Терминология курса обществознания в 6 классе
занимательные факты по обществознанию (6 класс)

Содержащиеся термины составлены в соотеветствии с содержанием учебника, что позволит учителю организовать учебную деятельность шестиклассников в уроччное и внеурочное время. 

Учебник: О.Б. Соболева, О.В. Иванов / Под ред. Г.А. Бордовского. М.: Вентана - Граф, 2015. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обществоведческие термины за курс обществознания в шестом классе

1) Отличительные черты человека? ( Прямохождение, разум, совместный труд, речь). Характеристика человека, как речь отражает его принадлежность к обществу. Таким образом, человек – существо общественное.

2) Версии происхождения человека – 1) человек сформировался в результате длительного процесса эволюции, человек создан Богом, человек – результат космических экспериментов и т.д., т.е фантастическая теория происхождения.

Происхождение человека

Версия

Суть версии

Мифологическая

Люди произошли от высшего существа – первочеловека – или сотворены богами

Библейская

Человек сотворен Богом

Научная

Человек произошел в результате длительного процесса эволюции – медленного и постепенного развития

Фантастическая

Человек создан разумными пришельцами из космоса

3) Раса – исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью происхождения и общностью наследственных физических признаков. Раса: европеоидная, негроидная, монголоидная.

В настоящее время европеоиды населяют практически обитаемую сушу, но до середины 15 века – начала Великих географических открытий – основной их ареал обитания включает Европу, Северную Африку, Переднюю и Среднюю Азии и Индию. В современной Европе представлены все расы, но численно преобладает среднеевропейский вариант  (часто встречается у австрийцев, немцев, чехов, словаков, поляков, русских, украинцев). В целом же ее население очень смешанно, особенно в городах, вследствие переселений, смешанных браков и притока мигрантов из других регионов Земли. Монголоиды заселили все климатографические зоны (Северная, Центральная, Восточная, Юго-Восточная Азия, острова Тихого океана, Мадагаскар, Северная и Южная Америка). Негроиды также заселили почти все зоны обитаемой суши, за исключением Азии.

        Неприязнь к людям другой расы недопустима, поскольку все люди равны, независимо от их физических особенностей. Необходимо уважать и толерантно относиться к представителям других рас.

Среда обитания человека

Естественная (природная)

Искусственная, созданная самим человеком

Общественная (социальная)

Почва, вода, нижние слои атмосферы, растения, животные

Дома, одежда, бытовая техника, машины, мосты

Правила поведения людей по отношению друг к другу и к природе

Сходство человека с животными: наделен инстинктами, обладает чувством самосохранения, может подражать другим, приспосабливается к внешней среде, заботиться о потомстве.

Отличия от животных: обладает разумом и речью, создает орудия труда, пользуется опытом предыдущего поколения и передает его следующему поколению, преобразует внешнюю среду, способен к творчеству, планирует свои действия.

Человек – живое существо, он обладает разумом, владеет речью, умеет изготовлять орудия труда и планировать свои действия.

Сознание- способность человека осознать окружающий мир, личные переживания, мысли, настроение, внутренний мир, собственные поступки, поведение (способность человека понять, почему он что-либо делает).

Самосознание – осознание человеком самого себя, своего поведения, способность нести ответственность  за свои поступки. Бессознательное человека проявляется в оговорках, жестах, сновидениях, творчестве.

Познание – процесс приобретения новых знаний.

С помощью органов чувств (зрение, слух вкус, обоняние, осязание) человек получает информацию об окружающем мире. Познание с помощью органов чувств является формой чувственного познания. Средства чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. А при помощи рационального познания человек осмысливает получаемую с помощью органов чувств информацию. Средства: понятие, суждение, умозаключение.

Память – способность человека воспринимать, хранить, воспроизводить, распространять в своем сознании информацию.

Виды памяти: кратковременная, моторная (хранит движения), образная (хранит звуки, запахи, образы), долговременная, эмоциональная (хранит эмоции, переживания), словесно-логическая (хранит слова и фразы).

Эмоция – реакция человека на приятные или неприятные воздействия со стороны окружающего мира. (радость, горе, страх, отвращение, гнев, удивление, печаль, страх, вина, восторг, удовлетворение, смущение, сожаление, грусть, раздражение, обида, надежда).

Настроение – достаточно продолжительно эмоциональный процесс, образующий положительный или отрицательный фон деятельности человека.

Чувство – глубокое эмоциональное переживание, особое отношение к чему-либо.

Темперамент – особенности поведения человека, заложенные в нем от рождения. (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики).

Характер – набор устойчивых черт, которые проявляются в поведении человека. (эмоциональность, сдержанность, добродушие, замкнутость, чуткость, равнодушие, деликатность, грубость).

Способности – индивидуальные особенности человека, являющиеся условием его учебной и профессиональной деятельности.

Задатки – врожденные, устойчивые психические и физические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.

Одаренность – высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.

Талант – реализация в полной мере способностей к определенной деятельности.

Гениальность – высшая степень творческой одаренности, привнесение чего-то нового в какую-либо сферу деятельности.

Развитие способностей: ЗАДАТКИ + целеустремленность, воля, трудолюбие – СПОСОБНОСТИ + целеустремленность, воля, трудолюбие – ОДАРЕННОСТЬ + целеустремленность, воля, трудолюбие = ТАЛАНТ.

Каждый человек – индивид. Но индивид – один из многих. Людей друг от друга отличает набор биологических и социальных качеств, присущих только ему (индивидуальность). А Личностью мы называем полностью сформировавшегося человека, потому что у него уже есть свои взгляды, принципы, цели. Здесь стоит вспомнить пример с младенцем и взрослым. Почему мы не можем назвать младенца личностью? Индивид становится личностью в процессе воспитания, образования, сотрудничества с другими людьми.

Мотив – внутреннее побуждение к действию.

Поведение – активность человека, направленная на достижение какой-либо значимой для него цели. Поведение бывает произвольным, когда человек делает осознанный выбор, и непроизвольным, когда человек действует инстинктивно.  Результат любого поступка – ответственность. Т.е., это может быть одобрение, порицание, уголовная ответственность.

Потребности – необходимость в чем-либо, требующая удовлетворения. Помните, что существует пирамида потребностей. В самом низу пирамиды у нас стоят физиологические потребности, затем потребность в безопасности - духовные – социальные – индивидуальные). Почему потребности в пище, еде, воде стоят в самом низу по степени важности? (Потому что эти же потребности испытывают и животные, а человек – не только биологическое, но и социальное, разумное  существо). И таким образом, человек должен стремиться к удовлетворению не только физиологических, но и духовных потребностей.

Интерес – устойчивое стремление человека или группы людей к чему-либо.

Деятельность – целеустремленная активность человека, направленная на удовлетворение его потребностей.

Цель деятельности – четкое представление о том, что человек хочет получить в результате своей деятельности.

Средства деятельности – то, с помощью чего человек осуществляет свою деятельность.

Виды деятельности: игра, учеба, труд, творчество. Что общего между этими видами? То, что во время деятельности люди общаются друг с другом, и то, что каждая деятельность имеет творческий характер.

Общение – взаимодействие между людьми в процессе совместной деятельности.

Виды общения: непосредственное, когда люди видят друг друга, и опосредованное, когда они общаются, не видя друг друга. Средства общения6 вербальные и невербальные.

Полемика – острый спор в обсуждении какого-либо вопроса.

Этикет – нормы и правила общения, принятые в обществе, определенный порядок поведения.

Мораль – это идеалы, традиции, нормы, регулирующие поведение человека во всех сферах его жизни и деятельности. Основная функция морали – регулировать поведение человека, чтобы оно соответствовало требованиям общества.  «Золотое правило морали»: не делай другим того, чего не желаешь себе, и делай другим то, что хочешь, чтобы другие делали тебе.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Культура бывает материальной и духовной.

Язык – инструмент передачи духовных ценностей от одного поколения к другому.

Традиции – исторически сложившаяся и передаваемая из поколения в поколение форма деятельности и поведения людей.

Обряд – традиционное действие, сопровождающее важные моменты в жизни людей.

Толерантность – терпимость к чужим взглядам, мнениям, обычаям, поведению, образу жизни.

Религиозная вера – признание существования сверхъестественных сил (Бога), руководящих  развитием мира и жизнью людей. Вера – обязательный признак любой религии.

Атеизм – взгляды человека, отрицающие существование Бога.

Свобода совести – это право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Веротерпимость – уважительное отношение к людям других вероисповеданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Обществознание" - 9 класс

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образо­вания по обществозна...

презентация к уроку по теме:"Социальный прогресс" курсе обществознания 8 класса

Электронные материалы к уроку по теме:"Социальный прогресс" в обществознании 8 класса, схемы,термины...

Рабочая программа по курсу "обществознание"11 класс 2012 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  11 КЛАСС(базовый  уровень)на 2011-2012 учебный год...

Рабочая программа по курсу "обществознание" 10 класс.

Пояснительная записка.                Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компоне...

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» 6 класс По учебнику Л.Н. Боголюбова

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» 6 классПо учебнику Л.Н. БоголюбоваНомер урокаНазвание урокаКол-во часовИзучаемые вопросыТребования к уровню подготовки уч-сяОсновные поняти...

Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» 8 класс

Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» 8 классНомер урокаНазвание темы урокаКол-во часовОсновные изучаемые вопросыТребования к уровню знаний уч-сяОсновные понятияВид контроляДатаП...

Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» 9 класс

Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» 9 класс...