урок по обществознанию 8 класс по теме: Рыночная экономика.
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) на тему

Симашов Камиль Заитович

Разработка урока с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока56 КБ
Office presentation icon презентация к уроку655.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по обществознанию  8 класс к учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой «Обществознание 8 класс».

 Автор разработки:Симашов Камиль Заитович, учитель истории и обществознания МКОУ СОШ №8 с. Куликовы-Копани.  

Тема: Рыночная экономика.

Цель: создать условия  для формирования  представления о рыночном механизме регулирования экономики.

Задачи:

Образовательные:

  1. Научить определять условия функционирования рынка.
  2. Подвести к пониманию положения: конкуренция – двигатель рынка.
  3. Подвести к пониманию, что рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.

Развивающие:

  1. Развивать способность формулирования собственного мнения и позиции
  2. Развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений

Воспитательные:

  1. Развивать познавательный интерес.
  2.   Формировать основы экономической   и информационной культуры учащихся.

Развитие компетенций: учебно –познавательных, коммуникативных.

Термины определения: конкуренция, спрос, предложение, равновесная цена.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: практикум

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Знакомство с темой, целями и планом урока

Мотивация: Как называется тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное, называется: 1) конкурентным 2) несовершенным  3) централизованным  4) плановым?

  1. Проверка домашнего задания: Тест. Ответы на вопросы:
  2. Изучение нового материала.

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.

Вспомните, каковы основные черты рыночной экономики?

Задание: Найдите в учебнике определение  рынка и выпишите его в тетрадь.

Рынок – это система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена.

Работая с учебником на стр.108, составьте кластеры:1) «Характерные черты рыночной экономики»; 2) Условия функционирования рынка

 

        

        

        Свободное                конкуренция                 свобода предпринимательской

                         ценообразование                                             деятельности

Задание: прочитайте пункт «Конкуренция»  на стр. 108-109 и ответьте на вопросы:

- Что такое конкуренция (борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле)?

-Почему конкуренцию считают главным мотором рынка?

Вывод:

  • Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, позволяя производителю свободу принятия экономических решений;
  • Конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование;
  • Конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых  и качественных товаров;
  • Государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.

-Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в  экономике не воцаряется анархия и беспорядок?

Учитель: Для того, чтобы  понять, как рождается рыночная цена и как она помогает согласовать поведение  участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями «спрос» и «предложение».

Как вы думаете, что такое спрос и предложение?  А какие определения даются в учебники? Выпишите их в тетрадь.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.

Предложение – это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.

Задание: прочитайте текст на стр. 109-111 и поясните на различных примерах из жизни следующие положения: а) спрос находится в обратной зависимости от цены;  б)  предложение находится в прямой зависимости от цены.

Проблема: можно ли каким-либо способом  влиять на формирование или изменение спроса?

Учитель: между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не всегда растёт спрос. Дело  в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость, а у потребителя всегда ограниченный спрос, который определяется:

  1. Размерами индивидуального дохода;
  2. Потребностями, необходимыми сегодня;
  3. Модой;
  4. Ценами на товары –заменители.

Следовательно, ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование. Цены выполняют две основные функции.

Функции цен

                     Ограничивают потребление

                     Ресурсов                                                    

                                                                                      Мотивация для производства

На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен.

Как это происходит? Поясните на примерах.

Например, на рынке продают зелень – у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других – 30 рублей(но он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?

Это и есть равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.

Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

Задание: вам всем приходилась бывать на рынках. Вспомните, торговались ли вы по поводу цен? Если да, то каков итог и как это происходило. Если нет, то почему – стеснялись, не умели, считали ниже своего достоинства или не было нужды?

Каково влияние рынка на различные стороны на различные стороны жизни общества?

Вывод: рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Установите  соответствие между понятиями и определениями:

Понятия

Определения

  1. Спрос

А) сумма денежных средств, которую покупатель может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара

  1. Конкуренция

Б) желание и возможность продавца продать конкретный товар(услугу) в определённое время и в конкретном месте

  1. Платёжеспособность

В) борьба производителей за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров

  1. предложение

Г) желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар ( услугу) в определённое время и в конкретном месте

  1. Выполните  задание в рабочей тетради №5 стр.47.

Домашнее задание: параграф 14, рабочая тетрадь –задание №3,4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

8 класс. Обществознание по учебнику под ред. Боголюбова Л.Н. Автор:Симашов К.З. учитель истории и обществознания. 16.12.2017Г РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА § 14

Слайд 2

ТЕМА: «РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА» ЦЕЛЬ: СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О РЫНКЕ И УСЛОВИЯХ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ; СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ; ПРИНЦИП «НЕВИДИМОЙ РУКИ» РЫНКА. ПРОДОЛЖАТЬ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ АНАЛИЗИРОВАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ, АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОИ ОТВЕТЫ, ОБЪЯСНЯТЬ СМЫСЛ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. П Л А Н: Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке Рыночное равновесие «Невидимая рука» рынка

Слайд 3

1-1; 2-3; 3-3; 4-сходство-1,3,5,6, различия-2,4; 5-2; 6-3; 7-3; 8-А2, Б1, В3; 9-4; 10-4. КЛЮЧ

Слайд 4

ХАРАКТЕРНОЙ ЧЕРТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ЯВЛЯЕТСЯ СВОБОДНЫЙ ОБМЕН МЕЖДУ ПРОДАВЦОМ И ПОКУПАТЕЛЕМ, ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, УЧАСТНИКИ РЫНОЧНОГО ОБМЕНА САМОСТОЯТЕЛЬНО НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИНЯТИЕ СВОИХ РЕШЕНИЙ, Т.Е.: РЫНОК – ЭТО СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННАЯ С ОБМЕНОМ ТОВАРОВ И УСЛУГ, МЕСТО ТОРГОВЛИ.

Слайд 5

ДЛЯ НОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫНКА НЕОБХОДИМЫ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ., РЫНОК ВЫПОЛНЯЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ФУНКЦИИ.

Слайд 8

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ СПРОС – это желание и возможность потребителя приобрести товар или получить услугу. Основой является платежеспособность покупателя. Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена товара или услуги, тем меньше спрос. Приведите пример от чего будет зависеть выбор вашей покупки? ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это желание и возможности производителя (продавца) продать товар и получить выгодную прибыль. Предложение находится в полной зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать. Но предложение зависит и от роста или падения затрат на выпуск продукции. Работа с документом: учебник стр. 110-111

Слайд 9

Но соотношение спроса и предложения на рынке постоянно меняется. Существует механизм, способный регистрировать эти изменения – это система цен. Рыночные цены для производителя являются ориентиром для принятия решений: что, как и для кого производить? Производитель старается использовать экономические ресурсы, новые технологии для производства, чтобы получить выгодную прибыль, учитывать спрос потребителя. Товар должен пользоваться спросом, иначе производитель разорится.

Слайд 10

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ Свободное ценообразование – одно из условий функционирования рынка. Продавцы свободно устанавливают цены, а покупатели делают выбор, т.е. формируется рыночное равновесие при котором продавец может и хочет продать столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену. Цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, называется равновесной (рыночной) ценой Главным принципом рынка является выгодная сделка между продавцом и покупателем

Слайд 11

«НЕВИДИМАЯ РУКА» РЫНКА КАЖДЫЙ УЧАСТНИК РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ В СВОЕЙ ЛИЧНОЙ ВЫГОДЕ, В ИТОГЕ УВЕЛИЧИВАЕТ БОГАТСТВО СВОЕЙ СТРАНЫ И СЛУЖИТ ИНТЕРЕСОМ ВСЕГО ОБЩЕСТВА. АНГЛИЙСКИЙ УЧЕНЫЙ ЭКОНОМИСТ АДАМ СМИТ ЭТОТ ПРИНЦИП НАЗВАЛ «НЕВИДИМОЙ РУКОЙ» РЫНКА, Т.Е. ТОЛЬКО ЛУЧШИЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОИЗВОДСТВА БУДЕТ ПРИНОСИТ ПЛАНИРУЕМЫЙ ДОХОД. ВЫВОД: РЫНОК ВЫПОЛНЯЕТ ВАЖНЫЕ ФУНКЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. Д.З. § 14, СТР. 114 ВОПРОСЫ, ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ АРАБСКОЕ ИЗРЕЧЕНИЕ «УБЫТКИ СЧИТАЙ РАНЬШЕ ПРИБЫЛЕЙ»

Слайд 12

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ: 1.ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ УЧЕБНИК 8 КЛАСС ПОД РЕД. Л.Н. БОГОЛЮБОВА, Н.И. ГОРОДЕЦКОЙ, ИЗД. ПРОСВЕЩЕНИЕ 2010 Г. 2.МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 КЛАСС ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО УЧЕБНИКУ Л.Н.БОГОЛЮБОВА, ИЗД ВОЛГОГРАД 3. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ NSPORTAL, УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Рыночная экономика"

В проверочной работе представлены вопросы по основным понятиям рыночной экономики. Ряд заданий способствует подготовке к ЕГЭ....

Урок в 9 классе по теме "Развитие экономики России в 1991-2010 годах"

Разработка урока в 9 классе по учебнику  А.А. Данилова....

План-конспект урока в 9 классе по теме "Традиционная экономика. Народные промыслы на российской ярмарке"

Цели и задачи: познакомить с географией народных промыслов Подмосковья;вспомнить историю создания и развития промыслов и ремесел на Руси;раскрыть характер основных видов народных изделий Подмосковья, ...

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...

Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе на тему: «Рыночные отношения в современной экономике»

Раскрыть основные черты рыночной экономики;Расширить представления учащихся о существующих типах экономических систем;Донести до учащихся, что в условиях рыночной экономики колоссальное значение имеет...

Открытый урок по обществознанию в 8 классе на тему "Рыночная экономика"

Основной целью данного урока является  сформированность представления учащихся о рыночном хозяйстве как одном из способов организации экономической жизни...