Главные вкладки

    Урок "Гражданин - Отечества достойный сын"
    методическая разработка по обществознанию

    Разработка урока по обществознанию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГРАЖДАНИН – ОТЕЧЕСТВА ДОСТОЙНЫЙ СЫН

    Цель:

    • Усвоение содержания понятия гражданин, права и обязанности гражданина
    • Сформировать представления о поведении гражданина в обществе.

    Задачи:

    • Раскрыть понятия гражданин, права и обязанности гражданина, гражданский поступок.
    • Воспитание патриотизма, гражданственности.
    • Способствовать формированию активной гражданской позиции
    • Учиться формулировать и аргументировать свою точку зрения, анализировать высказывания;
    • Развивать умение извлекать необходимую информацию при работе с документами.

    План урока:

    1. Кого называют гражданином
    2. Права и обязанности граждан России
    3. Гражданский поступок.

    Основные понятия:

    Гражданин, патриотизм, Отечество, права и обязанности гражданина, гражданский поступок

    Тип урока:

    Урок формирования новых знаний.

    Домашнее задание:

    § 17,  кроссворд

    Проблемный вопрос: Составить собирательный образ гражданина.

    Мотивация: В самом сердце нашей страны на Красной площади стоит памятник, на пьедестале которого надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

    За что же Россия оказала уважение этим людям?

    Почему в памяти народной Кузьма Минин остался гражданином своего Отечества?

    Мы будем вести разговор о том, кого можно назвать достойным гражданином Отечества.

    Сегодня на уроке мы создаем собирательный образ гражданина, т.е. выделяем характерные черты гражданина.

    Ребята мы с вами будем работать по следующему плану:  объясним значение понятия гражданин, узнаем подробнее о правах и обязанностях  граждан РФ, выясним, какой поступок можно назвать гражданским.

    Ход урока

    1. Кого называют гражданином.

    Существуют понятия – подданный и гражданин. Чем различаются эти слова?

    Сколько интересных версий у нас прозвучало. Сейчас мы с вами проверим их правильность.

    В прошлом все жители нашей страны назывались подданными царя. Слово подданный произошло от слова поддавать, т.е. подчиняться.

    Подданный – значит подчиненный царю, государю.

    Подданные имели различные обязанности, но права их были ограничены.

    Напротив, слово «гражданин» связано с представлением о правах и свободах, которые ему принадлежат.

    Слово гражданин нам известно из истории Древней Греции и Рима, напомним друг другу его значение.

     

    Каждый ли житель Афин мог назвать себя гражданином?  Какими правами обладали граждане Афинского государства в отличие от не граждан?

    Гражданин – коренной житель города Афин, чьи родители оба граждане. Обладал политическими правами, участвовал в Народном собрании.

    Главное различие между гражданами и не гражданами в Афинах и Риме: только первые имели право участвовать в управлении делами государства.

    Попробуем сформулировать современное значение слова «гражданин».

    Приведите примеры словосочетаний, которые включают слово «гражданин».

    – Постепенно у нас начинает вырисовываться образ гражданина.

    Кто такой гражданин? Что у нас получилось? Проверим.

    Узнаем, так кто же такой гражданин.

    Словарь: гражданин – это человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам, пользуется его защитой, имеет права и обязанности.

    2. Права и обязанности граждан России.

    Мы выяснили, что гражданин – это человек, который обладает правами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь основным законом нашего государства.

    – Конституцией Российской Федерации

    Это закон государства, который определяет, как устроено общество и государство.

    Работа с выдержками некоторых статей Конституции РФ.

    Как человек становится ГРАЖДАНИНОМ? Что значит получить гражданство?

    Мы получаем гражданство с момента рождения. Для того чтобы стать законным гражданином своей страны нужен документ, подтверждающий, что родился гражданин – «Свидетельство о рождении». Граждане, достигшие 14-летнего возраста, проживающие на территории РФ, обязаны получить паспорт.

    Какие важнейшие права человека и гражданина вы можете назвать?   

    право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести.

    – Лягушка-путешественница, отправившись в путешествие,

     воспользовалась своим правом …(свободно передвигаться)

    – Буратино отправился в школу, чтобы воспользоваться своим правом на …

    – Какое право Колобка нарушила Лиса, съев его? (Право на жизнь)

    – Заперев Буратино в тёмном чулане, Мальвина совсем забыла, что Буратино имеет право на … (свободу).

    РАБОТА С КОНСТИТУЦИЕЙ.

    Какие еще права человека и гражданина указаны в статьях Конституции РФ? Что нового вы узнали?

    Почему в Конституции РФ отдельно указаны права человека и права гражданина? Чем отличаются они отличаются?

    Для того чтобы быть гражданином, человек должен обладать политическими правами. Участия в делах  государства. 

    Граждане могут:

    1) Избирать и быть избранными в органы государственной власти

    Можно ли всех граждан России собрать на одной площади или в одном помещении, чтобы они совместно решали государственные дела?

    Каким же тогда способом граждане России могут выразить свою волю?

    1способ: участие в управлении через своих представителей, избранных в представительный и законодательный орган – Федеральное Собрание, в Государственную Думу.

    2способ: участие путем голосования по наиболее важным государственным вопросам, которые выносятся на референдум – всенародный опрос. Гражданин, пришедший на избирательный участок, получает бюллетень, в котором он дает ответ на поставленный вопрос. После подсчета всех ответов за и против определяется воля большинства.

    Когда будут проходить ближайшие выборы?

    Кого будут избирать граждане?

    Кто сейчас является президентом Российской Федерации?

    2) Равный доступ к государственным должностям.

    Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.

    3) Участвовать в работе суда в качестве присяжного заседателя.

    4) Граждане могут обращаться в государственные органы.

    Жалобы на ущемление прав, предложения по государственным вопросам.

    Откройте Конституцию РФ, найдите статью 6 и прочитайте.

    О чём говорится в этой статье?

    Основные обязанности гражданина России

    Наряду с правами каждый гражданин имеет и обязанности по отношению к государству.

    • Соблюдать Конституцию и законы России, уважать права и свободы  

    других людей

    • Защищать Отечество                                        

    • Платить налоги

    • Охранять природу и окружающую среду      

    • Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

     – В чем значение обязанности гражданина соблюдать Конституцию, законы РФ?

    – В чем состоит значение обязанности гражданина защищать свое Отечество?

    – Почему необходимо, чтобы каждый бережно относился к памятникам истории и культуры?

    Как вы думаете почему важно быть гражданином?

    Посмотрите видеоролик.

    Гражданством нужно дорожить: по сравнению с не гражданами, находящимися на территории России, только граждане наделены политическими  правами. Российской государство гарантирует защиту и покровительство своим гражданам, находящимся за его пределами.

     

    3.  Итак, каждый человек с момента рождения является гражданином своей страны. Но мало родиться гражданином, им надо еще стать.

    Примеры равнодушия из жизни:

    Жара. Плавится асфальт. Пожилая женщина с полными сумками медленно движется по тротуару... Она падает. Сумки разлетаются в разные стороны. Прохожие равнодушно проходят мимо. Это потом доктор вынесет вердикт — её можно было спасти, если бы вызвали «Скорую» чуть раньше. Она пролежала на солнцепёке долгие минуты, которые стали последними в её жизни…

    Я хочу привести слова академика, исследователя древнерусской литературы Дм. Сергеевича Лихачева

    «Если человек равнодушен ко всему тому, что его окружает,

    он, как правило, равнодушен к своей стране».

    Д.С. Лихачев.

    Слайд: Почему этих людей можно назвать гражданами? В чем заключается их подвиг? Почему память о них навсегда останется в наших сердцах?

    Понятие гражданин тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.

    На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину.

    А правильно ли, что гражданином Отечества можно назвать только того, кто защищал Родину с оружием в руках?

    У Василия Шукшина есть рассказ о деревенском парне Пашке. Все вокруг знали о его несерьезном характере и называли «балаболкой».

    В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся…

    – Как характеризует этот поступок простого деревенского паренька Пашку?

    – Все ли могут поступить так, как герой рассказа? Каждый ли способен на подобный поступок? А почему?

    – Какие чувства заставили его совершить этот поступок.

    В экстремальной ситуации проявились лучшие качества этого человека.

    Подумайте, а какого человека можно назвать достойным гражданином?

    Достойный сын Отечества – это человек мысли и поступки, которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

    Как вы думаете, что такое гражданский поступок? (Гражданский поступок – полезные и разумные действия гражданина, которые влияют на судьбу Отечества). Таких примеров в истории много.

    В наше время тоже совершаются поступки достойные истинного гражданина.

    Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в октябре 2002 года. В первые часы главной задачей было вывести из-под удара детей.

    Трагические события в Москве показали России ее настоящих героев. Это не только бойцы спецназа, но и те, кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей.

    Вместе с доктором Рошалем под дулом автоматов оказывали помощь заложникам врачи. Их доктор Рошаль назвал настоящими героями. А о себе профессор, доктор медицинских наук, хирург с мировым именем сказал так: “ Я не герой, таких как я, сотни”.

    После «Норд – Оста» Леониду Рошалю была вручена премия «Национальный герой». Леонид Рошаль был и в Беслане в сентябре 2004 г, все 3 дня провел у стен захваченной террористами школы вместе со страдающими родителями.

    –  Ребята, что вы думаете о деятельности этого человека. Можно ли назвать его настоящим гражданином своего Отечества? Какие качества личности Леонида Рошаля позволяют вам так думать?

    Во всех приведенных примерах гражданином выступает взрослый человек. А ребенок,  школьник, может совершить гражданский поступок?

    Примеры гражданских поступков.

    1. Ребёнок вошёл в горящую избу и спас троих малышей. Житель Нижегородской области Дима Филюшин может стать одним из самых юных кавалеров ордена Мужества. Он вынес из горящего дома трёх маленьких детей. Пожарные и власти Лукояновского района, где живёт Дима, направили представление на его награждение в Москву.

    Какие качества личности помогли Диме Филюшину совершить такой поступок? Ответ ученика: мужество, отзывчивость к чужим бедам.

    – Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками?

    1) Ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым островкам своего города.

    2) Молодые люди участвуют в восстановлении храма.

    – Ребята, подумайте, а как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина? 

    За образец поведения мы с вами можем взять жизнь и деятельность граждан, которые внесли огромный вклад в развитие нашего родного города Мурманска. Их имена увековечены на аллее почетных граждан.

    – Алексей Алексеевич Киселев

    – Виталий Сергеевич Маслов почетный полярник, заслуженный работник Морского флота России, инициатор воссоздания в России праздников славянской письменности и культуры, писатель, который воспевал  красоту  русского Севера.

    – Виктория Владиславовна Чачина

    III. Закрепление материала.

    Портрет гражданина

    Гражданин – человек, который

    любит__________________________________

    переживает______________________________

    действует_______________________________

    протестует______________________________

    Таким образом, Быть настоящим гражданином и патриотом своей страны –  это значит любить и гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни, беречь и умножать богатства родного края.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема урока: Гражданин - Отечества достойный сын

    Слайд 2

    Составить собирательный образ гражданина ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    Слайд 3

    План урока: Кого называют гражданином Права и обязанности граждан РФ Гражданский поступок

    Слайд 4

    1. Кого называют гражданином Путешествие в прошлое Чем различаются понятия Подданный Гражданин от древнеславянского горожанин, слово связано с правами и свободами от слова поддавать, т.е. подчиняться

    Слайд 5

    1. Кого называют гражданином Гражданин – человек, который 1) принадлежит к постоянному населению данного государства; 2) подчиняется его законам; 3) пользуется его защитой; 4) имеет права и обязанности. Древняя Греция право участвовать в управлении делами государства

    Слайд 6

    Права и обязанности граждан РФ

    Слайд 7

    Какие важнейшие права человека и гражданина вы можете назвать? Конституция Российской Федерации

    Слайд 8

    Чтобы быть гражданином, человек должен обладать политическими правами. В Конституции РФ отдельно говорится о правах человека и гражданина. Чем отличаются права человека и гражданина? 2. Права и обязанности граждан России

    Слайд 9

    Права гражданина РФ Равный доступ к государственным должностям. Участвовать в работе суда в качестве присяжного заседателя. Избирать и быть избранными в органы государственной власти Граждане могут обращаться в государственные органы. 1 2 3 4

    Слайд 10

    Обязанности граждан РФ


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Гражданством нужно дорожить Почему важно быть гражданином?

    Слайд 2

    3. Гражданский поступок Почему этого человека можно назвать гражданином своего Отечества? Какой подвиг он совершил?

    Слайд 3

    Патриот – это человек, преданный своему народу, любящий свое Отечество, готовый к любым подвигам во имя интересов своей Родины. Достойный гражданин - это патриот

    Слайд 4

    Гражданский поступок - это действия, которые совершаются на благо Отечества, приносят пользу людям, стране, обществу.

    Слайд 5

    Составить собирательный образ гражданина ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публичный урок "Гражданин-Отечества достойный сын!"

    Открытый урок по обществознанию в 6 классе с презентацией.В нем даются такие понятия как Гражданин, гражданственность, патриот. Расширяются знания о государственной символики России и Адыгеи....

    Проект «Что такое гражданин? Отечества достойный сын!»

    Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Учебная дисциплина «инос...

    Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Гражданин – Отечества достойный сын»

    Программа составлена учителем истории и обществознания МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области Н.Е. Ермолаевой....

    Методическая разработка урока обществознание для 5-6 класса "Гражданин - Отечества достойный сын"

    Данное мероприятие позволило школьникам  приобрести  базовые навыки, обеспечивающих успешное действие  подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях. ...

    Анализ открытого урока для конкурса "Учитель года-2015" по обществознанию за 6 класс по теме "Гражданин-Отечества достойный сын".

    Даггый урок был разработан и проведен в рамках муниципального конкурса "Учитель года -2015" в городе Сосногорске. При разработке презентации  была так же оказана помощь завучем школы Кочерги...

    Открытый урок по обществознанию в 6 классе по теме "Гражданин-Отечества достойный сын" для конкурса "Учитель года-2015"

    Даггый урок был разработан и проведен в рамках муниципального конкурса "Учитель года -2015" в городе Сосногорске. При разработке презентации  была так же оказана помощь завучем школы Кочерги...

    Презентация к уроку обществознания "Гражданин - Отечества достойный сын".

    Данную презентацию можно использовать в качестве образовательного ресурса на уроке обществознания в 6 классе....