Урок Право на выбор
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Зотова Анна Валерьевна

Урок общестовзннаия в 11 классе- раздаточный материал, конспект и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pravo_na_vybor.rar554.47 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема:  « Выборы. Демократия. Проблема  лидерства»

Жанр:  урок (2 ч.)

Автор: Зотова А.В., МОУ «Лицей №1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк»

Дата разработки: декабрь 2010 г.

Класс: 9 или 10 класс

Ожидаемые результаты:

Знания:

- характеризовать политические  права

- определить  взаимосвязь между демократией и выборами, лидерские качества политика

- объяснять необходимость проведения выборов как проявление демократии

Умения и навыки:

- работать в группе

- участвовать в дискуссии

- высказывать и аргументировать свою точку зрения

-  анализировать источники и проблемные ситуации

 Отношения, ценности, внутренние установки:

- осознать необходимость участия в выборах любого уровня.

Методические рекомендации по проведению урока.

Цели урока:  

Продолжить формирование   правовой культуры  учащихся.

Привить уважение к   правам  человека и гражданина, к демократическим ценностям.

Осознать  необходимость формирования  в каждом члене общества демократических ценностей,  развития лидерских качеств   личности  в  процессе  её социализации.

Краткое описание идеи 

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемой частью цивилизованного образа жизни. От осознания этой, казалось бы, очевидной истины зависят настоящее и будущее каждого человека, страны в целом.

Наступит день, когда выпускники школы, достигнув восемнадцатилетнего возраста, станут избирателями. Будут ли они к этому готовы? Пойдут ли молодые россияне голосовать, ясно сознавая свою роль в принятии того или иного решения? Как еще в школе привить им правовую, избирательную культуру?

Демократия предполагает всеобщие, прямые и открытые выборы. Они — необходимый конституционно гарантированный минимум политической деятельности личности. Это, с одной стороны, право, с другой — обязанность каждого гражданина, выполнение которой позволяет проводить в жизнь демократические принципы. Но общим для нашей страны является явное снижение избирательной активности, особенно среди молодежи.

Избирательная система в России только складывается, но уже сейчас ясно, что в условиях апатии и равнодушия, царящих в обществе, вопрос об активном участии граждан в демократических выборах стоит достаточно остро. Чтобы объяснить суть избирательной системы своим ученикам и подвигнуть их на участие в этом процессе, необходимы специальные занятия, на которых ребята смогут активно обсуждать проблемы, связанные с выборами.

Основная идея урока познакомить учащихся с  понятием выборы, усвоить  значение роли избирателя в жизни общества, государства в целом.

Урок изучения нового материала с использованием  интерактивных методов обучения.

Основные понятия:

Выборы – это процесс, в ходе которого происходит избрание либо переизбрание кандидатов на какой-либо пост, например, выборы на пост главы государства, на пост губернатора. Выборы происходят посредством голосования граждан в специальных пунктах. К выборам допускаются граждане, достигшие совершеннолетия.

 Политические права - одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с личными, социальными, экономическими и некоторыми другими правами; дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций. Обладание Политическими  правами  и свободами обычно связывается с принадлежностью к гражданству данного государства .

Демократия - вид политического устройства государства или политической системы общества, при которой единственно легитимным источником власти в государстве признается его народ. При этом управление государством осуществляется народом либо напрямую (прямая демократия), либо косвенно, через избираемых посредников или через судебные разбирательства(представительная демократия). В современной политической науке термин «демократия» употребляется как для обозначения теоретической идеальной модели (нормативный подход), так и для описания реально существующих государственных систем в странах, где политический процесс относительно полно отвечает требованиям, предъявляемым к демократии как идеалу (эмпирический подход).

Лидер  политический -  1) лидерство — постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу; 2) лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность; 3) политическое лидерство — это особого вида предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности; при этом специфика политического предпринимательства состоит в  персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого товара как «общего блага»; 4) это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.

Вопросы:

Что такое выборы?

Что такое политические  права?

Определить взаимосвязь между выборами и демократией.

Кто имеет право избирать и быть избранным на пост губернатора или президента РФ?

При  каких условиях можно лишить человека  права  избирать  и быть избранным?

Надо ли  участвовать в   выборах?

Материалы ( ресурсы):

1.Конституция  РФ

2. Презентация к уроку

3.Чичерин Б.С. «О народном представительстве»

4.К.П.Победоносцев «Великая ложь нашего времени»

5.Фирдоуси «Шах-Наме»

6. Сунь Ятсен “Конституция пяти властей”

Мотивация. 

Притча о выборе. Каждый находит то, что умеет искать 

Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает:

- Что за люди живут в этом городе?        

- А кто живет там, откуда ты пришел? – спрашивает мудрец.

- Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращенные.

- Здесь то же самое, – ответил мудрец.

Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе.

- А кто живет там, откуда ты пришел?, – спросил мудрец.

- Прекрасные люди, добрые и отзывчивые, – ответил путник.

- Здесь ты найдешь таких же, – сказал мудрец.

- Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому – что здесь живут хорошие люди? – спросил мудреца ученик.

- Везде есть и хорошие люди, и плохие, – ответил ему мудрец. – Просто каждый находит только то, что умеет искать.

??? О чем сегодня пойдет речь на уроке?

     Эпиграфом урока я выбрала слова неизвестного автора.                      

Хороший политик способен заставить людей поверить в него; великий политик способен заставить людей поверить в себя самих.

Так ли это? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

Политическая система определяет отношения человека и власти. На одной стороне этой системы - мы с вами, а на другой – люди управляющие страной.

Даже человек, далекий от политики, оказывается  под воздействием политических решений и может принять участие в политической жизни.

И если мы жалуемся  на плохое управление  страной или микрорайоном, то можно спросить себя: все ли я  сделал для того, чтобы положение улучшилось?

1. Информационный блок.

??? Назовите политические права граждан РФ (ответы учащихся)

Статья 32

Конституция РФ

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

???Что означает избирать и быть избранным? (ответы учащихся)

??? Что такое  выборы? (ответы учащихся)

???Установите взаимосвязь между выборами и демократией. (ответы учащихся)

2.Аналитический блок (интерактивная часть урока).

Работа с таблицей

???Кто  из данных представителей  обладает политическими правами? Почему?

Молодой человек ,23 года

Мужчина,65 лет

Женщина, 40 лет 

Мужчина, 36 лет

Девушка,18 лет

???Изменилось ли  ваше мнение по вопросу участия в выборах данных лиц?

Молодой человек ,23 года

Военнослужащий

Мужчина,65 лет

Гастарбайтер

Женщина, 40 лет 

Врач

Мужчина, 36 лет

Предприниматель

Девушка,18 лет

Студентка

??? Выскажите предположения по  вновь открывшимся сведениям

Молодой человек ,23 года

Военнослужащий

Беспартийный

Мужчина,65 лет

Гастарбайтер

Бывший

Женщина, 40 лет

Врач

 Обвиняется в преступлении

Мужчина, 36 лет

Предприниматель

Член партии СПС

Девушка,18 лет

Студентка

 Член партии «Единая Россия»

???Кто  обладает правом избираться в президенты или губернаторы РФ?

Молодой человек ,23 года

Военнослужащий

Беспартийный

Гражданин  РФ

Мужчина,65 лет

Гастарбайтер

Бывший

Проживает на  территории РФ более 10 лет

Женщина, 40 лет

Врач

 Обвиняется в преступлении

Проживает на территории РФ менее 10 лет

Мужчина, 36 лет

Предприниматель

Член партии СПС

Гражданин  РФ

Девушка,18 лет

Студентка

 Член партии «Единая Россия»

Гражданин  РФ

???Какой человек  достоин,   быть  президентом  или губернатором?

Какие черты характера должны быть свойственны  политическому лидеру? (ответы учащихся)

А теперь посмотрим на данные, которые получили социологи при  опросе респондентов «Какими чертами характера должен обладать политический лидер»

Качества политического лидера

А теперь давайте узнаем обладаете ли вы лидерскими качествами? На столе лежит раздаточный материал к уроку, приложение №1- анкета. Если вы согласны с утверждением, то 1 балл, если не согласны – 0 баллов. -  4-5 минут

Если вы набрали ...

1-3 балла. У вас небольшой лидерский потенциал. Скорее всего, вы просто еще не работали над его актуализацией. Вам стоит задуматься над своим обычным поведением, естественно, если вы хотите стать лидером, определяющим свою судьбу.

4-6 баллов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что вы в основном сами определяете ход вашей жизни. Но вам есть еще над чем поработать, чтобы в еще большей степени контролировать события, происходящие с вами.

7-10 балов. Вы практически полностью контролируете жизненную ситуацию. Явные лидерские наклонности притягивают к вам людей. Вы получаете удовлетворение от своей деятельности. Но будьте осторожны, старайтесь не обижать окружающих.

???Согласны ли вы сданным суждением неизвестного автора? Кого из политических лидеров  можно назвать хорошим политиком, а кого  великим? Приведите конкретные примеры.

«Хороший политик способен заставить людей поверить в него; великий политик способен заставить людей поверить в себя самих»

( ответы учащихся)

3.Аналитический блок (интерактивная часть урока).

Данные 2004 года.

6% россиян лично принимают участие в политической деятельности.

94% - не принимают участие вообще.

Постоянно занимаются организацией политических мероприятий лишь 1% населения РФ.

3% - от случая к случаю.

5% - не занимаются такой деятельностью вообще.

58% населения придерживается нейтральности, ни в каких акциях принимать участие не собираются.

16% будут принимать участие в подписании писем и петиций.

11% собираются обратиться в СМИ с проблемами.

Задание группам: 

Попытайтесь сформулировать причины необходимости активного участия граждан в политической жизни страны (1 и 3 группа) и причины политической пассивности части наших граждан (2 и 4 группы). -3-4 минуты

( ответы учащихся)

Необходимо участвовать в выборах потому, что: 

Этим человек показывает свое неравнодушие к судьбе страны, своего региона, города или села;

Это показатель политической и правовой культуры гражданина;

Участие в выборах – это поддержка власти, того курса, который проводится в стране;

Выборы закладывают фундамент будущего страны;

Участвуя в выборах, человек чувствует причастность к жизни своего государства.

Причины политической пассивности: 

Отстраненность части граждан от политики;

Ощущение, что “от меня ничего не зависит”, то есть, как бы человек не проголосовал – ничего не изменится;

Низкий уровень политической культуры;

Незнание программ партий и трудности с выбором;

Слабое и медленное освоение демократических ценностей, так как люди низко их оценивают.

Анализ источников по группам  -7-10 минут

Группа №1-Чичерин Б.С. «О народном представительстве»

Группа №2 – К.П.Победоносцев «Великая ложь нашего времени»

Группа №3 –Фирдоуси «Шах-Наме»

Группа№4- Сунь Ятсен “Конституция пяти властей”

( ответы учащихся)

Древнекитайский мыслитель Конфуций утверждал, что для управления государством нужны хлеб, вооружение и доверие народа к правителю. От всего можно отказаться. Кроме …

Продолжите мысль Конфуция ( ответы учащихся)

Кроме хлеба и доверия. Доверие народа к руководителю обеспечивается,  во-первых, незаурядностью личностных качеств, во-вторых - профессионализм, компетентность  и деловитость. Политического лидера отличает не честолюбие, желание или умение выделится и реальное превосходство, а подлинное естественное право сильной, волевой и интеллектуальной личности вести за собой людей.

Научимся ли мы распознавать своих подлинных лидеров, их  истинные помыслы? Ведь издавна говорят в народе: «Если хочешь проверить человека, дай ему власть».

С другой стороны в Священном Писании сказано: « Не обманывайтесь,…Что посеет человек, то и пожнет».

Наш урок хочу закончить небольшой притчей:

«В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично.

И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно.

Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен.

Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Все в твоих руках…»

И действительно все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью.

Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее.

Рефлексия.Тест  на определение  способности быть  Президентом

 

Д/З - Давайте по рассуждаем!

  «Какое правительство самое  лучшее? То, которое учит человека управлять самим собой» (Гете И.)

«Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен» (Бокль Г.)

«Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает» (Ж. де Местр)

«Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести» (Конфуций)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Избирательное право и выборы в Российской Федерации

Методическая разработка содержит интерактивную презентацию и методические рекомендации по изучению предложенной темы урока. На презентации показаны схемы, рисунки, фото на слайдах, наглядн...

интеллектуальная игра по избирательному праву "Твой выбор"

конкурсно-игровая программа по избирательному праву для обучающихся 10 классов, изучающих элективный курс Избирательное право и избирательный процесс...

Беседа. "Право на образование. Право на выбор профессии".

Материал подготовлен для работы с детьми в рамках декады "Права ребёнка". В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т...

Конспект парламентского урока на тему: "Выборы - это право или обязанность?"

Конспект парламентского урока на тему: "Выборы - это право или обязанность?" ...

Внеклассное мероприятие по избирательному праву "Твой выбор нужен нашей стране"

Внеклассное мероприятие на тему «Твой выбор нужен нашей стране» разработано для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша задача, учителей ОО, адаптировать данную категорию детей ...

Право. Демократичность выборов

Иэбирательное право, обеспечение законности и демократичности выборов...

План – конспект урока на тему: «Выборы в Еравне – это выбор молодых?»

План – конспект урока на тему: «Выборы в Еравне – это выбор молодых?»...