Методические рекомендации для студентов 1 курса по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)»
учебно-методический материал по обществознанию
Методические рекомендации по выполнению практических заданий по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)», разработаны в помощь студентам для самостоятельного выполнения ими практических работ.
Практические занятия проводятся после изучения соответствующих разделов и тем учебной дисциплины. Работы выполняются по индивидуальным заданиям. Так как учебная дисциплина имеет прикладной характер, то выполнение студентами практических работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по выполнению практических работ
по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)»
Разработала: Петухова Д.С.
Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению практических заданий по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)», разработаны в помощь студентам для самостоятельного выполнения ими практических работ.
Практические занятия проводятся после изучения соответствующих разделов и тем учебной дисциплины. Работы выполняются по индивидуальным заданиям. Так как учебная дисциплина имеет прикладной характер, то выполнение студентами практических работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Целью практических занятий является закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков по определению уровня инфляции, анализа ситуации на рынке данного товара, эффективности использования ограниченных ресурсов, себестоимости продукции, семейного бюджета и др.
Методические рекомендации по каждой практической работе имеют теоретическую часть, с необходимыми для выполнения работы, формулами, пояснениями, таблицами и графиками; алгоритм выполнения заданий. Практические задания органично сочетаются с теоретическими знаниями.
Практическая работа №1
Тема: Глобализация человеческого общества
Цель: На основе знаний о глобальных проблемах человечества составить памятку по одной из проблем и предполагаемые пути ее решения.
Теоретическая часть.
Современный мир многообразен и разнолик. Доминирующей тенденцией современного общества является не столько углубление этого различия многообразия, сколько глобализация (или интернационализация).
Как явление глобализация активно развилась на рубеже XIX-XX вв. Это проявлялось в усилении вывоза капиталов, создании международных монополий, расширении внешней торговли, что привело к интернационализации хозяйственных связей. Появились новые формы межнационального общения (Дни русской культуры, устраиваемые Дягилевым в Париже), политических союзов (образование двух военно-политических блоков) и т. д.
До середины XX в. основными субъектами международных отношений были государства, иногда предприниматели, находившиеся под их юрисдикцией. Новый этап в интернационализации происходит во второй половине XX в. Появились и стали быстро развиваться ТНК - транснациональные корпорации и мировые финансовые центры. Классическая внешняя политика в условиях «холодной войны» стала превращаться в мировую внутреннюю политику двух сверхдержав - США и СССР: их противостояние, конфронтация или разрядка отношений между ними определяли политический климат планеты. Распад СССР привел к новым геополитическим реалиям и вновь оказал существенное влияние на тенденции развития глобализации.
Глобализация затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, международные отношения, социальную сферу, культуру, безопасность и т. д. Она вносит значительные коррективы в дальнейшие перспективы всего мирового сообщества. Часть наших современников рассматривает глобализацию как прямую угрозу существованию цивилизации и активно противостоит всем мероприятиям государств и высших должностных лиц, если их действия, по их мнению, способствуют углублению глобализации. Это так называемое движение антиглобалистов. Оно сформировалось в конце 90-х гг. XX века. Его участники пропагандируют альтернативные пути развития мировой экономики, устраивают манифестации, нередко экстремистского характера, в период проведения различных международных конференций и форумов, например саммита «Группы восьми».
Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях. Хотя значение общечеловеческих интересов возросло, на жизнь современных обществ значительное влияние оказывают социальные, национально-этнические, групповые противоречия.
Парадоксальность ситуации в том, что человечество все еще не нашло надежных средств предотвращения глобальных катастроф, а их угроза может усиливаться действиями различных структур общества, социальных механизмов, иногда возникших в предшествующий период. Например, глобальной стала необходимость борьбы с международным терроризмом. Противники глобализации считают аксиомой, что от этой борьбы выигрывают только богатые страны. Отсюда призывы к Западу поделиться богатством с бедными странами. В противном случае - угроза применить насилие.
Задание 1.Студенты знакомятся с высказыванием О.В. Зотова и отвечают на вопросы:
1.О каких негативных чертах глобализации говорит автор?
2.Почему, по мнению автора, глобализация выгодна международному терроризму?
3. Назовите положительные стороны глобализации.
О. В. Зотов: «Глобализация направлена на всемерное размывание границ, эрозию государств и захват внешних рынков. Ее идеал- неограниченная легкость и простота перемещения сырья, продукции, труда и капитала с целью извлечения сверхприбылей с минимальными издержками. Этот порядок выгоден международному терроризму. Именно глобализация позволяет террористам легко внедряться в любую экономическую и государственную систему, уничтожая ее изнутри. Глобальный "кочевник" и глобальный террорист друг от друга практически неотличимы».
Задание 2. Студенты слушают доклады о глобальных проблемах и классифицируют их по данным темам самостоятельно
Экологические | Экономические | Социальные | Политические | Духовные |
.
|
|
Задание 3. Студенты делятся на группы. Каждая группа получает по одной глобальной проблеме. Их задача:
- Разработать 5 способов решений данной проблемы
- Составить памятку
- Представить аудитории свою работу
Практическая работа №2
Тема: Наука и образование в современном мире
Цель: Используя знания о системах образования в разных странах составить проект «Система образования в моей стране»
Теоретическая часть.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.
В XXI веке человечество вынуждено будет решать новые глобальные проблемы. Это осознание исчерпаемости мировых природных ресурсов, энергетический кризис, экологические проблемы, проблемы обеспечения человечества необходимыми ресурсами (продовольствием, промышленным сырьем, энергией и т. д.), проблемы здоровья человека, проблема бедности людей, переоценка направлений развития промышленности, коренное улучшение социальных условий жизни людей, расширение физических границ среды обитания человека, обеспечение мира для всех народов, регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах и т. д. Правдоподобной гипотезой является то, что образование XXI века является ключом к решению этих глобальных проблем современного мира.
Образование – это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования).
Алгоритм выполнения заданий.
Задание 1 .Студенты заполняют таблицу по образовательным моделям в современном мире:
Задание 2 . Студенты составляют схему, используя приведенные понятия.
Образование, принципы образования в РФ, образовательные уровни, виды вузов в РФ, система обучения в вузах, право на образование, бесплатное дошкольное и среднее образование, бесплатное высшее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, основное общее образование, среднее общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, университеты, академии, институты, традиционная система обучения, дистанционная система обучения.
Задание 3.Студенты делятся на группы и составляют собственный проект образовательный системы и представляют его.
Практическая работа №3
Тема: Экономика и экономическая наука. Экономические системы
Цель: Цель: рассмотреть предметы изучения экономической науки, определить основные проблемы экономики как хозяйства, познакомиться с основными измерителями экономической деятельности.
Теоретическая часть.
Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём создания и использования необходимых жизненных благ.
Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.
Чтобы лучше понять и усвоить значение каждого из определений, рассмотрим их более подробно, начав со второго.
Что изучает экономическая наука
Об экономических проблемах люди стали задумываться задолго до нашей эры. Слово «экономика» греческого происхождения и впервые было использовано древнегреческим автором Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 до н. э.) в качестве названия своего трактата. И только немногим более трёхсот лет назад появились учёные, которые стали обобщать и систематизировать знания об экономической действительности. Это было время становления рыночной экономики.
Почему именно тогда появилась экономическая наука?
Это связано с тем, что на протяжении большей части истории человечества основные вопросы экономики (что, как и для кого производить) чаще всего решались либо в соответствии с традициями и обычаями, либо по приказу главы государства. Поэтому действия людей были предопределены и предсказуемы и необходимости в экономической науке не возникало. В рыночной экономике решения по основным экономическим вопросам стал принимать свободный, самостоятельный производитель. Учёных заинтересовало, как же работает эта «свободная и саморегулируемая» экономическая система, по каким закономерностям протекают в ней экономические процессы.
Учёные-экономисты стремились изучить как общие взаимосвязи крупных элементов рыночного хозяйства (например, занятость, внешняя торговля, экономическая политика государства), так и отдельные проблемы (например, спрос и предложение, рыночная конкуренция).
Что же было предметом внимания учёных? В первую очередь такие универсальные проблемы экономики, как ограниченность ресурсов и экономический выбор (с этими основными понятиями экономической науки вы познакомились в обществоведческом курсе основной школы).
Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей и обменов постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможности – те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей, всегда, в каждый данный момент являются ограниченными. Общество постоянно сталкивается с необходимостью разрешения этого противоречия и проблемой экономического выбора. Как при имеющемся объёме ресурсов полнее удовлетворить существующие потребности? Эту проблему и пытается решать экономическая наука.
Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Так, часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое, - это макроэкономика. Её предметом являются, например, проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.
Микроэкономика – это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает проблемы выбора, с которыми сталкиваются отдельные участники экономической деятельности. Например, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наёмных работников на рынке труда и т. д. Вместе с тем микроэкономика изучает функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.
Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) использования ограниченных ресурсов связаны между собой. Например, если анализируются причины роста цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода, то это микроэкономическая проблема. Анализ решения об антимонопольной политике государства в отношении предприятий нефтедобывающей отрасли – предмет макроэкономики. При этом поведение отдельных участников экономической деятельности (производителей, фирм) во многом зависит от состояния дел в экономике всей страны.
Современный этап экономического развития характеризуется высокой взаимозависимостью национальных экономик в мировом масштабе. Поэтому экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Законы развития мирового хозяйства изучает самостоятельная часть экономической науки – мировая (международная) экономика. Предметом её исследования могут быть международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, обмен и торговля результатами научно-технической деятельности, международные валютные отношения и др.
Экономическая наука исследует также функционирование и взаимодействие таких экономических институтов, как государство, предприятие, семья и домашнее хозяйство.
Выявленные учёными устойчивые, существенные взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями позволяют на практике более эффективно решать экономические задачи.
Задание 1. Заполните таблицу «Разделы экономической науки».
Микроэкономика | Макроэкономика | Мировая экономика |
Задание 2. Проанализируйте следующие ситуации в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства:
1. Вы открываете небольшую фирму по производству записных книжек, тетрадей
2. Вы переехали в деревню и решили стать фермером
3. Вы решили на дому заниматься фрилансом – писать статьи и продавать их различным сайтам
Задание 3. Студенты отвечают на вопросы
1.О каком разделе экономики идет речь?
Общая прибыль организаторов 8-го Международного авиационно-космического салона МАКС-2009 превысила 30 млн. евро.
А.Н. Пупкин открыл закусочную.
В Санкт-Петербурге принято решение не взимать плату за пользование лифтами с жильцов первого этажа.
В 2013 году Китай стал мировым лидером по объемам внешней торговли. Торговый оборот страны превысил $4 трлн.
Средний размер трудовой пенсии россиян по старости составит 11,4 тыс. руб.
Общий доход семьи Павловых составил 25 тысяч руб., из них 5 тысяч руб. уходит на погашение кредита
2.Объясните выражение “Бесплатный сыр бывает только в мышеловке”.
Задание 4.Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Практическая работа №4
Тема: Роль государства в экономике
Цель: рассмотреть роль государства в рыночной экономике, сформировать первоначальные представления и базовые умения, необходимые для ориентации в экономической жизни.
Теоретическая часть.
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю развития: уже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. Важную роль в экономическом развитии нескольких континентов сыграли Великие географические открытия, а экспедиции первооткрывателей снаряжались на государственные деньги Испании и Португалии.
В современных условиях любое государство осуществляет регулирование экономики с различной степенью государственного вмешательства в национальную экономику. Необходимость такого вмешательства признают все экономисты, однако они расходятся в вопросах о границах и направлениях этого вмешательства, о соотношении государственного и рыночного регулирования. Причем по этим проблемам высказываются самые крайние точки зрения: от полной экономической свободы до полного государственного монополизма.
Для эффективного осуществления своих функций государство использует ряд инструментов (механизмов), важнейшими из которых являются фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая деятельность.
Фискальная политика - деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Это происходит через систему налогообложения и сбор средств, а также через расходование этих средств. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно воздействовать на деловую активность, решать проблемы безработицы и инфляции.
Денежная политика позволяет влиять на цены и объем национального производства, гарантировать национальные проекты и инвестиции и т. п. Денежная политика может быть как средством стабилизации, так и деструктивно влиять на экономическое развитие.
Социальная политика имеет главной целью обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Для этого с помощью разных мер государство перераспределяет доходы, оказывает различную государственную помощь малоимущим, финансирует образование, культуру и т. п.
Внешнеэкономическая деятельность — это торговое и валютное регулирование, таможенные пошлины, квотирование и т. п. Тем самым государство оказывает поддержку отечественному производителю и влияет на торговый баланс «экспорт - импорт».
Все эти механизмы тесно взаимосвязаны. Это означает, что принятие решения по одному из них требует изменения в другом. Например, принимается национальный проект «Образование». Необходимо прежде всего изыскать финансовое обеспечение этой программы: средства на достойную оплату труда учителей, материальное обеспечение профильного обучения и т. д.
Без налогов государство существовать не может.Налогообложение - это определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов юридических и физических лиц в пользу государства.
Существует несколько видов налогов.
Прямые налоги - это платежи в пользу государства в зависимости от размеров их доходов или стоимости имущества.
Косвенные налоги - это платежи в пользу государства, взимаемые только при осуществлении определенных действий, например, при покупке некоторых товаров.
Акциз - это налог, уплачиваемый при приобретении некоторых товаров, который устанавливается как проценты к цене товара.
В современной России используется порядка 40 различных налогов.Кроме налогов есть сборы, например, пошлины, - это платежи за право оказывать или пользоваться определенными услугами. Налоги и сборы бывают местными, региональными и федеральными.
Задание 1. Выявить экономические функции государства из предложенных текстов.
- При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. А эти последние, в свою очередь, определяют выбор альтернативных благ потребителями и пропорции распределения ресурсов между различными отраслями. Когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок и манипулировать ценами к собственной выгоде и в ущерб общества в целом. Монопольная цена, как правило, выше той, которая устанавливается на совершенно конкурентном рынке, а количество выпускаемой монополией продукции – меньше конкурентного. Последнее означает, что наличие монополии приводит к неэффективному распределению ресурсов и благ в сравнении с конкурентным рынком. Кроме того, в условиях монополии суверенитет потребителя заменяется диктатом производителя на рынке. Какая функция государства вытекает из данной ситуации?
- Существуют определённые виды товаров и услуг (например, “Реклама медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств”; освещение и уборка улиц, тушение пожаров, регулирование дорожного движения и пр.), называемые общественными благами, которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку особенности потребления этих благ таковы, что частным фирмам просто не выгодно их производить. Это, безусловно, приводит к неэффективному распределению ресурсов, т.к. потребность общества в этих благах не редко бывает чрезвычайно велика. Назовите вторую экономическую функцию государства.
- Химический комбинат через атмосферные выбросы загрязняет окружающую территорию и от этого гибнут пчёлы. Это никак не беспокоит дирекцию комбината, но очень волнует людей, держащих пасеки. Им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения, и тогда воздух оставался бы чистым.
Пасечники никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию, а следовательно, их интерес рынок учесть не может. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого товара. В результате загрязнение полей оказывается эффектом как бы внешним, посторонним по отношению к рынку химической продукции и никак не учитывается в формировании цен на нём. Каким образом можно выйти из сложившейся ситуации?
- Цена, которую обществу приходиться платить за ускорение роста общего уровня благосостояния всех граждан страны – это неравенство доходов. Чем выше различия в уровнях жизни между богатыми и бедными, тем сильнее недовольство последних. Экономисты давно установили, что различие в доходах становится опасным для социального мира в стране, если оно становится чрезмерно большим и увеличивается слишком высокими темпами. Какова экономическая функция государства?
Задание 2. Представьте себе, что государства исчезли. Что бы случилось с экономикой? Для ответа на этот вопрос студенты делятся на 3 группы. Один представитель от группы представляет результат.
Задание 3. Подумайте, с какими функциями налога связаны следующие высказывания:
- «Деньги не пахнут» (римский император Веспасиан)
- «При любом правительстве самые надежные данные – налоговые» (фильм «Vзначит Вендетта»)
- «Смерть — самый удобный момент взять налог с богача» (премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж Дэвид)
- Заплати налоги и живи спокойно,на эти деньги продолжают войны.(текст песни Lumen – государство)
- А еще они хотят освобождения от уплаты налогов. Навсегда.(фильм «Армагеддон»)
Практическая работа №5
Тема: Основные проблемы экономики России
Цель: Показать проблемы, существующие в современной экономике России. Объяснить их причины и возможные пути решения проблем.
Теоретическая часть
Негативные явления в экономике накапливались десятилетиями. Они были вызваны в значительной мере неправильной реакцией на изменяющиеся условия производства и требования научно-технического прогресса, господством командно-административных методов хозяйствования. Стремление экстенсивными способами сдерживать начавшееся падение роста производства привело к непомерным затратам на расширение топливно-энергетических отраслей, усиленному вовлечению в оборот новых природных и трудовых ресурсов, их нерациональному использованию. Основные фонды оказались изношенными. Все это отрицательно сказалось на производительности труда, качестве продукции, экологической ситуации. Кризис, охвативший экономику России в конце XX в., очень глубокий. В 1990-1999 гг. спад валового внутреннего продукта составил 47%, промышленного производства — 56, сельскохозяйственного производства — 42%. Кризис является одновременно и системным (охватившим все сферы жизни общества), и структурным (изменение пропорций и акцентов в экономике). В 1992 г. проблему дефицита заменила проблема дороговизны. Кризис еще более снизил покупательную способность населения. Обесценились сбережения людей, многие отрасли рухнули. Экономические реформы, начатые в 1992 г., идут медленно и с большим трудом. Предполагается, что на смену командно-административной экономике с ее государственным диктатом придет рыночная с многообразием форм собственности и свободной конкуренцией. Переход к рынку означает создание социально ориентированной экономики, поворот производства к запросам потребителя.
Задание 1.Проанализируйте статистические данные и сделайте вывод.
1.В СССР выпускалось обуви почти в 3 раза больше, чем в США. Прилавки были переполнены обувью отечественного производства низкого качества. А за импортной обувью выстраивались огромные очереди.
2) В России добыча железной руды в два раза больше, чем в США, а производство стали в России - 94,1 млн т, а в США 92,1 млн т. Это пример качества использования руды.
3) Тракторов в России (в 1988 г.) производилось 253 тыс. штук, а в США - 86 тыс. штук. Почему у нас в 3 раза больше тракторов, при посевной площади примерно одинаковой?
4) То же касается и качества отечественных автомобилей.
Задание 2. На основе полученного текста, определить место России в мировой экономике
Научно-технические революции, состоявшиеся в нашей стране в 1960-1970 гг., позволили России войти в число мировых лидеров. Финансовые средства, направленные в развитие военно-промышленного комплекса, повлекли за собой создание новых передовых отраслей промышленности (электротехники , радиотехники, биотехнологии). Развитие ракетно-космического комплекса страны повлекло за собой внедрение новых технологий и инноваций, причем в различных областях .
На период 2007 года по объёму промышленного производства Россия оказалась шестой в мире (немногим более 20% от уровня США); Это гораздо более высокая позиция, чем по показателю ВВП. В Европе мы занимаем второе место после Германии, опережая Великобританию, Италию и Францию. Канаду мы превосходим практически вдвое.
Что касается производительности труда, то по этому показателю Россия отстаёт от США практически в 5 раз, от Канады - в 4 раза, от основных стран Европы и Японии - примерно в 3,5 - 3,7 раза. В 2005 году доходы населения составляли в России в среднедушевом выражении 4,690 дол.,то есть 95 % от среднемирового уровня. Личные доходы в расчёте на душу населения в России равнялись 17,9 % от уровня США , 28,8 % от уровня Германии , 29,7 % от уровня Японии и 211,7 % от уровня Китая.
Такова статистическая и чисто количественная характеристика места России в современной мировой экономике конца ХХ - начала ХХI века.
Экономический рост в России в нынешних условиях носит экстенсивный характер развития и обеспечивается прежде всего за счёт традиционной сырьевой базы.
Россия почти не производит современной и высококачественной конкурентно-способной продукции массового спроса, т.е. невоенного назначения.
В отличие от индустриальных стран мира и таких , как Бразилия, Индия и тем более Китай, Россия пока не сумела пробиться на широкий мировой рынок, занять собственные надёжные ниши по поставкам готовой, а не сырьевой промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Несмотря на происходящее в последние годы оживление экономики, ее общее состояние определяется последствиями предшествующего продолжительного и резкого падения производства и инвестиций. К 1998 г. уровень производства в России сократился по сравнению с 1990 г. на 42,5%, а инвестиции в основной капитал – на 79%. Хотя с 1999 г. наблюдается устойчивый рост ВВП, сегодня он едва дотягивает до дореформенного уровня и остается меньше, чем в любой стране «восьмерки», вдвое меньше, чем в Индии и вчетверо меньше, чем в Китае.
Задание 3. Студенты должны составить проект по решению экономических проблем в России.
Практическая работа №6
Тема: Социальные конфликты: стадии развития
Цель: Формирование у студентов представлений о причинах социальных конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения;
Теоретическая часть
Социальный конфликт - это тип социального взаимодействия индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций, интересов. В конфликте проявляется противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.
В зависимости от сфер противоречий конфликты подразделяются на личностные, межличностные, групповые, внутригрупповые, межгрупповые и др. (Слайд 8).
Социальные конфликты могут отличаться многими условиями, оказывающими влияние на их развитие:
- Намерениями участников конфликта;
- Отношениями к средствам физического насилия, в том числе вооруженного;
- Уровнем доверия между сторонами (насколько они готовы следовать определенным правилам взаимодействия);
- Адекватностью оценки конфликтующими сторонами истинного положения дел.
Анализируя тот или иной социальный конфликт, следует иметь в виду, что все социальные конфликты проходят ряд стадий.
Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия.
Конфликтная стадия - совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей противоборствующих сторон.
Для успешного разрешения социальных конфликтов необходимо своевременно определить их истинные причины. Кроме того, противоборствующие стороны должны проявить обоюдную заинтересованность в поиске путей устранения причин, вызвавших столкновение сторон.
На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между конфликтующими сторонами, снятия социально-психологической напряженности, поиска путей для избежания аналогичной ситуации в будущем.
Социальные конфликты могут привести как к интегративным, так и к дезинтегративным последствиям. Интегративные последствия способствуют разрешению проблем, усилению сплоченности группы, позволяют ее членам четче осознать свои интересы. Дезинтегративные последствия ведут к усилению ожесточения, разрушению партнерских отношений, отвлечению людей от решения насущных проблем.
Избежать конфликтов практически невозможно, но вполне возможно добиться того, чтобы они были заключены в институциональные рамки, определенные нормированными отношениями.
Задание 1.Соотнесите причины социальных конфликтов с их характеристиками. Приведите примеры по каждой паре.
Причины конфликтов | Характеристики конфликтов |
А. Экономическое неравенство | 1. Ущемление прав какой-либо нации, рост национализма или шовинизма |
Б. Идеологическая несовместимость | 2. Столкновение различных взглядов, идей |
В. Политическое противостояние | 3. Неравное обладание собственностью, доходами, благами |
Г. Межнациональные распри | 4. Борьба за власть |
Д. Межконфессиональные конфликты | 5. Столкновение носителей различных религий |
Задание 2. По подсчетам зарубежных авторов, уже в 1988 году из общего числа в 111 вооруженных конфликтов, полыхавших в мире, 63 были внутренними, 36 из них (т.е. около трети) произошли на почве межэтнических отношений. Тогда ареной большинства из этих конфликтов был «третий мир». В последующие годы зона конфликтов значительно расширилась, охватив территорию бывшего СССР, где в дополнение к крупномасштабным военным столкновениям (Карабах, Абхазия) сложились десятки очагов вялотекущих конфликтов, чреватых эскалацией.
В мире национальные движения начинают заявлять о себе: Северная Ирландия, Корсика, Баскония, Уэльс, Ломбардия, требующие сохранить чистоту нации и занимающиеся поиском форм самовыражения.
Национализм - это любовь к историческому облику своего народа, вера в инстинктивную силу своего народа, в его духовное возрождение. Национализм- приоритет национальных ценностей над личностными, групповыми, универсальными ценностями
Что вы думаете о межнациональных конфликтах? Почему в ХХ веке увеличилось число межнациональных конфликтов? Выскажите свое отношение к проблеме национализма.
Задание 3. Ролевая игра «Контакты и конфликты». Как же выглядят эти стратегии в конкретных ситуациях?Это мы узнаем в ходе нашей ролевой игры «Контакты и конфликты». Данная игра - оценка ситуации. Рассмотрите ситуации и оцените поведение их участников. Попробуйте спрогнозировать последствия каждого инцидента.
Разыграйте ситуации и оцените поведение их участников. Попробуйте спрогнозировать последствия каждого инцидента.
1. «Грамотные стали»
Покупатель. Почему вы продаете стограммовые упаковки майонеза по цене двухсотграммовых?
Продавец. С чего вы взяли?
Покупатель. Ну вот же, на ценнике написано — вес 200 г, цена 10 рублей. А упаковки стограммовые. Я вчера купила, думала, вы ошиблись. А сейчас вижу, что вы просто ценники перепутали.
Продавец. Ничего мы не перепутали. За сколько надо, за столько и продаем. А не нравится — идите в другой магазин, поищите подешевле. Грамотные стали.
2. «Только не надо нас пугать»
Учитель. Я пригласил вас, чтобы выяснить, почему ваш сын пропускает уроки литературы.
Мама ученика. А что ему делать на ваших уроках? Толстого и Достоевского читать? Вы знаете, что он у меня профессионально занимается танцами, его ждет артистическая карьера. Пусть он лучше поспит лишний часок или погуляет.
Учитель. Но вы понимаете, что оценка по литературе в аттестате будет стоять не за его танцевальные успехи. Он получит то, что заслуживает.
Мама ученика. Ой, только не надо нас пугать. Думаете, на вас управа не найдется?
3. «Вас никто здесь не держит»
Представитель рабочих. Я пришел к вам от имени трудового коллектива, чтобы выяснить, почему нам третий месяц не платят зарплату?
Начальник. Мне очень жаль, но денег нет — предприятие, которому мы поставляем нашу продукцию, обанкротилось.
Представитель рабочих. Но администрация предприятия исправно получает зарплату, вы недавно поменяли мебель в офисе и приобрели новую иномарку.
Начальник. Эти средства взяты не из фонда заработной платы.
Представитель рабочих. Нам все равно, из каких фондов вы нам заплатите, — верните наши деньги. Если бы не школьные завтраки, наши дети падали бы в голодные обмороки.
Начальник. Я же сказал вам, что денег пока нет. И неизвестно, будут ли вообще. Не хотите ждать — вас никто здесь не держит. Тогда точно ничего не получите.
Ведущий. Предложите свои стратегии поведения в данных ситуациях. Разыграйте эти сценки, используя более эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Вспомните случай, когда ваше поведение в конфликтной ситуации привело к неприятным для вас последствиям — разрыву отношений с близкими, вызову родителей в школу, проблеме с правоохранительными органами и т.д.
• Как бы вы поступили, если бы можно было повернуть время вспять?
• Чему вас научила эта ситуация?
Практическая работа №7
Тема: Политика и власть.
Цель: образовательная: дать представление о взаимосвязи политики и власти в государстве, уяснить, что такое политическая система; смоделировать разнообразные подходы и оценки к власти. Сформировать у учащихся представления об источнике власти.
Развивающая: развитие аналитического мышления.
Воспитательная: формирование интереса к политической системе своей страны.
Теоретическая часть
«Политика» в переводе с греческого означает «государственные дела, искусство управления государством». Таким образом, политическая сфера жизни общества охватывает деятельность человека и общества, связанную с отношениями установления, организации, функционирования и изменения власти в обществе.
Функции политики (или социальное назначение) многообразны. Основными являются следующие:
• выражение значимых интересов всех слоев общества;
• объединение различных слоев населения;
• социализация личности;
• управление общественными процессами;
• разработка перспективных целей и моделей развития общества. Для подтверждения вышеизложенного следует привести факты
из местных СМИ или выслушать заранее подготовленные сообщения учащихся.
Центральной составляющей политики является власть. Существует четыре основные концепции, объясняющие природу власти:
• позитивистско-социологическая концепция, сформулированная М. Вебером. Власть есть факт способности одного субъекта влиять на другого субъекта, отношение господства и подчинения;
• системная концепция рассматривает власть как способность субъекта действовать в соответствии со своим политическим статусом;
• бихевиористская (поведенческая) концепция рассматривает власть как особенное свойство отдельной личности, как реализацию воли к власти.
Эти концепции объединяет исходная посылка - власть есть проявление свойств личности или отношений между личностями;
• марксистско-ленинская концепция рассматривает власть как реализацию воли класса, основанной на его экономических потребностях.
Политическая власть является одним из видов власти. К другим видам относятся: экономическая, социальная, культурно-информационная.
Средства осуществления власти - принуждение, насилие, поощрение, традиции, авторитет, право, убеждение, манипуляции.
Источники власти - авторитет, сила, закон, богатство, знание, харизма.
Формы проявления власти - господство, руководство, управление, координация, организация, контроль.
(Учитель составляет схемы на доске, опираясь на данный материал.)
По мнению российских политологов В.П. Пугачева и А.И. Соловьева, политическая власть имеет следующие отличительные признаки:
• легальность использования силы в пределах государства;
• верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникновения в любые общественные процессы;
• публичность, т. е. всеобщность и безличность;
• многообразие ресурсов.
Задание 1. Студенты решают познавательные задания: Что общего в этих ситуациях?
1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на прошлой неделе?» (авторитет)
2. Один из самых почитаемых в католицизме святых Франциск Ассизский, собравшись с последователями, повелел одному из «братьев говорить о Боге всё, что внушил ему Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как святой Франциск «наложил на него молчание». (авторитет)
3. Конфликт в Южной Осетии. К нему на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия. В рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру (сила).
4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. «Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы». (власть)
5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства. (сила)
6. Президент подписал закон об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел были против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении (закон).
Задание 2. Студенты составляют схему «НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ»
Задание 3. Выявить проблемы, которые были поставлены авторами высказываний.
«Лучшее государственное устройство для любого народа – это то, которое сохранило его как целое» (М.Монтень)
«Человек, властвуя над другим, утрачивает собственную свободу» (Ф.Бэкон)
«Политика слишком серьёзное дело, чтобы ей занимались лишь одни политики» (Шарль де Голль)
Практическая работа №8
Тема: Политические партии и движения. Их классификация
Цель: Продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения;
Теоретическая часть
Партия (часть, группа) – наиболее активная и организованная часть какого – либо слоя, выражающая и защищающая его интересы. Политическая партия – это организованная группа людей, стремящаяся к политической власти либо к участию в осуществлении государственной власти.
Признаки политической партии:
1. Определённая идеология, система общих ценностей и норм
2. Программа партии
3. Продолжительность по времени существования
4. Наличие устава партии, содержащего важнейшие нормы внутренней жизни
5. Руководящие органы и аппарат управления
6. Разветвлённая сеть первичных местных организаций
7. Фиксированное в списке количество членов партии
8. Нацеленность партии на реализацию интересов тех социальных групп, которые она выражает
9.Стремление обеспечит себе поддержку избирателей
Общественно-политические движения – солидарная активность граждан, направленная на достижение какой-либо значимой политической цели. Характерные черты: - ядром являются инициативные группы, клубы, союзы - не ставят цели прихода к власти - участвуют люди с различными политическими взглядами - цели узкие, а социальная база более широкая - по достижению цели может прекратить своё существование или трансформироваться
По идеологическому признаку: либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические, фашистские, клерикальные (ориентирующиеся на религиозные учения), националистические и др. В зависимости от программных установок: крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые. По отношению к проводимой политике: правящие и оппозиционные. По организационной структуре: кадровые (в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию, осуществляют деятельность только в период выборов) и массовые. Партии с сильной и слабой структурой.
Функции партий. - представительство во властных структурах - выявление и согласование интересов граждан - разработка партийных программ - участие в избирательных кампаниях - политическая социализация граждан (приобщение людей к политике, воздействие на их политические взгляды) - политическая мобилизация электората на активную политическую деятельность
Типы партийных систем. Партийные системы - это совокупность легально действующих партий в государстве и отношения между ними. - Однопартийная система (СССР, Куба, Индия, Япония, КНР, КНДР). - Двухпартийная система. США (демократы-республиканцы), Великобритания (лейбористы-консерваторы). - Многопартийная система (Россия, Франция, Италия, Испания, Израиль, Швеция).
Задание 1. Как вы полагаете, как продолжили бы правители государства с разными политическими режимами фразу: «Когда надо принять решение, …»
Установите соответствие стрелками.
Авторитарный Тоталитарный Демократический
режим режим режим
Задание 2. В чем преимущества и недостатки каждой системы?
Партийные системы:
- Однопартийные
- Двухпартийные
- Многопартийные
Задание 3. Студенты делятся на группы и составляют проект своей политической партии.
Практическая работа №9
Тема: Права человека и правовой статус личности.
Цель: развить представления учащихся о правах человека как о социальной ценности
Теоретическая часть.
Вскоре после окончания Второй мировой войны, в 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.
В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс-президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире – Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня декларацию называют порой Хартией прав человека.
Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли её главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Сайта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия).
10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые понятия человека.
Этот небольшой по объёму документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.
К числу политических прав человека Декларация отнесла:
- право человека на жизнь,
- свободу и личную безопасность,
- право на справедливое и открытое правосудие,
- свободу мысли и совести,
- право на мирные собрания.
Декларация установила, что наказания, ухудшающие положение виновного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.
Среди новшеств Декларации следует отметить:
- право на социальную обеспеченность,
- право на свободный труд в нормальных условиях,
- право на образование,
- право на свободное участие в культурной жизни общества,
- право на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества.
Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось:
- право на свободное участие в профсоюзах,
- право на отдых,
- право на равную оплату труда.
Декларация – это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод.
Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, т.е. на неё можно ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используют в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.
Кроме того, на основании Декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Задание 1. Беседа по вопросу: Как вы думаете, почему спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира, и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств? При ответах на поставленные вопросы во время урока обучающиеся пользуются следующей формулой:
- Говорят о своей позиции (Я считаю, что…);
- Объясняют её (Потому что …);
- Приводят примеры (Я могу подтвердить примерами …);
- Делают выводы (Таким образом, мой вывод …).
Задание 2. Студенты заполняют таблицу «Права и свободы личности»
Виды права | Примеры |
Гражданские (личные) права | |
Политические права | |
Экономические права | |
Социальные права | |
Культурные права |
Задание 3. Класс делится на 4 мини-группы по 2-3 человека. Каждая группа размещается за отдельным столом и снабжается текстом документа. Всем ученикам предлагается прочитать текст Преамбулы. Каждой группе предлагается ответить на установочные вопросы.
- Какие цели выдвигает Декларация перед мировым сообществом?
- К кому обращена Декларация?
- Какие намечены пути проведения в жизнь провозглашённых в ней прав и свобод?
Задания для самостоятельной работы в группах:
1 группа:
1) Ознакомиться с текстом Декларации.
2) Определить сущность и значимость правовой защиты гражданских прав человека.
3) Выделить, выписать и систематизировать гражданские права человека, обозначить основания систематизации.
4) Защитить свой мини-конспект.
2 группа:
1) Ознакомиться с текстом Декларации о политических правах.
2) Определить сущность этих прав.
3) Выделить, выписать и систематизировать политические права человека, обозначить основания систематизации.
4) Защитить свой мини-конспект.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года на всенародном голосовании // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
Практическая работа № 10
Тема: Основы конституционного права Российской Федерации
Цель: Формировать опыт ведения дискуссии, навыков работы в коллективе; умений размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства собственной позиции;
Теоретическая часть
12 декабря 2013 г. исполняется 20 лет Конституции Российской Федерации. В рамках празднования этого события у нас сегодня открытый урок права по теме «Конституционный Суд Российской Федерации – основной орган правовой охраны Конституции».
Двадцать лет российской Конституции – это период взросления целого поколения россиян, родившихся в 1993 году. В условиях нашего спрессованного исторического времени этот срок уже вполне достаточен для того, чтобы подвести первые итоги конституционно – правового развития страны и оценить их историческое значение. Думаю, что лучше всего это может сделать председатель Конституционного суда РФ, слова которого взяты мной в качестве эпиграфа урока.
Валерий Зорькин даёт такую оценку: «Возьму на себя смелость заявить, что Конституция в целом достойно прошла проверку практикой на крутом историческом переломе в жизни страны. Действующая Конституция – это не просто одно из главных правовых достижений постсоветской эпохи. Это – крупное завоевание в борьбе за право, потребовавшее больших усилий и жертв от нескольких поколений российских граждан. И к этому завоеванию надо относиться бережно».
Ребята! Обращаю ваше внимание на последнюю фразу. Это значит Конституцию нужно уважать, знать, выполнять, а если понадобится, то и защищать, те завоевания, которые она нам гарантирует. В противном случае, в условиях расколотого общества исчезает та основа, на которой зиждется реальный общественный договор и возникает то, что называют «фактической конституцией». А этого в правовом, демократическом государстве быть не должно.
Я надеюсь, что в результате нашего урока вы не только повысите свою правовую культуру, ваше правосознание, проникнетесь уважением к Основному Закону нашей жизни, но и усвоите основные вопросы темы урока: функции и полномочия, порядок формирования и осуществления деятельности Конституционного Суда как основного органа правовой охраны Конституции РФ.
Непреходящая роль нашей Конституции заключается в том, что она, на мой взгляд, сумела заложить правовые основы для общественного согласия путём закрепления таких объединяющих всё общество положений, как: принцип приоритета прав человека; принцип разделения властей; правовой, социальный и федеративный характер государства; равенство всех перед законом и судом и т.д. Всё это в нашей Конституции есть, и на данном этапе этого вполне достаточно для нормального правового развития страны. Я предлагаю обсудить вопросы, раскрывающие важнейшую роль Конституции Российской Федерации в становлении демократии и правового государства, в избавлении от правового нигилизма и укреплении конституционной законности, в реализации и расширении прав и свобод граждан, в обеспечении социальных гарантий как основы для процветания общества в целом и каждого человека в отдельности.
Задание 1. Групповая работа по изучению статей Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О Конституционном Суде Российской Федерации". На основе предварительного изучения и анализа данных документов учащимся предлагается подготовить короткие выступления по заданиям, указанным на карточках.
Группа № 1
1.Дайте определение Конституционного Суда РФ.
2.Раскройте полномочия и компетенцию Конституционного Суда РФ.
Группа № 2
1.Охарактеризуйте состав Конституционного Суда РФ.
2.Определите статус судей Конституционного Суда РФ.
Раздаточный материал
Статья 1.
Конституцио́нный Су́д Росси́йской Федера́ции (КС РФ) — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.
Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.
Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.
К компетенции Конституционного Суда РФ относится:
- проверка соответствия Конституции РФ нормативных правовых актов всех ветвей государственной власти (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и пр.);
- рассмотрение споров о компетенции между органами власти Российской Федерации и её субъектов;
- толкование Конституции РФ;
- проверка конституционности законов по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод.
В Конституционном Суде РФ защищаются общие публичные интересы, а не только отстаиваются права конкретного человека.
Задание 2. Студенты составляют схему «Структура, способы формирования и состав Федерального Собрания Российской Федерации»;
Задание 3. Прочитайте соответствующую главу Конституции РФ и ответьте на вопросы:
• каков порядок пересмотра Конституции РФ и внесения конституционных поправок;
• реален ли пересмотр Конституции РФ в нынешних условиях?
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года на всенародном голосовании // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ // СЗ РФ. - 2004. - №27. - Ст.2710.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // СЗ РФ. - 2003. - №40. - Ст.3822.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Важенин А.Г. Обществознание. – М.: Академия, 2012.
2.Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. – М.: Академия, 2012.
Список интернет - ресурсов
htpp. www. ecoinform.ru
htpp.www.nanojournal.ru
htpp.www.biotechnolog.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"
Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"...
Электронные образовательные ресурсы к разделам программы учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)"
Перечень электронных образовательных ресурсов к разделам программы....
Комплект лекций по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» для студентов 1 курса специальностей технического профиля
Комплект лекций содержит материал: Общество, общественные отношения, взаимодействие общества и природы; Основные сферы жизни общества; Научно-техническая революция и ее социальные ...
Методические указание по выполнению практических работ По дисциплине Обществознание (включая экономику и право)
Методические рекомендации по выполнению практической работы по учебной дисциплине Обществознание (включая экономику и право) являются частью учебно-методического комплекта и разработ...
Практические работы по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)»
Содержание практического занятия определяется перечнем профессиональных умений по конкретной учебной дисциплине (модулю), а также характеристикой профессиональной деятельности выпускников, требованиям...
Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий для специальностей среднего профессионального образования Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)»
Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программ...
Методическое пособие «Реализация Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг. в рамках учебных занятий по дисциплине «Обществознание, включая экономику и право» в ОГБПОУ СОТА»
ОГБПОУ СОТА Методическое пособие Программа «Реализация Комплексного плана противодействия идеологии террор...