Курсы для учителей
презентация к уроку по обществознанию

Анна Вячеславовна Терехова

Социология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy_dlya_uchiteleychast_1.pptx2.03 МБ
Файл kursy_dlya_uchiteleychast_2.pptx2.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социология Презентацию выполнила Терехова А.В.

Слайд 9

«Социальные отношения» Социальная дифференциация- разделение общества на различные социальные группы, которые занимают разное положение в обществе. Неравенство - неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества- денег, власти, образования и престижа- между различными слоями населения. Причиной неравенства является неоднородность труда, в результате которого происходит присвоение одними людьми власти и собственности, неравномерное распределение наград и поощрений.

Слайд 10

Различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт . «Социальная стратификация» Доход Образование Власть Богатство Престиж Страта - социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу . Социальная стратификация - наличие в обществе социальных образований, представители которых отличаются неравным объемом власти, материального богатства, правами и обязанностями, престижем.

Слайд 13

Практикум 11.Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе. 2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом. 3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть. 4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека. 5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.

Слайд 14

Задание 27. В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое – это знатное. Второе – состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью; третье – крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница». Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.

Слайд 15

«Социальная мобильность» Социальная мобильность - перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса. Основные каналы социальной мобильности: Социальный статус семьи Получение образование Профессиональный спорт Политика Церковь Военная служба Вступление в брак Виды социальной мобильности: Вертикальная Горизонтальная Индивидуальная Групповая Межпоколенная Внутрипоколенная Организованная Структурная

Слайд 16

Маргиналы - индивиды или группы, исключенные из системы первичных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур Типы маргиналов: Этномаргиналы Социомаргиналы Экономические маргиналы Политические маргиналы Религиозные Биомаргиналы

Слайд 17

«Социальные конфликты» «Конфликты – проявление естественного отбора и борьбы за выживание . Конкурентная борьба и неравенство ведут к отбору сильнейших, обрекая на гибель более слабых. Эволюционное развитие человечества». Герберт Спенсер

Слайд 18

Карл Маркс « Конфликт — временное состояние . Различным общественно-экономическим формациям соответствуют различные конфликтные типы классовой структуры общества; между эксплуататорскими и эксплуатируемыми классами идет борьба за перераспределение собственности на средства производства».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Конфликты в обществе неизбежны, так как они предопределены: биологической природой человека; 2) социальной структурой общества, которой присущи процессы ассоциации (объединения) и диссоциации (разъединения), господства и подчинения. Конфликты полезны, поскольку помогают различным социальным группам и отдельным членам общества избавиться от враждебности друг к другу» Георг Зиммель

Слайд 2

«Социальные группы» Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориента­ции). Квазигруппа — малоустойчивая неформальная сово­купность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая не­определенную структуру и систему ценностей и норм.

Слайд 3

Воздействие малой группы на человека Позитивное • Отношения, складываю­щиеся в группе, приуча­ют человека выполнять существующие социаль­ные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью • В группе человек совер­шенствует свои коммуни­кативные умения • От членов группы чело­век получает информа­цию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать Негативное • Цели группы достигаются за счет ущемления интересов от­дельных ее членов в ущерб ин­тересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм • Воздействие, которое группа оказывает обычно на одарен­ных творческих личностей: их оригинальные идеи отверга­лись большинством потому, что были непонятны, а сами не­ординарные личности сдержи­вались, подавлялись в своем развитии, преследовались. Таким образом, несмотря на то что реальное общество со­ставляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъекта­ми общественных отношений являются социальные группы.

Слайд 4

«Молодежь» Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психоло­гических качеств. Особенности социального положения молодежи: - Переходность положения. - Высокий уровень мобильности. - Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса. - Активный поиск своего места в жизни. - Благоприятные перспективы в профессиональном и ка­рьерном плане.

Слайд 5

«Этнические общности» Этносы — это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы.

Слайд 6

Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающее усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте. Нация — это исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством, территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнически, самосознания. Под единством территории следует понимать компактность проживания нации.

Слайд 8

«Межнациональные отношения» Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Уровни межэтнических взаимоотношений: 1) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни; 2) межличностные отношения людей различной этнической принадлежности. Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.

Слайд 9

Причины межнациональных конфликтов: 1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами; 2) социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти; 3) культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое. 4) Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями. 5) Исторические прошлые взаимоотношения народов. 6) Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Слайд 10

Конституционные принципы национальной политики в РФ Основные принципы национальной политики в России: • Равенство прав и свобод человека и гражданина ; • Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. • Сохранение целостности и неприкосновенности террито­рии Российской Федерации. • Равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государствен­ной власти. • Гарантия прав коренных малочисленных народов в соот­ветствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципа­ми и нормами международного права и международными до­говорами Российской Федерации. • Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принужде­ния. • Содействие развитию национальных культур и языков народов России. • Защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами;

Слайд 11

« Социальные нормы» Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей . Разновидности социальных норм: Нормы обычаев, Корпоративные нормы; Религиозные нормы; Правовые нормы; Нормы морали;

Слайд 13

«Социальный контроль» Социальный контроль — механизм регуляции отноше­ний индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. Виды санкций: • Формальные; • Неформальные Методы социального контроля: Изоляция; Обособление; Реабилитация; Санкции — любая реакция со стороны остальных на по­ведение человека или группы. Социальный контроль: Внутренний (самоконтроль); Внешний

Слайд 14

«Отклоняющееся поведение» Девиантное (от­клоняющееся) поведение — социальное поведение, несоот­ветствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе. Основными формами девиантного поведения являются: пьянство; наркомания; преступность; проституция; самоубийство; гомосексуализм.

Слайд 15

Аномия — это состояние общества, в котором происходят разложение, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся ценностей и норм, ранее поддерживавшей традиционный общественный порядок, по причине ее несоответствия новым сформулированным и принятым государством идеалам. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов и возможностями их удовлетворения. Эмиль Дюркгейм Французский социолог

Слайд 16

«Социальная роль» Статус — это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей . Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Слайд 17

Классификации социальных ролей: а) роль труженика; б) роль собственника; в) роль потребителя; г) роль гражданина; д) роль члена семьи. Ролевым конфликтом называется такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.

Слайд 18

«Социализация индивида» Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе. Уровни социализации: Первичная; Вторичная. Институты социализации: Семья; Церковь; СМИ; Образование; Культура; Армия; Трудовой коллектив; Спорт . Социальная адаптация -приспособление индивида к определенным социально- экономическим условиям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.

Слайд 19

«Семья и брак» 28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Типы семей». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 1. Семья как малая социальная группа и социальный институт. 2. Функции семьи: а) репродуктивная; б) хозяйственно-экономическая; в) воспитательная (социализация); г) рекреационная и др. 3. Типология семьи по составу: а) нуклеарные ; б) расширенные. 4. Типология семьи в зависимости от распределения домашних обязанностей: а) патриархальные (традиционные); б) партнёрские (демократические). 5. Исторические формы брачных отношений: а) полигамия; б) моногамия. 6. Тенденции современного развития семейных отношений. 7. Семейная политика государства.

Слайд 20

Роль политики в жизни общества: Политика – это отношения между большими социальными группами по поводу политической власти. Мегауровень: международные организации (ООН, ЕС). Функции политики: Обеспечение общественного порядка; Разработка целей развития общества и мобилизация масс на их выполнение; Учёт и согласование разнообразных интересов групп и слоёв населения; Осуществление связей с зарубежными странами; интеграцию различных социальных слоёв. Можно выделить три группы компонентов, составляющих политику: личностные (субъект, объект), субординационные (внутренняя и внешняя политика), функциональные (выработка и реализация политических решений). Микроуровень: политические партии, профсоюзы; Макроуровень: сфера государственной власти;

Слайд 21

Власть Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Между властью и насилием есть разница. Насилие - физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применение силы. Существуют различия между властью и авторитетом. Авторитет – означает власть, опирающуюся на согласие. Власть по своей сути — это механизмы подчинения своей воле и подавления ряда видов свободы личности. По своей форме власть может быть от тотальной (практически полное подавление свободы) до либеральной (частично ограничивающей свободу). Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. Методы: -принуждение, власть заставляет. -убеждение, пропаганда. -манипулирование информацией, фальсификации.

Слайд 22

Политическая элита - это группа людей, которые концентрируют в своих руках всю политическую власть. Высшая (ведущие политические лидеры) Функции: Стратегическая (новаторская) – разработка стратегий и тактик развития общества; Коммуникативная – представление, выражение, отражение всего спектра потребностей и интересов людей; Организаторская – мобилизация народных масс на воплощение политических программ и решений в жизни; Интегративная – поддержание целостности общества; Координационная – координация действий всех субъектов политических институтов. Средняя (выборные должностные лица) Административные (государственных служащих)

Слайд 23

Политическая система общества Политическая система общества – это совокупность политических субъектов, их взаимоотношений на базе политических норм, сознания, культуры и политической деятельности. Институциональной подсистеме (государство, политические партии, общественные объединения, религия, профсоюз и т. д.) Культурно-идеологическая подсистема (политические идеологии, политическая психология, политическая культура и т. д.) Коммуникативная подсистема (совокупность отношений и форм взаимодействия) Нормативная подсистема (законы, политические нормы, политические обычаи и традиции)

Слайд 24

Субъекты политики – это индивиды, социальные группы, слои, организации, которые участвуют в процессе реализации политической власти или влияние на неё. Субъектами политики могут быть: -классы, нации и др.; -государство, партии и т.д.; -привилегированные группы; -политические лидеры. Часто отражают «субъект политики» (отражает деятельность сторону поведения личности или социальной группы, которые могут и не осознавать сути собственной активности) и «политический субъект» (в случае, когда деятельность субъекта, преследующего свои цели, осознана). Объекты политики (т. е. общественные отношения, сферы общественной жизни, на которые направлена политика) разнообразны. Внутренняя политика регулирует отношения политической власти внутри общества, внешняя – отношения между государствами на международной арене. Политикой занимаются профессионалы, а население осуществляет над ними контроль, доверяя и проверяя их деятельность, ощущая свою сопричастность с властью, её зависимость от народа. КПРФ

Слайд 25

Политические партии Политическая партия — общественная организации (объединение), непосредственно ставящее перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат в интересах тех или иных общественных слоев. -Беспартийная система (Оман, Бутан, ОАЭ, Иордания); -Однопартийная система (Китай, Куба); -Двухпартийная система (США, Ямайка, Канада); -Многопартийная система (Германия, Россия). -формирование общественного мнения; -политическое воспитание и образование граждан; -выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; -выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах различного уровня. Цели: Правящие – формируют закон. Власть Оппозиционные – предлагают альтернативную политику Многопартийная система

Слайд 26

Политические отношения. Политические нормы Политические отношения представляют собой отношения между людьми по поводу политической власти, управлении политических интересов. Тип отношений : Вертикальный (субординационный) Горизонтальный (координационный) Политические ценности и нормы являются важнейшими регуляторами политической деятельности. Политические нормы представляют собой «правила игры» в политике. Главным средством политических действий, направленных на достижение результатов, соответствующих политическим ценностям, является власть. Политическая норма и есть правило достижения этой цели. Санкции Поощрение (избрания в представительный орган); Наказание (исключение из партии);

Слайд 27

Политический статус личности Политический статус – это положение индивида в политической системе, которое характеризуется определённым набором прав, свобод и обязанностей и закрепляется юридически. Политический статус личности определяет её политическую роль в обществе. Политическими ролями личности могут быть следующими: Процесс освоения индивидом социально политических знаний норм, ценностей и навыков деятельности, в результате, которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности . Реформатор – что то изменяет; Консерватор – ничего не хочет изменять; Революционер – хочет всё изменить. Обычные граждане (участие в выборах) Члены партий или политических движения Профессиональные политики

Слайд 28

Политическая культура общества Политическая культура – это система индивидуальных подходов в области политики. Политическая культура есть такой способ деятельности социальной общности, личности в сфере политических отношений, которые отражают достигнутый уровень политической активности и политический зрелости субъектов. Политическая культура личности включает: -Политические знания, ценности и ориентации; -Превращение этих знаний в политические убеждения; -Навыки политического поведения и деятельности в различных политических процессах; -Устойчивые способы политической деятельности во всех формах политической жизни. Политическая культура — совокупность неформальных методов формирования и выявления политических мнений, реакций на опасности, возможности, конфликтные ситуации.

Слайд 29

Политический процесс Политический процесс – это совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантированных законом и охватывающих все стадии политической системы общества. Политическая деятельность – это способ включения индивидуальных и коллективных субъектов в политику, форма проявлений их активности в ней. -ориентация действий субъектов на общеколлективные проблемы; -использование политической власти как главного средства осуществления целей; -основным институтом решений общих проблем выступает государство. Политическая борьба – это состояние противопоставления и противодействия интересов политических субъектов. Революционная борьба – жёсткие средства изменения политической системы; Реформаторская борьба – поэтапное, ненасильственное разрешение противоречий. Политический компромисс – это способ разрешения конфликтов путём уступок сторон, участвующих в политической деятельности.

Слайд 30

Государство Происхождение государства: Силовая - один народ покорил другой; Договорная – соглашение с правителем; Марксистская - господство класса; Патриархальная – государь есть отец народа; Теологическая – гос-во это божественная воля; Органическая – гос-во это живой организм; Ирригационная - организация общества; Половая - запрет на инцест; Государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

Слайд 31

Признаки государства: Функции государства: внутренние Правоохранительная (права и свобода граждан); Экономическая (экономическая политика); Социальная (здравоохранение, образование, пенсии); Экологическая (природные условия жизни людей); внешние Оборонная (защита общества); Дипломатичная (взаимодействие с другими государствами). Публичная власть и гос. аппарат Суверенитет и система права Территория и гос. границы Сбор налогов и пошлин

Слайд 32

Форма правления: Монархия – власть по наследству: -абсолютна монархия — неограниченную власть монарха. - ограниченная монархия — либо парламентарном, либо конституцией; Дуалистическая монархия – и у монарха, и у парламента равные права. Республика – выборная власть: -президентская – значительная роль у президента; -парламентская – значительная роль у парламента; -смешанная – равные роли. Форма государственного устройства: Федерации – государственное образование обладающих самостоятельностью: законы, столица, герб, гражданство, налоги. Конфедерация – объединение нескольких суверенных государств. Унитарное – не имеет государственных образований и имеет единое: валюта, система законов, гражданство.

Слайд 33

Республика Монархия Синий — президентская республика; Зелёный — президентские республики, но исполнительная власть президента зависит от парламента; Жёлтый — смешанная республика; Оранжевый — парламентская республика; Красный — парламентская монархия;, Лиловый — дуалистическая монархия; Фиолетовый — абсолютная монархия; Коричневый — республики, в которых ведущая роль одной партией, закреплена конституцией Светло-коричневый — государства, где не существует основного закона по правительству Серый — государства, не подходящие ни к одному из выше приведённых определений

Слайд 34

Политический режим, его основные типы . Политический режим – это способ, механизм властвования. Авторитаризм — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан: -Монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа; -Господство исполнительной власти. Тоталитаризм — политический режим, которая стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. -Одна идеология (фашизм, нацизм, сталинизм); -Одна партия, руководящей диктатором; -Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод; -Плановая экономика; -Всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами Демократия – народовластвование.

Слайд 35

Демократия Демократия — вид политического устройства государства или политической системой общества, при которой законодательные и исполнительные функции осуществляются как через прямое народовластие ( прямая демократия ), так и через представителей, избираемых народом или какой-либо его частью ( представительная демократия ). признание народа источником власти и носителем суверенитета; равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни; принцип большинства; политический плюрализм (многопартийность); правовое государство; гласность в действиях государственных органов и должностных лиц; выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании; развитая система органов местного самоуправления; Главная формула понятия демократии заключена в формулировке «Права и Свободы Человека и Гражданина»

Слайд 36

Избирательная система Избирательная система — в широком смысле — порядок формирования выборных (представительных) органов государства. Избирательная система регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Избирательная система — в узком смысле — система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования. Мажоритарная система – выигрывает тот, кто набирает больше всех голосов: Абсолютное большинство – 50% + 1 голос (Австралия); Относительное большинство – выигрывает тот кто набирает больше голосов (РФ, США, Япония, Великобритания); Смешанный тип – 1 тур – «А», 2 тур – «В» (Франция). Пропорциональная система – выигрывает та партия, которая набирает определённое количество голосов (РФ – 7%). Плюсы и минусы пропорциональной системы Плюсы: Более полный учет разнообразных интересов и ценностей, существующих в данном обществе Минусы: Обезличенность партийных списков Невозможность обеспечить стабильное большинство в парламенте (если много мелких партий)

Слайд 37

Избирательное право — юридическое понятие, имеющее два основных значения: -совокупность правовых норм, регулирующих процедуру выборов органов государственной власти и местного самоуправления (объективное избирательное право); -право граждан страны избирать и быть избранными (субъективное избирательное право). Выборы — демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Референдум — механизм правления, предусматривающий решение наиболее важных для общества вопросов (решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам) посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Абсентеизм — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах.

Слайд 41

Правовое государство Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений права и свободы человека: все равны перед законом и судом, независимый суд; принцип разделения властей: наличие развитого гражданского общества; действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; легальная и легитимная власть; политический и идеологический плюрализм; Законодательная Исполнительная Судебная

Слайд 42

Политическая система РФ Федеральное собрание РФ (парламент) – высший представительный и законодательный орган России. Правительство РФ – исполнительный орган власти. Состоит из председателя Правительства РФ, заместителей и федеральных министров. Они притворяют законы, принятые Федеральным собранием РФ, в жизнь. Правосудие в РФ осуществляется только судом: Конституционный суд РФ – состоит из 19 судей и осуществляет конституционное судопроизводство; Верховный суд РФ – уголовное, гражданское, административное и иное судопроизводство; Высший арбитражный суд РФ и арбитражные суды РФ – разрешают споры по экономическим делам. Совет федерации (высшая палата ФС РФ) Государственная дума (нижняя палата ФС РФ)

Слайд 43

Идеологии Идеология - учение об идеях . Консерватизм – сохранять традиционные ценности; Анархизм — политическая идеология, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком; Национализм — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации, как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Либерализм — философия и экон. теория, а также полит. идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью. Социализм ( коммунизм ) – идея о том, что отсутствует классовая структура общества и частная собственность. Фашизм - является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, их идеология, а также возглавляемых ими политический режим диктаторского типа

Слайд 44

Гражданское общество Гражданское общество – это совокупность тех межличностных отношений, семейных, экономических, культурных, религиозных и других структур, которые развиваются в обществе самостоятельно и которые «застрахованы» от произвольного вмешательства государства. Функции гражданского общества Защита частных сфер жизни людей; Сдерживание политической власти от абсолютного господства; Стабилизация общественных отношений и процессов. Принципы: утверждением формального (юридического) равенства граждан перед законом и судом; экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; идеологический и политический плюрализм; Правовое государство, невмешательство государства в частную жизнь граждан; эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей; самоорганизация, самоуправляемость.

Слайд 45

Местное самоуправление Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях: - Муниципальный район - несколько городских и/или сельских поселений - Сельское поселение - один или несколько сельских населенных пунктов - Городской посёлок - один город или посёлок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа - Городской округ - городское поселение, не входящее в состав муниципального района - Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения (Москва или Санкт-Петербург). -Представительный орган муниципального образования; -Глава муниципального образования; -Местная администрация; -Контрольный орган муниципального образования; -иные органы местного самоуправления.

Слайд 46

Право. Практикум

Слайд 47

Задание 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Акционерное общество, дивиденд , контрольный пакет акций , общее собрание , ограниченная ответственность .

Слайд 48

Пояснение Акционерное общество — одна из форм коммерческой организации. Уставной капитал общества разделен на определенные число акций, которые удостоверяют обязательства акционерного общества перед его акционерами. Участники несут ограниченную ответственность, не отвечают по обязательствам общества, рискуют в пределах стоимости приобретенных акций. Дивиденд — часть прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами в соответствии с видом акций и долей. Контрольный пакет акций — доля акций, позволяющая их владельцу принимать решения по вопросам функционирования общества (50% акций + 1 акция). общее собрание — высший орган управления в акционерном обществе. Ответ: акционерное общество.

Слайд 49

Задание 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Нормативно-правовой акт , источник (форма) права , судебный прецедент , естественное право , правовой обычай .

Слайд 50

Пояснение Источник права — самый главный по значимости термин. В нём и находятся все остальные термины. Источник права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником. Ответ: ис­точ­ник (форма) права.

Слайд 51

Задание 2 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Юридическое лицо , производственный кооператив , унитарное предприятие , полное товарищество , общество с ограниченной ответственностью .

Слайд 52

Пояснение Для организации всех этих предприятий нужна регистрация юридического лица. Ответ: юридическое лицо.

Слайд 53

Задание 3. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они , за ис­клю­че­ни­ем двух , ха­рак­те­ри­зу­ют лич­ные не­иму­ще­ствен­ные права. 1) право на имя 2) право на честь и достоинство 3) право наследования 4) право на жизнь 5) право част­ной собственности 6) право на не­при­кос­но­вен­ность част­ной жизни Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Слайд 54

Пояснение Личные не­иму­ще­ствен­ные права — вид субъ­ек­тив­ных прав, от­но­ся­щих­ся к ка­те­го­рии не­ма­те­ри­аль­ных благ. Лич­ные не­иму­ще­ствен­ные права (право сво­бод­но­го передвижения, право вы­бо­ра места пре­бы­ва­ния и жительства, право на имя и др.). Ответ: 35.

Слайд 55

Задание 3. Ниже приведён пе­ре­чень прав и обязанностей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух , от­но­сят­ся толь­ко к пра­вам работника. 1) бе­реж­ливость 2) получать заработную плату свое­вре­мен­но и в пол­ном объёме 3) тру­дить­ся в условиях, отвечающих тре­бо­ва­ни­ям без­опас­но­сти и гигиены 4) добросовестность 5) иметь пол­ную достоверную информацию об усло­ви­ях труда 6) за­клю­чать тру­до­вой договор Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда , и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Слайд 56

Пояснение «Выпадают» из этого ряда бе­реж­ли­вость и добросовестность, ко­то­рые ха­рак­те­ри­зу­ют ка­че­ства работника. Ответ: 14.

Слайд 57

Задание 16 Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к кон­сти­ту­ци­он­ным обя­зан­но­стям граж­дан РФ ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны кон­сти­ту­ци­он­ные обязанности. 1) ука­за­ние своей национальности 2) со­хра­не­ние ис­то­ри­че­ско­го и куль­тур­но­го наследия 3) уча­стие в вы­бо­рах ор­га­нов власти 4) упла­та налогов 5) сво­бод­ное рас­по­ря­же­ние сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми к труду 6) поль­зо­ва­ние род­ным языком

Слайд 58

Пояснение 1) ука­за­ние своей национальности — нет, неверно, это права граждан, они могут это де­лать, а могут и не делать. 2) со­хра­не­ние ис­то­ри­че­ско­го и куль­тур­но­го наследия — да, верно. 3) уча­стие в вы­бо­рах ор­га­нов власти — нет, неверно, это права граждан, они могут это де­лать, а могут и не делать. 4) упла­та налогов — да, верно. 5) сво­бод­ное рас­по­ря­же­ние сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми к труду — нет, неверно, это права граждан, они могут это де­лать, а могут и не делать. 6) поль­зо­ва­ние род­ным языком — нет, неверно, это права граждан, они могут это де­лать, а могут и не делать. Ответ: 24.

Слайд 59

Задание 16 Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры , под которыми указаны соответствующие обязанности. 1) соблюдение Конституции РФ 2) охрана природы и окружающей среды 3) неприкосновенность частной жизни 4) управление делами государства 5) участие в отправлении правосудия

Слайд 60

Пояснение Конституция РФ говорит, в частности, о следующих обязанностях человека и гражданина, конкретизированных и детализированных в отраслевом законодательстве: 1) соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15); 2) уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); 3) обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ); 4) обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, Закон РФ «Об образовании»); 5) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, Основы законодательства РФ о культуре, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и др.); 6) платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, Налоговый кодекс РФ); 7) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 24.04.1995 № 55-ФЗ «О животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и др.). 8) обязанность граждан Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, Федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе». Верно 12, остальное права. Ответ: 12.

Слайд 61

Задание 16 Что из перечисленного закреплено в Конституции Российской Федераци и? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) обязанность граждан указывать свою национальность при получении паспорта 2) право граждан на личную и семейную тайну 3) закрепление существования монополий 4) свободный выбор гражданами РФ языка общения, воспитания, обучения 5) гражданин РФ не может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство)

Слайд 62

Пояснение Статья 23: каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Статья 26: каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. 1) обязанность граждан указывать свою национальность при получении паспорта — нет, неверно. 2) право граждан на личную и семейную тайну — да, верно. 3) закрепление существования монополий — нет, неверно. 4) свободный выбор гражданами РФ языка общения, воспитания, обучения — да, верно. 5) гражданин РФ не может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) — нет, неверно. Ответ: 24.

Слайд 63

Задание 16 Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к лич­ным (гражданским) пра­вам (свободам) граж­да­ни­на РФ ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. 1) право участ­во­вать в от­прав­ле­нии правосудия 2) право на жизнь 3) право на за­щи­ту своей чести и доб­ро­го имени 4) право быть из­бран­ным в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной власти 5) право на тайну переписки, те­ле­фон­ных переговоров

Слайд 64

Пояснение 1) право участ­во­вать в от­прав­ле­нии пра­во­су­дия — нет, неверно. 2) право на жизнь — да, верно. 3) право на за­щи­ту своей чести и доб­ро­го имени — да, верно. 4) право быть из­бран­ным в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти — нет, неверно. 5) право на тайну пе­ре­пис­ки, те­ле­фон­ных пе­ре­го­во­ров — да, верно. Ответ: 235.

Слайд 65

Задание 16 Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) проведение собраний и митингов 2) обращение в государственные органы 3) уплата законно установленных налогов и сборов 4) защита Отечества 5) участие в управлении делами государства через своих представителей

Слайд 66

Пояснение Политические права — это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию в формировании и управлении органов государственной власти и местного самоуправления. К ним относятся права: участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32), избирать и быть избранными во властные структуры (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ), право на объединение (ст. 30), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия и пикетирование ( ст 30), право на свободу массовой информации (ст. 29), право на политическое убежище (ст. 63), право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право на защиту и покровительство за пределами Российской Федерации (ст. 40). 1) проведение собраний и митингов — да, верно. 2) обращение в государственные органы — да, верно. 3) уплата законно установленных налогов и сборов — нет, неверно. 4) защита Отечества — нет, неверно. 5) участие в управлении делами государства через своих представителей — да, верно. Ответ: 125.

Слайд 67

Задание 18 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ А) производственные кооперативы Б) государственные унитарные предприятия B) общественные фонды Г) товарищества собственников жилья Д) хозяйственные общества 1) коммерческие 2) некоммерческие A Б В Г Д Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Слайд 68

Пояснение Все юридические лица могут быть подразделены на коммерческие и некоммерческие организации. В основу такой классификации положена цель создания и функционирования юридического лица. Коммерческие организации основной целью имеют извлечение прибыли и могут распределять полученную прибыль среди своих участников (учредителей). Некоммерческие организации не имеют такой основной цели и не могут распределять прибыль среди своих учредителей (участников). Отсутствие цели извлечения прибыли не препятствует некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, если такая возможн ость предусмотрена учредительными документами и не препятствует уставным целям и задачам. Вторым критерием для классификации является организации онно -правовая форма, под которой понимается установленное законом структурное построение юридического лица, определяющее порядок его учреждения, права и обязанности учредителей (участников), порядок управления и функционирования. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций установлен ГК РФ и является исчерпывающим. Коммерческие организации могут быть созданы в виде: хозяйственных товариществ (полного товарищества и товарищества на вере); хозяйственных обществ (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытого акционерного общества, закрытого акционерного общества); производственных кооперативов; унитарных предприятий (государственных и муниципальных). Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций согласно ГК РФ являются следующие: общественная организация; религиозная организация; учреждение; фонд; потребительский кооператив; ассоциация (союз). Гражданское законодательство допускает также создание некоммерческого партнерства, государственной корпорации, государственной компании, автономной некоммерческой организации, товарищества собственников жилья, торгово-промышленной палаты и др. А) производственные кооперативы — коммерческие. Б) государственные унитарные предприятия — коммерческие. B) общественные фонды — некоммерческие. Г) товарищества собственников жилья — некоммерческие. Д) хозяйственные общества — коммерческие. Ответ: 11221.

Слайд 69

Задание 18. УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СТОРОНЫ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА А) адвокат Б) обвиняемый В) прокурор Г) следователь Д) потерпевший 1) сторона обвинения 2) сторона защиты A Б В Г Д Установите соответствие между участниками и сторонами уголовного судопроизводства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквам :

Слайд 70

Пояснение Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения. К этой группе участников уголовного процесса УПК относит следующие лица и органы: прокурора, следователя, руководителя следственного органа, орган дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, частного обвинителя, потерпевшего, гражданского истца, их законных представителей и представителей. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты: подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, защитник. А) адвокат — сторона защиты. Б) обвиняемый — сторона защиты. В) прокурор — сторона обвинения. Г) следователь — сторона обвинения. Д) потерпевший — сторона обвинения. Ответ: 22111

Слайд 71

Задание 18 П ОЛНОМОЧИЯ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ А) во­про­сы владения, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния землёй Б) раз­гра­ни­че­ние го­су­дар­ствен­ной собственности В) обес­пе­че­ние обо­ро­ны и без­опас­но­сти государства, раз­ви­тие обо­рон­но­го производства Г) при­сво­е­ние го­су­дар­ствен­ных на­град и почётных зва­ний РФ Д) внеш­не­эко­но­ми­че­ские связи РФ 1) Рос­сий­ская Федерация 2) Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция и субъ­ек­ты РФ Установите со­от­вет­ствие между пол­но­мо­чи­я­ми и уров­ня­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти в РФ: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам : А Б В Г Д

Слайд 72

Пояснение Отвечать на этот вопрос нужно на основании статей 71 и 72 Конституции РФ Статья 71 . В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба.

Слайд 73

Статья 72. 1 . В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. 2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. Ответ: 2, 2, 1, 1, 1.

Слайд 74

Задание 18 ФУНК­ЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО А) назначает выборы Президента РФ Б) издаёт указы и распоряжения В) решает вопрос о доверии Правительству Г) возглавляет государство Д) представляет государство в международных отношениях 1) Президент РФ 2) Совет Федерации 3) Государственная Дума РФ A Б В Г Д Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации , которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Слайд 75

Пояснение В России принято следующее распределение функций между государственными институтами и президентом: издает указы и распоряжения; возглавляет государство; представляет государство в международных отношениях. Распределение функций между государственными институтами и Советом Федерации: назначает выборы Президента РФ. Распределение функций между государственными институтами и Государственной Думой РФ: решает вопрос о доверии Правительству. А) назначает выборы Президента РФ — Совет Федерации. Б) издаёт указы и распоряжения — Президент РФ. В) решает вопрос о доверии Правительству — Государственная Дума РФ. Г) возглавляет государство — Президент РФ. Д) представляет государство в международных отношениях — Президент РФ. Ответ: 21311.

Слайд 76

Задание 19 . Фирма «Цветик- семицветик » со­глас­но сво­е­му Уста­ву имеет ос­нов­ной целью де­я­тель­но­сти опто­вую про­да­жу сре­зан­ных и горш­ко­вых цве­тов для по­лу­че­ния прибыли. Ка­пи­тал фирмы разделён на доли, вла­де­ние ко­то­ры­ми под­твер­жда­ет­ся цен­ны­ми бумагами. Най­ди­те в приведённом спис­ке термины, ко­то­рые могут быть ис­поль­зо­ва­ны при ха­рак­те­ри­сти­ке дан­ной фирмы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. 1) унитарное предприятие 2) ком­мер­че­ская организация 3) хозяйственное товарищество 4) ак­ци­о­нер­ное общество 5) благотворительный фонд 6) юридическое лицо

Слайд 77

Пояснение 1) унитарное предприятие — нет, неверно. 2) ком­мер­че­ская организация — да, верно . 3) хозяйственное товарищество — нет, неверно. 4) ак­ци­о­нер­ное общество — да, верно. 5) благотворительный фонд — нет, неверно. 6) юридическое лицо — да, верно. Ответ: 2,4,6

Слайд 78

ЗАДАНИЕ 20. 1) акция 2) закрытое 3) коммерческая 4) физическое лицо 5) уставной 6) некоммерческое 7) юридическое лицо 8) открытое 9) облигации А Б В Г Д Е Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков. «Акционерное об­ще­ство — форма ____ (А) организации. ____ (Б) ка­пи­тал об­ще­ства разделён на определённое число ___ (В), ко­то­рые удо­вле­тво­ря­ют обя­за­тель­ства ак­ци­о­нер­но­го об­ще­ства перед его ак­ци­о­не­ра­ми и долю ак­ци­о­не­ра в соб­ствен­но­сти компании. Учре­ди­те­ля­ми могут быть и граждане, и ____(Г) . Акционерное об­ще­ство может быть _____(Д), тогда можно про­во­дить под­пис­ку на вы­пус­ка­е­мые акции и сво­бод­но про­да­вать их. В ___ (Е) ак­ци­о­нер­ном об­ще­стве акции, как правило, рас­пре­де­ля­ют­ся толь­ко среди участников. Ак­ци­о­нер может выйти из общества, про­дав свои акции». Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков. В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова. Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Слайд 79

Пояснение. Ис­хо­дя из кон­тек­ста, по­сле­до­ва­тель­ность 351782 яв­ля­ет­ся един­ствен­ным пра­виль­ным от­ве­том. Кос­вен­ны­ми под­сказ­ка­ми яв­ля­ют­ся род, число и падеж слов. Ответ: 3, 5, 1, 7, 8, 2.

Слайд 80

Задание 20. 1) способность к за­клю­че­нию сделок 2) малолетний 3) правоспособность 4) суд 5) вина 6) дееспособность 7) деликтоспособность 8) совершеннолетний 9) попечительство A Б В Г Д Е Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков. «______(А) при­об­ре­та­ет­ся с рож­де­ни­ем че­ло­ве­ка и пре­кра­ща­ет­ся с его смертью. Пол­ная ________(Б) воз­ни­ка­ет с на­ступ­ле­ния со­вер­шен­но­ле­тия (с 18 лет) или ранее, в слу­чае вступ­ле­ния в брак до 18 лет. За­кон­ные пред­ста­ви­те­ли несут иму­ще­ствен­ную от­вет­ствен­ность за несовершеннолетних, не до­стиг­ших 14 лет, по всем сделкам, если не докажут, что обя­за­тель­ство было на­ру­ше­но не по их_________(В). Законные представители от­ве­ча­ют за вред, причинённый_________(Г). По за­яв­ле­нию родителей________(Д) может огра­ни­чить или ли­шить не­со­вер­шен­но­лет­не­го в воз­расте от 14 до 18 лет права са­мо­сто­я­тель­но рас­по­ря­жать­ся своим заработком, стипендией, иными доходами. Гражданин, зло­упо­треб­ля­ю­щий спирт­ны­ми на­пит­ка­ми или нар­ко­ти­че­ски­ми средствами, если этим он ста­вит семью в тяжёлое ма­те­ри­аль­ное положение, может быть огра­ни­чен судом в дееспособности, по от­но­ше­нию к нему может быть установлено________(Е)». Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков. Список терминов:

Слайд 81

Пояснение Исходя из контекста, по­сле­до­ва­тель­ность 365249 яв­ля­ет­ся един­ствен­ным пра­виль­ным ответом. Кос­вен­ны­ми под­сказ­ка­ми яв­ля­ют­ся род, число и падеж слов. Ответ: 3, 6, 5, 2, 4, 9.

Слайд 82

Задание 26 Задание. Статья 7 Конституции РФ указывает: «Россия — социальное государство». Проиллюстрируйте тремя примерами социальные права граждан РФ.

Слайд 83

Пояснение Правильный ответ должен содержать следующие три примера. 1. Право на минимальный размер оплаты труда. При трудоустройстве на работу работнику не может быть установлена оплата труда ниже установленного минимального размера оплаты труда. 2. Право на государственную пенсию. Женщины, достигшиеё 55-летнего возраста имеют право на получение пенсии. 3. Право на социальную защиту в случае потери работы, инвалидности и др. В случае потери работы необходимо зарегистрироваться на бирже труда, что позволит получать пособие по безработице.

Слайд 84

Задание 26 Назовите любые три осо­бен­но­сти хозяйственного то­ва­ри­ще­ства на вере (коммандитного товарищества) как организационно-правовой формы пред­при­ни­ма­тель­ской деятельности и про­ил­лю­стри­руй­те примером каж­дую из них.

Слайд 85

Пояснение В от­ве­те могут быть названы и проиллюстрированы , например, сле­ду­ю­щие три особенности хозяйственного то­ва­ри­ще­ства на вере как организационно-правовой формы пред­при­ни­ма­тель­ской деятельности : 1) учредителями то­ва­ри­ще­ства наряду с ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми предпринимателями и ком­мер­че­ски­ми организациями могут быть некоммерческие организации (например, три ме­ди­цин­ских центра го­ро­да N, объ­еди нили свои хо­зяй­ствен­ные усилия, со­здав сеть кли­ник «Чудесный Доктор»); 2) разделение ка­пи­та­ла в ор­га­ни­за­ции на доли (вклады) учре­ди­те­лей (например, ка­пи­тал фирмы «Чудесный Доктор» разделён на три доли); 3) наряду с участниками, осу­ществ­ля­ю­щи­ми от имени то­ва­ри­ще­ства предпринимательскую де­я­тель­ность и от­ве­ча­ю­щим по обя­за­тель­ствам товарищества своим имуществом, есть не­сколь­ко участников-вкладчиков, ко­то­рые несут риск убыт­ков только в пре­де­лах внесённых ими вкла­дов и не при­ни­ма­ют участия в пред­при­ни­ма­тель­ской деятельности). (Например, в то­ва­ри­ще­ство входят 2 участника, ко­то­рые внесли свой де­неж­ный вклад, но уча­стия в де­я­тель­но­сти фирмы не принимают).

Слайд 86

Задание 26 Статья 21 Конституции РФ указывает: «Достоинство личности охраняется государством». Проиллюстрируйте тремя примерами реализацию данного права в России.

Слайд 87

Пояснение Ответ должен содержать следующие элементы: - при допросе человека, подозреваемого в совершении преступления запрещены пытки, издевательства и другие способы, унижающие личность человека; - гражданин вправе требовать опровержения сведений, распространенных СМИ, порочащих его честь и достоинство и не соответствующих действительности; - сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину причиняется боль, физические или нравственные страдания; Могут быть приведены другие примеры или формулировки.

Слайд 88

Задание 26 Назовите любые три прин­ци­па из­би­ра­тель­но­го права в РФ и рас­крой­те сущ­ность каж­до­го из них.

Слайд 89

Пояснение В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие прин­ци­пы и сущность: Принципы из­би­ра­тель­но­го права: 1.Всеобщность. Из­би­ра­тель­ное право при­зна­ет­ся за всеми взрос­лы­ми и пси­хи­че­ски здо­ро­вы­ми людьми. 2. не­по­сред­ствен­ное – мно­го­сту­пен­ча­тое (косвенное, т.е. го­ло­со­ва­ние за выборщика, а не депутата); 3. Равенство . Рав­ное из­би­ра­тель­ное право, т.е. у каж­до­го из­би­ра­те­ля оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство голосов. Могут быть при­ве­де­ны и иные прин­ци­пы и пояснения, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Слайд 90

Задание 26 Назовите любые три осо­бен­но­сти хо­зяй­ствен­но­го то­ва­ри­ще­ства и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дую из них.

Слайд 91

Пояснение В пра­виль­ном от­ве­те могут быть указаны: -в пол­ном то­ва­ри­ще­стве обя­за­тель­но лич­ное уча­стие всех в пред­при­ни­ма­тель­ской деятельности - в коммандитное- на­ря­ду с пол­ны­ми то­ва­ри­ща­ми есть вклад­чи­ки ( коммандиты ), ко­то­рые предо­став­ля­ют свои де­неж­ные средства, не при­ни­мая уча­стия в пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти и несут от­вет­ствен­ность в пре­де­лах уста­нов­лен­ных им вкладов. Ко­ли­че­ство вклад­чи­ков не ограничено. Ком­ман­ди­ты могут зна­ко­мить­ся с фи­нан­со­вы­ми документами. -учредители тов.несут дополн.ответств.организации (при не­до­стат­ки иму­ще­ства у должника,оставшаяся часть долга по­кры­ва­ет­ся за счет иму­ще­ства учредителя) - прибыль,полученная в рез-те хоз.деят.распределяется между участниками. (В раз­лич­ных типах то­ва­ри­ществ су­ще­ству­ют раз­лич­ные спо­со­бы по­лу­че­ния прибыли.) Могут быть при­ве­де­ны иные при­ме­ры не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Слайд 92

Задание 26. Назовите любых двух участ­ни­ков уго­лов­но­го су­до­про­из­вод­ства со сто­ро­ны за­щи­ты и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром воз­мож­ные про­цес­су­аль­ные дей­ствия каж­до­го из них. Пояснение. Участники со сто­ро­ны защиты: - подозреваемый - обвиняемый - защитник. Подозреваемый в уго­лов­ном преступлении ино­стран­ный гражданин со­гла­сил­ся давать по­ка­за­ния на род­ном языке и по­тре­бо­вал бесплатного переводчика. Защитник не со­глас­ный с су­деб­ным решением об­жа­ло­вал его в кас­са­ци­он­ном порядке. Могут быть при­ве­де­ны другие примеры.

Слайд 93

Пояснение Участники со сто­ро­ны защиты: - подозреваемый - обвиняемый - защитник . Подозреваемый в уго­лов­ном преступлении ино­стран­ный гражданин со­гла­сил­ся давать по­ка­за­ния на род­ном языке и по­тре­бо­вал бесплатного переводчика. Защитник не со­глас­ный с су­деб­ным решением об­жа­ло­вал его в кас­са­ци­он­ном порядке. Могут быть при­ве­де­ны другие примеры.

Слайд 94

Задание 26 Как осуществляется защита прав человека в России? Приведите примеры трёх официальных организаций (или должностных лиц) и кратко охарактеризуйте круг полномочий каждой (каждого) из них.

Слайд 95

Пояснение В ответе должны быть указаны официальные организации (или должностных лица) и кратко охарактеризован круг полномочий каждой (каждого) из них: 1) Уполномоченный по правам человека в РФ (омбудсмен) (контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц); 2) Уполномоченный по правам ребёнка в РФ (контроль за соблюдением законных прав и интересов детей, в том числе и детей, попавших в трудные жизненные ситуации, вынесение рекомендаций относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов); 3) судебные органы (защита нарушенных прав и интересов человека); 4) Общественная палата РФ (согласование интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в стране). Могут быть указаны другие организации, даны другие характеристики их круга полномочи

Слайд 96

Пояснение Правильный ответ должен сдержать следующие элементы. 1 Дан ответ, например: - предприятие является полным товариществом 2 Приведены обоснования: - собственники отвечают всем своим имуществом по обязательствам предприятия - собственники имеют равные права в управлении 3. Приведен дополнительный признак, например: - каждый из участников товарищества имеет право "вето" при принятии решений - учредителями предприятий могут быть как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица.

Слайд 97

Задание 27 Популярный молодёжный жур­нал опуб­ли­ко­вал рас­сказ 14-летнего О. и вы­пла­тил ему гонорар. По­лу­чен­ную сумму маль­чик решил по­тра­тить на при­об­ре­те­ние кол­лек­ции му­зы­каль­ных дисков. Имеет ли он право са­мо­сто­я­тель­но рас­по­ря­дить­ся по­лу­чен­ным гонораром? При­ве­ди­те любые три ха­рак­те­ри­сти­ки дее­спо­соб­но­сти не­со­вер­шен­но­лет­не­го в воз­расте от 14 до 18 лет.

Слайд 98

Пояснение В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны: Да, имеет, по­то­му что это его соб­ствен­ный ин­тел­лек­ту­аль­ный труд и соб­ствен­ный доход, ко­то­рым мы может рас­по­ря­жать­ся после 14-ти лет. Лица в воз­расте от 14 до 18 лет счи­та­ют­ся ча­стич­но дееспособными, по­сколь­ку могут со­вер­шать сдел­ки лишь с пись­мен­но­го со­гла­сия ро­ди­те­лей или за­кон­ных представителей. Впрочем, ча­стич­но дее­спо­соб­ное лицо может осу­ществ­лять ряд прав самостоятельно: свободно рас­по­ря­жать­ся сво­и­ми заработками, сти­пен­ди­ей осу­ществ­лять права ав­то­ра про­из­ве­де­ний искусства, науки, ли­те­ра­ту­ры и т.д. вно­сить вкла­ды в кре­дит­ные ор­га­ни­за­ции с 16 лет лицо может быть чле­ном ко­опе­ра­ти­ва са­мо­сто­я­тель­но нести от­вет­ствен­ность за свои действ

Слайд 99

Задание 27 Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило законопроект, предложенный правительством республики. Согласно этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица. Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект ? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.

Слайд 100

Пояснение Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). Должен быть дан следующий ответ: Законодательный орган республики не имеет права утверждать законопроект, касающийся введения собственной валюты: — в целях сохранения государственной целостности Конституция РФ право на установление валютного регулирования оставляет за государством; — Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Слайд 101

Задание 28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические права и свободы граждан». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов , из которых два или более детализированы в подпунктах

Слайд 102

Пояснение При анализе ответа учитывается: − наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы; − корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; − соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. − Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Слайд 103

Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Понятие прав и свобод гражданина . 2.Классификация прав человека: а) гражданские (личные); б) политические; в) социально-экономические; г) культурные. 3. Политические права граждан: а) права на участие в управлении делами государства; б) права, обеспечивающие свободу выражения мнений; в) права, обеспечивающие свободу объединений. 4. Гарантии политических прав в демократическом обществе. 5. Механизмы защиты политических прав и свобод гражданина. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах Отсутствие 2, 4 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Слайд 104

Задание 29 Из пред­ло­жен­ных ниже высказываний, рас­крой­те его смысл в форме мини-сочинения, обо­зна­чив при не­об­хо­ди­мо­сти раз­ные ас­пек­ты по­став­лен­ной ав­то­ром про­бле­мы (затронутой темы). При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду под­ня­той про­бле­мы (обозначенной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те знания , по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса обществознания, со­от­вет­ству­ю­щие понятия , а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт . (В ка­че­стве фак­ти­че­ской ар­гу­мен­та­ции при­ве­ди­те не менее двух при­ме­ров из раз­лич­ных источников.) 29.1 Философия: «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги». (А.П. Чехов) 29.2 Экономика: «Люди, достигающие успеха в мире, – это те люди, которые встают и ищут нужный им случай». (Б. Шоу) 29.3 Социология, со­ци­аль­ная психология: «Характер ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер». (Э. Фромм ) 29.4 Политология: «С врагом можно бороться двумя способами: во- первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю». (Н. Макиавелли) 29.5 Правоведение: «Правда и свобода – вот столпы общества». (Г. Ибсен)

Слайд 105

Задание 27 17-летний юноша на свою первую стипендию купил три диска с записями его любимой музыкальной группы. Разрешения родителей он при этом не спросил. Имел ли юноша юридическое право на эту покупку ? К какому источнику права нужно обратиться, чтобы найти ответ на данный вопрос? Какой дееспособностью он обладает ?

Слайд 106

Пояснение Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе должны содержаться следующие позиции: 1) юноша имел право на совершение данной покупки; 2) указан Гражданский кодекс РФ, к которому нужно обратиться за ответом; 3) указано, что 17-летний юноша обладает частичной дееспособностью.

Слайд 107

Задание 27 Фирма «Иванов и К.» находится в собственности группы лиц. Владельцы предприятия несут ответственность по обязательствам своего предприятия в полном объёме принадлежащим им имуществом, имеют равные права в управлении своим предприятием. Какую организационно-правовую форму представляет данное предприятие? Приведите два обоснования своего ответа . Приведите дополнительный признак, отличающий предприятия данной организационно-правовой формы, не указанный в задаче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа в рамках курсов на повышение квалификации и курсов переподготовки учителей по теме "Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" .

Программа  в  рамках курсов  на  повышение  квалификации  и  курсов  переподготовки. Автор: Зиятдинова  Елена  Альбертовна...

Презентация курса для учителей, учащихся и родителей по профориентации "Мой выбор"

Презентацию можно использовать на педагогической конференции для "рекламы" курса...

Кучерова Н.Н., учитель английского языка, Бондаренко С.М., учитель начальной школы МБОУ «Гимназия №5 г. Белгорода» Программа интегрированного курса по усскому и английскому языку для 3 класса

Данная программа является примерной. Терминология представленная здесь позволяет расширить словарный запас обучающегося первой ступени обучения. Предложенный курс предполагает выполнение творчес...

Выступление: «Педагогический рост учителя через курсы повышения квалификаций учителя»

Данное выступление полезно для работников образования, где говорится о том, какую помощь оказывают различные курсы по повышению квалификации уровня профессионализма всех педагогических кадров. Рассмат...

Программа курса "Подготовка учителей литературы к проведению итогового сочинения -2015"

Программа курса "Подготовка учителей литературы к проведению итогового сочинения-2015" содержит Тематически и Учебно-тематический планы. Кроме этого в помощь учителю литературы дана оценка одного из с...

Дистанционные курсы для учителей физики

Каждому учителю в своей практике приходится регулярно проходить курсы повышения квалификации по роду своей деятельности. Я уже почти год сотрудничаю с сайтом  Infourok.ru и являюсь автором р...