Политика и власть
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Потехина Светлана Анатольевна

Открытый урок в рамках проведения совещания директоров школ Тасеевского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_10_klass_rmo_-10_marta_1917.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок на РМО 10 марта 2017 год

Тема- Политика и власть

Вступительное слово учителя: Мы живем в мире людей. Этот мир называется ОБЩЕСТВО. Но общество не просто хаотическое множество людей, движущихся подобно броуновским частицам. Оно имеет стержень, целостность, у него есть четко организованная внутренняя структура

Представим себе общество в виде ДОМА, состоящего из нескольких этажей.

   Прежде чем построить дом строят фундамент – подвал, где находится система коммуникаций, подводящих в дом газ, воду, телефон…т.е. все, что необходимо для жизни в нем людей.

ВОПРОС КЛАССУ  Какая сфера жизнедеятельности общества, на ваш взгляд, представляет собой фундамент общественного здания?

(Экономика – производство, распределение, обмен и потребление материальных благ без которых не могут жить люди

I этаж общественного здания составляет  сфера, где  действуют значительные группы людей, которые формируются не только по экономическим признакам, но, например, демографическим, этническим ,профессиональным .

Какая сфера будет 1 этажом общественного здания? ( Социальная)

III этаж. Здесь мы найдем следы всех нижних этажей, здесь собираются наши идеи, знания, фантазии, желания, все, что мы чувствуем, о чем думаем, что хотим, о чем мечтаем и называется он ? (ДУХОВНОЙ СФЕРОЙ.)

Мы пропустили в нашей постройке 2 этаж, очень важный этаж, т к здесь фокусируютсявсе интересы. И называется он? ( Политическая сфера) К изучению которой мы приступаем с сегодняшнего урока.

Учитель: Отделить друг от друга этажи дома, как и сферы общественной жизни нельзя. Все общество пронизано прочными нитями – отношениями между людьми. Разорвать эти нити невозможно без угрозы для для целостности общества.

Ребята, посмотрите пожалуйста на экран. Перед вами афоризмы известных людей. 

У политики нет сердца, а есть только голова. Наполеон Бонапарт

Политика подобна сфинксу из сказки: она поглощает всех, кто не может разгадать её загадок.

французский писатель А. Ривароль

Вопрос классу -Подумайте пожалуйста, попробуйте предположить, о каком виде человеческой деятельности говорится в данных афоризмах? Молодцы, первое понятие в названии темы урока вы сформулировали верно.

Вопрос класу- С чем ассоциируется у нас политика в первую очередь. Совершенно верно. С понятием власть. Итак . Тема нашего занятия “Политика и власть”.( Наклеить тему Запишите в тетрадь )

Задание-По названию темы урока определите цель нашего занятия ( Что такое политика, что такое власть и как  эти понятия  взаимосвязаны между собой)

Раздаточный материал группам из 3- 13 человек

1. Понятие «политика»

Работа по Карточке.

Задание №1. Найдите  в тексте, с  которым  я предлагаю вам поработать, в тексте учебника на стр. 219 все определения понятия «политика»

 - ______________________________________________________________________

Политика (politike от греч.) – искусство управления государством, государственные дела.

Политика – это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями.

Политика – это участие в делах государства (определение формы государства, задач, содержание его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей.

Задание №2. Прочитайте несколько определений «политики». Сравните их с определениями в учебнике. Что у них общего?

  1. Политика – знание о правильном и мудром правлении.

  2. Политика – умение оберегать всех граждан, делать их из худших лучшими

  3. Политика – это общественное дело; деятельность органов государственной власти и управления, деятельность общественных групп.
  4. Политика – это искусство управления государством и обществом.

________________________________________________________________________________

Подчеркните одной чертой определение политики в значении «деятельность»,  двумя чертами в значении  «знание».

Записать в тетрадь Политика это участие в делах государства (определение формы государства, задач, содержание его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей.

Учитель задает вопросы  классу+ слайд презентации

-Кто может быть субъектом политики? Страница учебника  219

-Что является объектом политики? ( выслушать ответы и включить слайд)

?

                                           Классы

Профсоюзы

                                Нации

                    Партии

Социальные группы

Государство

    Общественные организации                                        

Проблемное задание: Вам знакомо высказывание типа: «Какая грязь эта политика. И слышать о политике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость – это и есть политика». М.б. политика вовсе не нужна обществу? Согласны ли вы с этим мнением. Почему? Подумайте, для чего существует политика? (5-7 мин)

Мы выяснили, что политика необходима т.к. выполняет определенные функции в обществе.

На доске или экране мультимедиа:

Функции политики – это совокупность процессов выражающих ее назначение в обществе.

Политика в современном мире:

- обеспечивает общественный порядок, целостность и стабильность общества;

- обеспечивает поддержание гражданского мира

-  выполняет задачи , связанные с управлением и руководством жизнью общества;

- регулирует отношения между классами, социальными группами, нациями, людьми на принципах социальной справедливости;

- мобилизует на решение важных для общества задач;

- координирует деятельность участников общественной жизни;

- обеспечивает соблюдение прав и свобод людей, формирование их политического сознания и культуры……

Подумайте, что влияет на качество выполнения политикой присущих ей социальных функций?

Вопрос сложный. Но у вас есть подсказка. На экране мультимедиа появляется:

Задание.

Расположите приведенные ниже факторы, влияющие на качество выполнения политикой свойственных ей функций, по степени важности ( от наиболее до наименее существенных). Вы можете последовать мнению политологов, которые расположили факторы по степени значимости, а можете пойти своим путем, показать свое понимание проблемы. (10 мин.)

  1. Сознательность граждан;
  2. уровень профессиональной компетенции политиков;  
  3. наличие эффективного механизма контроля общества за деятельностью государства;
  4. экономическое благополучие;
  5. политическая активность граждан;
  6. высокая степень социальной защищенности населения;
  7. гарантии прав и свобод людей;
  8. возможность проведения регулярных и свободных выборов в высшие органы власти;
  9. готовность населения подчиняться приказам населения.

У политики есть еще и свои институты через которые она воздействует на людей. . Давайте посмотрим текст учебника …стр 222-224 найдем , назовем, кратко охарактеризум названные в тексте политические институты( Государство,( включает институт президенства, законодательной и исполнительной власти, выборов) политические партии)

Вывод по 1 вопросу-  Итак мы выяснили, что такое политика, узнали кто может быть субъектом политики, какие действия могут выполнять субъекты политики, что является объектом политики, какие функции выполняет политика в современном мире и , что влияет на качество выполнения политикой присущих ей социальных функций, какие бывают политические институты.

Переходим ко второму вопросу!

Проблемное задание. 1 группа

   Проанализируйте следующие ситуации. Что общего можно заметить в отношениях людей, участвующих в них? Чем отличаются эти отношения?

  1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на этой неделе?»
  2. Один из самых чтимых в католицизме святых Св. Франциск Ассизский, собравшись с последователями своих идей, повелел одному из «братьев»( так называл он верующих) «говорить о Боге все, что внушил тому Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как Св. Франциск «наложил на него молчание».
  3. В спорах и разногласиях, как вспоминают видные деятели правозащитного движения, мнение академика А.Д. Сахарова часто оказывалось решающим. Главную роль играли его безукоризненная честность и признаваемая всеми порядочность.
  4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке, вызванной невыполнением администрацией условий трудового договора. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался.«Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы».
  5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства.
  6. Президент подписал Указ об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел возражали против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении.

 Что общего вы заметили в отношениях людей, участвующих в данных ситуациях?Сформулируйте понятие вытекающиее из предложенных ситуаций

Проблемное задание. 2 группа

2. По какому принципу строятся отношения в этих ситуациях?

Распишите в виде таблицы кто главенствует и кто подчиняетя.

Сформулируйте понятие вытекающиее из предложенных ситуаций

Проблемное задание. 3 группа

    Можно ли назвать такие отношения равными или нет? Обоснуйте свой ответ.

Сформулируйте понятие вытекающиее из предложенных ситуаций

 2 вопрос темы урока

Власть – это отношение руководства и подчинения, складывающиеся между людьми в процессе организации общественной жизни.

Подберите синонимы к слову власть (2 мин.) и запишите их на листах.

Группы зачитывают слова, а один учащийся вешает их на доску.

На доске коллаж из слов: МОГУЩЕСТВО, ПРИНУЖДЕНИЕ, ВЛИЯНИЕ,  ВОЛЯ, ГОСПОДСТВО, ПОВЕЛЕНИЕ, СИЛА, УПРАВЛЕНИЕ.

 3 вопрос темы урока-Итак какова же взаимосвязь « политики» и «власти» ?

Учитель- Отсюда вытекают задачи политики-слайд презентации

Рефлексия ( на слайде)

Домашние задание параграф 20 записи в тетради –выучить 1 ряд составить сложный  план пункта-Политические отношения 2 ряд Политическая власть ( 2 пункта плана должны быть раскрыты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно - обобщающий урок: Политика и власть. Государство в политической системе.

Зачетный материал с ответами к теме:Политическая система...

Политика и власть

Конспект урока по обществознанию 9 класс...

Презентация к уроку обществознания в 9 классе "Политика и власть"

Презентация к уроку обществознания в 9 лассе по учебнику Боголюбова Л.Н., по теме "Политика и власть"...

Тест по теме "Политика и власть"

Тест по обществознанию...

Презентация по обществознанию 9 класс "Политика и власть"

Презентация к уроку обществознания в 9 классе по теме "Политика и власть"...

Конспект урока обществознания 9 класс " Политика и власть".

Предмет обществознаниеКласс  9Тип урока урок-исследование, урок формирования нового знанияТехнология урока Технология организации самостоятельной деятельности школьников, технология исследователь...

Обществознание. 10-11 класс. Презентация "Политика и власть"

Обществознание. 10-11 класс. Презентация "Политика  и власть"...