Главные вкладки

    Конспект урока обществознания 9 класс " Политика и власть".
    план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

    Мельник Виктория Олеговна

    Предмет обществознание

    Класс  9

    Тип урока урок-исследование, урок формирования нового знания

    Технология урока Технология организации самостоятельной деятельности школьников, технология исследовательской деятельности

    Тема Политика и власть

    Учебно-методический комплекс: 1) Обществознание, 9 класс: учебник, Л.Н. Боголюбов, М.: Просвещение, 2014г.; 2) Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс. О.А.Котова, Т.Е.Лискова, М.: Просвещение, 2014г.;

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ФИО педагога Мельник Виктория Олеговна

    Предмет обществознание

    Класс  9

    Тип урока урок-исследование, урок формирования нового знания

    Технология урока Технология организации самостоятельной деятельности школьников, технология исследовательской деятельности

    Тема Политика и власть 

    Учебно-методический комплекс: 1) Обществознание, 9 класс: учебник, Л.Н. Боголюбов, М.: Просвещение, 2014г.; 2) Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс. О.А.Котова, Т.Е.Лискова, М.: Просвещение, 2014г.;

        Урок 1

    § 1. Политика и власть.

    1. Цели урока в соответствии с линиями развития.

    1-я линия развития личности.  Понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нём.

    Формулировать  понятия  «власть», «политическая власть».  Определять роль политики в жизни общества. Определять роль СМИ  в политической жизни общества.

    2-я линия развития личности. Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей.

    Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях. Определять и объяснять своё отношение к политическим   событиям.

    3-я линия развития личности. Действовать в пределах норм нравственности и права.

    Решать учебно-жизненные задачи в соответствии с моральными и правовыми нормами.

    2. Содержание урока.

    Элементы необходимого минимума содержания

    Формируемые и используемые учебные действия

    Политика как общественное явление. Понятие политической власти.

    Роль политики в жизни общества.

    Степень влияния СМИ на политическую жизнь.

    Умение систематизировать обществоведческую информацию.

    Формулирование проблемного вопроса.

    Выдвижение версий.

    Умение классифицировать имеющуюся информацию.

    Умение действовать в рамках закона и нравственных норм.

    Умение выделять главное.

    Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.

    Формулирование вывода.

    Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь.

    Умение анализировать и обобщать информацию.

    3. План проведения урока.

    I. Проблема урока: «Зачем   нужна   политическая власть?»

    II. Поиск решения проблемы:

    1) Для чего нужна власть в обществе? Власть нужна для того, чтобы поддерживать порядок в семье, на работе, в армии. Политическая власть поддерживает порядок в государстве.

    2) Почему СМИ называю четвёртой властью?

    3) Государство для человека или наоборот? Политическая власть наделяет людей не только правами и свободами, но и возлагает на них обязанность соблюдать закон. Сама же политическая власть несёт ответственность за соблюдение прав и свобод человека.

    Примерный вывод по проблеме. Власть нужна для поддержания порядка. Политическая власть должна следить за соблюдением прав и свобод граждан.

    4. Рекомендации. Обучение учебному действию.

    При изучении 1-й главы учебника  «Политика»  предлагается  использовать следующие учебные действия:

    1. Выбрать информацию, которую можно классифицировать, представить результат своей работы в виде схемы.

    2. Устно выполнить сравнение объектов, выбранных на основе материала параграфа.

    3. Определить информацию, к которой можно применить такое учебное действие, как моральный выбор.

    5. Ход урока.

    Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Применяемые учебные действия

    Актуализация знаний

    – Сегодня мы приступаем к изучению первой  главы, которая называется «Политика».

    - Какие ассоциации у вас вызывает слово «политика»?

    Объясните значения ключевых слов названия и подзаголовка главы.

    – Какую сферу общества мы будем изучать и в чём её функция?

    – Тема сегодняшнего урока – «Политика и власть».

    Ответы учеников:

    -управление, власть

    (учитель фиксирует понятия на доске)

    Формулируют  понятия «политика» и «власть»  

    Политическая сфера. Её функция – управление жизнью общества для установления порядка.

     Записывают в тетрадь.

    Умение систематизировать обществоведческую информацию.

    Создание проблемной ситуации

    Анализ летописи о призвании варягов на Русь.  

    В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собою владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по нраву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще готландцы, - вот так и прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, пришли и сел старший, Рюрик в Новгороде, а другой, Синеус - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. (Хрестоматия по истории России с древнейших времен до

    наших дней. Учебное пособие, М.Проспект 2000 г. с.17).

    - Как Нестор  определяют уровень развития славянских племён?

    - Предположите, с какими проблемами сталкивались славяне?

    - По какой причине призвали варягов славяне на свои земли?

    (Приложение 1)

    Формулирование проблемы

    –– На какое противоречие обратили  вы, ребята, внимание, читая летопись?

    На доске: ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ВЛАСТЬ

               Не нужна           Нужна

     Какой вопрос, обращённый к любому (а не только древнему) обществу, здесь может быть сформулирован?

    Проблема: «Зачем нужна политическая  власть?»

    Приблизительные варианты ответов:

    - Славяне  были  отсталыми племенами

    - Восточные славяне не могли  защищать свои земли, управлять ими  вследствие своей отсталости

    - Варяги (норманны) были более развитым народом, имели свое княжение, поэтому и были приглашены восточными славянами на княжение в Новгороде.

    Выслушиваются все варианты, затем выбирается один.

    – Сначала варяги были не нужны славянам, их изгнали и жили без власти, а потом варягов позвали обратно и признали их власть.

    Формулирование проблемного вопроса.

    Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,

    планирование собственной деятельности

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Применяемые учебные действия

    Выдвижение гипотезы

    – Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

    Проводит стрелки на доске от записанной формулировки проблемы к ключевым словам версий

    Приблизительные варианты ответов:

     - для установления порядка в стране, поддерживать порядок в семье, на работе, в армии.

    Выдвижение версий.

    Создание плана урока

    – Давайте вспомним, что мы с вами уже знаем по этой проблеме. На доске написаны понятия, вам надо дать им определения.

    Проанализируйте следующие ситуации.

    Что общего можно заметить в отношениях людей, участвующих в них?

    Чем отличаются эти отношения?

    1.Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на этой неделе?»

    2.Один из самых чтимых в католицизме святых Св. Франциск Ассизский, собравшись с последователями своих идей, повелел одному из «братьев» ( так называл он верующих) «говорить о Боге все, что внушил тому Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как Св. Франциск «наложил на него молчание».

    3.В спорах и разногласиях, как вспоминают видные деятели правозащитного движения, мнение академика А.Д. Сахарова часто оказывалось решающим. Главную роль играли его безукоризненная честность и признаваемая всеми порядочность.

    4.Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке, вызванной невыполнением администрацией условий трудового договора. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. «Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы».

    5.Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства.

    6.Президент подписал Указ об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел возражали против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении.

    - Что общего вы заметили в отношениях людей, участвующих в данных ситуациях? 

    - По какому принципу строятся отношения в этих ситуациях? 

    - Можно ли назвать такие отношения равными или нет? Обоснуйте свой ответ.

    (Приложение 2)

    На доске и в тетради.

     Власть – это отношение руководства и подчинения, складывающиеся между людьми в процессе организации общественной жизни.

    – Подберите синонимы к слову власть (2 мин.) и запишите их  в тетради.

     

    Приблизительный план:

    1. Что такое власть? Что такое политическая власть?
    2. Какие бывают виды политической власти?
    3. Функции политической власти.

    Приблизительные варианты ответов:

    1 – 2. Это волевые отношения, т.к. состоят в возможности одного лица осуществлять свою власть. Различие состоит в том, от кого исходит власть (отец, профсоюз, святой…), т.е. источниках власти и на кого она распространяется (сын, верующие, рабочий…),т.е. сферы воздействия.

    3. Нет, т.к. их участники не равны между собой: одни главенствует, другие подчиняются.) 

    Ученики  зачитывают слова, а один учащийся пишет  их на доску.

    На доске коллаж из слов: могущество, принуждение, влияние,  воля, господство, повеление, сила, управление.

    Умение систематизировать обществоведческую информацию.

    Умение классифицировать имеющуюся информацию.

    – Как будем с вами решать проблему урока?  

    «Зачем нужна  политическая власть?»

    – Надо проверить каждую из версий.

    Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Применяемые учебные действия

    Открытие нового знания

    – Прочитайте первый пункт § 1 выполните задание.

    Задание: РТ с.4 № 1: Найдите в учебнике и выпишите в тетрадь определение термина «политика».

    (Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс. О.А.Котова, Т.Е.Лискова, М.: Просвещение, 2014г.;)

    Задание: РТ с.4 № 2:  У Даля «Политика - наука государственного управленья; |виды, намеренья и цели государя, немногим известные, и образ его действий при сем, нередко скрывающий первые.  Вообще уклончивый и самостный образ действий. Политик м. умный и ловкий (не всегда честный) государственный деятель; вообще скрытный и хитрый человек, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать».

    Сравните определение, данное В.И. Далем, с   приведенным в учебнике. Что их объединяет?

    – Как вы понимаете выражение «политическая власть»?

    Задание: РТ с.4 № 3: Какое понятие объединяет все остальные:

    1) законодательная власть;  2) исполнительная власть;

    3) политическая власть;  4) государственная власть; 5)судебная власть?

    Задание: РТ с. 4 № 4. Работа с текстом. 

    М. Вебер. «Политика как призвание и профессия»

    «Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем.

    Итак, “политика”, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.

    Можно заниматься “политикой” — то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них — как в качестве политика “по случаю”, так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при экономическом ремесле. Политиками “по случаю” являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например рукоплещем или протестуем на “политическом” собрании, произносим “политическую” речь и т.д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками “по совместительству” являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые — по общему правилу — занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным “делом жизни” ни в материальном, ни в идеальном отношении. Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые “работают” на нее лишь во время сессий. 

    Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить “для” политики, либо жить “за счет” политики и “политикой”.

    1.Заполните таблицу  (Приложение 3)

    2.Как вы понимаете выражение «жить политикой»?

    3.К какому типу политиков относится большинство рядовых граждан государства?

    4. Какие два мотива могут, по мнению автора, руководить человеком, занимающимся политикой?

    5. В чём, по вашему мнению, состоит опасность жизни «для политики»? Используя содержание текста и обществоведческие знания, выскажите два предположения.

    – Как бы вы ответили на проблемный вопрос урока:

    «Зачем нужна политическая  власть?»

    Работают самостоятельно.

    Приблизительные варианты ответов:

    Политика – участие в делах государства и общества, определение форм, задач, содержание их деятельности через завоевание, удержание и использование государственной власти, участие в управлении обществом.

    Приблизительные варианты ответов:

    - Сходство в том, что политика – это управление обществом

    - Политическая власть -  это прежде всего государственная власть; «государственная власть» и «политическая власть» тождественны.

     Политическая власть – это власть в государстве, т.е. влияние правительства на народ своей страны.

    Приблизительные варианты ответов:

    Ответ: политическая  власть

    Выполняют задание

    Приблизительные варианты ответов:

    2. «Жить политикой» — подразумевает активное участие в делах государства.

    3. К первому типу – политику по случаю - относятся все люди, которые опускают свой избирательный бюллетень или совершают сходное волеизъявление на политическом собрании, референдуме и т. д. для многих людей подобными действиями, отмечает М. Вебер, и ограничивается отношение к политике. В современном мире таких людей называют электоратом.

    4. Собственная выгода, польза для общества.

    5.Ученики высказываю свое мнение

     Власть нужна для того, чтобы поддерживать порядок в обществе.

    Умение выделять главное.

    Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.

    – Прочитайте  пункт «Роль политики в жизни общества»  с.7 – 8 учебника и выполните задание РТ с. 6 № 6.

    Участники телевизионного ток-шоу обсуждали связь  политики и морали. Прозвучали следующие выражения:

    1) «Мне все равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства»;

    2) «Политики не должны прикрывать не приглядные, а порой и незаконные поступки благими целями».

     Подумайте, какие аргументы за и против могли быть у сторонников каждого из суждений, и запишите в таблицу по два аргумента.

     Выполняют задание, высказывают собственное мнение

    Приблизительные варианты ответов:

    «Мне все равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства».

    Аргумент «за»: Если человек не интересуется политикой, то и наблюдать за ней он не обязан.  

    Аргумент «против»: Человек должен знать,  законно ли поступает политик, работая на благо общества

    «Политики не должны прикрывать не приглядные, а порой и незаконные поступки благими целями».

    Аргумент «за»: Люди должны знать о работе органов власти и о проблемах, существующих в обществе.

    Аргумент «против»: Не важно,  каким методом достигнут  результат, главное это принесет пользу обществу

    Вопрос:  Какое суждение наиболее близко вам? Почему?

    Ответ:  Мне ближе второе суждение, так как я считаю, что любой результат должен достигаться честным путем, а общество должно знать о делах политики и иметь возможность повлиять на решение правительства.

    Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.

    Умение выделять главное. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм.

    Этап урока: применение нового знания, домашнее задание

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Применяемые учебные действия

    Применение нового знания

    – Так что бы вы теперь ответили:  «Зачем нужна политическая  власть?»

    – Запишите в тетрадь вывод по проблеме.

    – Чья версия оказалась правильной?

    – Давайте сравним наш вывод с выводом авторов учебника (выводы к главе, с 66 учебник Боголюбова Л.Н.)

    Приблизительные варианты ответов:

    – Власть нужна для поддержания порядка. Политическая власть должна следить за соблюдением прав и свобод граждан.

     Записывают в тетрадь. Могут прозвучать разные варианты, главное  чтобы не искажался смысл.

    Выбирают правильную версию, анализируют и делают вывод.

    Формулирование вывода.

    – Какие существуют виды власти?

    – На какие три ветви делится политическая власть?

    – Как каждый человек связан со всеми видами власти?

    Приблизительные варианты ответов:

    – Учительская, военная, родительская, начальственная, политическая.

    – На законодательную, исполнительную и судебную.

    Приводят примеры.

    Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь.

    –Выполните  задание  № 8 (РТ, задание № 8 на с. 8.)

    Объясните смысл высказывания: «Политика, по существу,  это власть: способность достичь желаемого результата какими бы то ни было средствами». Э. Хейвуд

    Приблизительные варианты ответов:

    Высказывают свои варианты и аргументируют их.

    Политика дает возможность управлять любой сферой жизни общества, а значит она имеет полную власть над этим обществом. А если есть власть, то способности становятся безграничными.

    Умение анализировать и обобщать информацию.

    – Что нового для себя вы сегодня узнали?

    – Какой опыт вы приобрели?

    Делятся впечатлениями.

    Умение анализировать и обобщать информацию.

    Домашнее задание:  

    Прочитать параграф 1, ответить на вопросы к параграфу.

    РТ, задание № 7, с.7

    Отношения государства и средств массовой информации, граждан СМИ являются  одной из центральных тем  исследований ученых.  Ознакомься с результатами нескольких социологических опросов и выполни задание.

    Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газеты, и если да, то сколько ежедневных газет вы ре­гулярно читаете?

    1. Вопрос респондентам: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газеты, и если да, то сколько ежедневных газет вы регулярно читаете?»
    2. К какой группе можно отнести вашу семью? Почему?
    3. Вопрос респондентам: «Что лучше, когда каждая газета (другие СМИ) предлагает свои оценки событий или все придерживаются одной точки зрения?» - 72% респондентов отметили, что лучше, когда СМИ предлагают свои оценки, 14% - когда СМИ придерживаются одной точки зрения, остальные затруднились ответить. Предположите, почему некоторые граждане сомневаются в необходимости представлять в СМИ разные точки зрения.

    Записывают д/з.

    Приблизительные варианты ответов:

    Ответ:  

    1.Более половины опрошенных заявили, что читают газеты не регулярно. Около 20% респондентов читают одну газету. Более 10% регулярно читают две и более газет.

    2. К группе «Две и более», так как у членов нашей семьи разные интересы и мы покупаем несколько разных газет.

    3. Некоторые граждане считают, что разные точки зрения могут быть ошибочными и лучше придерживаться одному, но абсолютно правильному мнению.

    Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.

    Приложение 1

    Рюрик, Синеус и Трувор принимают славянских послов, призывающих их на княжение. Рисунок 19 в

     []

    Анализ летописи о призвании варягов на Русь.  

    В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собою владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по нраву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще готландцы, - вот так и прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, пришли и сел старший, Рюрик в Новгороде, а другой, Синеус - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. (Хрестоматия по истории России с древнейших времен до   наших дней. Учебное пособие, М.Проспект 2000 г. с.17).

    - Как Нестор  определяют уровень развития славянских племён?

    - Предположите, с какими проблемами сталкивались славяне?

    - По какой причине призвали варягов славяне на свои земли?

    Приложение 2

    Проанализируйте следующие ситуации.

    Что общего можно заметить в отношениях людей, участвующих в них?    Чем отличаются эти отношения?

    1.Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на этой неделе?»

    2.Один из самых чтимых в католицизме святых Св. Франциск Ассизский, собравшись с последователями своих идей, повелел одному из «братьев» ( так называл он верующих) «говорить о Боге все, что внушил тому Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как Св. Франциск «наложил на него молчание».

    3.В спорах и разногласиях, как вспоминают видные деятели правозащитного движения, мнение академика А.Д. Сахарова часто оказывалось решающим. Главную роль играли его безукоризненная честность и признаваемая всеми порядочность.

    4.Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке, вызванной невыполнением администрацией условий трудового договора. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. «Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы».

    5.Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства.

    6.Президент подписал Указ об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел возражали против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении.

    - Что общего вы заметили в отношениях людей, участвующих в данных ситуациях? 

    - По какому принципу строятся отношения в этих ситуациях? 

    - Можно ли назвать такие отношения равными или нет? Обоснуйте свой ответ.

    Модельный ответ:

                                Семейная сфера                                                                                                                      

     Отец  ____________________________________________________ Сын

            Власть родителей над детьми    

                                  Идеологическая сфера (религия)

    СВ. Франциск______________________________________________ Верующие

                                       Власть идеологическая  

                                                    Нравственная сфера

    А.Д. Сахаров______________________________________________ Деятели правозащиты

            Власть авторитета        

                                                    Экономическая сфера

    Профсоюз________________________________________________ Рабочий

                                           Власть трудового коллектива

                                                     Информационная сфера

    Журналист________________________________________________ Деятель правительства

            Власть мнения  

                                   Государственная сфера

    Президент________________________________________________ Министры

            Власть государства

    Обратите внимание на последнюю ситуацию, т.к. государственная власть – важнейший элемент политики.

    Приложение 3

    М. Вебер. «Политика как призвание и профессия»

    «Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем.

    Итак, “политика”, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.

    Можно заниматься “политикой” — то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них — как в качестве политика “по случаю”, так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при экономическом ремесле. Политиками “по случаю” являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например рукоплещем или протестуем на “политическом” собрании, произносим “политическую” речь и т.д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками “по совместительству” являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые — по общему правилу — занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным “делом жизни” ни в материальном, ни в идеальном отношении. Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые “работают” на нее лишь во время сессий. 

    Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить “для” политики, либо жить “за счет” политики и “политикой”.

    1.Заполните таблицу  

    2.Как вы понимаете выражение «жить политикой»?

    3.К какому типу политиков относится большинство рядовых граждан государства?

    4. Какие два мотива могут, по мнению автора, руководить человеком, занимающимся политикой?

    5. В чём, по вашему мнению, состоит опасность жизни «для политики»? Используя содержание текста и обществоведческие знания, выскажите два предположения

    Модельный ответ:

    1.

    Типы политиков

    Характеристика

    Примеры

    1

    Политики «по случаю»        

    Участвуют в выборах, «политических» собраниях

    2

    Политики «по совместительству»        

    Доверенные лица, занимающиеся «политикой» лишь в случае необходимости

    3

    Политика «по жизни»        

    Члены государственных советов и органов, «работают» по требованию

    2.  «Жить политикой» — подразумевает активное участие в делах государства.

    3. К первому типу – политику по случаю - относятся все люди, которые опускают свой избирательный бюллетень или совершают сходное волеизъявление на политическом собрании, референдуме и т. д. для многих людей подобными действиями, отмечает М. Вебер, и ограничивается отношение к политике. В современном мире таких людей называют электоратом.

    4. Собственная выгода, польза для общества.

    5.Ученики высказываю свое мнение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачиЕдиная система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Р

    Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ор-ганов местного само...

    конспект урока и презентация Власть и церковь 7 класс

    конспект урока и презентация  Власть и церковь 7 класс...

    Презентация и план-конспект урока по теме: Власть и церковь (7 класс)

    Данный материал освещает взаимоотношения светской и церковной власти в процессе централизации страны;раскрывает  сущность и последствия церковного раскола....

    Презентация и конспект урока "Политика и власть"

    Презентация и конспект урока "Политика и власть"...

    Конспект урока «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»

    Конспект урока «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»...