Рабочая программа ОУД.010.Обществознание (включая экономику и право), 2018
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, реализуемой на базе основного общего образования. Программа составлена на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kildeev_rabochaya_programma_obshchestvoznanie_.doc362.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №__

Рабочая программа

ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право)

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

на базе основного общего образования

2018г.


УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебной работе

ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

 _______________/Султанова М.К./

«_______»_____________2018г.

_______________ /______________/

«_______»_____________201_ г.

_______________ /______________/

«_______»_____________201_ г.

Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. №2/16-з, на основе примерной учебной дисциплины «Обществознание», одобренной ФГАУ «ФИРО» в 2015 году (в ред. 2017г.).

ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарного цикла

Протокол №__, дата «___»________2018 г.

Председатель комиссии ____ /Кремнева Л.Н./

Протокол №__, дата «___»________201_ г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________201_ г.

Председатель комиссии ________/________/

ОДОБРЕНО методическим советом колледжа

ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

Протокол №___ от «_____» __________2018 г.

Председатель _____________/Михайлова И.Е./

Протокол №___ от «_____» __________201_ г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «_____» __________201_ г.

Председатель _____________/______________/

Составитель(и) (автор):

Кильдеев Дамир Равильевич, преподаватель истории и обществознания первой квалификационной категории

Ф.И.О., должность, квалификационная категория

Рецензенты:

Внутренний

Внешний

Витулева Валентина Ивановна, преподаватель истории, высшей квалификационной категории

Ф.И.О., должность, квалификационная категория

__________________________________________________________

Ф.И.О., место работы, должность, квалификационная категория(учёная степень, звание)

Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования».


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Обществознание (включая экономику и право)»

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, реализуемой на базе основного общего образования по профессии

  • 29.01.05 «Закройщик»;
  • 15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ»;
  • 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»;
  • 15.01.30 «Слесарь»;
  • 15.01.05 «Станочник (металлообработка)».

Программа составлена на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППКРС. Индекс ОУД – ОУД.10.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы «Обществознание (включая экономику и право)» направлено на достижение следующих целей:

 воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;

 развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;

 углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

 умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

 содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

 формирование мотивации к общественно-полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

 применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание(включая экономику и право)» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; − владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных:

− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

− сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

− сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

  1.  Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 256 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 171 час;

самостоятельной работы студента 85 часов.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

256

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

171

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

85

Итоговый контроль – дифференцированный зачет по завершению курса дисциплины


2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

       2

Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.

Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений (30 часов)

 

Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретённые качества

Содержание учебного материала

20

 

1. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

2. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни

2

3. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

4. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

3

5. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.

Самостоятельная работа по теме 1.1. Природа человека, врожденные и приобретённые качества. 

7

2

 

Составление схемы «Потребности человека», работа с учебной литературой.

Заполнение таблицы «Взгляды философов на сущность человека»; изложение и аргументация собственных суждений по данной теме.

Решение познавательных задач и выполнение проблемных заданий по теме: «Истина и ее критерии».

Написание эссе по теме: «Природа человека, врожденные и приобретенные качества» («Человек немыслим вне общества»; «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»).

Выполнение анализа текста «Индивид и личность».

Составление памятки «Правила общения в малых группах».

Составление таблиц «Этапы познания», «Теории происхождения человека».

Тема 1.2.

Содержание учебного материала

2

Духовная культура личности и общества

1. Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества.

2. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде.

3. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.

4. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

Самостоятельная работа по теме 1.2.. «Духовная культура личности и общества»

3

Составление таблицы «Функции культуры»

Подготовка сообщения на тему «Массовые и элитарные культуры». «Роль СМИ в современном обществе».

Составление памятки  «Культура общения в юношеском возрасте».

Тема 1.3.

Наука и образование в современном мире

Содержание учебного материала

4

1. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

2. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. 

3. Система образования в Российской Федерации. Правовое регулирование образования.

4. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

Самостоятельная работа по теме 1.3.. «Наука и образование в современном мире»

3

Подготовка реферата на тему «Наука – «локомотив» научно-технического прогресса», «Образование - национальное богатство страны», «Русские ученые – лауреаты Нобелевской премии».

Написать биографический очерк об одном из советских ученых.

3

Составление таблицы «Функции науки».

2

Тема 1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной     культуры

Содержание учебного материала

4

1.Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

2. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

3. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. Тенденции духовной жизни современной России

Самостоятельная  работа по теме 1.4. «Мораль, искусство и религия как элементы духовной     культуры»

4

Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры».

Подготовка сообщений на тему «Народные праздники в современной России», «Художественная жизнь Саратова», «Мировые религии», «Религия и церковь в современном мире», «Русская православная церковь и государство», «Храмы Саратова».

Написать биографический очерк об одном из советских ученых.

Подготовка реферата на тему «Наука – «локомотив» научно-технического прогресса», «Образование - национальное богатство страны», «Русские ученые – лауреаты Нобелевской премии».

Раздел 2.  Общество как сложная динамическая  система (14 часов)

14

Тема 2.1

Общество как сложная динамическая  система

Содержание учебного материала

1. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

2. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

3. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

4. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Самостоятельная работа по разделу 2. « Общество как сложная динамическая  система»

9

Рассмотрение анализа сообщений СМИ об особенностях развития отдельных стран мира.

Участие в круглом столе «Глобальные проблемы и пути их решения».

Рассмотрение основных концепций и теорий развития общества.

Составление таблиц «Социальные институты общества», «Этапы познания», «Теории происхождения человека».

Составление сравнительной таблицы «Прогресс и регресс».

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика доиндустриального и индустриального обществ».

Составление синквейна «Общество».

Составление словарика темы.

Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Общество как сложная система»

Раздел III.Экономика (35 часов)

Тема 3.1. Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы.

Содержание учебного материала

5

1.Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

2. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

2

Тема 3.2.  Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.

Содержание учебного материала

20

1. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.

2. Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

3. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

4. Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

2

5. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Тема 3.3. Рынок труда и безработица.

Содержание учебного материала

1.Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

7

 2. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

3. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

3

Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

Содержание учебного материала

3

1.Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

2. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

2

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3 «Экономика»:

16

Написание рефератов по теме «Адам Смит – «отец экономики»», «Лауреаты Нобелевской премии в области экономики», «Глобальные проблемы экономики».

Подготовить сообщение о крупных российских фирмах, «Экономическая политика России на современном этапе».

Составить памятку для «начинающего предпринимателя»

Заполнение сравнительной таблицы организационно-правовых форм предпринимательской деятельности.

Написание эссе по темам: «Нажить много денег - храбрость, сохранить их- мудрость, а умело расходовать их- искусство», «Налоги- это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого», «Налоги -цена, которую мы платим за то, чтобы жить в цивилизованном обществе».

Составление таблицы «Экономические функции государства».

Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Рынок. Фирма. Роль государства в экономике».

Составление словарика темы «Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи».

Составление таблицы «Виды безработицы».

Составление схемы «Виды заработной платы», «Виды фирм», «Типы экономических циклов».

Составление кроссворда по теме: «Рынок. Фирма. Роль Государства в экономике».

Раздел IV.Социальные отношения (30 часов)

Тема 4.1.Социальная роль и стратификация.

Содержание учебного материала

8

3

1. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

2. Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

3. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

Тема 4.2.Социальные нормы и конфликты.

Содержание учебного материала

6

1. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

2. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

3. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы.

Содержание учебного материала

16

1.Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

2. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

3. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

4. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

5. Семейное право и семейные правоотношения.

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 4 «Социальные отношения»:

14

Подготовка реферата на тему «Семья в современном мире»

Составление схемы «Функции семьи», словарика по теме.

Составление кроссворда по теме: «Социальные нормы и конфликты».

Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Социальные нормы и конфликты».

Составление таблицы «Виды социальной мобильности».

Составление схем «Виды конфликтов», «Способы разрешения конфликтов».

Составление схемы «Формы взаимодействия людей».

Составление таблицы «Формальный и неформальный социальный контроль».

Составление родословной.

Раздел V.Политика как общественное явление. (22 часов)

Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе.

Содержание учебного материала

10

1. Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

2. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.

3. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.

4. Правовое государство, понятие и признаки.

Тема 5.2. Участники политического процесса.

Содержание учебного материала

12

1. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

2. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

3. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

4. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

5. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 5 «Политика как общественное явление»:

14

Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Участники политического процесса».

Подготовка реферата на тему «История парламентаризма в России», «Конституция России – основной закон России».

Составление кроссворда по теме «Политика и власть. Государство в политической системе».

Составление таблицы «Виды политической идеологии», словарика темы.

Составление схем «Политические институты», «Власть и ее виды».

Написание эссе по предложенным темам

Составление таблицы «Типология политических элит», «Типы лидеров».

Составление таблицы «Проблема формирования гражданского общества».

Составление памятки «Как стать политическим лидером»

Составление таблицы «Этапы политической борьбы за власть в РФ».

Составление таблицы «Политические партии и их программы».

Раздел VI. Право (38часов)

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений.

Содержание учебного материала

10

1. Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.

2. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

3. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

4. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации.

Содержание учебного материала

12

1.Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

2. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

3. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

4.Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.

5. Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

6. Права и обязанности налогоплательщика.

Тема 6.3. Отрасли российского права.

Содержание учебного материала

16

1. Гражданское право и гражданские правоотношения.

Физические лица. Юридические лица.

Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.

Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Защита прав потребителей.

2. Трудовое право и трудовые правоотношения.

Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.

Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

3. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

4. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 6 «Право»:

15

Написание рефератов по теме «ООН и ее деятельность»

Составление схемы Участников гражданского судебного процесса, Основных стадий гражданского судебного процесса.

Написание эссе на тему «Мы должны быть рабами закона, чтобы быть свободными».

Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Основы конституционного права РФ».

Составление схемы «Ветви государственной власти в России».

Составить схему «Полномочия Президента», «Полномочия Федерального собрания», «Полномочия Государственной думы», «Процесс принятия законов».

Составление сравнительной таблицы «Конституции других стран».

Заполнение таблицы «Достоинства и недостатки Конституции 1993г.»

Составление схемы «Источники трудового права», «Виды рабочего времени».

Составление таблицы «Этапы привлечения к уголовной ответственности».

Подготовка сообщения по теме «Деятельность организаций Красного Креста и Красного Полумесяца», «Права ребенка»

Составление таблицы «Права и обязанности гражданина РФ».

Охарактеризуйте главные задачи гражданского и арбитражного процесса.

Дифференцированный зачет

2

        ВСЕГО

171+85

Для  характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. Ознакомленный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

      3.Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

 


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Обществознание»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебных схем;

- комплект заданий для тестирования и контрольных работ;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиа проектор;

- интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для студентов

Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2014.

Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М.,2014.

Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2017.

Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2017.

Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2017.

Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. — М., 2017.

Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. — М., 2017.

Котова О.А.,Лискова Т.Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,2015.

Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л.,Королькова Е.С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Ти-повые тестовые задания. — М., 2015.

Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.

Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2014.

Для преподавателей

Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).

Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)

Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994

  • 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996

  • 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001

  • 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006

  • 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.

Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) //

СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.

Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.

Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —

  • 15. — Ст. 766.

Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.

     Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —  2002.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.

Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995. — 4 мая.

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.

Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413»

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров

  • ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня2016 г. №2/16-з).

Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. — М., 2014.

Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.

Интернет-ресурсы

www.openclass.ru(Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.school-collection.edu.ru(Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru(Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

www.base.garant.ru(«ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).

www.istrodina.com(Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).

3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации, тестирование в программе АСТ-тест), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций, обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия).

Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а также технические средства контроля (программа компьютерного тестирования АСТ – тест) по соответствующим темам разделов.

Итоговый контроль – дифференцированный зачет по завершению курса дисциплины.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых,  научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Самостоятельная работа;

Экспертная оценка самостоятельной работы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

       - особенности социально-гуманитарного познания.

Тестирование;

Дифференцированный зачет;

Экспертная оценка внеаудиторной самостоятельной работы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию(включая экономику и право) 6-9 классы

Рабочая программа разработана на основеФедерального компонента государственного стандарта основного общего образования,Примерной программы по обществознанию...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право)

Программа базового уровня для универсального профиля. Предполагает использование учебника Л.Н.Боголюбова. Рассчитана на 70 учебных часов....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право)

Программа базового уровня предназначена для непрофильных классов, рассчитана на 68 учебных часов. Планирование составлено по учебнику Л.Н.Боголюбова....

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право). 6 класс

Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения. КТП является приложе...

Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"

Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 8 класс (основное общее образование) 2017-2018 учебный год

Рабочая программапо обществознанию (включая экономику и право)8 класс (основное общее образование)2017-2018 учебный год...