Адаптированная программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс)

колосова татьяна евгеньевна

Данная программа создана для обучающихся по программе 8 вида адаптирована к индивидуальным психологическим и умственным особенностям ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Комплекс средняя общеобразовательная школа-детский сад» город Пыть-Ях

Рассмотрено        УТВЕРЖДАЮ

напедагогическомсовете                                                 Директор МАОУ«КСОШ-ДС»

МАОУ «КСОШ-ДС»        _______

Протокол   №1 от27.08.2018                                         (приказ №521 – од от 31.08.2018г.)

Адаптированная рабочая  программа

 по учебному предмету обществознание  8  класс

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 (для детей с умственной отсталостью)

на 2018-2019 учебный год

        

2018 год

Пояснительная записка

Предмет «Обществоведение» играет важную роль в правовом воспитании учащихся с интеллектуальным недоразвитием, формировании гражданственности и  патриотизма, чувства  долга и ответственности за свое поведение в обществе. Изучение предмета может способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала выпускников специальной школы,  их успешной социальной адаптации.

Основные цели изучения данного предмета ―создание условий для социальной адаптации учащихся с интеллектуальным недоразвитием путем повышения их правовой и этической грамотности как основы интеграции в современное общество; формирование нравственного и правового сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умения реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Основные задачи изучения предмета:

― знакомство с Основным Законом государства – Конституцией Российской Федерации.

― формирование ведущих понятий предмета: мораль, право, государство,  гражданин, закон, правопорядок и др.

― формирование основ правовой культуры учащихся: уважения к законам, законности и правопорядку; убежденности в необходимости соблюдать законы, желания и умения соблюдать требования закона.

― формирование навыков сознательного законопослушного поведения в обществе.

― формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе.

― формирование представлений о мерах ответственности за совершенное правонарушение.

― формирование нравственных понятий «добро», «порядочность», «справедливость» и др.

― формирование представлений о единстве прав и обязанностей гражданина России.

― воспитание познавательного интереса к предмету.

― воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности.

― коррекция и развитие познавательных психических процессов.

Введение

Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции. Наша Родина ― Россия. Государственные символы Российской Федерации. История создания и изменения государственных символов России.

Мораль, право, государство

Почему общество нуждается в специальных правилах. Роль правил в жизни общества. Социальные нормы ― правила поведения людей в обществе. Основные социальные нормы: запреты, обычаи, мораль, право, этикет.

Что такое мораль, нравственность? Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Понятия добра и зла. Жизнь – самая большая ценность. Моральные требования и поведение людей. Правила вежливости.

Что такое право? Нормы права (юридические нормы). Роль права в жизни общества и государства. Конституция Российской Федерации – главный правовой документ в нашем государстве. Правоохранительные органы, обеспечивающие соблюдение правопорядка  (прокуратура, суд, Федеральная служба безопасности, полиция и др.).

Сходства и различия норм права и норм морали. Нравственная основа права. Норма права как элемент права; структура правовых норм, их виды. Право ― одно из самых ценных приобретений человечества. Ценность современного права.

 Что такое государство? Взаимосвязь государства и права. Признаки, отличающие государство от других общественных образований. Право и закон. Источники права. Законодательная власть. Российское законодательство. Источники российского права. Как принимаются законы в Российской Федерации. Система российского права. Правоотношения. Отрасли права: государственное право, административное право, гражданское право, семейное право, трудовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право. Система права.

Российское законодательства и международное право. Всеобщая декларация прав человека, цели ее принятия. Конвенция о правах ребенка.

Конституция Российской Федерации

Конституция Российской Федерации ― основной закон России. Из истории принятия конституций. Структура  и содержание разделов Конституции Российской Федерации. Определение Конституцией формы Российского государства. Федеративное устройство государства. Организация власти в Российской Федерации. Разделение властей. Законодательная власть Российской Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации. Президент Российской Федерации глава государства. Местное самоуправление. Избирательная система.

Права и обязанности граждан России

Гражданство Российской Федерации. Ответственность государства перед гражданами. Права и свободы граждан. Основные конституционные права граждан России: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные. Основные обязанности граждан России.

Основы трудового права. Труд и трудовые отношения. Трудовой кодекс Российской Федерации. Право на труд. Дисциплина труда Трудовой договор. Трудовая книжка. Виды наказаний за нарушения в работе. Труд несовершеннолетних.

Основы гражданского права. Собственность и имущественные отношения. Регулирование законом имущественных отношений. Охрана права собственности граждан. Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.

Основы семейного права. Роль семьи в жизни человека и общества. Правовое регулирование семейных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей. Права и обязанности детей. Декларация прав ребенка.

Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.

Политические права и свободы. Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести.

Право на образование. Система образования в Российской Федерации. Федеральный закон об образовании Российской Федерации. Право на доступ к культурным ценностям.

Основы административного и уголовного права.

Виды правонарушений (преступления, проступки), юридическая ответственность за правонарушения. Административное правонарушение и административная  ответственность. Преступление и уголовное наказание. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Принципы назначения наказания. Преступления против несовершеннолетних. Опасность вовлечения подростков в преступную среду. Ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы в Российской Федерации. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в защите граждан и охране правопорядка.

В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого курса должно носить характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания. При этом стоит подчеркнуть, что несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.

Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта.

Цель данного курса — создание условий для социальной адаптации обучающихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

Отбор содержания произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей. Курс рассчитан на 34 учебных часов (по 34 часа в классе), из которых, в соответствии с деятельностным подходом программы курса, от половины до двух третей материала должно быть предназначено для сознательного освоения и закрепления изучаемого материала через ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии и уроки-встречи,  лабораторные и практические занятия. Одним из основных методов работы с учащимися при изучении данного материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у обучающихся представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников. Рабочая программа рассчитана на 33 часа.

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 8 класса (VIII вид 1 вариант) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VШ вида. 5-9 классы /Под ред. В. В. Воронковой. Сб. 1  . - М.: Гумм. изд. центр ВЛАДОС, 2011.

Срок реализации программы: 1 учебный год.

Количество часов, корректировка программы.

Индивидуальные особенности учащегося.

Цель и задачи программы:

Целью программы по обществознанию является нравственное и эстетическое воспитание учащегося с ограниченными возможностями здоровья, их социализация и интеграция в общество.

Задачи программы:

  1.  Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся ограниченными возможностями здоровья;
  2. Формирование умений комментировать, анализировать и интерпретировать  текст;
  3. Овладение элементарными возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в  тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  4. Использование опыта общения  литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Условия реализации программы

Виды и формы организации учебного процесса.

Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и  виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и обобщения изученного материала), уроки-игры.

Формы работы на уроке: индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные.

Виды и формы контроля

При реализации данной программы используется индивидуальный контроль.

Контроль проводится вводный, текущий и итоговый.

Методы контроля устный опрос, контрольная работа (тест), техника чтения.

Данные работы представлены в учебно-тематическом плане программы. Результаты проведенного контроля заносятся в бланки отчетов.

Тематическое планирование.

п/п

Темы уроков

Кол-во

часов

1.

Введение

2

2.

Государство, право, мораль

22

3.

Конституция российской Федерации

10

4

Итоговое повторение

1

Всего:

35

Содержание.

I.Введение. (2 часа).

Кто такой гражданин?

Страна, в которой мы живем.

II. Государство, право, мораль.(22 часа)

Что такое государство?

Основные признаки государства.

Законодательная власть.

Исполнительная власть.

Судебная власть.

Что такое право?

 Право и закон.

Отрасли права.

Правовая ответственность.

Правонарушение.

Уголовная ответственность.

Преступление в сфере экономики.

Преступления против личности.

Судебное разбирательство.

Мораль.

Мораль и право.

Равноправие граждан.

«Золотое правило» морали и общечеловеческие ценности.

III. Конституция российской Федерации. (10 часов).

Конституция Российской Федерации – основной закон страны.

Основы конституционного строя.

Правоохранительные органы.

Армия России.

Президент России и его полномочия.

Федеральное собрание.

Правительство.

Высшие судебные органы и прокуратура.

Избирательная система.

Основные требования

к уровню подготовки учащихся по данному курсу

В конце учебного курса обучающиеся будут знать:

- что такое государство;

- что такое право;

- виды правовой ответственности;

- что такое правонарушение;

- что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации;

По итогам учебного года обучающиеся будут уметь:

- написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку;

- оформлять стандартные бланки;

Учебно-методическое обеспечение

Основное:

1. Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /под редакцией В.В.Воронковой – М: ВЛАДОС, 2011

2.Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2009. – 224 с.: ил., карт.

3.Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2009. – 256 с.: ил., карт.

4.Соколов Я.В. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей. – 8-е изд., стереотип. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 2002. – 160 с.: ил.

5. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 9 классов, их родителей и учителей. – 7-е изд., стереотип. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 2002. – 384 с.: ил.

6.Никитин А.Ф. основы обществознания. 9кл.: учеб для общеобразовательных учебных заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 208 с.: ил.

7.Введение в обществознание: учеб пособие для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н.Боголюбова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 270 с.

8. Обществознание: учебно-справочное пособие; под ред. В.В.Барабанова, В.Г.Зарубина. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 334 с. – (справочник школьника).


Календарно-тематический планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол.

часов

Дата

план

факт

1

Введение.

Кто такой гражданин?

2 ч.

1

2

Страна, в которой мы живем.

1

3

Тема 1. Государство, право, мораль.

Что такое государство?

22ч

1

4

Основные признаки государства.

1

5

Повторительно-обобщающий урок.

1

6

Законодательная власть.

1

7

Исполнительная власть.

1

8

Судебная власть.

1

9

Повторительно-обобщающий урок.

1

10

 Что такое право?

1

11

Право и закон.

1

12

Отрасли права.

1

13

Правовая ответственность.

1

14

Правонарушение.

1

15

Уголовная ответственность.

1

16

 Повторительно-обобщающий урок.

1

17

Преступления против личности.

1

18

Судебное разбирательство.

1

19

Повторительно-обобщающий урок.

1

20

Мораль.

1

21

Мораль и право.

1

22

Равноправие граждан.

1

23

«Золотое правило» морали и общечеловеческие ценности.

1

24

Повторительно-обобщающий урок.

1

25

Тема 2. Конституция российской Федерации.

Конституция Российской Федерации – основной закон страны.

10 ч.

1

26

Основы конституционного строя.

1

27

Повторительно-обобщающий урок.

1

28

Правоохранительные органы.

1

29

Армия России.

1

30

Президент России и его полномочия.

1

31

Федеральное собрание.

1

32

Правительство.

1

33

Высшие судебные органы и прокуратура.

1

34

Избирательная система.

1

35

Итоговое повторение

1

Всего 35 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа для 12 класса профессиональной подготовки

Пояснительная записка, тематическое планирование, УМК...

Адаптированная программа по обществознанию 8 класс.

Адаптированная программа по обществознанию 8 класс для детей с ОВЗ....

Практическая работа "Движение воздуха из теплой комнаты в холодную, из холодной – в теплую (циркуляция)" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе

Практическая работа "Движение воздуха из теплой комнаты в холодную, из холодной – в теплую (циркуляция)" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе (программа ориентирована...

Практическая работа "Определение чистоты воды ближайшего водоема" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе

Практическая работа "Определение чистоты воды ближайшего водоема" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе (программа ориентирована на учебник А.И. Никишова "Биология. Неж...

Практическая работа "Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе

Практическая работа "Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе (программа ориенти...

Адаптированная программа для 8 класса по английскому языку «Английский в фокусе» Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.

Рабочая адаптированная программа по английскому языку для VIII  класса составлена  на основе:-  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго п...

Адаптированная программа для 6 класса по английскому языку «Английский в фокусе» Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.

За основу рабочей программы взята авторская программа по английскому языку для 6 класса общеобразовательных школ В.Г.Апальков, Ю.Е.Ваулина, О.Е.Подоляко,  Английский в фокусе – Москва, &laq...