семье, определить понятия семейный долг и семейные обязанности. Ориентировать учащихся на понимание семьи как источника счастья, на необхо­димость получения знаний для практического применения в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_8kl.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Обществознание

8 класс

Тема: «Семья»

«Что имеем и храним...»

«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.

Родители - пример тому».

В. Брандт

Цель: рассмотреть семью как малую группу, выяснить особенности межличностных отношений в семье, определить понятия семейный долг и семейные обязанности. Ориентировать учащихся на понимание семьи как источника счастья, на необходимость получения знаний для практического применения в жизни.

Оборудование:  1. Творческие работы детей.

  1. Репродукции картин.
  2. Словари.
  3. Анкеты для родителей.
  4. Сокращённый перечень прав ребёнка. Понятия: семья, семейный долг, семейные обязанности.

Ход урока:

1.        Вступление

Сегодня наш урок называется «Что имеем и храним...» Обратите внимание, предложение не закончено. Наша задача - в конце урока закончить предложение. Эпиграфом взяты строки Вили Брандта (прочитать). Эпиграф довольно точно отражает главный вопрос урока, о чем мы будем говорить.

-Как вы поняли эти слова, о чем мы будем говорить?

2.        Повторение

Прозвучало слово «семья». Каждый из вас имеет личный опыт.

-Дайте своё определение «семья»

-А можно ли рассматривать семью как малую группу?

-По каким признакам происходит объединение в малые группы?

-Общая деятельность

-Единая цель

-Межличностное взаимодействие.

-Давайте проверим свои предположения.

Найдем определение «семья» в разных словарях, (Записать понравившееся определение в тетрадь).

3.        Проверка творческих заданий.

-        Итак, что имеем и храним...

Вам на выбор были даны несколько творческих домашних заданий.

Почти в каждой семье хранятся семейные реликвии. Что вам известно об этих реликвиях?

  • Кто-нибудь узнал о семейной легенде?
  • Мы заговорили о бабушках и дедушках. Это значит, что в одной семье живут представители 2-3 поколений.

Следующее творческое задание как раз связано с этим вопросом. Вы по желанию составили генеалогическое древо своей семьи.

  • Сколько поколений вы отразили в нем?
  • Повторяются ли имена в роду, какие?
  • Есть ли семейные династии?

Историю своего рода можно узнать не только по генеалогическому древу. Но и по фотографиям.

-        Сколько поколений отразили вы в своей фотовыставке

4. Мы заговорили о поколениях, это значит, что в семье живут люди разных возрастов. Если есть различия, то возникают противоречия.

  • Вы по всем вопросам согласны со своими родителями?
  • Оказывается, эта проблема «отцов и детей» имеет очень длинную историю. Давайте убедимся в этом. В учебнике на странице 65 найдите время, когда начинает упоминаться проблема «отцов и детей».

Задание по группам.

- А сейчас посоветуйтесь в группах и назовите по 3 причины, из-за которых у вас возникают противоречия с родителями.

Психологическая ситуация.

-        Вы поздно возвращаетесь домой.

1. Какая реакция родителей?

  1. Что вы чувствуете, когда вас ругают?
  2. Представьте себя на месте родителей. Что вы чувствуете, когда ваш ребенок не придет вовремя домой?
  3. Теперь изменились ваши первые чувства? Что сейчас вы почувствуете к родителям?

Конфликты были и будут всегда. Решать их помогут взаимопонимание, умение взглянуть на себя со стороны. Тогда у вас всегда будет в семье благоприятный психологический климат.

5. Говоря о взаимоотношениях в семье, обязательно сталкиваешься еще с одним вопросом - о правах.

Выборочно среди родителей проводилось анкетирование, - какие права они хотели бы иметь в семье.

Познакомьтесь с этими анкетами.(Прокомментировать последнее право.)

Работа с документом.

О правах детей заботится и государство.

В 1989 г. ООН принята Конвенция (соглашение) о правах ребёнка. Ознакомьтесь с ними.

  • Какие права для вас наиболее значимы. (Выделить в группах по 3 права).
  • Обратите внимание на статью 12 и 13.
  • Как вы ее понимаете?

Не забывайте, что любым правом надо уметь пользоваться правильно, культурно.

Ситуация. Старшеклассник Д. воспользовался своим правом, стал перебивать учителя, задавать лишние вопросы, спорить. « - Д, - ты мешаешь мне работать», - сказал учитель. «А я имею право!»

Оказывается, осуществление права свободно выражать своё мнение подвергается ограничению, необходимому для уважения прав других лиц  (2 часть ст. 13 Конвенции).

6. Работа в группах, описание картины.

-        Давайте попробуем определить по репродукциям, какой психологический климат царит в семьях, изображённых художником. А как вы это узнали?

Вариант: «озвучить» 2-3 репликами выбранную репродукцию, не называя какую именно имеешь в виду. Остальные отгадывают.

7.        Как вы понимаете высказывание М. Ионаса: «В жизни ничего нельзя брать в долг, а ко-
ли взял, надо возвращать сверх взятого» применительно к своим отношениям с родителя-
ми?

-        А теперь возвращаемся к названию нашего урока. Подумайте, как теперь вы можете закончить предложение? Что же надо иметь и хранить в семье? В группах напишите свои варианты продолжения заголовка на карточках. (Прикрепить на доску.)

8.        Закрепление.

На будущее я хочу вам пожелать

«Ни капли холодного, острого, злого

Не бойтесь, пожалуйста, доктора Льва!

Он в горло зверюшке заглянет сперва

И выпишет срочно рецепт для больного: «Таблетки, микстура и тёплое слово, Компресс, полосканье и доброе слово, Горчичники, банки и нежное слово,

Ни капли холодного, острого, злого!»

Без доброго слова, без теплого слова,

Без нежного слова - не лечат больного!                              

Юнна Мориц.

9.        Итоги урока, выставление оценок.

                 Домашнее задание: параграф 14. Взять интервью у родителей, какие читали в детстве книги, смотрели фильмы, слушали музыку, проводили свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)

Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....

разработка урока по обществознанию 9 класс "Налоги"

1) знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;2) формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мы...

разработка урока по обществознанию 9 класс " Правонарушение. Виды правонарушения"

урок для учащихся 9 класса с применением обучающих структур по ситнгапурской методике преподавания...

Разработка урока по обществознанию. 9 класс

Разработка урока по обществознанию. 9 класс...

Разработка урока по обществознанию. 11 класс

Разработка урока по обществознанию. 11 класс"Легко ли быть молодым?"...

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс тема"Социальные различия в обществе"

"Благоразумен тот, кто не печалится о том,чего не имеет" Демокрит, древнегреческий философ...