индивидуальный проект "Призвание учителя есть призвание высокое и благородное"
творческая работа учащихся по обществознанию (9 класс)

Антипкина Галина Александровна

индивидульный проект уч-ся 9б класса Вольных Елизаветы по теме  " Призвание учителя есть призвание высокое и багородное".Научный руководитель Антипкина Г.А.

        В настоящее время проблема в отношениях между учениками и учителями очень актуальна, но решения ей пока что не нашлось. Дело в том, что не все взрослые люди, работающие педагогами, могут найти полноценный контакт с детьми. Причиной тому может быть отсутствие опыта или неправильно выбранная профессия, а также множество других факторов. Дети же в свою очередь, да и многие люди в целом, не понимают насколько это тяжелая и ответственная работа – воспитывать целое поколение.  Задача учителя – не просто вырастить ребёнка, но и дать знания, воспитать морально и умственно, чтобы  впоследствии вырос полезный для общества человек. Иными словами, отношение к такой замечательной профессии очень сильно изменилось в наше время, причём не в лучшую сторону. Чтобы это исправить, нужно знать историю данной специальности и сознавать её значимость.Поэтому  она решила выяснить  - кто такой учитель?  Узнать об истории учительской  династии моей семьи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл защита проекта474.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №14 станицы Ярославской муниципального образования Мостовской район.

Индивидуальный проект

Призвание учителя есть призвание высокое и благородное

Выполнила учащаяся 9 «Б» класса

МБОУ СОШ №14 ст. Ярославской

Вольных Елизавета.

Научный руководитель:

учитель истории ,обществознаия Антипкина Г. А.

ст. Ярославская

2019 г.

Призвание учителя есть призвание высокое и благородное

Аннотация

В настоящее время проблема в отношениях между учениками и учителями очень актуальна, но решения ей пока что не нашлось. Дело в том, что не все взрослые люди, работающие педагогами, могут найти полноценный контакт с детьми. Причиной тому может быть отсутствие опыта или неправильно выбранная профессия, а также множество других факторов. Дети же в свою очередь, да и многие люди в целом, не понимают насколько это тяжелая и ответственная работа – воспитывать целое поколение.  Задача учителя – не просто вырастить ребёнка, но и дать знания, воспитать морально и умственно, чтобы  впоследствии вырос полезный для общества человек. Иными словами, отношение к такой замечательной профессии очень сильно изменилось в наше время, причём не в лучшую сторону. Чтобы это исправить, нужно знать историю данной специальности и сознавать её значимость.

Поэтому я решила выяснить  - кто такой учитель?  Узнать об истории учительской  династии моей семьи. По данному вопросу изучила литературу, провела опрос своих родственников, одноклассников и учителей  МБОУ СОШ № 14 ст. Ярославской. Проанализировала полученные результаты.

Занимаясь исследованием узнала историю учительской династии моей семьи, подтвердила мысль о том, что учитель – это действительно гордое и великое призвание, которое ещё нужно заслужить. Мало просто качественно выполнять свою работу, в неё нужно вкладывать душу, отдавать ей все свои силы. Только так можно добиться достойного звания учителя и завоевать признание учеников. Кроме того нужно иметь железные нервы и бесконечное терпение, чтобы воспитать целое поколение. На такое способен далеко не каждый человек и именно поэтому педагоги заслуживают своим трудом особые почёт и уважение.

Данная работа может быть использована в школьном музее МБОУ СОШ № 14. Практическая значимость работы велика, так как помогает понять что учитель-это действительно гордое и великое призвание.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………3

1.1Актуальность………………………………………………………………....3

1.2 Цели и задачи………………………………………………………………..3

1.3Гипотеза………………………………………………………………………3

1.4 Проблема……………………………………………………………………..3

1.5 Методика исследования……………………………………………………..3

2. Основное содержание………………………………………………………....3

2.1 Кто такой учитель?!………...………………………………………………..3

2.2 История профессии………………………………………………………….

2.3 Отношение к учителям…………………………………………………….

2.4 Что такое династия?........................................................................................ 4

2.5 Основатель моей династии…………………………………………………...5

2.6 Продолжатели династии……………………………………………………..7

2.7 Практическая часть

3.Заключение ……………………………………………………………………..8

4.Список литературы……………………………………………………………..8

5. Приложение…………………………………………………………………….8

1.Введение

1.1Актуальность

      Проблема в отношениях между учениками и учителями очень актуальна в 21-ом веке, но решения ей пока что не нашлось. Дело в том, что не все взрослые люди, работающие педагогами, могут найти полноценный контакт с детьми. Причиной тому может быть отсутствие опыта или неправильно выбранная профессия, а также множество других факторов. Дети же в свою очередь, да и многие люди в целом, не понимают насколько это тяжелая и ответственная работа – воспитывать целое поколение.  Задача учителя – не просто вырастить ребёнка, но и дать знания, воспитать морально и умственно, чтобы  впоследствии вырос полезный для общества человек. Иными словами, отношение к такой замечательной профессии очень сильно изменилось в наше время, причём не в лучшую сторону. Чтобы это исправить, нужно знать историю данной специальности и сознавать её значимость.

1.2 Цели и задачи:

- изучить историю происхождения профессии  «учитель»;

- ознакомиться с  отношением к преподавателям в разные периоды истории;

-  узнать историю учительской династии моей семьи.

- выявить привлекательные моменты в данной профессии.

1.3 Гипотеза: 

    Призвание учителя есть призвание гордое и благородное.

1.4 Проблема:

  Почему в настоящее  изменилось отношение к учителям.

1.5 Методика исследования:

-  беседа с  родственниками,

- изучение литературы,

- работа с семейным фотоальбомом и  с семейным архивом;

- разработка анкеты

- проведение анкетирования;

-  анализ полученных результатов по группам респондентов;

- сопоставление полученных результатов;

- формирование образа учителя глазами современного общества.

2. Основное содержание

2.1  Кто такой учитель?!

Учитель – три слога.

Не так уж и много,

А сколько умений вмещает оно!

Уменье мечтать! Умение дерзать!

Уменье себя работе отдать!

Уменье учить! Уменье творить!

Уменье детей беззаветно любить!

Учитель – три слога.

 Но как это много!

И это призванье вам Богом дано!

      Кто такой учитель?! Это, прежде всего человек, занимающийся обучением и воспитанием учащихся, ведущий  за собой в мир знаний, понимающий ранимую детскую душу, лицо, добровольно взявшее на себя высокую ответственность за его будущее.

      Когда-то профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных. А в наши дни она еще и самая сложная. Быть учителем очень серьезная задача. Ведь именно от него мы получаем знания, которыми пользуемся в дальнейшем. И знания эти должны быть верными, глубокими и полезными.

      Но часто ученики сопротивляются получать ценные учения: прогуливают уроки, не выполняют домашние задания, грубят учителям и вытворяют совершенно невыносимые вещи, не понимая, что они теряют и сколько боли порой причиняют преподавателю. А им ведь в свою очередь нужно терпеть, понимать и пытаться что-то исправить с помощью только одного своего средства – слова.  Учитель должен не только преподавать свой предмет, но и заниматься воспитанием своих подопечных, не закрывать глаза на их выходки. Это удаётся далеко не всем и не всегда. Ведь так сложно порой сдержаться! 

      Профессия учителя является одной из самых сложных в наши дни и при этом далеко не всегда оценивается по достоинству. Все мы прекрасно знаем о трудностях, с которыми учитель сталкивается, придя на работу: низкая  заработная плата, кипа бумажной работы, которая мешает сосредоточиться на самом главном – учениках, а так же неуважительное отношение со стороны воспитанников, поэтому немногие решают стать учителем и посвятить себя детям сейчас. Но, к счастью, есть и те, кого не пугают условия работы.

      В нашей жизни было и будет ещё много учителей. На протяжении долгих лет учебы мы сталкиваемся  с добросовестными, ответственными, любящими свое дело преподавателями и с равнодушными людьми, которые к своему огромному несчастью, попали не в свою сферу деятельности. И от этого мучаются сами и неосознанно вносят в ученическую атмосферу  состояние неприязни к своему предмету. Но в каждом из них были свои плюсы. Только в сравнении мы понимаем, что каждый может работать учителем, но далеко не каждый им является. Ведь такая работа является именно призванием потому, что она очень сложна. Также учитель должен любить всех своих учеников и объективно оценивать их способности и знания, не выделяя из общей массы «любимчиков».

Учитель - это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сей день. Как и всё на свете, она претерпевает изменения. Согласно словарю Ожегова, учитель - это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Если раньше это понятие вызывало лишь одну ассоциацию: школа, то сегодня рамки профессии расширены. Учителя передают нам знания в вузах, курсах английского языка, учат различным бизнес наукам как бизнес-тренеры, коучи, работают над нашей пластикой на занятиях по йоге и танцам.

2.2 История профессии

       Доподлинно невозможно сказать, как именно всё происходило.  В происхождении профессии учитель нет какой-то установленной или хотя бы оговорённой даты. Она древна так же, как и сам мир.

      Когда-то очень давно, еще малочисленным сообществом, людям приходилось добывать пропитание охотой и собирательством. Дети, едва начав ходить, тоже принимали в этом участие, и именно так, постепенно, наблюдая за жизнью взрослых, они и учились. Когда произошёл переход от преимущественной охоты к земледелию и относительной обеспеченности родов и племён пищей, пожилые люди смогли стать относительно свободными от непосредственного участия в сборе пищи, но зато – они стали первыми учителями. Относительный избыток свободного времени и богатый жизненный опыт способствовали укреплению их статуса. Тем более что стало заметно: при целенаправленном обучении детей польза от их труда была более очевидна.

      Конечно, на столь примитивном уровне педагогики знания передавались непосредственно из уст в уста, с помощью картинок, но так постепенно стали складываться культура и традиции. Возникает ранняя письменность, старшие члены племён становятся вождями, старейшинами, жрецами. Знание начинает накапливаться, сохраняться, передаваться из поколения в поколение.

Возникают древние царства – Египет, Месопотамия, ИндияКитай… Основными учителями и носителями знаний становятся жрецы. Слой образованных людей очень мал, в основном это знать. Прочие касты обучаются по профессиональному принципу, т.е. учат только то, что позволит впоследствии овладеть той или иной профессией. И тем не менее – зачатки первых школ и учительской прослойки постепенно начинают возникать.

    В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.

       Конечно, для всех этих образовательных учреждений требовались преподаватели, и они были – выдающиеся врачибогословыюристы, экономисты считали за честь читать лекции и просто преподавать студентам, осознавая, таким образом, свою непосредственную причастность к делу передачи знаний новым поколениям.

   Темные же века раннего Средневековья сделали своё дело. Уровень образования был в это время очень низок. Свеча знания слабо тлела только за монастырскими стенами.

     Учителями обычно выступали представители духовенства, лишь ближе к Ренессансу университеты становятся очагами свободомыслия и постепенно выделяется профессиональная профессура – отдельная каста преподавателей. Однако такая наука, как педагогика, до сих пор находится в забвении, профессиональных учителей для школ нет.

Собственно начало современному школьному образованию было положено чешским педагогом-гуманистом Яном Амосом Коменским. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания в начале 17 века. Многие общеупотребительные слова – как «урок», «класс», «каникулы» – ввёл именно он.

    Согласно Древнерусским летописям, вся Русь приняла христианство, и везде: во всех сёлах и деревнях стали строить храмы. Русь переняла школы у других цивилизаций, учителями были старые, мудрые, начитанные люди, которые должны были передавать свои знания молодёжи. Учителями на Руси часто становились именно священники, а дети воспитывались очень хорошо. Сначала на Руси образование получали, в основном, будущие церковные служители. Историки говорят, что один учитель мог заниматься с 6-8 учениками. Учили в древнерусских школах писать, читать, петь, а также закону божьему.

     В XVII веке обучение в русских школах началось по-новому. Ученики сидели все вместе, но каждому учитель давал своё задание. Научился читать и писать — закончил школу. Учителя были строгими. За неаккуратность наказывали: секли розгами, ставили в угол на колени на рассыпанный горох, а подзатыльников было не счесть. Также в XVII веке в школах стали учить латыни. Шло время, школа развивалась вместе с обществом.

         В России бурное развитие системы школ и учителей связано с именем Петра Первого. Он открывает большое количество школ, приглашая учителей из Европы, и отправляет туда на дополнительное обучение большое количество молодежи.

     Наиболее известный русский педагог – Константин Дмитриевич Ушинский, называемый ещё «отцом русских учителей». Его появление было великим благом для России середины 19 века. Поскольку именно он настаивал на всеобщем образовании, открытии сельских и городских школ (для детей крестьян и рабочих), а также женском образовании.

      В 20 веке наиболее известен своими трудами педагог А.С. Макаренко. Он в сложные 20-е годы смог создать поистине революционный подход в образовании, и более того – доказать его действенность на практике.

      В XX веке сформировались такие школы, в которых мы учимся сейчас. За все время их существование много поменялось: вместо папирусов и бересты появились тетрадки, потом появились книги, учебники, потом компьютеры. Теперь школьники изучают множество предметов. Не изменилось только одно – учитель. Без учителя нет школы. Учителя передают нам свои знания, помогают разобраться в сложных предметах. Сейчас, в XXI веке, профессия учитель очень важна, нужна и распространена. Сегодня учителем может быть и женщина, и мужчина. В данные времена учителей уважают и почитают. Не зря М.И Калинин писал: «Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека»[3].

        Конечно, было много педагогов, известных и не очень. Многие учителя посвятили свои жизни делу обучения детей.

        Всем известны примеры того, как учителя, в период гонений на них, рискуя собой, обучали детей родной культуре, языку и религии; как в московском метро во время бомбёжек они давали детям уроки; как в партизанских отрядах между боями обучали подростков, с автоматом наперевес...

        Все они живы в наших сердцах и мы помним о них, также как и об их далёких предках, имён которых история не сохранила, поскольку если бы не они, то каждая новая волна варварства и невежества смывала бы и опрокидывала цивилизацию.

       Не зря арабы говорят: «Сердце   истинного ученика и истинного учителя связывает незримая нить». Поистине, это нить –  связующая поколения!

2.3 Отношение к учителям

         В древности  учителем называли человека, который непосредственно ведет уроки в школе. Кстати, специализации тогда не было, один учитель преподавал все, как мы бы сейчас сказали, предметы: то есть грамоту, счет, литературу, мифологию. В более редких случаях у учителя были ассистенты-подмастерья, но и они больше отвечали за порядок в школе.   А педагог — это слуга, он работает, если же нет — он педагог. И это неправильно, — делали вывод авторы, — ибо педагог должен быть воспитателем, а в воспитатели не всякий годится. сопровождающий ребенка в школу, забирающий его оттуда и часто сидящий рядом с ним на уроках. Статус его был довольно сложным, неоднозначным. Авторы многих античных произведений порой ворчали: дескать, если раб годится работать,

       То есть,  статус педагога не сводился только к сопровождению ребенка в школу. Педагог еще и воспитывал, да и вообще был спутником жизни своего подопечного. Фактически, он был «дядькой», как называлось это в русской культуре XVIII-XIX веков..

      Но в античном мире статус педагога мог повышаться. В определенных обстоятельствах он мог стать опекуном ребенка, нести за него финансовую и юридическую ответственность, и даже выполнять роль родителя. Кстати, он имел право и телесно наказывать ребенка. Вообще, детей во все времена били, и дома, и в школе, невзирая на происхождение и сан. В Египте бытовала поговорка, что ухо мальчика находится на его спине. Впрочем, бывало и так, что ребенок из знатной семьи давал педагогу сдачи.

     Позднее учителем мог  стать,    кто хотел.  Дипломов и сертификатов тогда не требовали. Объявляет человек, что открывает школу, — к нему и идут. Или не идут — если учит плохо или плату требует слишком большую. То есть в полной мере действовали рыночные законы. Что же касается мотивации учительства, то она чаще всего тоже была вполне рыночной — заработать денег. Иногда учительство становилось для человека подработкой, в дополнение к основной профессии. Скажем, школу мог открыть и ремесленник.

       Впрочем, особо доходной профессией учительство никогда не было. Иногда учителю элементарной школы что-то подбрасывало государство — сейчас бы мы назвали это «грантами». Иногда платили натурой — это мог быть мешок проса, к примеру.

        В целом в античном мире социальный статус учителя был не слишком высок. В нынешних понятиях — это нижняя граница среднего класса. Важно еще и то, что учителя не составляли никакой корпорации, «цеха», они были каждый сам по себе. В целом их уважали, но не более того.

       Государство в какой-то мере контролировало деятельность учителей, но, конечно, не так, как сейчас. Не было никаких инспекторов. Просто если жалоб на данного учителя оказывалось много, власти как-то реагировали. Известны случаи, когда учителем были недовольны, и ему приходилось закрыть школу, уехать из города, заняться чем-то иным — к примеру, торговлей. Но чаще всего происходила естественная регуляция: к тому, к кому прилипла слава плохого учителя, просто не отдавали учеников.

      В средние  образование было довольно примитивным — но оно соответствовало уровню своей эпохи. Естественно, многое зависело от места, от времени. Богатые родители, конечно же, могли дать своим отпрыскам лучшее образование, чем бедные. Как и сейчас, впрочем.  Что касается примитивных методов преподавания, то под ними чаще всего подразумевают механическое заучивание наизусть. А так ли уж оно плохо — это вопрос спорный. Ведь такое заучивание тоже развивает мышление, можно сказать, организует внутренний мир. Гуманисты в эпоху Возрождения, кстати, придавали большое значение мнемонике — умению запоминать большие объемы информации.

       Во второй половине XVIII века манипулятивный проект подвергся серьезным идеологическим изменениям благодаря Жану Жаку Руссо. Тот, споря с Вольтером, считал, что нужно не механически форматировать нового человека (подобно болванке на токарном станке), а выращивать его, то есть принимать таким, каков он есть, но культивировать его лучшие черты и пресекать худшие. Другими словами, педагог должен быть не столько «токарем», сколько «садовником». А отсюда закономерно вытекает идея, что необходимо всеобщее образование. Оно необходимо всем — и дворянам, и простонародью. Всех надо «окультуривать».

   В России эти идеи горячо восприняли — и Екатерина Великая, и Новиков, и Бецкой. Постепенно мысль о необходимости массового образования укоренялась в умах российской элиты, и уже в XIX веке, после наполеоновских войн, вылилась в образовательные реформы. Направление этих реформ — отдельная тема, тут уже реализуется не столько «просвещенческий», сколько «государственный проект».

      В  данном случае важно, что благодаря таким педагогическим реформам крайне возросла роль школьного учителя. Причем, опять же, не только в России, но и вообще в Европе. Вспомним известную фразу Бисмарка, что битву под Садовой (сыгравшую ключевую роль в объединении Германии) выиграл школьный учитель.

     В XIX веке общим местом стала критика школы — ее вспоминают как скучное время, когда скучными людьми навязывались какие-то скучные вещи. Это что касается гимназического учителя. С другой стороны, огромным уважением пользовался учитель сельский. Особенно с 60–70-х годов XIX века, когда возникло народничество и молодые люди, обуреваемые светлыми побуждениями, пошли преподавать в сельские школы. Плюс к тому же, отмена крепостного права создала возможность социальных лифтов для получивших образование крестьянских детей, то есть образование как таковое стало цениться.

   Примерно тогда от школьного учителя начали ждать, что он должен сеять «разумное, доброе, вечное» В школы пришли люди с миссией, и миссия их обучению детей грамоте. Учитель, особенно сельский, — это еще и моральный авторитет, и окно в другой мир, и народный заступник, и просветитель взрослых крестьян. Словом, перефразируя Евтушенко, «учитель в России больше, чем учитель». Иными словами, разночинцы создали культ учителя. Революционная пропаганда, кстати, тоже работала на этот культ.                                В   XX веке образование стало массовым и обязательным. А, следовательно, и профессия учителя тоже стала массовой. Когда учителей требуются миллионы, то для общества становится очевидным, что лишь малая доля их — Учителя с большой буквы.

    В СССР как минимум до конца 1940-х годов авторитет учителя был весьма высок. Причин тому несколько. Во-первых, за спиной учителя стояло государство, учитель воспринимался как часть государственной машины. Во-вторых, учителя тогда были пусть и небогатыми людьми, но вовсе не нищими — их заработок был чуть больше, чем у большинства родителей их учеников. В-третьих, это были в значительной своей массе очень интеллигентные люди, получившие образование еще до революции. По мнению многих,  образование тогда крайне ценилось, оно реально открывало путь с социальных низов в элиту общества.

     Но вот где-то уже в хрущевскую эпоху, на рубеже 1960-х годов, ситуация постепенно меняется. Образование превращается в массовую машину, классы по 45 человек, учитель в плане заработка ничуть уже не выделяется на общем фоне, да и образован значительно хуже, чем прежние учителя, — он ведь уже выпускник советского пединститута, а не дореволюционного университета. Школьное образование фактически становится механизмом штамповки человека. Отсюда — пренебрежительное отношение к учителю и со стороны учеников, и со стороны родителей.

      В постсоветское время  ситуация сложная. С одной стороны, в 90-е годы резко понизилась ценность образования в глазах большинства населения. Зачем учиться, если пределом мечтаний для многих стало место продавца в ларьке? Вспомните это время, когда массовой верой стали деньги — причем деньги быстрые и любой ценой. Не то что знания — но даже и «корочки» перестали цениться, тем более что их можно стало попросту купить. Все это влияло и на отношение к учительству. В учителе начали видеть «лузера», неудачника.

    А с другой стороны — появились частные школы, лицеи и гимназии с очень высоким уровнем преподавания и высоким уровнем оплаты учительского труда. Учитель в таких школах вновь стал уважаем, фактически его начали воспринимать как представителя элиты.

        К концу 90-х годов постепенно в обществе появилось понимание, что все-таки без образования никуда — серьезной карьеры не сделаешь, да и купленные «корочки» могут выйти боком. Конечно, это еще не светлая и бескорыстная тяга к знаниям, но, по крайней мере, не наплевательское отношение к школе. Учитель по-прежнему остается нищим и не слишком уважаемым, но хотя бы перестает восприниматься «лишним человеком». Да и образование, кстати, унифицируется. То, что в начале 90-х считается элитным образованием, к началу 2000-х таковым быть перестает.

         В  2000-е годы, с одной стороны, несколько улучшается финансирование массовой школы, но, с другой, хуже становится школам элитным. Многие из них закрылись — и по экономическим причинам, и в силу чиновничьего произвола. Причем в первую очередь речь идет о школах хоть и платных, но доступных среднему классу. Кто-то до сих пор держится — например, православные гимназии, хотя им тоже приходится нелегко.

       Так что, как видим, учительство по-прежнему остается хоть и необходимой, но не слишком уважаемой и не слишком оплачиваемой профессией.

Как поднять престиж учительской профессии?

               Многие граждане РФ считают, что  государство должно вкладывать в образование деньги, и деньги серьезные. Причем не в образование «вообще», а именно в оплату учительского труда. Учителя, который получает сто тысяч рублей, будут уважать больше, чем получающего десять. Причем надеяться, что в этой сфере сами собой заработают рыночные механизмы, — наивно.

       Второе, что нужно сделать, — это пересмотреть содержание образования. Наша школа до сих пор воспроизводит образовательную модель XIX века, что уже становится неадекватным современному положению вещей.

          И, наконец, надо понять, что речь идет не только о спасении учителя — речь о спасении общества. Одно с другим взаимосвязано. Если мы не хотим развала всего и вся — то должны спасти учителя, должны сделать из него уважаемого человека и дать ему возможность заниматься подлинным образованием и воспитанием, а не фаршировкой мозгов.

2.4  Что такое династия?

       У каждого народа, как и каждого человека, есть своё настоящее и своё прошлое. Быстро идёт время. День сегодняшний завтра уже будет днём вчерашним и скоро останется позади, постепенно отодвигаясь всё дальше и дальше. Немногие осознают сегодня всю значимость и необходимость изучения истории своей семьи. Без знания своих истинных корней, своей истинной природы, невозможно считать себя полноценным человеком. Человек, у которого нет прошлого, не имеет настоящего и будущего. Каждому человеку просто необходимо знать своих предков  Семья... как много в этом слове для каждого из нас! Разве всё то, что значит для человека слово семья, входит в рамки лексического толкования семьи как группы живущих вместе близких родственников? Конечно, нет! Семья - это источник любви, радости, счастья, тепла, верности, уважения, знаний, доброты... Это источник жизни!

      Множество слов и терминов стали «родными» и для русской речи, и одним из них стало слово «династия». Это понятие не имеет слов-родителей в русском языке. Откуда же оно?

      Само слово родом из Греции. На языке древних афинян и спартанцев «династия» (dynasteia) означало «владычество». Таким образом, первоначально оно было непосредственно связано с управлением, господством. Дополнительные значения древнегреческого слова «династия» – это "мочь, уметь". Приблизительно с тем же значением оно использовалось в Древнем Риме. Там прошлое значение понятия «династия» – это господствующее семейство, владельцы, хозяева. Из латыни слово перешло и во все функционирующие европейские языки. Прямое значение понятия «династия» – это несколько монархов, связанных кровным родством и последовательно сменяющих друг друга у власти.

      Времена королей практически подошли к концу, но слово «династия» продолжает свое существование и сегодня. В настоящее время оно используется в значении «ряд поколений». В династических семьях от отца к сыну передаются умения, навыки, секреты мастерства. Известны цирковые династии, династии актеров, врачей и юристов.

      Сложившаяся профессиональная династия в семье – это большой плюс, так как благодаря ей последующее поколение ( дети, внуки и правнуки) имеют достаточное количество знаний о данной специальности. Благодаря этому,  выбор профессии для подрастающего поколения становится легче: они знают о нюансах, трудностях, плюсах и минусах этой профессии.

      В энциклопедическом словаре читаю: «Династия – род, господствующий в государстве с наследственной монархией». Но почему господствующий род? Я напишу о нашей семейной династии учителей, о близких людях, которые обладали и обладают гуманной профессией, служили и служат детям. Мой рассказ о нашей семейной династии-учителей.

      Учитель – это не просто человек, хорошо знающий предметы.  Это тот человек, который должен уметь провести интересный и продуктивный урок, заинтересовать учеников в работе. Для этого необходимо изучить много литературы, научных статей, а также каждый раз обучаться новым тенденциям в преподавании, знакомиться с новыми взглядами на методику обучения.

      Династия преподавателей – ценный труд, наследие знаний и умений, которые складывались не одним поколением. Так кто же тогда как ни последующие поколения должны продолжить дело своих предков.

      Любая профессия требует от человека любви, упорства, настойчивости и знаний.

       И только передача этих знаний, обогащающих каждым поколением, создают династию. Династия, это не призвание, не профессия, это имя, это имидж семьи, ее знамя. Быть похожим на родителей, это значит взять от них все самое ценное, развивать, улучшать, совершенствовать и приумножать этот багаж, и передавать его своим детям.

2.5  Основатель моей династии

       Однажды мы  разговаривали с  мамой.   И я  спросила  её: «Почему ты  работаешь учителем, а не  врачом, продавцом или кем-то ещё?»  И тогда  мне  мама рассказала о том, как и почему она  стала  учителем. Поэтому  я  решила  узнать больше   историю    нашей  семьи и  возникновение  учительской династии.

           Оказывается, династия  - это  группа  людей (родных и близких), которые  являются  представителями одной профессии. Вот о такой  династии я и  решила  рассказать.  

      Каждый человек, готовясь к самостоятельной жизни, задумывается о том, какую профессию выбрать, чтобы быть нужным и полезным обществу. Кого-то родители нацеливают на выбор ремесла, а кто-то сам решает: пойти ли по стопам родителей и продолжить их дело, или найти свое призвание самостоятельно.

      Так складываются династии врачей, учителей, военных, музыкантов. В нашем роду предпочтение было отдано профессии учителя ещё до революции. Мой прапрадед Кислов Василий Иванович со своей женой работал учителем в сельской начальной школе.

      Продолжателем его дела стала моя прабабушка, его племянница, Кислова Анастасия Владимировна. Родилась она 19 ноября 1919 года в станице Ярославской, в семье потомственных казаков. Бабушка пошла в школу на хуторе Ворошилов (ныне хутор Славянский), а закончила её в посёлке «Чистый мох», Калининской (ныне Тверской) области, где на торфоразработках работала репрессированная и отправленная на поселение её семья.

      В 1937 году поступила на «рабфак» при Калининском пединституте. В то время так назывался особый факультет, который был основан в начальный период революции для ускоренной подготовки рабочих и крестьян к обучению в высшей школе. После успешного окончания, прабабушка была  зачислена на 1 курс исторического факультета (1940). В 1941 году студенты Калининского пединститута были распущены.

      В 1942 году после освобождения города Калинина от фашистов, проработав некоторое время сельской учительницей, со второго курса института пошла добровольцем в отдельный зенитный дивизион ПВО №224. Служила в звании рядовой,  потом ефрейтора, закончила курсы шофёров. Далее в составе Расквартированного в Калинине дивизиона защищала город от фашистов.

      Осенью 1943 года дивизион был переброшен в город Резекне (Латвия) для защиты путей передвижения наступающей Красной армии. Резекне был крупным железно дорожным узлом, который и защищала от самолётов противника 180-мм зенитная батарея, где со своими подругами Анастасия Владимировна служила оператором-наводчиком орудий. Дивизион кочевал вслед за линией фронта на Запад. Не раз позиции дивизиона подвергались бомбежкам фашисткой авиации.

      Закончила войну Анастасия Владимировна в городе Торн (Польша), в 1945 году. После демобилизации вернулась в станицу Ярославскую, где работала пропагандистом в райкоме КПСС, инспектором Ярославского РОНО, завучем в Махошевской школе, Директором школы на хуторе Красный Кут, учителем истории, завучем, директором Ярославской 8-летней школы (1953-1962 г.)

      В 1962 году вместе с семьёй  уехала в Небит-Даг, новый город нефтяников в Туркмении, где работала воспитателем и директором в детском интернате, инспектором РОНО, завучем и учителем в школе.

Выйдя на пенсию, Анастасия Владимировна вернулась в станицу Ярославскую, где и прожила последние годы своей жизни.

      За участие в Великой Отечественной войне прабабушка награждена боевыми и юбилейными орденами и медалями, а также знаками трудового отличия за добросовестный и многолетний труд.

      Говоря о профессиональной деятельности,  нужно отметить, что Анастасия Владимировна была нестандартным учителем. Она никогда не кричала на детей и считала это преступлением, училась на протяжении всей жизни и старалась идти в ногу со временем даже после выхода на пенсию. Удивительно было ещё и то, что пройдя через весь ужас войны, прабабушка оставалась добрым, мягким и спокойным по характеру человеком. Она трепетно относилась к своей работе и окружающим людям.

      В спутники жизни она неспроста выбрала моего прадедушку. Ведь его учительская профессия началась ещё до войны, и ей он посвятил почти всю жизнь.

      Дорошенко Фёдор Григорьевич родился 16 июня 1919 года в станице Махошевской, в семье потомственных казаков.

      После «восьмилетки», закончил Майкопское педагогическое училище. Проработал год сельским учителем и был призван в армию. В 1938 закончил курсы радистов и стал командиром поста радионаблюдения.

      Всю Великую Отечественную войну, будучи старшиной,  мой прадедушка Фёдор Григорьевич Дорошенко командовал передвижной радиоустановкой. Засечь передвижение вражеских самолётов и передать информацию в авиационный полк – такова была задача поста. Немецкие самолёты особенно рьяно охотились за такими радио-наблюдателями. Работать приходилось практически на передовой. И не раз приходилось стоять у роковой черты жизни и смерти. Сотни километров военных дорог, бомбёжки, обстрелы – они прошли через всё. И выжили, сохранив самые важные человеческие черты - честь и достоинство.

      После демобилизации в 1945 году мой прадед вернулся в станицу Махошевскую, работал учителем, учился в Майкопском пединституте. Педагогическую работу продолжил в городе Небит-Даге, где жил и работал в 60-80 годы.

Был награждён трудовыми и боевыми медалями, почётными и благодарными грамотами.

2.6  Продолжатели династии

      Учительское дело прабабушки и прадедушки продолжили мои бабушка, Рыбалко Татьяна Фёдоровна и её сестра, Труфанова Ольга Фёдоровна. С самого раннего детства им приходилось жить в атмосфере школьных забот, проблем, событий. Так одна дочь стала учителем немецкого языка, другая – русского. И хотя воспитывались они одинаково, принцип обучения был у каждого индивидуальный. Татьяна Фёдоровна тщательно готовилась к урокам – перечитывала уже почти заученные наизусть произведения, делала закладки, пометки, в книгах, для того, чтобы суметь ответить на любой интересующий детей вопрос, поспорить и благодаря хорошей подготовке к уроку выйти из него извечным победителем. Это делало уроки занимательными и увлекательными, где каждый имел право на свое мнение, свое высказывание. Перед каждым уроком бабушка долго думала как доступным и понятным языком объяснить детям новую тему. Она всячески старалась заинтересовать учеников беседами, литературными инсценировками и классными мероприятиями, чем и вызывала симпатию у многих учеников. Если кто-то не мог ответить домашнее задание, винила в этом только себя, считая, что плохо провела предыдущий урок. Мне рассказывали, о том, как уставшая бабушка приходила с работы с огромными стопками тетрадей. Каждый вечер домочадцы наблюдали одну и ту же картину: как бабушка сидит за своим рабочим столом. Она засиживалась до глубокой ночи, ведь утром ей надо было прийти на работу с проверенными тетрадями своих учеников и написанными планами к предстоящим урокам. Моя мама вспоминает, что были случаи, когда вся семья просыпалась от звонкого смеха. Все с удивлением выходили, узнать в чем дело, бабушка зачитывала комические отрывки из сочинений или изложений и вся семья не могла сдержать смех, по нескольку раз перечитывая понравившиеся строки. Вот так проходили рабочие будни моей бабушки на протяжении 36 лет.

      . Ольга Фёдоровна же всегда руководствовалась строгой дисциплиной, что тоже неплохо. Благодаря этому, даже заядлые двоечники хорошо знали её предмет. Когда она сама была школьницей, её яркие черты характера такие как: настойчивость, упорство, самостоятельность, целеустремлённость были замечены и оценены директором школы. Бывали случаи, когда в спорах с учителями, она яро отстаивала свою точку зрения, конечно же, преподаватели не хотели воспринимать всерьёз мнение ребёнка.  И вот в такие моменты, к всеобщему удивлению, директор вставал на сторону юной бунтарки. С возрастом, её организаторские способности становились всё ярче, и взрослые уже относились к ней с уважением, как к человеку, которому можно поручить любое серьёзное дело и быть уверенным, что оно будет добросовестно выполнено. Шли годы, так она постепенно поднималась по карьерной лестнице. Будучи директором школы, Ольга Фёдоровна следила за порядком, не терпела ослушаний и противоречий и всегда очень серьёзно относилась к своей работе, болела за нее. Сейчас они обе на пенсии, воспитывают внуков. Но на этом учительская династия не закончилась. Анастасия Владимировна определила жизненный путь не только своих детей, но и внуков.

     Так, например - Труфанов Андрей, сын Ольги Федоровны, после окончания школы поступил, как и бабушка на исторический факультет педагогического института. Только учился он в городе Ставрополе. После учебы он вернулся в нашу родную школу   в качестве учителя истории и ОБЖ. Начитанный, грамотный, образованный молодой человек  с большой требовательностью относился как к ученикам, так и к себе. С особенным интересом  к урокам начальной военной подготовки относились ученики старших классов. Благодаря этому Андрей Владимирович завоевал еще больший авторитет у подростков. Часто после занятий он отправлялся в  спортивный зал, где подолгу работал над своей физической формой, потому и выглядел всегда бодрым, энергичным и подтянутым, В то время в нашей станице не было  спортивных  секций,   Этим самым мотивируя и преподнося хороший пример мальчикам.

Свою любимую внучку Инну прабабушка приобщила к музыке. И не напрасно. Инна Николаевна Вольных руководит музыкальной школой, основала оркестр народных инструментов. Она не только сама участвовала и побеждала на различных конкурсах, но и подготовила учеников, которые становились лауреатами районных, краевых и даже международных конкурсов.

2.7 Практическая часть

В ходе экспериментальной части исследовательской  работы были выделены  ряд этапов:

- разработка анкеты (см. приложение);

- проведение анкетирования;

- анализ полученных результатов по группам респондентов;

- сопоставление полученных результатов;

-формирование образа учителя глазами современного общества.

     Методом проведения социологического исследования было выбрано анкетирование.

         В социологическом исследовании приняли участие следующие группы респондентов: родители- 21 человек, в возрасте от 32-56 лет; учителя-21 человек в возрасте от 23 лет до 61 года; ученики 5,6  классов- 28 человек, средний возраст 12 лет; ученики 9, 11 классов-30 человек, средний возраст 17 лет. Данная выборка обусловлена тем, что в ней принимают участие все участники образовательного процесса. Таким образом, в исследовании приняло участие 100 человек.

Анализ анкет учителей показал следующее:

1. Вопрос: «Какими качествами должен обладать учитель» - 62% (13 человек) выбрали в качестве ответов «Применять творчество в педагогической сфере» и «Быть профессионалом своего дела», «Быть коммуникабельным, жизнерадостным, стрессоустойчивым, вовремя информированным».

2. На вопрос: «Важен ли внешний вид учителя» все 100% ( 21 человек) ответили «да».

3. В общении с учениками, по мнению педагогов, учитель должен быть общительным, открытым, любить детей, уметь слушать и слышать- 71% (15 человек).

4. Основная часть педагогов (67% -14 человек), считают, что учитель должен быть строгим.

5. По мнению педагогов, учитель не должен допускать в общении с учениками и родителями грубости-62% (13 человек).

6. Учителя считают, что совсем не важно, имеет учитель большой стаж работы или нет, мужчина это или женщина (52%-11 человек).

7. Стиль одежды учителя, по мнению 48% (10 человек) педагогов, должен быть «свободный» и он должен обладать яркой внешностью, 52% (11 человек) считают, что это не важно.

8. По мнению учителей, их профессия в современном обществе не пользуется почетом и уважением 48% (10 человек) и это связано с малым доходом и информацией, которую распространяют средства массовой информации. 32% (7 человек) считают, что данная профессия почетна в современном обществе, так как «это очень важная и нужная профессия», 10% ( 2 человека) считают, что все зависит от самого учителя, 10 % (2 человека) затруднились с ответом.

9. На статус учителя в обществе, по мнению учителей, влияют: политика государства-38% (8 человек), информация в СМИ-10% (2 человека), мнение учеников и родителей-19% (4 человека), уровень дохода- 19% (4 человека), затруднились с ответом-14% (3 человека).

10. Все педагоги (21 человек, 100%) считают, что в современном обществе «искусственный интеллект» не сможет заменить учителя.

11. 52% педагогов (11 человек) вспоминают всех своих учителей с любовью и благодарностью, 48% (9 человек) вспоминают только любимых учителей.

          Анализ анкет родителей показал следующие результаты. По мнению родителей, учителей должен быть «профессионалом своего дела», «быть коммуникабельным», «уметь управлять своими эмоциями». Данный набор качеств выбрало 62 % родителей ( 13 человек). Для 93% родителей ( 20 человек) важен внешний вид учителя. В общении со своими учениками учитель должен быть «открыт и общителен», проявлять «тактичность», «любить детей». Данные ответы выбрало 62% родителей (13 человек). 86% ( 18 человек) родителей считают, что учитель должен быть строгим. По мнению родителей, учитель не должен допускать в общении с учениками и родителями грубости- 62% (13 человек). 33% родителей (7 человек) больше доверяют педагогу с большим стажем работы, для 67% (14 человек) не важен стаж педагога, также для всех родителей не важен пол учителя. Для 73% родителей ( 15 человек) не важен стиль одежды учителя. 73% родителей (15 человек) считают, что быть учителем не почетно в нашем обществе и связывают это с политикой государства. Но в тоже время, по мнению родителей (100%- 21 человек), «искусственный интеллект» не сможет заменить учителя, так как живое общение очень важно в процессе обучения и воспитания.

66 % ( 14 человек) родителей с благодарностью вспоминают всех своих учителей и 34% ( 7 человек) только «любимых педагогов».

Ученики 5,7 классов в качестве основных качеств учителя выделяют: профессионализм, коммуникабельность, творчество (57 %, 16 человек). Для 50 % (14 человек) учеников данной группы важен внешний вид учителя. Ученики 5, 7 классов хотят видеть учителя, который общителен и открыт, умеет слушать и слышать, любит детей (67%, 19 человек). 25 % ( 7 человек) учеников данной группы считаю, что учитель должен быть строгим, 32% (9 человек) считают, что нет, остальные 43% (12 человек) затруднились с ответом. В общении с учениками и родителями учитель не должен допускать грубости. Это наиболее популярный ответ среди учеников 5 и 7 классов. 39 % учеников (11 человек) 5, 7 классов склонны больше доверять учителю с большим педагогическим стажем, 11 % (3 человека) больше доверяют молодым педагогам, 21 % (6 человек) больше доверяет педагогам женщинам, 7 % (2 человека) склонны доверять больше мужчинам, остальные 22 % ( 6 человек) доверяют всем педагогам без исключения. 50% ( 14 человек) считают, что у учителя должен быть свободный стиль одежды, яркая внешность. Для 50% ( 14 человек) не имеет значение то, как должен выглядеть современный учитель. Большинство учеников 5, 7 классов (80%, 22 человека) считает, что учителем быть почетно, так как он более образован, чем другие люди, так как он обучает детей. На вопрос: «Что и кто влияет на социальный статус учителя?» ученики 5, 7 классов ответили следующее: 36% ( 10 человек) затруднились ответить; 32% ( 9 человек) считают, что мнение учеников, которых учит учитель; 14% ( 4 человека) считают, что стаж работы и преданность делу; 18% (5 человек) считают, что руководство школы. Ученики 5, 7 классов (100%, 28 человек) считают, что учителя никогда не заменит искусственный интеллект, так как дети не смогут иметь прямой контакт с учителем и вследствие этого компьютер не сможет поделиться своим опытом с учениками.

      Ученики 9, 11 классов видят современного учителя творческим, коммуникабельным и профессионалом своего дела (69 %- 20 человек, выбрали данные позиции). Для 20 человек (69 %) важен внешний вид учителя. В общении с учениками, по мнению учеников данной возрастной группы, должны преобладать общительность, умение слушать и слышать, тактичность (80%- 25 человек). На вопрос: «Должен ли учитель быть строгим» 16 учеников (53 %) ответили «да», 8 (27 %) - «нет», 6- ( 20 %) « не знаю». На вопрос: «Что не должен допускать учитель в общении с учениками и родителями» наиболее популярными ответами являются: грубость, унижение, безразличие, неуважение, повышение тона, бестактность, переход на личности. 40 % (12 человек) старшеклассников склонны доверять педагогам с большим опытом работы, для остальных 60 % не важен стаж учителя, так же для старшеклассников не важен пол учителя. Для 20 человек ( 67%) не важен стиль одежды учителя, 6 человек (20%) хотят видеть учителя с яркой внешностью и свободным стилем одежды, для остальных 4 человек (13%) предпочтительней строгий стиль одежды учителя. 22 человека ( 73%) считают, что быть учителем почетно, объясняя это тем, что «Учитель - неотъемлемая часть общества, будущее за учителем, который формирует личность учеников». 8 человек (27 %) считают, что быть учителем в современном обществе не почетно, так как «недостойные зарплаты, неуважение учеников, невнимание со стороны государства». На статус учителя в современном обществе, по мнению учеников старших классов, влияют: «мнение учеников»- 8 человек (27%), «политика государства»- 10 человек (33%), «деятельность самого учителя»- 12 человек (40%). По мнению большинства учеников старших классов, 29 человек (97%) искусственный интеллект заменить учителя не сможет, один человек (3 %) считает, что информации, которую он получает из других источников вполне достаточно.

Результаты сравнительного анализа анкет представлены в диаграммах 1 и 2.( см. прил.№ )

По результатам нашего исследования, мы можем сделать следующие выводы:

     1. Педагоги видят себя коммуникабельными, информированными, творческими, общительными. Учителя считают, что лучше подходить к своему делу строго и профессионально, с объёмным «багажом» за плечами. Также, большая часть педагогов считают, что внешний вид не важен (может быть свободным и ярким), что при общении с учеником, учитель должен быть вежлив и ни в коем случаи не должен унижать ученика. 100% учителей считают, что искусственный интеллект не может заменить опытного педагога. А чтобы статус учителя в обществе повысился, большинство считают, что нужно изменить политику и отношение государства к этой профессии, и увеличить заработную плату педагога. Большая часть всех педагогов вспоминает своих школьных учителей с любовью и благодарностью, видимо выбор своей профессии зависел и от них.

2. Родители же считают, что учитель должен быть профессионалом, коммуникабельным, тактичным, открытым и общительным, вежливым, стрессоустойчевым. В отличие от педагогов, родители считают, что внешний вид учителя важен. Большей части родителей не важно, какой у учителя стаж работы, главное, чтобы педагоги любили свою работу и учеников. Большинство родителей уверены, что профессии учителя недооценена в нашем обществе, опять же из-за политических проблем в государстве. Большая часть всех родителей вспоминает своих школьных преподавателей с любовью и благодарностью.

3. Ученики 5-6 классов видят идеального преподавателя немного иначе. Отмечают такие качества, как: профессионализм, коммуникабельность и творчество, вежливость и отмечается большой стаж работы. Ровно половине учеников важен внешний вид учителя, и половине учеников не важен. А вот большинство учеников средних классов (80%) считают, что учителем быть почетно, так как именно педагоги имеют большее образование, чем другие, и учитель должен поделиться своими знаниями и опытом с подрастающим поколением. Ученики 9-11 классов видят идеального учителя примерно так же, только им важнее, чтобы учитель был строгим и опытным. Видимо для старшеклассников важнее не процесс обучения, а его результат, ведь им скоро сдавать экзамены.

         Таким образом,  результаты анкетирования по каждым из групп респондентов имеют свои особенности, что обусловлено возрастными и статусными различиями. Но в тоже время, наблюдается и много общего. На основании этих данных мы можем сформировать портрет современного учителя, каким его видит современное общество. Это человек настоящий профессионал своего дела, знающий свой предмет и владеющий методикой его преподавания, коммуникабельный, творческий.  умеющий  заинтересовать, ясно и интересно объяснять, проявляющий ,интерес(любовь) к своему предмету Человек, который умеет управлять своими эмоциями, умеет слушать и слышать своих учеников и их родителей, уважать в учениках личности и человеческое достоинство, быть справедливым.,  Современный учитель открыт, общителен, тактичен, любит детей.     Обращают внимание на аккуратность в  одежде, приятный голос, общую привлекательность.

3. Заключение

Своим проектом я подтвердила мысль о том, что учитель – это действительно гордое и великое призвание, которое ещё нужно заслужить. Мало просто качественно выполнять свою работу, в неё нужно вкладывать душу, отдавать ей все свои силы. Только так можно добиться достойного звания учителя и завоевать признание учеников. Кроме того нужно иметь железные нервы и бесконечное терпение, чтобы воспитать целое поколение. На такое способен далеко не каждый человек и именно поэтому педагоги заслуживают своим трудом особые почёт и уважение.

        Профессия учителя – самая лучшая. Пусть говорят, что профессии разные, что есть профессии важнее, но я убеждена: самая добрая, самая мудрая, самая первая профессия на земле - это профессия учителя. Профессия педагога - особенная. Не каждый ребенок, выросший в семье учителя, стремится продолжить семейную династию. Эта работа такого рода, что о ней не забудешь, выйдя за порог школы. Школьные проблемы, бесконечные стопки тетрадей, подготовка к урокам не дают покоя и дома. Жизненное кредо учительских семей - "Светить, любить, творить, зажигать. Не останавливаться на достигнутом, идти в ногу со временем, любить и уважать детей, находить свою изюминку в каждом деле".

     Быть учителем – судьба моя.

Так может сказать о себе каждый из представителей педагогических династий. Каждый представитель династии педагогов – по-своему уникальный человек и талантливый учитель. И для них самая лучшая награда – это память и уважение учеников. Я уверена, если бы им сегодня пришлось выбирать, они бы не задумываясь, вновь выбрали профессию учителя.

          Счастлив тот человек, который построил дом, посадил дерево, вырастил сына и оставил яркий след на земле своими добрыми делами.

           Изучив историю появления первых школ и профессии учителя, а также проведя опрос современных школьников, их родителей и учителей, мы поняли следующее.

           Несмотря на то, что профессия учителя существует много веков, в современном обществе отношение к ней ничуть не изменилось и она будет существовать еще много столетий. Ведь нам часто все равно, как выглядит учитель, сколько ему лет, какого он пола, лишь бы он был в классе, любил свою профессию и нас. Учил новому, рассказывал интересное, объяснял непонятное, сеял разумное, доброе, вечное!

        Но  только жаль, что не все учителя чувствуют свою значимость для общества. Мы считаем, что государство должно более внимательно относиться к педагогам. Ведь они выполняют самую ответственную задачу – они формируют человека!

Список литературы  и интернгет-ресурсов

1.https://www.syl.ru/article/305178/dinastiya---eto-znachenie-slova-i-ego-proishojdenie

2.Znanija.com - https://znanija.com/task/24993816#readmore

3. Воспоминания родственников

4. (Материал с сайта: http://www.proprof.ru/stati/career/vybor-professii/o-professiyah/professiya-uchitel)

5. Фатима Манзур. История профессии учитель

6. Семейный фотоархив

5. Приложение

Приложение1 Фёдор Григорьевич со своими учениками в довоенное время.

006.jpg

Приложение 2. Федор Григорьевич на прзднике «День пионерии»

004.jpg

 Приложение 3.Анастасия Владимировна со своим классом 1949 год.

003.jpg

Приложение 4. Дорошенко Фёдор Григорьевич и Анастасия Владимировна со своими коллегами

005.jpg

Приложение 5. Дорошенко Татьяна Фёдоровна в Небитт-Даге.

002.jpg

Приложение 6. Труфанова Ольга Фёдоровна на последнем звонке.

001.jpg

Приложение 8. Андрей Труфанов в школе. Вольных Инна Николаевна на отчётном концерте.

002.jpg   Screenshot_20190415-225244~2.png

Приложение 9. Анкета для учителя, ученика и родителей

  1. Какими качествами должен обладать учитель:

А) Применять творчество в педагогической сфере»

Б) Быть профессионалом своего дела,

В) Быть коммуникабельным, жизнерадостным, стрессоустойчивым, вовремя информированным.

Д) Другое

2. «Важен ли внешний вид учителя :

 А)«да». Б) нет  В) не знаю

3. Каким должен быть учитель в общении к учениками ( ваше мнение)

4. Учитель должен быть строгим.

А) да.  Б) нет  В) не знаю Г) затрудняюсь ответить

5., Учитель не должен допускать в общении с учениками и родителями грубости:

А) «да». Б) нет  В) не знаю  Г) затрудняюсь ответить

6.  Важно, имеет учитель большой стаж работы или нет, мужчина это или женщина

А) «да». Б) нет  В) не знаю  Г) затрудняюсь ответить

7.  Каков должен быть стиль  одежды учителя:

 А) свободный  Б) строгий   В) учитель должен обладать яркой внешностью Г)  это не важно.

8.Претижна  ли  профессия учителя  

А)престижна  Б) нет  В) что все зависит от самого учителя  Г)затрудняюсь ответить

9. На статус учителя в обществе влияют:

А) политика государства  Б)информация в СМИ  В) мнение учеников и родителей    Г) уровень дохода  Д) затрудняюсь ответить

10. Может ли  современном обществе «искусственный интеллект» заменить учителя:

А) «да». Б) нет  В) не знаю  Г) затрудняюсь ответить

11. Вспоминаете ли своих учителей:

А) всех  с любовью и благодарностью,

Б) только любимых учителей.

12. Вы

А) ученик  Б) учитель  В)родитель

13. Ваш  возраст, класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель - это призвание

Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. (Плутарх) Что есть горение духа, мысли? Поразмышляем об этом. Идея, чел...

Эссе "Учитель - моё призвание"

«Говорят, что профессия учителя от Бога, а остальные профессии – от учителя». Народная мудрость. Счастье учительское, учительская судьба …Вот уже 13 лет я работаю в школе. Всё было за это вр...

Эссе "Учитель- мое призвание"

Эссе учителя музыки....

Эссе "Учитель - моё призвание" на конкурс "Учитель года - 2018"

Учитель…. Как много в этом слове ноток гордости, уважения и понимания.  Я с детства хотела стать учителем. Образ идеального учителя для меня сложился давно – это моя бабушка и мои ро...

Учитель - мое призвание

Эссе. О выборе профессии....

Организация индивидуальной работы с учащимися, имеющими высокие учебные способности на уроках русского языка и литературы

Учащихся, имеющих такие особенности, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и способностей,  и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, к...

Эссе на тему: «Сельский учитель -мое призвание»

laquo;Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы по...