Урок истории "Глобальные проблемы современности"
методическая разработка по истории (11 класс)

Жилякова Светлана Владимировна

Методическая разработка урока всеобщей истории с использованием СОТ по теме "Глобальные проблемы современности". При подготовке урока были использованы материалы коллег-историков из сети интернет. В презентации на первом слайде использована гиперссылка на видеоряд. Скачать видеоряд можно здесь: https://yadi.sk/i/dnneAkvXdZDEhQ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Глобальные проблемы современности

Цели:

  1. Образовательные:
  • Выяснить причины возникновения глобальных проблем.
  • Охарактеризовать глобальные проблемы.
  • Определить пути решения глобальных проблем.
  1. Развивающие:
  • Развивать умения извлекать нужную информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, схема, карта, аудиовизуальный ряд, мультимедиа), интерпретировать и переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
  • Развивать умения критически осмысливать информацию, формулировать собственные суждения, обосновывать их.
  • Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.
  1. Воспитывающие:
  • Формировать у учащихся чувство ответственности за судьбу цивилизации.
  • Способствовать формированию у учащихся бережного отношения к природе.

Методическая цель: формирование умения  работать с различными источниками информации.

Ход урока

I этап. Организационно-мотивационный

Задача: определение темы, постановка учебных задач, создание мотивационной установки на урок.

Методы: наглядный, эвристический, стимулирования познавательного интереса, словесный (беседа), фронтальный, под руководством учителя.

Слайд № 1

Учитель: Начнем наш урок с просмотра видеоряда и попробуем определить тему нашего урока.

Видеоряд

Учитель: Что отражают эти фотографии?

Ожидаемый ответ: Современные проблемы: загрязнение окружающей среды, нищета и голод в странах «третьего мира», войны, терроризм.

Слайд № 2

Так какую же тему мы сегодня будем изучать?

Учащиеся: «Глобальные проблемы современности».

Слайд № 3 (анимация)

Учитель: Мы должны решить следующие задачи:

  • выяснить причины глобальных проблем;
  • охарактеризовать глобальные проблемы;
  • определить пути их решения;
  • продолжить освоение способов работы с различными источниками информации.

II этап. Изучение нового материала

1. Причины глобальных проблем

Задача: выявить причины глобальных проблем.

Методы: словесно-логический, наглядно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный.

Учитель: Начнем с выяснения причин возникновения глобальных проблем.

Слайд № 4.а

Учитель: Один английский исследователь сказал: «До наших дней человечества как единого целого не существовало». Взаимосвязь и взаимозависимость государств, народов резко возросли. Как называется это явление современной жизни?

Ожидаемый ответ: Глобализация.

Учитель: Глобализация – усиление взаимосвязи и взаимозависимости мира - это первая причина возникновения глобальных проблем.

Слайд № 4.б

Учитель: Итальянский общественный деятель Печчеи говорил о том, что нынешняя фаза прогресса принесла человечеству множество щедрых подарков и в то же время грозит ему неслыханными бедами. Как вы думаете, что Печчеи понимал под щедрыми подарками, а что под неслыханными бедами?

Учащиеся: «Подарки»: телевидение, возможность быстрого перемещения, связи, освобождение человека от тяжелого физического труда, лечение многих болезней, создание искусственных материалов.                «Беды»: создание атомного оружия; деятельность промышленных предприятий, которые загрязняют окружающую среду; вырубка лесов и т. д.

Учитель: И щедрые подарки и беды являются результатом активной преобразовательной деятельности человека. Другая причина возникновения глобальных проблем - активная преобразовательная деятельность человека, которая может носить и разрушающий характер.

2. Глобальные проблемы

Задача: охарактеризовать основные глобальные проблемы современности.

Методы: частично-поисковый, практический, наглядно-иллюстративный, словесно- логический, самостоятельной и групповой работы.

Слайд № 5

Учитель: Основными глобальными проблемами являются:

  • проблема «Север - Юг»: увеличение пропасти между бедными и богатыми странами;
  • экологический кризис;
  • терроризм и угроза новой мировой войны.

Учитель: Сейчас наша задача охарактеризовать эти проблемы. Работать будем индивидуально и в группах. Каждая группа анализирует определенную проблему по различным источникам информации, а затем выступает с результатами своей работы. Результатом нашей общей работы будет заполненная таблица:

Слайд № 6

Глобальная проблема

Проявления

Возможные последствия

Экологический кризис

 

 

«Север-Юг»

 

 

Угроза новой мировой войны

 

 

Проблема «Экологический кризис»

Задание для 1 группы (экологи):

  1. из текста и учебника стр. 304-306 приведите примеры проявлений экологического кризиса;
  2. назовите возможные последствия экологического кризиса.

Экологическая эмиграция

Продолжающийся нагрев атмосферы способствует расширению пустынь. Во всем мире за последние годы жертвами этого процесса стали 10 млн квадратных километров. Больше всего пострадали Азия, Латинская Америка и Европа – северные берега  Средиземного моря. Трагичны последствия опустынивания в Африке: леса там уступают место пескам. Доходит до того, что людям даже не на чем готовить пищу – нет дров.

Непомерный рост народонаселения и вызванное этим увеличение нагрузки на экосистемы драматически сказываются на судьбах самих людей. Уже появилось понятие «эмиграция из-за разрушения природных условий обитания». Главной причиной бегства с родных земель стало изменение климата. В 1996 году, по данным ООН, таких экологических эмигрантов уже насчитывалось 26 млн. 173 млн. человек живет под угрозой покинуть насиженные места...

Современные прогнозы на будущее несколько снизили тревогу, появившуюся в конце 80-х годов, когда, по расчетам демографов, население мира должно было к 2100 году достичь примерно 14 млрд человек. Сейчас специалисты считают, что к 2050 году население планеты составит самое большее 9,4 млрд человек.

Большинство ученых считают: если человечеству уж совсем откажет разум и случится так, что численность населения Земли перейдет через верхнюю допустимую черту – 12 млрд, тогда все экосистемы будут разрушены, от 3 до 5 млрд человек окажутся в положении медленно умирающих от голода и жажды...

Александровский Г. По материалам немецкого журнала «Фокус» // География в школе. – 1998. – № 3. – С. 50–51.

Проблема «Север - Юг»

Задание для 2 группы (экономисты-практики):

  1. По таблицам «ВВП на душу населения» перечислите страны, относящиеся к самым богатым и к самым бедным.
  2. По политической карте мира определите, в каких регионах мира находятся самые бедные и самые богатые страны, назовите регионы.
  3. Объясните, почему проблема разрыва в уровне жизни между богатыми и бедными странами получила название «Север – Юг»?

Самые богатые страны

Страны

ВВП на душу населения (в долларах США)

1.

Лихтенштейн

39833

2.

Швейцария

37179

3.

Япония

34629

4.

Люксембург

29857

5.

Норвегия

28104

6.

Дания

26477

7.

США

26037

8.

Германия

25860

9.

Австрия

25578

10.

Бельгия

24949

Самые бедные страны

Страны

ВВП на душу населения (в долларах США)

1.

Судан

36

2.

Сан-Томе и Принсипи

49

3.

Мозамбик

77

4.

Эритрея

96

5.

Эфиопия

96

6.

Конго

117

7.

Сомали

119

8.

Таджикистан

122

9.

Кампучия (Камбоджа)

130

10.

Гвинея-Бисау

131

Задание для 3 группы (экономисты-аналитики):

  1. По фрагменту предложенного текста определите, какие проблемы в развивающихся странах стоят наиболее остро.
  2. Как вы думаете, какие последствия могут иметь нерешенные проблемы развивающихся стран?

На Юг приходится 90% прироста населения. Бурный рост населения в развивающихся странах происходит в условиях, когда значительная часть проживающих в них людей находится на грани или в состоянии ужасающей нищеты. В крохотной африканской хижине без окон ежегодно прибавляется на свет по ребенку, если у главы семейства одна жена, и больше, если жен несколько - и так до тех пор, пока женщина не умирает при родах или не наступает вторичное бесплодие. И эти девять-десять, а то и все два десятка ребятишек изо дня в день не доедают…

Многомиллиардная помощь на развитие Юга - благо ли? Многочисленные теоретические анализы и практические исследования ситуации наглядно показали, какой вред эти миллиарды причинили странам, для развития которых они предназначались. Теперь неимущее население беднейших стран вынуждено платить проценты с тех сумм предоставленных кредитов, которые приносят богатеющим местным князькам обильные проценты с их лицевых счетов в швейцарских банках. Подсчитано, что за те годы, в течение которых происходило освобождение бывших колоний и молодые государства начали развиваться как самостоятельные, развитые государства выжали из них больше реальных ценностей, чем бывшие метрополии за предыдущие три столетия колониального господства. Развивающиеся страны задолжали развитым капиталистическим государствам более одного триллиона долларов…

Все больше плодородной, нередко введенной в оборот благодаря дорогостоящему орошению земли изымается у местных производителей сельхозпродукции, столь необходимой для собственного потребления. Вместо нее возделываются доходные экспортные культуры. Положение еще больше усугубляется поставками избыточной сельскохозяйственной продукции из США и стран Европейского Союза, в сравнении с которой, продукция, произведенная трудом местных крестьян, попросту оказывается неконкурентоспособной. Одновременно военщина ряда африканских стран получит дополнительный стимул к тому, чтобы с помощью силы прибрать к рукам традиционные общинные земли - основу пропитания местного населения, - превратив их в крупные плантации. А это в свою очередь будет означать лишь, что, с одной стороны, еще больше разбогатеют единицы, еще больше возрастут суммы на счетах правящей элиты в швейцарских банках, еще больше увеличится могущество пищевых концернов, опутавших своими сетями весь мир, а с другой - еще больше возрастет зависимость правительств беднейших стран Юга, а главное, еще острее станет проблема голода для обездоленной части населения планеты.

По материалам печати.

Проблема «Угроза новой мировой войны»

Задание для 4 группы (политологи):

  1. из текста и учебника стр. 300-303 выделите проявления данной проблемы?
  2. Каковы возможные последствия  новой мировой войны?

Проблемы войны и мира.

Война как способ решения международных проблем, несущий с собой массовые разрушения и гибель людей, порождающей стремлению к насилию и дух агрессии, осуждалась мыслителями-гуманистами всех исторических эпох. Из четырех с лишним тысяч лет известной нам истории лишь около трехсот были полностью мирными. Все остальное время в том или ином месте Земли полыхали войны.

По единодушной оценке многих ученых и политических деятелей, третья мировая война, если разразиться, станет трагическим финалом всей истории человеческой цивилизации. Таким образом, последствия ядерной войны станут катастрофическими не только для тех, кто будет участвовать в ней, - они коснуться всех.

Для того чтобы предотвратить военные действия, необходимо предпринять ряд мер, который бы обосновался на следующих принципах:

- признание приоритета общечеловеческих ценностей, отношение к человеческой жизни и миру как высшим ценностям человечества;

- отказ от войны как средства решения спорных вопросов, неустанный поиск мирных, политических путей разрешения всех конфликтов и проблем;

- признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу;

- понимание современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей.

Эти принципы прокладывают дорогу новой практике международных отношений. Практически единодушный отпор сообщества наций вызывает любая агрессия, в какой бы точке Земли она не возникла. Крепнут отношения доверия и сотрудничества между народами. Долог путь к прочному и надежному миру, но первые, наиболее трудные шаги к нему уже сделаны.

На протяжении нескольких послевоенных десятилетий проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны была важнейшей глобальной проблемой человечества.

Проблема мира, как и проблема войны, привлекает внимание политических и общественных движений, ученых многих стран. Бесспорны успехи миролюбивых сил и всех организаций, как и достижения ряда школ и направлений, научных центров, специализирующихся на исследовании проблем мира. Накоплена обширная сумма знаний о мире как цели, как факторе развития и выживания человечества, о сложной диалектике взаимосвязи войны и мира и ее особенностях в современную эпоху, о возможных путях и предпосылках продвижения к миру без оружия и войн.

                   

По материалам печати.

Работа в группах 7-10 минут.

Выступление представителей от групп 2-3 минуты и заполнение таблицы по ходу выступления групп.

Слайды № 7-9

Глобальная проблема

Проявления

Возможные последствия

Экологический кризис

Расширение пустынь, изменение климата, загрязнение окружающей среды, сокращение продуктивности живого покрова, истощение ресурсов

Разрушение экосистем, смерть 3-5 млн. от жажды и голода

«Север-Юг»

Нищета в слаборазвитых странах, долг более 1 трлн. долларов, разорение местных производителей, политическая и военная нестабильность

Рост разрыва в уровне жизни между Севером и Югом, рост нищеты и зависимости правительств беднейших стран Юга

Угроза новой мировой войны

Расширяется круг ядерных держав, растут запасы вооружений, локальные войны, терроризм

Мировая война, уничтожение жизни на Земле

Учитель подводит итоги по таблице: Таким образом, у нас теперь заполненная таблица по основным глобальным проблемам.

3. Пути решения глобальных проблем

Задача: познакомить учащихся с конкретными примерами решения глобальных проблем, определить пути их решения.

Методы: частично-поисковый, исследовательский, самостоятельной и групповой работы, работы под руководством учителя, фронтальный.

Учитель: Как вы видите, глобальные проблемы грозят гибелью всему человечеству. Чтобы этого не произошло, нужно действовать уже сейчас. Следующий вопрос «Пути решения глобальных проблем».

Учитель: Решением глобальных проблем озабочена прогрессивная часть человечества, которая осознает опасность глобальных проблем для самого существования человечества. Вклад в решение глобальных проблем вносят межгосударственные и международные соглашения, общественные организации и экологические движения.

Слайд № 10 (анимация)

Учащиеся записывают схему со слайда.

Рассказ учителя:

Что такое Киотский протокол?

Киотский протокол – международное соглашение о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу для сдерживания глобального потепления, подписанное в 1997 году в Киото (Япония), был принят 159 государствами в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и вступил в силу 16 февраля 2005 года. Основная задача этого международного документа — сократить или, по крайней мере, стабилизировать выбросы парниковых газов в атмосферу по сравнению с базовым уровнем, в качестве которого был выбран уровень 1990 года.

Киото-2 начался с 1 января 2013 году и продлится вплоть до 2020 года. Обязательства в рамках Киото-2 приняли Евросоюз, Австралия, Казахстан, Украина, Белоруссия, Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн и Монако. Отказались участвовать во втором этапе Россия, Япония, Новая Зеландия и Канада.

На этапе Киото-2 произошло повышение уровня обязательств и изменение существовавших до этого условий, что, вероятнее всего, и стало причиной неучастия многих стран. Прежде всего, согласно тексту принятой поправки к Киотскому протоколу, не позднее 2014 года каждая страна-участница нового этапа была обязана предоставить информацию по исполнению установленных обязательств, а также предложить план их повышения.

Общественные организации. Римский клуб

Римский клуб — международная общественная организация (аналитический центр), созданная итальянским промышленником Аурелио Печчеи (который стал его первым президентом) и генеральным директором по вопросам науки ОЭСР Александром Кингом 6—7 апреля 1968 года, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы. Римский клуб организует крупномасштабные исследования по широкому кругу вопросов, но в основном в социально-экономической области.

Деятельность Римского клуба включает в себя широкий спектр конкретно-научных разработок, послуживших толчком к возникновению такого нового направления научных исследований, как глобальное моделирование, глобальные проблемы, общефилософские рассуждения о бытии человека в современном мире, ценностях жизни и перспективах развития человечества. Работы в сфере глобального моделирования, построение первых компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций западной цивилизации, развенчание технократического мифа об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем, поиск путей гуманизации человека и мира, осуждение гонки вооружений, призыв к мировой общественности объединить усилия, прекратить межнациональные распри, сохранить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить качество жизни — всё это составляет позитивные стороны деятельности Римского клуба, привлекшие к себе внимание прогрессивных учёных, политиков, государственных деятелей.

Теоретические исследования представителей Римского клуба так же, как и методология исследований, используются в различных науках.

Практические рекомендации учитываются при прогнозировании социально-экономического развития отдельных стран, отраслей промышленности, корпораций и фирм.

Экологические движения. Greenpeace

Международная независимая неправительственная экологическая организация, созданная в 1971 году в Канаде. В поле зрения организации находятся такие проблемы, как глобальное изменение климата, сокращение площади лесов от тропиков до Арктики и Антарктики, чрезмерный вылов рыбы, коммерческий китобойный промысел, радиационная опасность, развитие возобновляемых источников энергии и ресурсосбережение, загрязнение окружающей среды опасными химическими веществами, устойчивое сельское хозяйство, сохранение Арктики. 

Организация существует за счет пожертвований частных лиц и отдельных компаний. Все поступления отражаются в публичной отчетности, и это гарантирует, что Greenpeace не получает средств из нежелательных источников. Greenpeace не принимает деньги от правительств, межправительственных организаций, политических партий или корпораций, чтобы избежать их влияния. Таким образом, деятельность "Гринпис" остается независимой. 

Слайд № 11

Учитель: Решить глобальные проблемы можно только усилиями всего мирового сообщества.

Слайд № 12

Учитель: «Человеческая история достигла водораздела, за которым изменение политики становится неизбежным. Более миллиарда человек, не могущих удовлетворить основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требует революции. Она грядет. Мы знаем, что у нас есть возможность предотвратить опасность, хаос и конфликты, которые в противном случае неизбежны». Эти слова премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундланд произнесла на конференции ООН в 1992 году, они не потеряли своей актуальности.

III этап. Закрепление материала Задача: выделить тезисы урока, проговорить их.

Методы: устный, фронтальный, наглядный, репродуктивный. Слайд № 13

Тезисы урока:

  • Основными глобальными проблемами являются увеличение пропасти между бедными и богатыми странами, экологический кризис, терроризм и угроза новой мировой войны.
  • Причинами возникновения глобальных проблем являются возросшая взаимосвязанность и взаимозависимость мира, возросшая мощь преобразовательной деятельности человека, низкий уровень сознания.
  • Глобальные проблемы затрагивают жизненно важные интересы всего человечества и требуют согласованных международных действий.
  • Один из важнейших путей преодоления глобальных проблем – изменение мышления людей, осознание необходимости борьбы с голодом и нищетой, бережного отношения к природным ресурсам.

IV этап. Рефлексия. Подведение итогов.

V этап. Домашнее задание:



Предварительный просмотр:

Проблема «Угроза новой мировой войны»

Задание для 4 группы (политологи):

  1. из текста и учебника стр. 300-303 выделите проявления данной проблемы?
  2. Каковы возможные последствия  новой мировой войны?

Проблемы войны и мира.

Война как способ решения международных проблем, несущий с собой массовые разрушения и гибель людей, порождающей стремлению к насилию и дух агрессии, осуждалась мыслителями-гуманистами всех исторических эпох. Из четырех с лишним тысяч лет известной нам истории лишь около трехсот были полностью мирными. Все остальное время в том или ином месте Земли полыхали войны.

По единодушной оценке многих ученых и политических деятелей, третья мировая война, если разразиться, станет трагическим финалом всей истории человеческой цивилизации. Таким образом, последствия ядерной войны станут катастрофическими не только для тех, кто будет участвовать в ней, - они коснуться всех.

Для того чтобы предотвратить военные действия, необходимо предпринять ряд мер, который бы обосновался на следующих принципах:

- признание приоритета общечеловеческих ценностей, отношение к человеческой жизни и миру как высшим ценностям человечества;

- отказ от войны как средства решения спорных вопросов, неустанный поиск мирных, политических путей разрешения всех конфликтов и проблем;

- признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу;

- понимание современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей.

Эти принципы прокладывают дорогу новой практике международных отношений. Практически единодушный отпор сообщества наций вызывает любая агрессия, в какой бы точке Земли она не возникла. Крепнут отношения доверия и сотрудничества между народами. Долог путь к прочному и надежному миру, но первые, наиболее трудные шаги к нему уже сделаны.

На протяжении нескольких послевоенных десятилетий проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны была важнейшей глобальной проблемой человечества.

Проблема мира, как и проблема войны, привлекает внимание политических и общественных движений, ученых многих стран. Бесспорны успехи миролюбивых сил и всех организаций, как и достижения ряда школ и направлений, научных центров, специализирующихся на исследовании проблем мира. Накоплена обширная сумма знаний о мире как цели, как факторе развития и выживания человечества, о сложной диалектике взаимосвязи войны и мира и ее особенностях в современную эпоху, о возможных путях и предпосылках продвижения к миру без оружия и войн.

                   

По материалам печати.



Предварительный просмотр:

Проблема «Экологический кризис»

Задание для 1 группы (экологи):

  1. из текста и учебника стр. 304-306 приведите примеры проявлений экологического кризиса;
  2. назовите возможные последствия экологического кризиса.

Экологическая эмиграция

Продолжающийся нагрев атмосферы способствует расширению пустынь. Во всем мире за последние годы жертвами этого процесса стали 10 млн квадратных километров. Больше всего пострадали Азия, Латинская Америка и Европа – северные берега  Средиземного моря. Трагичны последствия опустынивания в Африке: леса там уступают место пескам. Доходит до того, что людям даже не на чем готовить пищу – нет дров.

Непомерный рост народонаселения и вызванное этим увеличение нагрузки на экосистемы драматически сказываются на судьбах самих людей. Уже появилось понятие «эмиграция из-за разрушения природных условий обитания». Главной причиной бегства с родных земель стало изменение климата. В 1996 году, по данным ООН, таких экологических эмигрантов уже насчитывалось 26 млн. 173 млн. человек живет под угрозой покинуть насиженные места...

Современные прогнозы на будущее несколько снизили тревогу, появившуюся в конце 80-х годов, когда, по расчетам демографов, население мира должно было к 2100 году достичь примерно 14 млрд человек. Сейчас специалисты считают, что к 2050 году население планеты составит самое большее 9,4 млрд человек.

Большинство ученых считают: если человечеству уж совсем откажет разум и случится так, что численность населения Земли перейдет через верхнюю допустимую черту – 12 млрд, тогда все экосистемы будут разрушены, от 3 до 5 млрд человек окажутся в положении медленно умирающих от голода и жажды...

Александровский Г. По материалам немецкого журнала «Фокус»



Предварительный просмотр:

Проблема «Север - Юг»

Задание для 3 группы (экономисты-аналитики):

  1. По фрагменту предложенного текста определите, какие проблемы в развивающихся странах стоят наиболее остро.
  2. Как вы думаете, какие последствия могут иметь нерешенные проблемы развивающихся стран?

На Юг приходится 90% прироста населения. Бурный рост населения в развивающихся странах происходит в условиях, когда значительная часть проживающих в них людей находится на грани или в состоянии ужасающей нищеты. В крохотной африканской хижине без окон ежегодно прибавляется на свет по ребенку, если у главы семейства одна жена, и больше, если жен несколько - и так до тех пор, пока женщина не умирает при родах или не наступает вторичное бесплодие. И эти девять-десять, а то и все два десятка ребятишек изо дня в день не доедают…

Многомиллиардная помощь на развитие Юга - благо ли? Многочисленные теоретические анализы и практические исследования ситуации наглядно показали, какой вред эти миллиарды причинили странам, для развития которых они предназначались. Теперь неимущее население беднейших стран вынуждено платить проценты с тех сумм предоставленных кредитов, которые приносят богатеющим местным князькам обильные проценты с их лицевых счетов в швейцарских банках. Подсчитано, что за те годы, в течение которых происходило освобождение бывших колоний и молодые государства начали развиваться как самостоятельные, развитые государства выжали из них больше реальных ценностей, чем бывшие метрополии за предыдущие три столетия колониального господства. Развивающиеся страны задолжали развитым капиталистическим государствам более одного триллиона долларов…

Все больше плодородной, нередко введенной в оборот благодаря дорогостоящему орошению земли изымается у местных производителей сельхозпродукции, столь необходимой для собственного потребления. Вместо нее возделываются доходные экспортные культуры. Положение еще больше усугубляется поставками избыточной сельскохозяйственной продукции из США и стран Европейского Союза, в сравнении с которой, продукция, произведенная трудом местных крестьян, попросту оказывается неконкурентоспособной. Одновременно военщина ряда африканских стран получит дополнительный стимул к тому, чтобы с помощью силы прибрать к рукам традиционные общинные земли - основу пропитания местного населения, - превратив их в крупные плантации. А это в свою очередь будет означать лишь, что, с одной стороны, еще больше разбогатеют единицы, еще больше возрастут суммы на счетах правящей элиты в швейцарских банках, еще больше увеличится могущество пищевых концернов, опутавших своими сетями весь мир, а с другой - еще больше возрастет зависимость правительств беднейших стран Юга, а главное, еще острее станет проблема голода для обездоленной части населения планеты.

По материалам печати.



Предварительный просмотр:

Проблема «Север - Юг»

Задание для 2 группы (экономисты-практики):

  1. По таблицам «ВВП на душу населения» перечислите страны, относящиеся к самым богатым и к самым бедным.
  2. По политической карте мира определите, в каких регионах мира находятся самые бедные и самые богатые страны, назовите регионы.
  3. Объясните, почему проблема разрыва в уровне жизни между богатыми и бедными странами получила название «Север – Юг»?

Самые богатые страны

Страны

ВВП на душу населения (в долларах США)

1.

Лихтенштейн

39833

2.

Швейцария

37179

3.

Япония

34629

4.

Люксембург

29857

5.

Норвегия

28104

6.

Дания

26477

7.

США

26037

8.

Германия

25860

9.

Австрия

25578

10.

Бельгия

24949

Самые бедные страны

Страны

ВВП на душу населения (в долларах США)

1.

Судан

36

2.

Сан-Томе и Принсипи

49

3.

Мозамбик

77

4.

Эритрея

96

5.

Эфиопия

96

6.

Конго

117

7.

Сомали

119

8.

Таджикистан

122

9.

Кампучия (Камбоджа)

130

10.

Гвинея-Бисау

131



Предварительный просмотр:

Глобальная проблема

Проявления

Возможные последствия

Экологический кризис

 

 

«Север-Юг»

 

 

Угроза новой мировой войны

 

 

Глобальная проблема

Проявления

Возможные последствия

Экологический кризис

 

 

«Север-Юг»

 

 

Угроза новой мировой войны

 

 



Предварительный просмотр:

 

Рефлексия

(техника PARLA)

Purpose - цель

Какова была цель урока?

Actions – активность, деятельность

Наши предпринятые действия?

Results - результаты

Достигнутые результаты?

Lessons - уроки

Извлеченные уроки (полученные знания, умения, навыки и т.п.)?

Application - применение

Где конкретно данные уроки (знания, умения, навыки) будут применены?

 

Рефлексия

(техника PARLA)

Purpose - цель

Какова была цель урока?

Actions – активность, деятельность

Наши предпринятые действия?

Results - результаты

Достигнутые результаты?

Lessons - уроки

Извлеченные уроки (полученные знания, умения, навыки и т.п.)?

Application - применение

Где конкретно данные уроки (знания, умения, навыки) будут применены?

 

Рефлексия

(техника PARLA)

Purpose - цель

Какова была цель урока?

Actions – активность, деятельность

Наши предпринятые действия?

Results - результаты

Достигнутые результаты?

Lessons - уроки

Извлеченные уроки (полученные знания, умения, навыки и т.п.)?

Application - применение

Где конкретно данные уроки (знания, умения, навыки) будут применены?

 

Рефлексия

(техника PARLA)

Purpose - цель

Какова была цель урока?

Actions – активность, деятельность

Наши предпринятые действия?

Results - результаты

Достигнутые результаты?

Lessons - уроки

Извлеченные уроки (полученные знания, умения, навыки и т.п.)?

Application - применение

Где конкретно данные уроки (знания, умения, навыки) будут применены?

 

Рефлексия

(техника PARLA)

Purpose - цель

Какова была цель урока?

Actions – активность, деятельность

Наши предпринятые действия?

Results - результаты

Достигнутые результаты?

Lessons - уроки

Извлеченные уроки (полученные знания, умения, навыки и т.п.)?

Application - применение

Где конкретно данные уроки (знания, умения, навыки) будут применены?

 

Рефлексия

(техника PARLA)

Purpose - цель

Какова была цель урока?

Actions – активность, деятельность

Наши предпринятые действия?

Results - результаты

Достигнутые результаты?

Lessons - уроки

Извлеченные уроки (полученные знания, умения, навыки и т.п.)?

Application - применение

Где конкретно данные уроки (знания, умения, навыки) будут применены?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

10.07.19

Слайд 2

Глобальные проблемы современности 10.07.19

Слайд 3

Цель: изучить глобальные проблемы Задачи: Выяснить причины глобальных проблем Охарактеризовать глобальные проблемы Определить пути решения глобальных проблем

Слайд 4

Причины глобальных проблем: Глобализация – процесс или тенденция к объединению множества стран в экономическом, политическом и культурном плане, усиление взаимосвязи и взаимозависимости мира . Активная преобразовательная деятельность человека.

Слайд 5

Глобальные проблемы Экологический кризис Проблема «Север – Юг»: увеличение пропасти между бедными и богатыми странами Терроризм и угроза новой мировой войны

Слайд 6

Глобальные проблемы Глобальная проблема Проявления Возможные последствия Экологический кризис «Север – Юг» Угроза новой мировой войны

Слайд 7

Глобальные проблемы Глобальная проблема Проявления Возможные последствия Экологический кризис Расширение пустынь, изменение климата, загрязнение окружающей среды, сокращение продуктивности живого покрова, истощение ресурсов Разрушение экосистем, смерть 3-5 млн. человек от жажды и голода «Север – Юг» Угроза новой мировой войны

Слайд 8

Глобальные проблемы Глобальная проблема Проявления Возможные последствия Экологический кризис Расширение пустынь, изменение климата, загрязнение окружающей среды, сокращение продуктивности живого покрова, истощение ресурсов Разрушение экосистем, смерть 3-5 млн. человек от жажды и голода «Север – Юг» Нищета в слаборазвитых странах, долг более 1 трлн. долларов, разорение местных производителей, политическая и военная нестабильность Рост разрыва в уровне жизни между Севером и Югом, рост нищеты и зависимости правительств беднейших стран Юга Угроза новой мировой войны

Слайд 9

Глобальные проблемы Глобальная проблема Проявления Возможные последствия Экологический кризис Расширение пустынь, изменение климата, загрязнение окружающей среды, сокращение продуктивности живого покрова, истощение ресурсов Разрушение экосистем, смерть 3-5 млн. человек от жажды и голода «Север – Юг» Нищета в слаборазвитых странах, долг более 1 трлн. долларов, разорение местных производителей, политическая и военная нестабильность Рост разрыва в уровне жизни между Севером и Югом, рост нищеты и зависимости правительств беднейших стран Юга Угроза новой мировой войны Расширение числа ядерных держав, рост запасов вооружений, локальные войны, терроризм Мировая война, уничтожение жизни на Земле

Слайд 10

Пути решения глобальных проблем Вклад в решение глобальных проблем Международные соглашения Киотский протокол Общественные организации Римский клуб Экологические движения « Greenpeace »

Слайд 11

Пути решения глобальных проблем Усилия всего мирового сообщества Изменения мышления человека, осознание им своей ответственности за будущее человечества

Слайд 12

«Человеческая история достигла водораздела, за которым изменение политики становится неизбежным. Более миллиарда человек, не могущих удовлетворить основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требует революции. Она грядет. Мы знаем, что у нас есть возможность предотвратить опасность, хаос и конфликты, которые в противном случае неизбежны». Гру Харлем Брунтланн Глобальные проблемы

Слайд 13

Главное: Основными глобальными проблемами являются экологический кризис, увеличение пропасти между бедными и богатыми странами, терроризм и угроза новой мировой войны Причинами возникновения глобальных проблем являются возросшая взаимосвязанность и взаимозависимость мира, активная преобразовательная деятельность человека Решение глобальных проблем требует согласованных действий всего мирового сообщества, изменения мышления людей, осознание человечеством своей ответственности за настоящее и будущее

Слайд 14

Рефлексия (техника PARLA ) P urpose - цель Какова была цель урока? A ctions – активность, деятельность Наши предпринятые действия? R esults - результаты Достигнутые результаты? L essons - уроки Извлеченные уроки (полученные знания, умения, навыки и т.п.)? A pplication - применение Где конкретно данные уроки (знания, умения, навыки) будут применены?

Слайд 15

Домашнее задание: § 31, вопросы 4,5,7 устно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Глобальные проблемы современности".

Этот конспект будет полезен при обобщении и повторении заявленой темы....

Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности

Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы  стоящие перед обществом.В современных условиях о...

Урок "Глобальные проблемы современности"

Урок " Глобальные проблемы современности" в 9 классе. Цели урока: показать взаимосвязь глобальных проблем современности, их отличия от других проблем, с которыми сталкивается человечество; акцен...

интегрированный урок урок обществознания и географии "Глобальные проблемы современности"

Глобальные проблемы современности - совокупность социоприродных проблем. от решения которых зависит каким будет будущее на нашей планете, и будет ли оно вообще... Представленный интегрированный ...

Конспект урока на основе технологической карты по современной литературе "Быть или не быть..."(проблемы современной молодёжи на примере рассказа Л. Петрушевской "Глюк")

Данный конспект поможет учителю провести урок 8,9,10,11 классе по современной литературе.Познакомить с Петрушевской, а также одним из её рассказав "Глюк"...

Презентация к уроку Глобальные проблемы современности

Презентация к уроку обществознания в 11 классе по теме "Глобальные проблемы современности"...

урок "Глобальные проблемы современности"

Урок с использованием видеокейса....