Презентация и план-конспект урока по теме: Власть и церковь (7 класс)
презентация к уроку по истории (7 класс) по теме

Балудина Лидия Эдуардовна

Данный материал освещает взаимоотношения светской и церковной власти в процессе централизации страны;раскрывает  сущность и последствия церковного раскола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План-конспект91 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока №  _8__  

по теме: «Власть и церковь. Церковный раскол».

Учебник:         А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс. М., «Просвещение», 2009 г.

Тип урока:         комбинированный

        Цели урока:

Образовательные: 

  • определить цели, задачи, осветить взаимоотношения светской и церковной власти в процессе централизации страны; охарактеризовать причины, сущность и последствия церковного раскола.

Воспитательные: 

  • раскрыть причины разногласий между церковной и светской властью
  • объяснить необходимость церковной реформы
  • охарактеризовать влияние личностей патриарха Никона и протопопа Аввакума на церковную жизнь и культуру России XVII века
  • сделать выводы о влиянии церковной реформы на укрепление самодержавия
  • Формирование у учащихся интереса к истории, историческим личностям  и литературе

Развивающие: совершенствование  умения анализировать информацию из разных источников, сопоставлять разные версии и оценки событий, в логической последовательности изучать и излагать материал, формулировать вопросы, участвовать в аналитической беседе или дискуссии, составлять план.

        Задачи:

  • объяснение исторических терминов и понятий
  • работа с историческими документами
  • работа с исторической картой

        Оборудование урока:

  • компьютер и проектор
  • тексты из «Жития протопопа Аввакума», «Иностранец Ж. Маржерег о религии и вере в России»

Вопросы учителя

Предположительные ответы учащихся

Проверка домашнего задания

  1. Фронтальный опрос
  • Назовите тему предыдущего урока?
  • Что такое приказы?

  • Кто был первым царем династии Романовых?

  • Что такое самодержавие?

  • В каком году Земские соборы прекратили свою деятельность?

  • Какова структура местного управления в XVII веке?

  • В каком году было принято Соборное уложение?

  • Политическое развитие страны
  • Приказ - это центральный орган управления в России XVI-XVII вв.

  • Михаил Федорович Романов

  • Самодержавие- это монархическая форма правления в России, основанная на сильной и неограниченной власти царя.

  • В  1653 г.

  • Главные административные единицы-уезды, которые делились на станы и волости. Во главе уездов стоял воевод. Со второй половины XVII века появляются крупные военно-административные единицы - разряды.

  • В 1649 г.

  1. Работа по карточкам

  • Охарактеризуйте роль  Земских соборов в условиях централизации власти?

  • Какие изменения произошли в составе Земских соборов при Михаиле Федоровиче?

  • Почему Земские соборы прекратили свою деятельность в 1653 г.?

  • Перечислите основные вопросы, которые решала Боярская Дума?
  • К чему вело создание Приказа тайных дел при Алексее Михайловиче?

  • В условиях слабости царской власти Земские соборы, как представительный орган, должны были служить главной опорой царю. По мере укрепления власти Земские соборы теряли свою прежнюю роль.
  • Увеличилось представительство низших сословий. Главную роль играло дворянство и посадское население.

  • Опасность превращения Земского собора в постоянно действующий парламент и расхождение деятельности органа с интересами самодержавной власти привело к постепенному уменьшению влияния Земских  соборов, а впоследствии и прекращению их  деятельности.

  • Боярская Дума решала наиболее важные вопросы- войны и мира, утверждения законов, введения новых налогов и т.д
  • Приказ тайных дел должен был контролировать всю приказную систему, что вело к превращению власти царя в абсолютную.
  1.  Индивидуальный опрос:
  • Расскажите о постепенной утрате прежней роли Боярской Думы?

  • Назовите главную цель создания Соборного уложения 1649 г.?

  • Укажите негативные последствия разрастания системы приказов?

  • Увеличение численного состава Думы сделало её слишком громоздкой и вынудило царя создать орган управления, состоящий из доверенных лиц- «ближнюю» Думу, что постепенно привело к утрате Боярской думы своего значения.
  • Законодательно закрепить самодержавную форму правления.

  • Отрицательно влияло на систему управления, запутывало перечень  обязанностей и ответственности, усиливало бюрократическую волокиту, способствовало злоупотреблению своим положение.
  1. Беседа с учащимися по вопросам:
  • Согласны ли вы, что Соборное уложение 1649 г. официально оформило крепостное право?
  • В чем вы видите главную причину окончательного и официального закрепощения крестьян?

  • Как вы думаете, к чему привело усиление самодержавной власти в 17 веке?

  • Да. Уложение впервые утвердило право феодала на землю и зависимых крестьян. Был установлен бессрочный розыск беглый крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов.
  • В условиях политического и экономического усиления дворянства, необходимо было защитить интересы этого сословия. Тем самым было укреплено феодальное землевладение.  
  • Усиление самодержавной власти привело к сворачиванию деятельности Земских соборов, утрате прежней роли Боярской Думы, бюрократической централизации системы управления, возросшему влиянию дворянского сословия.
  1. Заполнение таблицы:

Приказы

Вид приказа

Функции

Работа учителя

Деятельность учащихся

Тема: Власть и церковь. Церковный раскол.

  1. Церковь после Смуты.

  • Последствия Смутного времени для церкви. Слайд №1

  • Выявить основные проблемы, которые необходимо было решить после Смуты.

  • Внимательно смотрят иллюстрированную презентацию, сопровождающуюся рассказом учителя о трагичных последствиях Смуты для Русской церкви.
  • Пытаются попутно ответить на вопрос о роли православной церкви в преодолении Смуты.
  • Фиксируют в тетрадь основные проблемы, требующие решения после Смуты: 1. Укрепить влияние и авторитет церкви как основы русской жизни; 2. Укрепить власть царя.

  1. Патриарх Филарет
  • Личностные характеристики патриарха Филарета. Слайд №2

  • Рассказать о взаимоотношениях Михаила Романова и патриарха Филарета

  • Внимательно слушают рассказ о личности Филарета
  • Записывают в тетрадь годы исполнения должности патриарха
  • Анализируют основные тенденции  во взаимоотношениях светской и церковной власти.

 

  1. Реформа патриарха Никона
  • Избрание Никона митрополитом Новгородским. Личность Никона. Слайд №3

  • Внимательно слушают рассказ о Никоне, пытаются проанализировать почему именно ему было поручено проведение церковной реформы.
  1. Церковная реформа 1653-1655 гг.

  • Выявить предпосылки и причины необходимости проведения церковной реформы.
  • Раскрыть содержание церковной реформы и перечислить основные нововведения в церковный  порядок. Слайд№4
  • Рассказ об усилении разногласий между церковной и светской властью, усиление притязаний Никона.

  • Объяснить основные методы, которыми осуществлялась реформа,  и рассказать о реакции народа.

  • Церковный Собор 1666-1667 гг. Отработка понятия раскол Русской православной церкви.
  • Основной вывод: Раскол- религиозно- общественное движение, возникшее в середине XVII века в России, направленное против официальной церкви.

  • Слушают рассказ об особенностях церковного богослужения в 17 веке  и расхождениях церковных книг с оригиналом.  
  • Фиксируют со слайда №4 основные положения церковной реформы. Фиксируют в тетради определение понятия «церковная реформа» .
  • Учащиеся анализируют текст учебника и пытаются ответить на вопросы: 1. В чём вы видите основную причину конфликта между патриархом и царём? 2. Какие черты характера Никона проявились в этой борьбе? 3. Мог ли в этой борьбе победить патриарх?
  •  Учащиеся делают вывод: Последствия реформирования церкви- раскол.

  • Ученики фиксирую в тетради понятия «старообрядчество» и «церковный раскол»
  • Фиксируют вывод в тетрадь

      V.Протопоп Аввакум

  • Краткий рассказ о деятельности Аввакума. Слайд №5.
  • Анализ текстов «Житие протопопа Аввакума», биографии патриарха Никона ( учебник, с.57), «Иностранец Ж. Маржерег о религии и вере в России», с.61 учебника
  • Работа в группах. Сравнительная характеристика Никона и Аввакума по плану.
  • Учащиеся дают собственную оценку деятельности Аввакума.
  • Записывают новое понятие- протопоп( обиходное название старшего православного священника)
  1. Основные выводы по теме.

Слайд№6 Тезисное изложение  выводов по теме.

  • Совместно с учителем класс формулирует тезисы по теме
  • Фиксируют вывод в тетрадь:

Последствием церковной реформы и раскола церкви стало усиление светской власти и борьба с раскольниками (старообрядцами). Излишние притязания Русской церкви привело к конфликту с царской властью и превращению её  в придаток государственной власти.  

  1. Домашнее задание

  • Власть и церковь. Церковный раскол. ( стр. 56-61)
  • Выучить понятия, термины по теме
  • Подготовить презентацию о личности Аввакума или Никона (на выбор)
  • Работа с документом на стр. 60-61, ответ на вопросы к документу
  • Краткий письменный ответ на вопрос: «В чем вы видите причины разногласий между  церковной и светской властью?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.

Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...

Презентация и план-конспект театрализованного урока английского языка во 2-м классе по теме «The Ugly Duckling» by Hans Christian Andersen («Гадкий утенок» Ганса Христиана Андерсена)

В своей работе я использовала инсценировку сказки "The Ugly Duckling" by Hans Christian Andersen и в завершении учебного года мы показали ее для родителей. Автор и произведение сказки «Гадкий утенок» ...

План - конспект открытого урока по теме "Интересное о насекомых" 5 класс Spotlight

План - конспект открытого урока по теме "Интересное о насекомых" рассчитан для УМК Spotlight 5 класс. На уроке предполагается обучение поисковому и ознакомительному чтению, развитие 4 -х видов ре...

План-конспект открытого урока по теме "В мире профессий"- 5 класс

Данный материал представляет собой разработку моего открытого урока в 5-ом классе по теме "Вмире профессий" в соответствии с требованиями ФГОС....

План- конспект открытого урока на тему "Рождество в Великобритании" 5 класс, Библетова

Здесь вы можете найти план-конспект урока для 5 класса на тему "Рождество в Великобритании" к учебнику Биболетова Английский язык...

Технологическая карта, план-конспект открытого урока на тему: "Метаморфозы" человеческого тела". Презентация к уроку.

Открытый урок на тему:"Метаморфозы" человеческого тела". К уроку прилагается визитная карточка, технологическая карта, план-конспект урока, дидактический материал, практические разработ...