Рабочая программа по обществознанию для 10 класса (профильный уровень)
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Данная программа разработана с учетом использования УМК Л.Н.Боголюбова (включая учебник для базового уровня) и пособия для профильного обучения (ранее издавалось как учебник).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования, Примерной программы среднего общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова (базовый и профильный уровень).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Рабочая программа по обществознанию базового уровня рассчитана на 68 учебных часов. Однако, учитывая специфику образовательного учреждения ФГКОУ СПб СВУ МВД России и профильную социально-правовую направленность, в учебный план прохождения курса обществознания на 2 курсе добавлен 1 учебный час в неделю. Таким образом, на изучение учебной дисциплины «Обществознание» на 2 курсе отводится 102 учебных часа (в том числе 5 в резерве) из расчета 3 учебных часа в неделю.
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» профильного уровня рассчитана на 102 учебных часа из расчета 3 учебных часа в неделю.
Рабочая программа по обществознанию для 2 курс ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, А.В.Белявский и др./; под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2017.
- Обществознание. 10 класс. Учебное пособие. Профильный уровень/ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова — М.: Просвещение, 2018 г.
Дополнительные пособия для учителя:
- Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений: базовый уровень под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2012.
- Обществознание. ЕГЭ. Учимся писать мини-сочинение: учебно-методическое пособие/ О.А.Чернышева. — Изд. 3-е, доп. — Ростов н/Д: Легион, 2016.
- Обществознание. ОГЭ и ЕГЭ: задания с графиками, диаграммами и таблицами. 9-11 классы: учебное пособие/ О.А.Чернышева. — Изд. 3-е, перераб. — Ростов н/Д: Легион, 2016
- Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений (Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2010.
Материалы для подготовки учащихся к ГИА (ЕГЭ):
- Печатные издания:
- Баранов П.А. Обществознание: полный экспресс-репетитор для подготовки к единому государственному экзамену/ П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова, 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство АСТ, 2016.
- Интернет-ресурсы:
- Решу ЕГЭ: образовательный портал для подготовки к экзаменам: https://soc-ege.sdamgia.ru/teacher;
- ФИПИ: открытый банк заданий ОГЭ: http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
- Планируемые результаты
Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
- Знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
- Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
- Основное содержание
Раздел I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (12 часов).
Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и различия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.
Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
Общественная мысль России. Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века.
Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля
Раздел II. Общество и человек (18 часов).
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.
Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.
Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.
Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.
Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры.
Раздел III. Деятельность как способ существования людей (15 часов).
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности. Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Раздел IV. Общество как мир культуры (16 часов).
Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.
Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.
Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях.
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Раздел VI. Сознание и познание (16 часов).
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.
Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.
Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность.
Раздел VII. Личность. Межличностные отношения (20 часов).
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.
Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.
Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.
Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.
Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.
Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы. Дедовщина и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.
Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Промежуточная аттестация (1 ч).
Повторительно-обобщающий урок (1 ч).
- Календарно-тематическое планирование.
№ | Разделы и темы | Количество часов | Планируемые сроки/дата проведения | |
По разделам | В том числе Контроль | |||
I. | Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. | 12 | 1 | |
1-2 | Что такое общество. Общество и культура. Науки об обществе. | 2 | ||
3-4 | Наука и философия | 2 | ||
5-6 | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях | 2 | ||
7-8 | Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время | 2 | ||
9-10 | Из истории русской философской мысли | 2 | ||
11-12 | Повторительно-обобщающий урок по теме "Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность" | 2 | 1 | |
II. | Общество и человек. | 18 | 1 | |
13-15 | Происхождение человека и становление общества. Социальная сущность человека. | 3 | ||
16-17 | Общество как динамичная сложная система. Социальные институты общества. | 2 | ||
18-19 | Динамика общественного развития. | 2 | ||
20-22 | Типология обществ | 3 | ||
23-25 | Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории. Исторический процесс | 3 | ||
26 | Проблема общественного прогресса | 1 | ||
27-28 | Современное общество. Глобальная угроза международного терроризма. | 2 | ||
29-30 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в обществе» | 2 | 1 | |
IV. | Глава 4. Деятельность как способ существования людей. | 15 | 1 | |
31-33 | Деятельность - способ существования людей. Познавательная и коммуникативная деятельность. | 3 | ||
34-35 | Деятельность людей и ее многообразие. | 2 | ||
36-37 | Содержание и формы духовной деятельности. | 2 | ||
38-39 | Трудовая деятельность. | 2 | ||
40-41 | Политическая деятельность. | 2 | ||
42-43 | Свобода и необходимость в деятельности человека. | 2 | ||
44-45 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Деятельность как способ существования людей» | 2 | 1 | |
II. | Глава 2. Общество как мир культуры. | 16 | 1 | |
46-47 | Духовная культура общества. | 2 | ||
48-49 | Духовный мир личности. | 2 | ||
50-51 | Мораль. | 2 | ||
52-53 | Наука и образование. | 2 | ||
54-55 | Религия и религиозные организации. | 2 | ||
56-57 | Искусство. | 2 | ||
58-59 | Массовая культура. | 2 | ||
60-61 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество как мир культуры» | 2 | 1 | |
V. | Глава 5. Сознание и познание. | 16 | 1 | |
62-63 | Проблема познаваемости мира. | 2 | ||
64-65 | Истина и ее критерии. | 2 | ||
66-67 | Многообразие путей познания мира. | 2 | ||
68-69 | Научное познание. | 2 | ||
70-71 | Социальное познание. | 2 | ||
72-73 | Знание и сознание. | 2 | ||
74-75 | Самопознание и развитие личности. Что такое мировоззрение | 2 | ||
76-77 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сознание и познание» | 2 | 1 | |
VI. | Глава 6. Личность. Межличностные отношения. | 20 | 1 | |
78-79 | Индивид, индивидуальность, личность. | 2 | ||
80-81 | Возраст и становление личности. | 2 | ||
82-83 | Общение как обмен информацией | 2 | ||
84-85 | Общение как взаимодействие. | 2 | ||
86-87 | Общение как понимание | 2 | ||
88-89 | Малые группы | 2 | ||
90-91 | Групповая сплоченность и конформное поведение | 2 | ||
92-93 | Групповая дифференциация и лидерство | 2 | ||
94-95 | Конфликт в межличностных отношениях | 2 | ||
96-97 | Повторение по теме «Личность. Межличностные отношения». | 2 | 1 | |
98 | Промежуточная аттестация | 1 | 1 | |
99 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | ||
Резерв | 3 | |||
Итого | 102 | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 11 класс(профильный уровень)
Эта программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможно...
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/25/picture-16227.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 10 кл (профильный уровень)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы по обществознанию с...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/31/picture-47464-1472594893.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профильный уровень)
Данная рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование и проверочный материал к урокам обобщения....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-215376-1505656209.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой Боголюбова Л.Н. Данная программа используется при изучении курса обществознания 11 класс на профильном уровне....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-621975-1428686188.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 10 класс. Профильный уровень. Учебник под редакцией Л,Н. Боголюбова.
Рабочая программа по обществознанию 10 класс. Профильный уровень. Учебник под редакцией Л,Н. Боголюбова....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-44417-1358157292.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 10-11 (профильный уровень). УМК Л.Н.Боголюбова
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на учебных 134 учебных час из расчета ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/26/picture-821186-1474908066.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по учебнику Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой и др.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень /[Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и ...