Формирование политических партий
опыты и эксперименты по обществознанию (9 класс)

Васильев Алексей Александрович

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon form_partiy.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование политических партий»

Цель урока:

Формирование у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.

Задачи урока

образовательные:

  • рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических  партий;
  • изучить сущность и типологию партийных систем;
  • продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;

развивающие:

  • закрепить умение ставить и формулировать проблему;
  • продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения; 
  • способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;

воспитательные:

  • стимулировать мотив к поиску новых знаний; 
  • способствовать формированию толерантного мышления;
  • воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: традиционная с использованием ИКТ и других СОТ.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедийная установка
  • интерактивная доска.

План

1.Из истории становления партий как политических институтов.

2.Признаки, типология, функции партий.

3.Партийные системы.

4.Роль политических партий в современной России.

Ход урока.

1.Актуализация знаний.

Перед вами лежат рабочие листы. Здесь даны задания части 1 ЕГЭ по теме « Типы избирательных систем»

Решите, ответ прокомментируйте.

Какая избирательная система в нашей стране?

Мажоритарная система применяется на выборах Президента РФ;

пропорциональная на выборах в Государственную Думу.

2. Объяснение новой темы.

-Вступительная беседа.

При изучении социальной сферы мы узнали, что общество делится на социальные группы. Все социальные группы имеют свои интересы в обществе и в общественной деятельности.

У вас в рабочих листах указаны различные социальные группы. Попробуйте сформулировать интересы, выбранной вами социальной группы.

Как возможно реализовать эти интересы?

Формы реализации интересов бывают разные: проведение акций , продавливание интересов( лобби), создание партий.

Выберите приемлемую для вас форму реализации своих интересов .

Вывод обоснуйте. (Отличительный признак партии участие во власти)

Действительно: давно уже замечено, что организованные действия эффективнее, чем индивидуальные устремления, а партии являются одной из наиболее влиятельных сил, открыто действующих в обществе.

Сформулируем тему урока и цели урока

Сегодня на уроке нам предстоит выяснить сущность, виды, функции политических партий, узнать о политической системе современной России.

-Давайте вспомним, что вам уже известно о политических партиях

- что бы вы хотели еще узнать

- а в конце урока мы выясним, что узнали нового

Политические партии являются неотъемлемой частью политической системы общества. Немецкий социолог, философ и историк 19 века Максимилиан Вебер сформулировал процесс формирования партии как политического института:

а) партии как аристократические группы

б) партии как политические клубы

в) современные массовые партии

Сегодня на уроке мы более подробно узнаем о современных политических партиях.

В предыдущих курсах мы уже изучали эту тему и материал для вас не совсем новый. Поэтому вам было дано опережающее задание - подготовиться по вопросам:

1. Понятие политические партии, типологии, функции

-выступление группы, которая подготовила проект по этой теме

2. Политические системы. Политические партии в современной России

-выступление группы, которая подготовила проект по этой теме

Задание:

-оформите записи в тетрадях в виде развернутого плана

3.Подготовить проект создания новой партии.( Узнать о партиях изнутри.)

- сформулируйте проблемы, которые вы бы хотели решить, находясь у власти.

3. Рефлексия

1. Сегодня я узнал…

2. Урок дал мне для жизни…

3. мне захотелось…

4.я понял, что…

5. мне понравилось…

6. я обязательно…

4 Домашнее задание

Параграф 24

По выбору: зад. №1 с. 271;

написать эссэ на тему « Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизрэли)


Рабочий лист

1.Выполните задания.

1. В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы был осуществлён переход от мажоритарной избирательной системы к пропорциональной избирательной системе выборов в парламент. Какие изменения произошли в избирательной системе государства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) предоставление права голоса гражданам старше 18 лет, независимо от национальности, пола, профессиональной принадлежности, уровня образования, дохода и пр.

2) голосование по одномандатным округам

3) создание единого национального избирательного округа

4) голосование за партийные списки кандидатов

5) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов

6) преодоление партией пятипроцентного избирательного порога (барьера)

2. Выберите верные суждения о пропорциональной избирательной системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Избиратели голосуют по партийным спискам.

2) Граждане наделяются правом самовыдвижения в кандидаты.

3) Правом выдвижения кандидатов наделяются политические партии.

4) Для избрания кандидату необходимо получить большинство голосов участвовавших в голосовании избирателей.

5) Партия получает число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за её кандидатов на выборах.

3. Выберите верные суждения о мажоритарной избирательной системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Территория, на которой проводятся выборы, делится на избирательные округа.

2) Каждая из участвующих в выборах партий располагает своих кандидатов в партийном списке в порядке предпочтения.

3) Избиратели голосуют за конкретных кандидатов.

4) Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей.

5) Существует проходной порог (процентный барьер), и не преодолевшие его партии не получают места в парламенте.

3. В стране Z правительство формируется политической партией или блоком партий, победивших на выборах. Депутатские места (мандаты) в Народном Собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 9%-ный избирательный барьер.

Укажите любой принцип демократического избирательного права. К какому типу относится избирательная система страны Z? Как называется другой тип избирательной системы? Укажите одно различие между двумя избирательными системами.

Ответы прокомментируйте

2. Социальные группы:

Варианты ответа:

- элита ( сохранение своего элитарного положения, своей власти, экономических интересов)

-средний класс ( в стабильном развитии экономики, разумной налоговой политике, общественной безопасности)

- молодежь ( доступном образовании, доступном жилье, возможности реализовывать свои профессиональные возможности)

- крестьяне ( в активной поддержке государства через субсидии, льготное кредитование)

- рабочий класс ( достойная заработная плата, хорошие условия труда)

Задание: сформулируйте интересы, выбранной вами группы.

3.Тема урока : «Политические партии и политические системы»

Цель : выяснить сущность, виды, функции политических партий, узнать о политической системе современной России

План урока:

1.Понятие политической партии, типологии и функции политических партий

2. Политические системы. Политические партии в современной России.

3. Проект создания новой политической партии.

Задание:

1) Оформите записи в тетрадях в виде развернутого плана

2) сформулируйте проблемы , которые вы бы хотели решить, находясь у власти.

(-развитие экономики

-улучшить качество образования и здравоохранения

-увеличить размеры пенсий

-сократить разницу в доходах между богатыми и бедными)

4. Рефлексия

Варианты ответа:

1. сегодня я узнал…( признаки, функции и типы партий)

2. урок дал мне для жизни…(знание особенностей партийной системы и это поможет мне понять, какая партия сможет одержать победу на выборах и какой политический курс будет проводить)

3. мне захотелось…( стать членом партии и активно участвовать в политической жизни )

6. я обязательно…( буду интересоваться предвыборными программами политических партий, чтобы сделать правильный выбор)

Домашнее задание

Параграф 24

По выбору: зад. №1 с. 271;

написать эссэ на тему « Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Политические партии

Данная презентация составлена для урока обществознания в 9 классе....

Политические партии в политической системе общества

Презентация урока в 11 классе по  обществознанию.Цели урока:Образовательные: Сформировать у учащихся представление о том, что  такое партия. Показать признаки и роль политических партий...

Методическая разработка итогового урока обществознания в 10 классе. Тема урока: «Парламентаризм в России. Роль политических партий в формировании демократической системы власти».

Развитие способности понимать общественную обусловленность данного политического периода, критически анализировать полученную политико-социальную информацию, определять собственную позицию и соотносит...

Революционные события 1905-1907гг. Формирование политических партий и российского парламентаризма

Материал к учебнику: Соловьёв К.А., Шевырёв А.П. История России. 1801—1914: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций...