конспект урока и презентация Власть и церковь 7 класс
презентация к уроку по истории (7 класс) на тему

Виктория Брониславовна Фролкова

конспект урока и презентация  Власть и церковь 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vlast_i_tserkov._tserkovnyy_raskol.docx29.83 КБ
Файл tserkovnyy_raskol.pptx725.94 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.
- осветить проблемы в отношениях между государством и церковью;
- выяснить причины и после6дствия церковного раскола;

Основные понятия: церковь, патриарх, старообрядчество, раскол, протопоп.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Задачи урока:

   - воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки.

- развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

- развитие умений работать с учебником, овладение понятиями: церковь, патриарх, старообрядчество, раскол, протопоп.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения:проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки  с заданием для самостоятельной работы, доска на задней стене кабинета

Основные понятия: церковь, патриарх, старообрядчество, раскол, протопоп.

.

Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

учитель

учащиеся

1

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Уметь подготовиться к работе

Проверяет готовность к уроку

2

Проверка домашнего задания

Уметь оценить  выполненные задания

Раздает карточки с текстом.

- Ребята, необходимо заполнить пропуски в тексте.

Заполняют карточки

3

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание, осуществлять контроль результатов

Сообщение темы и целей урока.
- В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол» на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. В ходе урока мы заполним таблицу: «Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении». Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране или отдельным личностям?

Начинают Заполнение таблицы

4

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний о роли церкви в жизни человека и общества

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

- Давайте вспомним, какую роль играет церковь в жизни человека?
- Каким было положение церкви в годы Смуты? (тяжёлым)
- Какой путь для себя выбрали священнослужители в годы правления Лжедмитрия
- Как вели себя в Москве поляки?

- Смута  стала суровым испытанием и для церкви. Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.

2. Патриарх Филарет.
(сл. 3) После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли.
- Почему?  Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.
- Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.

3. Реформа патриарха Никона. 
(сл. 4) В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами.
(сл.5) По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.
1) Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским обрядам.
2) Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.

(сл.6) Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.
2) работа по учебнику:
- Давайте познакомимся с биографией патриарха Никона. стр.57-58.
(сл. 7)
В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы. Было введено:

  • Крещение тремя пальцами;
  • Поясные поклоны вместо земных;
  • Исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.

- Как вы думаете, как восприняло население эти нововведения?
- Эти изменения вызвали
протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой  связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.

4. Усиление разногласий между церковной и светской властью.
(сл. 8)
Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.
- Как вы думаете отреагировал Михаил Фёдорович на такое предложение?
- Это заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.

4) работа по учебнику:
Стр. 59 – « Церковный собор»
- Давайте прочитаем о том, как состоялся Церковный суд над Никоном.

5) рассказ учителя:
6. Протопоп Аввакум.
Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум.
- Давайте запишем определение:
(сл. 9)

Протопоп – обиходное название старшего православного священника.

(сл. 10) С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.

(сл. 11)
Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году он  вернулся в Москву, где царь и другие знакомые тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681-1682 годов к Казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.

Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

Отвечают на вопросы учителя

(

Работа с учебником

7

 Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Формирование  умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений

Проверка заполнения таблицы

Отвечают на вопрос на с. 60.

11

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж по выполнению домашнего задания § 7, р/т № 1-4 стр. 22-23

Задают вопросы по тексту заданий

Карточки с текстом для проверки домашнего задания.

1. Первым русским царём новой династии стал _____________________________________________________________________________
2. Большое влияние на решения молодого царя оказывала его мать ____________________________________________________________________________
3. Новый царь любил _____________________ и тратил большие деньги на их приобретение.
4 .В народе нового царя прозвали _____________________________________________
5. То второго брака с Натальей Нарышкиной у молодого царя  родился сын _________________________
6. Постепенно свою роль начинает утрачивать _________________________________
7. Увеличение территорий страны привело  к увеличению числа ________________
8. Во главе главных административных единиц царь ставил _____________________
Вариант 2.
1. К началу правления Михаила Фёдоровича ему исполнилось ______________ лет.
2. Вступая на престол, новый царь обещал не  править без бояр и  _____________________________________________________________________________
3. После смерти Михаила Романова новым царём стал его сын _____________________________________________________________________________
4. ОТ первого брака с Марией Милославской у Алексея родилось 13 детей, в том числе сыновья __________________ и __________________, и дочь ________________
5. Последний Земский собор был созван в ______________ году.
6. Впоследствии из Боярской думы выделилась «_________________________» дума
7. в XVII веке главными административными единицами оставались ______________________, которые делились на более мелкие звенья _________________ и _____________________________.
8. В 1649 г. был создан новый свод законов, который назывался _____________________________________________________________________________.

Ключи:

Вариант 1

Вариант 2

1

Михаил Фёдорович Романов

1

116

2

Марфа

2

Земского собора

3

Цветы

3

Алексей

4

Тишайшим

4

Фёдор и Иван, Софья

5

Пётр

5

1653 г.

6

Боярская дума

6

Ближняя

7

Приказов

7

Уезды, станы и волости

8

воевод

8

Соборным уложением


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В ласть и церковь. Церковный раскол. П резентация учителя истории МБОУ СОШ № 22 Фролковой В.Б. .

Слайд 2

Смутное время в России У пал авторитет патриаршества: (п. Игнатий короновал Лжедмитрия I на царство). Церкви и монастыри разграблены и сожжены поляками. Многие священнослужители убиты. Д уховный кризис в обществе: Венчание на царство Марины Мнишек

Слайд 3

1619 год Возвращение митрополита Филарета из польского плена . Избрание Филарета патриархом на церковном соборе : У крепил авторитет и власть царя Михаила Федоровича ; Увеличил роль и значение церкви в жизни государства Патриарх Филарет

Слайд 4

П атриарх Никон (1652-1666) 1652 г. – избрание Никона новым патрирхом России 1656 г. – основание Новоиерусалиского монастыря под Москвой

Слайд 5

Главный вопрос церкви в XVII веке – обновление церковных книг и обрядов: В русских церковных книгах накопилось много ошибок . В церковной службе был обычай многоголосия . Крестились двумя пальцами . Как исправлять ? Каким образцам следовать ? Древнерусским образцам Греческим образцам Ц арь Алексей Михайлович и патриарх Никон ?

Слайд 6

Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г.

Слайд 7

1653-1655 гг. – церковная реформа патриарха Никона: К рещение тремя пальцами П оясные поклоны вместо земных И справление по греческим образцам икон и церковных книг ( стары е уничтож ить) . Е диногласие во время церковной службы. « А ллилуйя» во время богослужения произносить трижды , а не дважды . Крестные ходы против солнца, а не навстречу. 1654 год – церковный собор одобрил реформу , но предложил провести действующие обряды в соответствии не только с греческой , но и с русской традицией .

Слайд 8

Народное недовольство . Размолвка царя и патриарха : Никон предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета – “ как месяц имеет свет от солнца ”, так и царь получает власть от патриарха , представляющего Бога ”. Царь не согласился с таким предложением . 1653-1655 гг. – церковная реформа патриарха Никона: 1658 год – Никон удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь "Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон"

Слайд 9

Суд над патриархом Никоном (С. Д. Милорадович, 1885 год) Осудил Никона , лишил его сана патриарха и отправил на вечное заточение в монастырь . П оддержал церковную реформу . П роклял всех ее противников ( старообрядцев-раскольников и протопопа Аввакума ). Собор 1666-1667 гг . усугубил раскол в Русской православной церкви . Выбор в качестве образца для правки греческих источников делал Москву мировым центром православия. 1666-1667 гг. – церковный собор:

Слайд 10

Протопоп Аввакум (1620-1682) – руководитель старообрядцев, выступил против реформы Никона

Слайд 11

Глав а старообрядцев . В стретил реформы отрицательно, считая первоосновой веры русские источники. Б ыл сослан в 1653 г. в Сибирь . В 1663 г. после кратковременного возвращение в Москву был отправлен в Пустозерск, где провел 15 лет в земляной тюрьме. В 1682 г. был сожжен вместе со своими соратниками по царскому приказу . Протопоп Аввакум

Слайд 12

Григорий Мясоедов . "Сожжение протопопа Аввакума“ .

Слайд 13

Раскольник и (старообрядцы) о тказ ывались подчиняться государству, которое поддерживало Никона ; Отказывались платить налоги и выполнять государственные повинности ; Отказывались выполнять повинности в пользу официальной церкви . Суриков В.И. Боярыня Морозова.

Слайд 14

Вывод: Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту церковной и светской власти. П оражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

Слайд 15

Домашнее задание § 7 , р /т № 1- 4 стр. 22-23

Слайд 16

Источники и интернет-ресурсы : Данилов А.А. И стория России . Конец XVI-XVIII век . 7 класс . – М.: Просвещение , 2010. Данилов А.А. Рабочая тетрадь . Конец XVI-XVIII век . 7 класс. – М.: Просвещение, 2010. http://ru.wikipedia http://www.leonidzl.com/forum/viewtopic.php Видеофильм “ 343 Раскол ” - http://files.tvspas.ru/Video