Обществознание 8 класс. Рыночная экономика
план-конспект урока по обществознанию

Кирьянова Ирина Сергеевна

для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 03_02_8klass_obshchestvo_rynochnaya_ekonomika.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания

Тема: Рыночная экономика

8-й класс

Цель: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики; познакомить учащихся с экономическими отношениями в обществе

Задачи:

Образовательные:

  • Научить определять условия функционирования рынка.
  • Подвести к пониманию положения: конкуренция – двигатель рынка.
  • Подвести к пониманию, что рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.

Развивающие:

  • Развивать способность формулирования собственного мнения и позиции
  • Развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений
  • Развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

  • Формировать основы экономической и информационной культуры учащихся.

Развитие компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных.

Глоссарий: конкуренция, спрос, предложение, равновесная цена.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: практикум

Ход урока

1.

Организационный момент.

Знакомство с темой, целями и планом урока

Актуализация знаний по теме « Собственность»

Какие проблемы собственности отражены в сказке Ш. Перро «Кот в сапогах»

Мотивация: Как называется тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное, называется: 1) конкурентным 2) несовершенным 3) централизованным 4) плановым?

2.

Изучение нового материала.

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.

Вспомните, каковы основные черты рыночной экономики?

Задание: Найдите в учебнике определение рынка и выпишите его в тетрадь.

Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить.

Рынок – это система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена.

Работая с учебником на стр.108, составьте кластеры:1) “Характерные черты рыночной экономики”; 2) Условия функционирования рынка

http://festival.1september.ru/articles/630159/img1.gif

Задание: прочитайте пункт “Конкуренция” на стр. 108-109 и ответьте на вопросы:

– Что такое конкуренция (борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле)?

– Почему конкуренцию считают главным мотором рынка?

Вывод:

Конкуренция – это соперничество между производителями.

  • Это двигатель торговли.
  • Участники конкурентной борьбы стоят перед выбором: либо ценой огромных усилий «вписаться» в прогрес и определить тех, кто добился успеха, либо смириться с потерей прибыли.

Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства и даёт производитель возможность самому принимать экономические решения. Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, позволяя производителю свободу принятия экономических решений;

Конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование;

Конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров;

Государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.

– Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок?

Учитель: Для того, чтобы понять, как рождается рыночная цена и как она помогает согласовать поведение участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями “спрос” и “предложение”.

Как вы думаете, что такое спрос и предложение? А какие определения даются в учебники? Выпишите их в тетрадь.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.

Предложение – это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.

Задание: прочитайте текст на стр. 109-111 и поясните на различных примерах из жизни следующие положения: а) спрос находится в обратной зависимости от цены; б) предложение находится в прямой зависимости от цены.

Проблема: можно ли каким-либо способом влиять на формирование или изменение спроса?

Учитель: между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не всегда растёт спрос. Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость, а у потребителя всегда ограниченный спрос, который определяется:

  1. Размерами индивидуального дохода;
  2. Потребностями, необходимыми сегодня;
  3. Модой;
  4. Ценами на товары – заменители.

Следовательно, ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование. Цены выполняют две основные функции.

???. Каким же образом отдельные производители согласовывают свои действия? Дело в том, что производитель подчиняется диктатуре цен. Чтобы понять, как рождает рыночная цена и каким образом она помогает согласовать поведение участников рынка, познакомимся с  понятиями спрос  и предложение.

  1. Главные экономические вопросы в рыночной и смешанной моделях экономики решаются производителями по рыночным законам. Основными параметрами регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.

Спрос - это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.

Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в виде графика

http://festival.1september.ru/articles/411721/img1.gif

Кривая спроса даёт ответ на два вопроса:

  • какова будет величина спроса при различных уровнях цен;
  • как изменится величина спроса при изменении цены.

Из этого же графика можно сформулировать зависимость или закономерность: чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот.

Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.

Количество товаров, предлагаемых к продаже в рыночной экономике, также зависит от цены, которая, как истинный диспетчер, своей “невидимой рукой” регулирует соотношение спроса и предложения.

В экономической науке также различают предложение и величину предложения.

Предложение - выброс на рынок всё большего числа товаров или услуг, определяется, прежде всего, производственными факторами (количеством сырья, производительностью и т. д.).

http://festival.1september.ru/articles/411721/img2.gif

Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.

  1. Теперь можно свести важные понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара (услуги) и решений продавцов о продаже определяет цену товара (услуги) и количество, которое реально покупается и продаётся на рынке. Для этого соединим кривые спроса и предложения:

http://festival.1september.ru/articles/411721/img3.gif

Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.

Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.

Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.

Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.

http://festival.1september.ru/articles/630159/img2.gif

На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен.

Как это происходит? Поясните на примерах.

Например, на рынке продают зелень – у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других – 30 рублей (но он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?

Это и есть равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.

Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

Задание: вам всем приходилась бывать на рынках. Вспомните, торговались ли вы по поводу цен? Если да, то каков итог и как это происходило. Если нет, то почему – стеснялись, не умели, считали ниже своего достоинства или не было нужды?

Каково влияние рынка на различные стороны на различные стороны жизни общества?

Вывод: рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.

Самостоятельная работа с текстом  учебника стр. 113-114. Прочитать и ответить на вопрос  - о какой «невидимой руке идёт речь»?

3. Закрепление изученного материала.

Решить задачи  (групповая работа)

Задача 1. Любой предприниматель решает вопрос о возможности получения большей прибыли за счёт производства  конкретных товаров или оказания услуг. Каким образом следует учитывать закон спроса и предложения, если вы решили организовать свою парикмахерскую?

Какую роль в сфере бизнеса играет реклама? Как она воздействует на спрос, предложение и цену?

Если фирма постоянно рекламирует свою продукцию, может ли это считаться доказательством её непрочности на рынке?

Задача 2. В результате очередных реформ в государстве возросла цена на многие товары. Спрогнозируйте последствия, которые могут наступить в связи с повышением цен. Как это отразится на спросе и предложении товаров?

Задача 3. Как соотносится между собой спрос,  предложение и цена при дефиците товаров? Что такое дефицит и в результате чего может возникнуть такая экономическая ситуация?

1. Установите соответствие между понятиями и определениями:

Понятия

Определения

1. Спрос

А) сумма денежных средств, которую покупатель может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара

2. Конкуренция

Б) желание и возможность продавца продать конкретный товар(услугу) в определённое время и в конкретном месте

3. Платёжеспособность

В) борьба производителей за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров

4. Предложение

Г) желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар ( услугу) в определённое время и в конкретном месте

2. Выполните задание в рабочей тетради № 5 стр.47.

Домашнее задание:

  • Прочитать параграф 14
  • Выучить все определения, подготовиться к словарному диктанту.
  • Рубрика «В классе и дома»
  • Рубрика «Говорят мудрые» (письменно)

Подведение итогов урока.