Избирательное право
план-конспект занятия по обществознанию (11 класс)

Пащанина Ксения Петровна

Урок - практическая работа на уроке обществознания в 11 классе

на тему: «Избирательное право»

 

Цели: 

• образовательная: изучить различные избирательные системы, выяснить, как проходят выборы по пропорциональной , мажоритарной, смешанной системах;

• воспитательная: способствовать формированию потребности социальноактивного поведения личности;

• развивающая: продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

Образовательные:  знать:

сущность   избирательного права,

принципы   проведения выборов в РФ,

избирательная система,

значение и разновидности выборов в России,

основные стадии избирательного процесса,

права и обязанности избирателя.

понимать:

различие между активным и пассивным избирательным правом,

роль электората в выборах.

объяснять:

понятия: избирательный процесс, избирательная кампания, избирательные округа, избирательный участок, избирательный залог, избирательная комиссия,

содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как избирателя,

распространение знаний в области избирательных прав граждан.

Воспитательные:

способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности,

воспитывать понимание того, что каждый гражданин через выборы влияет на развитие страны,

Развивающие: продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения будущих избирателей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_izbiratelnoe_pravo.docx396.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - практическая работа на уроке обществознания в 11 классе

на тему: «Избирательное право»

Цели:  

• образовательная: изучить различные избирательные системы, выяснить, как проходят выборы по пропорциональной , мажоритарной, смешанной системах;

• воспитательная: способствовать формированию потребности социальноактивного поведения личности;

• развивающая: продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

Образовательные:  знать:

сущность   избирательного права,

принципы   проведения выборов в РФ,

избирательная система,

значение и разновидности выборов в России,

основные стадии избирательного процесса,

права и обязанности избирателя.

понимать:

различие между активным и пассивным избирательным правом,

роль электората в выборах.

объяснять:

понятия: избирательный процесс, избирательная кампания, избирательные округа, избирательный участок, избирательный залог, избирательная комиссия,

содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как избирателя,

распространение знаний в области избирательных прав граждан.

Воспитательные:

способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности,

воспитывать понимание того, что каждый гражданин через выборы влияет на развитие страны,

Развивающие: продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения будущих избирателей.

П/п

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент. Целеполагание

1 минута

Знакомит с темой и целью урока

Ставят себе цель ответить на вопросы и достичь той отметки, которую желают получить за урок

2.

Объяснение нового материала

20 минут

Раздает вопросы, объясняет

Отвечают на вопросы

3.

Практическая часть

20 минут

Организация дискуссии

Участвуют в беседе, отстаивают свою точку зрения

4.

Рефлексия

3 минуты

Подводит итог

Сравнивают результат с предполагаемым

5.

Домашнее задание

1 минута

Задание

Запись домашнего задания

Ход урока:

Вопрос: Как Вы считаете, каким образом народ управляет страной? – ответы уч-ся…

Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти.

Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти.
 

Перейдем к источникам избирательного права. К ним относятся:

  • Конституция РФ
  • Федеральный законы
  • Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ
  • О выборах Президента Российской Федерации
  • О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • О внесении  изменений в законодательные акты РФ о выборах и референдумах и иные законодательные акты РФ

Избирательное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих принципы и порядок проведения выборов.

Различают два вида избирательных прав: активное и пассивное.

Активное избирательное право – право гражданина лично участвовать в выборах государственных органов в качестве избирателя. Его имеют все граждане, достигшие 18 лет.

Пассивное избирательное право – это право гражданина быть избранным в органы гос.власти. Так, чтобы стать депутатом, нужно быть не моложе 21 года, губернатором – не моложе 30 лет, Президентом РФ – не моложе 35 лет.

Принципы избирательного права – это условия, соблюдение которых придает выборам свободный и демократический характер и делает их легитимными, т.е. признаваемыми и одобряемыми.

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право означает, что к выборам допускается практически все взрослое население и каждому дается возможность реализовать свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Но есть определенные ограничения:

а) возрастные. Так, кандидат в Президенты должен быть не моложе 35 лет, депутатом Государственной Думы может стать человек, достигший 21 года, а главой исполнительного органа субъекта РФ — 30 лет. Правом участвовать в голосовании обладают граждане, достигшие 18 лет;

б) общая недееспособность, если таковая установлена судом;

в) нахождение в местах лишения свободы;

г) нахождение на государственной должности, несовместимой со статусом депутата Государственной Думы.

Равным избирательное право считается тогда, когда все избиратели и кандидаты участвуют в выборах на равных основаниях. Это означает, во-первых, что значение голосов всех избирателей одинаково, что достигается предоставлением каждому избирателю одинакового количества голосов, образованием одинаковых по численности избирателей избирательных округов. Во-вторых, равное право быть избранным проявляется в предоставлении равных возможностей состязаться в предвыборной борьбе (финансовых, информационных, организационных), существование контроля государства за расходами кандидатов и т. п.

Прямое избирательное право предполагает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно и лично.

Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации тайна голосования обеспечивается предоставлением возможности использовать закрытую кабину для заполнения бюллетеней. В некоторых европейских странах тайна голосования обеспечивается предоставлением возможности каждому нажать кнопку ЭВМ так, чтобы это было сокрыто от глаз окружающих.

Добровольность (свобода) участия гражданина в выборах означает, что никто не вправе его к этому принуждать и влиять на его свободное волеизъявление.

Виды избирательных систем. Существуют два основных вида избирательных систем.

1. Мажоритарная избирательная система предполагает подведение итогов выборов по большинству поданных за кандидата голосов. Она в свою очередь различается на:

а) систему абсолютного большинства, при которой для избрания кандидата требуется подача голосов более половины лиц списочного состава или лиц, пришедших на выборы (50%+1);

б) систему относительного большинства, при которой для избрания кандидату требуется набрать голосов больше, чем другим кандидатам.

Мажоритарная система имеет несомненные достоинства: она проста и позволяет создать прочное большинство в представительном органе власти. Парламент становится работоспособным органом, что в свою очередь стабилизирует общество. Кроме того, избиратели при такой системе голосуют за конкретного человека, а не за список кандидатов от партии, со

многими из которых они, бывает, совершенно незнакомы.

Однако мажоритарной системе свойственны и недостатки. При ее использовании меньшинство граждан, исповедующее иные политические взгляды, оказывается никем в парламенте не представленным. Следовательно, демократия в данном случае получается какой-то урезанной. Вполне может случиться так, что созданный таким путем парламент не будет отражать реальное соотношение сил в стране. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что мажоритарная система относительно дорога, так как часто нужно проводить второй тур голосования для выявления победителя, а это требует немалых финансовых затрат.

2. Пропорциональная система основана на подаче голосов за список кандидатов, принадлежащих какой-либо политической партии. Количество мест в парламенте, занимаемых депутатами определенной партии, определяется прямо пропорционально количеству (процентам) голосов, набранных данной партией на выборах.

Достоинства пропорциональной системы — это недостатки мажоритарной системы. Пропорциональная система отражает интересы также и меньшинства населения, которое представляют в парламенте партии, получившие небольшой процент голосов избирателей. Парламент, в котором представлены различные партии, но в разном объеме, отражает расстановку сил в стране. Но она довольно сложна, и ее применение предполагает наличие относительно высокого уровня политической грамотности населения. Оно должно уметь разбираться в партиях всего политического спектра, притом что их различия зачастую трудноуловимы. Труден и подсчет голосов при пропорциональной системе.

Во многих странах, для того чтобы обеспечить эффективное использование этой системы, устанавливается заградительный барьер, лишающий малые партии, набравшие слишком мало голосов, возможности участвовать в распределении депутатских мандатов. В нашей стране он равен 5% (в других встречается и несколько меньший).

В Российской Федерации при формировании представительного законодательного органа используется смешанная избирательная система. Из 450 мест в Государственной Думе 225 заполняется по мажоритарной системе (одномандатные округа) и 225 — по пропорциональной.

Как вы считаете, с чего начинается любой избирательный процесс? Ответы уч-ся…

Стадии избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) создание избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7)голосование; 8) подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.

Днем голосования всегда является воскресенье.

В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.

Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия.

Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Это одна из правовых гарантий проведения свободных выборов.

Ответственность за нарушение избирательного законодательства — это применение к правонарушителю мер государственного принуждения (санкций), выражающихся в виде ограничений личного или имущественного характера.

Три вида санкций могут применяться к правонарушителям в зависимости от характера совершенного проступка.

Конституционные санкции. Они предусмотрены Законом «Об основных гарантиях избирательных прав...» и применяются к тем, кто реализует свое пассивное избирательное право (кандидатам). К ним относятся:

 предупреждение. Хотя эта мера и имеет в определенной мере моральный характер, ее действенность несомненна: огласка неблаговидного проступка, совершенного кандидатом или политической партией, авторитета им никак не прибавляет. Причинами наложения этой санкции могут быть малозначительные проступки, такие, как, например, нарушение правил предвыборной агитации;

 отказ в регистрации (или отмена регистрации, если она состоялась) кандидата или списка кандидатов. Эта санкция применяется за более серьезные проступки, например за предоставление в избирательную комиссию недостоверных сведений о кандидате, использование денежных средств помимо средств своего избирательного фонда;

 признание итогов голосования недействительными. Попятно, что это еще более строгая санкция, и поэтому ее применяет суд. Основаниями для этой санкции могут быть, например, превышение предельного размера финансовых средств, подкуп избирателей, использование преимуществ своего должностного положения.

 Административные санкции. Круг их применения гораздо шире. Такие санкции защищают наши с вами избирательные права. Эти проступки предусмотрены Кодексом Об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). Всего их там 33. За их нарушения налагаются различного рода штрафы. Перечислим наиболее характерные из них:

 нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей;

 нарушение условий проведения предвыборной агитации;

 проведение предвыборной агитации в запрещенный период или в запрещенных местах;

 изготовление или распространение анонимных агитационных материалов;

 умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам;

 подкуп избирателей;

 использование незаконной материальной поддержки кандидатом, политической партией;

 незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня;

 нарушение порядка подсчета голосов.

 Уголовные санкции. Они назначаются за опасные нарушения избирательных прав граждан, причиняющие существенный вред всему правопорядку. Они предусматриваются в УК РФ (ст. 141, 141 — 1, 142, 142—2):

 воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательной комиссии (назначается штраф до 300000 р. и даже лишение свободы до 5 лет). Это может выражаться в нарушении тайны голосования, или в том, что больному не доставили урну для голосования, или в незаконной съемке документов избирательной комиссии, что приостанавливает работу избирательной комиссии до выяснения всех обстоятельств происшедшего;

 нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата. Мы уже касались опасности этого действия. Если размер незаконной финансовой поддержки крупный, то и санкция доходит до 2 лет лишения свободы;

фальсификация избирательных документов (подделка, подчистка, пометка другим числом, изготовление документ» с ложным содержанием и др.)- Нет нужды подчеркивать опасность этого деяния, сводящего на нет все усилия и средства общества, направленные на проведение выборов. За это преступ ление грозит лишение свободы до 4 лет;

 фальсификация итогов голосования (например, порча бюллетеней, незаконное уничтожение бюллетеней или сброс в урну для голосования лишних бюллетеней, что может привести к неправильному установлению числа проголосовавших). Санкция за это предусматривает наложение солидного штрафа и даже лишение свободы до 4 лет.

Избирательные споры для России — дело новое. До 90-х гг. их практически не было, поскольку не было и свободных выборов. Сейчас мы начинаем сознавать, что выборы — это та область общественной жизни, где затрагиваются интересы очень многих людей, где бурлят страсти, порождающие немало нарушений и споров. На сегодняшний день уже создана достаточно мощная правовая защита избирательных прав, но используют ее не всегда активно не только многие наши граждане, но даже кандидаты.

Практическая часть.

Учитель: Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть.

Работа над понятиям

1. Группы предлагают друг другу дать объяснение следующим терминам: Выборы, референдум, электорат, избирательное право, процедура, избирательная система. 2. Каждой группе выдаются карточки с высказываниями известных людей, в которых пропущено одно слово

Задание:  

1. Вставить пропущенное слово, которое, по вашему мнению, должно быть в данном предложении; 2. Подумайте, почему это слово? Как оно связано с темой выборов? 3. Свяжите с Конституцией РФ.

Группы предлагают свои варианты ответов с обоснованием своей позиции. Делают вывод, что все эти термины отражают политические права личности, особенности участия народа в управлении страной.

 

Рабочий лист №1

1. Работа над понятиями

Карточка № 1

“...Каким должен быть человек, коль скоро Сын Божий платит за его…высшей ценной?” - Папа Иоанн - Павел II. {достоинство)

“А если, однако, и Сократ, при всей высоте своего личного ... не был, однако, в своей отдельности вполне, или совершенно, человеком, если и он нуждался в восполнении, то конечно, не от гражданства или отечества своего, которое окончательно наполнило ему только чашу с ядом, а от чего-то другого” - В. Соловьев {достоинство)

Карточка № 2

“Но когда мыслители XVII века провозгласили естественную свободу человека, то их христианской традиции вместе с этой свободой родилось требование гражданского…” - В. Янков. {равенство)

“…в его исполнительном значении есть не что иное, как равенство вышеописанной свободы, а именно: каждый человек одинаково рассматривается как единая, замкнутая в себе монада …К. Маркс” (равенство)

Карточка № 3

“Свобода человека и … поступать по его собственной воле основывается на том, что он обладает разумом, который в состоянии научить его этому закону, по которому он должен собой управлять” - Джон Мильтон (свобода)

“…есть право делать все, что дозволено законами” - Ш. Монтескье (свобода)

ГРУППОВАЯ РАБОТА

Задание № 1

Группам раздаются тексты о типах избирательных систем, об избирательном праве - они должны проанализировать, выбрать необходимую информацию, выделить сильные стороны и слабые, рассказать, и ответить на вопросы других групп.

Задание № 2 - Интерактивное упражнение - “Выборы через призму политической карикатуры”.

Группам надо:  

1. Рассмотреть предложенные политические карикатуры. Выбрать одну - две, которые, как им кажется, отражают самые актуальные проблемы, связанные с выборами.

2. Ответить на вопрос: “Какую роль могут играть образовательные учреждения в реализации политических прав в будущем, а именно право избирать и быть избранным по достижению 18-и лет, в решении проблем, на которых заостряет внимание политическая карикатура..

 

Интерактивное упражнение - “Выборы через призму политической карикатуры”

 

Рисунок 1

  C:\Users\Ксения\Downloads\merinov_vibory_resize.jpg

Рисунок 2.

C:\Users\Ксения\Downloads\vokrug.jpg

Группы предлагают свои варианты ответов с обоснованием своей позиции.

РЕФЛЕКСИЯ

Предлагаются группам высказывания известных людей о выборах. Необходимо составить свое собственное определение, которое, по вашему мнению, соответствует современному представлению о выборах, и высказать свою позицию: “Зачем нужны выборы?” - импровизированная речь.

 

Высказывания известных людей о выборах

“Все диктатуры в истории отвергали принцип политического выбора как таковой, и все то в политике, что в той или иной степени допускало свободное волеизъявление при формировании власти или решении иных краеугольных государственных проблем, было либо зачатком демократии, либо ее непосредственным проявлением” (Л. Мизес, австрийский экономист).

“Избранность народом еще не гарантия непогрешимости. Не стоит преувеличивать значимость происшедших на вершине власти перестановок. На смену структурам, штат которых назначался “сверху”, пришли структуры, в которых политики избраны народом. Разница лишь в источнике получения власти, а не в ее природе” (В. Борисов, политолог).  

Природа демократии такова, что она заставляет народные |массы не подпускать выдающихся людей к власти, а эти последние, движимые не менее сильным природным чувством, бегут от политической карьеры, где трудно оставаться самим собой и идти по жизни, не оскверняясь. Именно эта мысль так откровенно была высказана американским судьей Кентом. Этот известный человек, воздав хвалу тому пункту конституции, по которому исполнительной власти отводится роль судей, сказал: “Можно предположить, что люди, наиболее достойные занять должностные места, обладают слишком сдержанными манерами и следуют слишком строгим принципам, чтобы иметь когда-либо возможность собрать большинство голосов на выборах, которые будут проводиться на основе всеобщего избирательного права” (А. де Токвиль, историк и социолог)

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сканворд "Избирательное право, избирательный прцесс"

Данный сканворд, в основном, содержит слова касающиеся избирательного права. Файл содержит также сканворд с ответами....

Демократические выборы. Избирательное право и избирательные системы.

Разработка   урока  обществознания  в  10  классе (2 часа). Материал принимал участие в межрегиональном конкурсе методических пособий и разработок по формированию электор...

Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс"

Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс" 9 класс...

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"Цель :Углубить и систематизировать знания учащихся по теме.Задачи:Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представ...

Методический материал по вопросам избирательного права и избирательного процесса..

Показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества....

Методический материал по вопросам избирательного права и избирательного процесса

Показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества....

«Избирательное право. Избирательный процесс»

Данный материал содержит лекцию, пресс-конференцию с детьми, лабораторную работу и практикум...