Рабочая программа по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по учебнику Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой и др.
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
- Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень /[Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.]; Рос.акад.наук, Рос акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд., М. : Просвещение, 2009. – 416с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10 класс | 109.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бирюлинская средняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Рассмотрено на заседанииШМО Руководитель ШМО ___________/А.В.Романова Протокол № _______ от__________________ | Согласовано Заместитель директора УВР __________/С.Р.Хайрутдинова Дата ____________________ | Утверждено Директор МБОУ«Бирюлинская СОШ» _______ Н.Г.Медведева Протокол № ____ заседания педагогического совета от ______2016г. |
Рабочая программа
Предмет Обществознание (профильный уровень)
параллель/класс/подгруппа 10
Ф.И.О., квалификационная категория Глушковой Евгении Владимировны, первой квалификационной категории
срок реализации 2016-2017 учебный год
пос.Бирюлинского з/совхоза, 2016 г
Пояснительная записка.
Нормативное основание
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
- Закон РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. От 12.03.2014) «О языках народов РФ»
- Закон Республики Татарстан от 22.07.2013г. № 68-ЗРТ (ред. от 16.03.2015) «Об образовании»
- Закон Республики Татарстан от 08.07.1992 №1560-XII (ред. От 12.06.2014) «О Государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 23.06.2015) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. От 18.05.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 №15785)
- Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г . №373» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 №19707)
- Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 г . №1089»
- Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312"
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. от 08.06.2015) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993)
- Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 9 июля 2012 г. № 4154/12 "Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования"
- Письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан от 23 июня 2012 г. № 7699/12 «Об учебных планах для I-IX классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»
- Положение МБОУ «Бирюлинская СОШ» о разработке и утверждении рабочих программ по учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности (основное общее и среднее общее образование).
- Учебный план МБОУ «Бирюлинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» на 2016-2017 учебный год.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень).
Настоящая Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
- Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень /[Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.]; Рос.акад.наук, Рос акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд., М. : Просвещение, 2009. – 416с.
УМК по предмету.
Учебная программа | Учебник(и) | Учебное пособие для учащихся | Методические пособия для учителя | Мониторинговый инструментарий |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Примерная программа среднего (полного) образования по обществознанию. Профильный уровень // Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по О/З / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: «Дрофа», 2007. 2. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень // Программы общеобр. учреждений: Обществознание: 10 кл. – М.: Просвещение, 2007. – С. 73 – 82. | Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень /[Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.]; Рос.акад.наук, Рос акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд., М. : Просвещение, 2009. – 416с. | 1) Обществознание: практикум: пособие для 10 класса общеобраз. учреждений: профильный уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2008. 2) Баранов П.А. Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к , А.В.Воронцова, С.В.Шевченко; под.ред.П.А.Баранова. Изд.перераб. и доп. – Москва: АСТ: Астрель, 2016. – 542с. | Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по общество-знанию. Профильный уровень: 10 класс. – М.: ВАКО, 2008. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. Мультимедийное уч. пособие по курсу «Обществознание. 8-11 класс». – ЗАО «Новый диск», 2004. . | Варианты ЕГЭ по обществознанию прошлых лет. Демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2015, 2016, 2017 гг. Контрольно-обоб-щающие тесты по разделам курса. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии,
социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами. Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний о различных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные знания; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами установленными законом.
Задачи обучения:
● содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
●формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
● воспитание гражданственности и любви к Родине;
● создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
● выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
● содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
● помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
● ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТУ ОБУЧЕНИЯ.
В результате изучения курса обществознания в 10 классе на профильном уровне обучающиеся должны:
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного по-
- знания.
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять комплексный поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов ( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
В основе содержания обучения обществознанию на профильном уровне лежит овладение обучающимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной.
Предметная компетенция. Под предметной компетенцией понимается относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей. Формируется знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах, нравственных и правовых нормах и правилах, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни.
Формируются умения объяснять явления социальной действительности, находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей, руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.
Коммуникативная компетенция. Под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и четко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая ее критическому анализу. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая ее при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы).
Организационная компетенция. Под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые обучающимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать ее на составные части, на которых будет основываться процесс ее решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.
Общекультурная компетенция. Здесь под общекультурной компетенцией понимается - способность к интеллектуальному, культурному, нравственному и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию
- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социальные и личностно значимые проблемы
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения, уметь логически грамотно и ясно строить устную и письменную речь
- готовность соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой
- готовность к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям.
Глава 1 Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
Уровень обязательной подготовки обучающегося:
Знать
- особенности различных общественных наук, отличия общественных наук от естественных наук;
- особенности мифологического сознания людей древности, характеризовать и анализировать древнеиндийскую и древнегреческую философии; какую роль в развитии общества Платон отводил образованию;
- знать, характеризовать и анализировать средневековые представления о человеке и обществе; проследить изменения во взглядах на общество и человеке в Новое и Новейшее время.
- знать и характеризовать общественную мысль России, анализировать философские искания XIX века и русскую философскую мысль XX века;
- знать особенности профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля, характеризовать основные профессии социально-гуманитарного профиля.
Уметь
- классифицировать группы социально-гуманитарных наук;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; решать проблемные задания, делать выводы; работать в группе, выступать публично;
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы; участвовать в дискуссии; работать с документами;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам: «профессия», «должность», «профессия социально-гуманитарного профиля», «профессиограмма»;
Глава 2. Общество и человек
Уровень обязательной подготовки обучающегося:
Знать
- природу человека как продукта биологической, социальной и культурной эволюции;
- цель и смысл жизни человека;
- науки о человеке;
- духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы;
- мировоззрение и его роль в жизни человека, виды мировоззрений;
- основные характеристики, структуру деятельности и ее мотивацию;
- чувственное и рациональное познание;
- особенности научного познания, критерии истины;
- соотношение биологического и социального в человеке;
- основные характеристики личности;
- социализация личности, виды социализации;
- меру свободы и виды ответственности.
Уметь
- объяснять взаимосвязь человека, общества и природы;
- приводить примеры вредного воздействия человека и общества на природу, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом;
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения;
- работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы;
- давать определение понятий;
- характеризовать моральные ценности;
- объяснять сущность мировоззрения;
- объяснять сущность чувственного и рационального познания;
- анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира;
- объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения;
- характеризовать черты деятельности;
- определять мотивы деятельности, взаимосвязь деятельности и сознания;
- характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке.
Глава 3 Деятельность как способ существования людей
Уровень обязательной подготовки обучающегося:
Знать
- многозначность понятия культура;
- формы и разновидности культуры;
- функции культуры;
- сущность морали, мораль как регулятор социального поведения, категории морали, высшие духовные ценности;
- что такое религия, виды религий; особенности мировых религий; религиозное сознание, религиоведение; светское сознание;
- сущность искусства, его происхождение и основные формы;
- наука в современном обществе, функции науки, классификацию наук;
- цели и функции образования в современном мире, основные элементы системы образования.
Уметь
- разъяснять сущность понимания культуры у различных народов;
- анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия;
- осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения;
- разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней;
- разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы;
- определять становление нравственного в человеке; иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества;
- анализировать произведения искусства, определяя достоинств, которыми оно обладает;
- аргументировать различные оценки перспектив духовного развития современной России.
Глава 4. Сознание и познание
Уровень обязательной подготовки обучающегося:
Знать
- понятия: знание, познавательная деятельность, онтология, гносеология, чувственное познание, рациональное познание, ощущение, восприятие, понятие, суждение, эмпиризм, рационализм, относительная истина, абсолютная истина, жизненный опыт и здравый смысл, научная революция, научная теория, научный эксперимент, гипотеза, научное социальное познание, обыденное знание, методы социального познания, ценности, общественное сознание, индивидуальное сознание, общественная психология, идеология, самопознание, самосознание, самооценка;
- структуру познания как вида деятельности;
- основные формы чувственного и рационального познания;
- особенности чувственного и рационального познания;
- критерии истины;
- миф как способ познания мира;
- опыт повседневной жизни как способ познания мира;
- познание средствами искусства;
- особенности научного познания;
- уровни научного познания;
- методы научного познания;
- причины дифференциации научного знания;
- основные принципы научного социального познания;
- обыденное и научное социальное познание;
- сущность и особенности общественного сознания;
- уровни общественного сознания;
- этапы самосознания;
- факторы, влияющие на самооценку.
Уметь
- объяснять смысл категории «бытие»;
- сопоставлять познавательную и трудовую деятельности;
- характеризовать основные формы рационального мышления;
- объяснять связь чувственного и рационального познания;
- характеризовать познавательную и мировоззренческую ограниченность эмпиризма;
- характеризовать пути познания мира;
- отличать научное познание от обыденного;
- объяснять причины дифференциации научного знания;
- определять своеобразие социального знания в сравнении с естественно - научным;
- понимать сущность сознание;
- характеризовать основные черты и формы общественного сознания;
- характеризовать этапы самопознания;
- определять факторы, влияющие на самооценку.
Глава 5. Личность. Межличностные отношения
Уровень обязательной подготовки обучающегося:
Знать
- сущность социальной структуры;
- понятия: социальная группа, стратификация, дифференциация, неравенство;
- исторические типы социальной стратификации;
- виды социальной мобильности, социальные лифты;
- основные социальные роли;
- факторы, влияющие на социальный статус;
- сущность этноса, его признаки;
- причины национальных конфликтов;
- классификацию конфликтов, способы решения конфликтов;
- основные нормы правовых основ брака.
Уметь
- анализировать социальный образ, имидж личности;
- объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью;
- пояснять на конкретных примерах, каким образом принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей;
- характеризовать особенности молодежи как социальной группы;
- разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства;
- пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами;
- анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе;
- объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда;
- анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни;
- анализировать отдельные социальные группы людей с позиции их уровня жизни;
- приводить примеры, характеризующие виды социальных норм;
- определять причины отклоняющегося поведения;
- объяснять социальную опасность преступности;
- описывать жизненный цикл.
Итоговое повторение. Итоговое повторение курса планируется учителем по результатам мониторинга за качеством усвоения основных тем.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта на уровне среднего общего образования и Учебным планом школы на 2016-2017 учебный год предмет «Обществознание» в 10 классе изучается на профильном уровне (3 часа в неделю, 105 часов – в год).
Распределение учебного времени представлено в таблице:
класс | Количество часов в соответствии с учебным планом в неделю | Количество учебных недель в соответствии с календарным учебным графиком | Всего по учебному плану |
10 класс |
3 |
35 | 105 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный материал по предмету Обществознание в 10 классе (профильный уровень) складывается из следующих содержательных компонентов: Введение, социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность, общество и человек, деятельность как способ существования людей, сознание и познание, личность, межличностные отношения.
Содержание программы по последовательности изучаемого материала
Номер главы | Название изучаемой главы | Рекомендуемое количество часов на изучение |
1. | Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность | 14 |
2. | Общество и человек | 23 |
3. | Деятельность как способ существования людей | 12 |
4. | Сознание и познание | 22 |
5. | Личность. Межличностные отношения | 28 |
6. | Итоговое повторение | 3 |
7. | Защита исследовательских проектов | 3 |
Всего | 105 |
Глава 1. Социально-гуманитарные
знания и профессиональная деятельность (14 часов)
Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки, их классификация. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Основные специальности в области социально-гуманитарного знания Профессиональные образовательные учреждения социально-гуманитарного профиля. Основные профессии, связанные с социально-гуманитарными знаниями.
Глава 2. Общество и человек (23 часа)
Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек как стремление быть человеком. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Язык как форма мысли. Понятие информации. Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типы социальной динамики. Революционное и эволюционное в историческом процессе. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Многообразие подходов к пониманию общества. Основные признаки общества. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений. Формации и цивилизации. Типологии обществ. Дискуссии о постиндустриальном и информационном обществе. Системное строение общества. Структура общества. Социальная система и ее среда. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Проблема общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационному обществу.
Глава3. Деятельность как способ существования людей (12 часов)
Деятельность как способ существования людей. Потребности и интересы. Мотивация деятельности и социальные приоритеты. Многообразие деятельности. Деятельность в сфере духовной культуры. Трудовая деятельность. Политическая деятельность. Политическое лидерство.
Виды и уровни человеческих знаний Опыт и знание. Мифологическое и рационально-логическое знание. Знание и сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Философия. Религия. Искусство. Право. Мораль. Нравственная культура. Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Понятие научной истины, её критерии. Относительность истины. Истина и заблуждение. Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности наук, изучающих общество и человека. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации.
Глава 4. Сознание и познание (22 часа)
Бытие и познание. Онтология. Познаваемость мира. Познание как деятельность. Чувственное и рациональное познание. Объективность истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Миф как способ познания мира. Опыт повседневной жизни. Здравый смысл. Народная мудрость. Особенности научного познания. Уровни и методы научного познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Научное мышление. Научные революции. Научное социальное познание. Обыденное социальное познание. Гуманитарное знание. Сознание индивидуальное и общественное. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самосознание. Формирование личности.
Глава 5. Личность. Межличностные отношения (28 часов)
Индивид, индивидуальность, личность в социальной психологии. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Социальные установки, ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Макро- и микросреда личности. Социализация индивида. Факторы формирования личности. Стадии развития личности. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Ролевой набор личности. Ролевое поведение. Личность в сфере общественных и межличностных отношений. Эмоциональная основа межличностных отношений. Коньюктивные и дизъюнктивные чувства, и их влияние на межличностные отношения. Межличностные отношения в группах. Манипулирование. Потребность людей в общении и способы ее удовлетворения. Функции, и структура общения. Речевые и невербальные средства общения. Позиции в общении. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Слушание и говорение. Традиционные и новые формы общения. Особенности общения в информационном обществе. Общение как коммуникация. Общение как взаимодействие. Общение как межличностное взаимодействие (интерактивная сторона общения). Совместное пребывание и совместная деятельность. Кооперация и конкуренция. Диалог как основа взаимопонимания. Эффективность групповой и индивидуальной деятельности. Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения). Динамика межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия, установки, стереотипы. Обратная связь как информация о восприятии человека партнерами по общению. Идентификация в межличностном общении. Конформность и нонконформность, самоопределение личности. Стили общения. Самопрезентация. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Восприятие конфликтной ситуации. Пути конструктивного решения конфликта. Компромисс. Сотрудничество. Общение в юношеском возрасте. Значение общения для юношеского возраста. Специфика средств и стиля молодежного общения. Мода в общении. Общение формальное и неформальное. Этика взаимоотношений. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Деловое общение. Публичное выступление. Психологические особенности публичного выступления. Экзамен: психологические аспекты. Межличностная совместимость. Групповая дифференциация. Проблема группы в социальной психологии. Многообразие социальных групп. Группы условные. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностные роли. Групповая сплоченность. Групповая дифференциация. Лидерство, стили лидерства. Взаимоотношения в ученических группах. Чувство групповой принадлежности. Групповые роли и ожидания как регуляторы взаимоотношений в группах. Партнерские отношения и соперничество. Кооперация и конкуренция. Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье. Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы
Итоговое повторение (3 часа). Повторение планируется учителем по результатам мониторинга за качеством усвоения основных тем.
Защита исследовательских проектов (3 часа).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Библиотечный фонд
Класс | Источник программы | Кол-во часов | Используемые учебники (указать издание) | Кол-во уч-ся | Кол-во в библ. | Про цент обесп | |
10 | Примерная программа среднего общего образования по обществознанию (профильный уровень) Составители Э.Д.Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. Авторская программа Боголюбова Л.Н., Городецкой Н. И., -М.: «Просвещение», 2007. Сборник нормативных документов / Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М: Дрофа, 2007
| 3
| 105
| Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень /[Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.]; Рос.акад.наук, Рос акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд., М. : Просвещение, 2009. – 416с. | 10 | 10 | 100
|
Литература для учителя:
1. Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10-11 классы. М.: ACT: Астрель Хранитель, 2009.
2. Баранов П.А.: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А.Баранов, А.В. Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П..А.Баранова. Изд. Перераб. И доп. – Москва; АСТ: Астрель, 2016. – 542с.
3. Баранов П.А. Обществознание: ЕГЭ – Учебник / П.А.Баранов, С.В.Шевченко. – М.: Астрель, 2013. – 478с.
4. Боголюбов Л.К, Лазебникова А.Ю. Обществознание. Профильный уровень. М.: Просвещение, 2009.
5. Боголюбов Л.К. Человек и общество. Практикум (для основной школы). М.: Гуманитарий, 1993.
6. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Основы современной цивилизации. М.: Бюро Денди, 1992.
7. Боголюбов Л.К, Кинкулькина А. Т. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». М.: Просвещение, 2007.
8. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Дрофа, 2004.
9. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе. Методическое пособие по курсу «Человек и общество».
М.: Дрофа, 2000.
10. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» Под ред. Л.Н. Боголюбова. В 2 ч.: 11 класс. М.: Просвещение, 2001.
11. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В 2 ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009 – 192с.
12.Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию. 8-11 классы./Сост.Т.А.Корева. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 302с.
13. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 512с.
14. Чернышёва О.А., Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Эссе, сложный план развёрнутого ответа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие / О.А.Чернышёва. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 64с.
15. Щепанский Р.А. Шпаргалка по семейному праву: ответы на экзаменационные билеты. – М.: Аллель, 2008. – 64с.
Литература для обучающихся:
1.«Духовная жизнь общества», М.: Издательство «АСТ»,2008
2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений:- М.: ООО «Русское слово – учебник»,2012.
3.Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ/ Пособие для старшеклассников и абитуриентов средних специальных и высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004;
4.В.В.Румынина «Обществознание», учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, М.: «Дрофа», 2006
Материалы для контроля
- Единый государственный экзамен 2006-2016. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2006-2016;
- Кравченко А. И. Задачник по обществознанию для 10-11 кл.: учебное пособие. - М.: Русское слово-2006;
- Клименко А.В., С.В.Краюшкина «Тесты по обществознанию», 10 класс, М.: Издательство «Экзамен»,2008
- Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;
- Сборники КИМов за 2015-2017 годы
- А. Ф. Щеглов «Обществознание», Экономика / Схемы. Тесты – М.: Материк – Альфа,2009
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса
1. Обществознание. 8 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004
- Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам обществоведения.
- Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010. – (Методики. Материалы к урокам). – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н. А. Скобелина. – Волгоград : Учитель, 2010. – (Сетевой тестовый контроль). – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Обществознание. Курс лекций : учеб. пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. – М. : Книжный мир, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Электронные библиотеки по курсу обществоведения
Интернет-ресурсы для ученика и учителя
http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;
http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;
http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);
http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;
http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;
http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников.
1.«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2.«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3.«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10 класс
Обществознание
Раздел | количество часов | Формы и периодичность промежуточной аттестации |
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность | 14 | Входная контрольная работа |
Общество и человек | 23 | Тестирование в формате ЕГЭ «Общество и человек» |
Деятельность как способ существования людей | 12 | Тестирование в формате ЕГЭ «Деятельность как способ существования людей» |
Сознание и познание | 22 | Тестирование в формате ЕГЭ «Сознание и познание» |
Личность. Межличностные отношения | 28 | Тестирование в формате ЕГЭ «Личность. Межличностные отношения» |
Итоговое повторение Промежуточная аттестация | 3 | Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ |
Защита исследовательских проектов | 3 | |
ВСЕГО: | 105 |
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№п\п | Тема урока | Дата проведения | Корректировка | |
по плану | по факту | |||
I . Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. (14 часов) | ||||
1 | Вводный урок. Социально – гуманитарные науки, их классификация. | |||
2 | Социально – гуманитарные науки, их классификация. | |||
3 | Специфика философского знания. | |||
4 | Входная контрольная работа | |||
5-6 | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях | |||
7-8 | Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время | |||
9 | Русская философская мысль в XI – XVIII веках. | |||
10 | Русская философская мысль в XI X– XX веках. | |||
11 | Мир профессий. Мотивы выбора. | |||
12 | Профессии социально – гуманитарной направленности. | |||
13-14 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний по разделу «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | |||
II «Общество и человек» (23 часа) | ||||
15-16 | Происхождение человека и становление общества. | |||
17 | Сущность человека как проблема философии. | |||
18 | Социальная сущность деятельности. | |||
19 | Общество и общественные отношения. | |||
20 | Взаимодействие природы и общества. | |||
21-22 | Общество как развивающаяся система. | |||
23 | Сферы общественной жизни. | |||
24-25 | Типология обществ. | |||
26-27 | Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории. Формации и цивилизации | |||
28-29 | Исторический процесс | |||
30 | Роль народа в историческом процессе. | |||
31-32 | Общественный прогресс: его критерии и противоречивость. | |||
33 | Многообразие путей и форм общественного развития | |||
34-35 | Свобода в деятельности человека. | |||
36-37 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний по разделу «Общество и человек» Тестирование в формате ЕГЭ «Общество и человек» | |||
III «Деятельность как способ существования людей» (12 часов) | ||||
38-39 | Деятельность людей и ее многообразие. | |||
40-41 | Содержание и формы духовной деятельности. | |||
42-43 | Трудовая деятельность. | |||
44-45 | Политическая деятельность. | |||
46-47 | Власть. Легитимность власти. | |||
48-49 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний по разделу «Деятельность как способ существования людей» Тестирование в формате ЕГЭ «Деятельность как способ существования людей» | |||
IV «Сознание и познание» (22 часа) | ||||
50-51 | Познание как деятельность. Чувственное познание. | |||
52-53 | Рациональное познание. | |||
54 | Истина и ее критерии. | |||
55-56 | Абсолютная и относительная истина. | |||
57-58 | Многообразие путей познания мира. | |||
59-60 | Научное познание. | |||
61-62 | Социальное познание | |||
63-64 | Сознание индивидуальное и общественное. | |||
65 | Теоретическое и обыденное сознание. | |||
66-67 | Самопознание | |||
68-69 | Самосознание и формирование личности. | |||
70-71 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний по разделу «Сознание и познание» Тестирование в формате ЕГЭ «Сознание и познание» | |||
V «Личность. Межличностные отношения» (28 часов) | ||||
72-73 | Индивид, индивидуальность, личность. | |||
74-75 | Становление личности. | |||
76-77 | Направленность личности. | |||
78-79 | Общение как обмен информацией. | |||
80-81 | Общение как взаимодействие. | |||
82-83 | Общение как понимание. | |||
84-85 | Малые группы. | |||
86-87 | Групповая сплочённость. | |||
88 | Конформное поведение. | |||
89 | Групповая дифференциация. | |||
90-91 | Лидерство. | |||
92-93 | Семья как малая группа. | |||
94-95 | Антисоциальные и криминальные молодёжные группы. | |||
96-97 | Конфликт в межличностных отношениях. | |||
98-99 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний по разделу V «Личность. Межличностные отношения» Тестирование в формате ЕГЭ «Личность. Межличностные отношения» | |||
100-102 | Итоговый урок за курс обществознания в 10 классе Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ | |||
103-105 | Защита исследовательских проектов. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Входная контрольная работа по обществознанию. 10 класс.
Вариант 1
А-1 Воздействие природы на развитие общества иллюстрирует
1) создание природного заповедника 2) ликвидация горожанами последствий землетрясения
3) законодательное ограничение охоты на волков 4) загрязнение реки промышленными отходами
А-2 Что отличает науку от других форм культуры?
1) стремление получить истинное знание 2) использование художественных образов
3) опора на представления о добре и зле 4) отражение окружающего мира
А-3 Государство обеспечивает поддержание правопорядка, оказание населению медицинских и образовательных услуг. Какая функция государства в экономической жизни проявляется в этой деятельности?
1) обеспечение правового поля экономической деятельности 2) производство общественных благ
3) контроль объема денежной массы 4) поддержание конкуренции, борьба с монополиями
А-4 Немецкий гуманист прошлого писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители - пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
1) организация совместного досуга 2) укрепление родственных связей
3) совместное ведение домашнего хозяйства 4) воспитание детей
А- 5 Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политическая партия объединяет сторонников одной политической программы.
Б. Политические партии предлагают решения социально-экономических проблем общества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В-1 В приведенном списке указаны черты сходства человека с животными и отличия человека от животных.
Укажите порядковые номера черт сходства и порядковые номера черт отличия.
1) потребность в пище и воде 2) способность к творчеству
3) способность к чувственному познанию 4) наличие сознания
В-2 Установите соответствие между сферами жизни общества и их составляющими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА | СОСТАВЛЯЮЩИЕ |
1) экономическая сфера 2) политическая сфера 3) духовная сфера 4) социальная сфера | А) взаимодействие классов, социальных слоев и групп Б) деятельность государственных органов, политических партий В) мораль, религия, философия Г) отношения в процессе материального производства |
С-1 Прочтите текст и выполните задания
В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика — это экономика большого масштаба: государства в целом, регионов, хозяйственных отраслей. Микроэкономика — уровень отдельных хозяйств: домашних, личных и семейных, фирм.
Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести четкую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, ее составляющих. С другой стороны, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, экономическая политика правительства оказывают существенное влияние на работу фирм.
Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли (Япония, США, страны Западной Европы), в других, например, в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей.
Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт (валовой национальный продукт) — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведенных экономикой страны за определенный период, как правило, за год. Еще один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает то, как происходит распределение и потребление товаров и услуг внутри общества, какое количество того или иного товара может приобрести среднестатистический гражданин.
Наконец, существуют показатели общей экономической эффективности: производительность труда — то есть количество продукции, приходящееся на одного работающего за единицу времени, отдача основных фондов — количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды (здания, оборудование и т.д.).
Какие уровни экономики государства названы в тексте? Как вы понимаете их взаимосвязь? Приведите примеры из жизни.
Входная контрольная работа по обществознанию. 10 класс.
Вариант 2
А-1 Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как
1) гражданина 2) индивида 3) личность 4) сына
А-2 Государство обеспечивает поддержание правопорядка, оказание населению медицинских и образовательных услуг. Какая функция государства в экономической жизни проявляется в этой деятельности?
1) обеспечение правового поля экономической деятельности 2) производство общественных благ
3) контроль объема денежной массы 4) поддержание конкуренции, борьба с монополиями
А-3 Немецкий гуманист прошлого писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители - пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
1) организация совместного досуга 2) укрепление родственных связей
3) совместное ведение домашнего хозяйства 4) воспитание детей
А-4 Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политическая партия объединяет сторонников одной политической программы.
Б. Политические партии предлагают решения социально-экономических проблем общества.
1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А-5 Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?
А. РФ является федеративной республикой.
Б. Государственной религией РФ является православие.
1) верно только 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В-1 Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «искусство».
Творчество, образность, доказательность, яркость, эмоциональность.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда, свой выбор объясните
В-2 Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФАКТЫ А) премьера телесериала Б) конкурс фольклорных коллективов В) празднование дня Ивана Купалы Г) скандал с участием поп-звезды Д) переиздание детектива-бестселлера | ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ 1) массовая 2) народная |
С-1 Прочтите текст и выполните задания
В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика — это экономика большого масштаба: государства в целом, регионов, хозяйственных отраслей. Микроэкономика — уровень отдельных хозяйств: домашних, личных и семейных, фирм.
Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести четкую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, ее составляющих. С другой стороны, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, экономическая политика правительства оказывают существенное влияние на работу фирм.
Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли (Япония, США, страны Западной Европы), в других, например, в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей.
Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт (валовой национальный продукт) — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведенных экономикой страны за определенный период, как правило, за год. Еще один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает то, как происходит распределение и потребление товаров и услуг внутри общества, какое количество того или иного товара может приобрести среднестатистический гражданин.
Наконец, существуют показатели общей экономической эффективности: производительность труда — то есть количество продукции, приходящееся на одного работающего за единицу времени, отдача основных фондов — количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды (здания, оборудование и т.д.).
Какие уровни экономики государства названы в тексте? Как вы понимаете их взаимосвязь? Приведите примеры из жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Материалы для промежуточной аттестации учащихся 10 класса (профильный уровень) - итоговая контрольная работа. |
Профильный уровень
ВАРИАНТ№1
Часть1
Часть1 включает задания с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых правильный.
А-1.К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в
1) самосовершенствовании 2) самосохранении
3) самопознании 4)самообразовании
А-2.Человек от животного отличается тем, что он:
1)имеет природные инстинкты
2)обладает большим размером мозга
3)заботится о потомстве
4)владеет членораздельной речью
А-3.К социальным наукам из числа перечисленных ниже относятся:
1)анатомия 2) этика 3) генетика 4) математика
А-4.Верны ли следующие суждения о познании мира?
А.В процессе познания возникают только истинные знания
Б.Знания – это результат познавательного процесса
1)верно только А 2) верно только Б
3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А-5.Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
Критерием истины является
А.Практическая направленность знания;
Б.Очевидность знания
1)верно только А 2) верно только Б
3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А-6.Деятельность человека и поведение животного характеризуются
1)выдвижением целей 2) удовлетворением потребностей
3)осознанным выбором средств 4)механизмами самоконтроля
А-7.Верны ли следующие суждения о признаках патриархальной (традиционной) семьи
А.Женщина экономически зависит от мужчины
Б.Домашние обязанности четко разграничены между мужем и женой
1)верно только А 2) верно только Б
3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А-8.Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. Социальное познание связано с интересами субъектов социального познания.
Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.
1)верно только А 2) верно только Б
3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А-9.Специфические черты человека, отличающие его от других людей, обозначаются понятием
1)индивид 2) индивидуальность 3) индивидуалист 4) уникум
А-10.Верны ли следующие суждения о проблемах ограниченности ресурсов?
А.Экономически отсталые страны ощущают ограниченность ресурсов, а экономически развитые страны смогли разрешить эту проблему
Б.Производственных ресурсов никогда не хватает для удовлетворения всех потребностей людей.
1).Верно только А 3) верны оба суждения
2)верно только Б 4) оба суждения неверны
А-11.К основным факторам (ресурсам) производства относится
1)спрос 2) конкуренция 3) товар 4) труд
А-12.Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1) расширяет знания об окружающем мире
2) формирует наглядный образ предмета
3) осуществляется в форме ощущений и восприятий
4) использует логические умозаключения
А-13.Верны ли следующие суждения о демократическом государстве
А.В демократическом государстве исключены случаи нарушения прав человека
Б.В демократическом государстве закон гарантирует защиту прав национальных меньшинств
1)верно только А 2) верно только Б
3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А-14. . Верны ли суждения? Свобода личности
А.Проявляется в ее независимости от общества и других людей.
Б.Означает возможность действовать на основе выбора
1)верно только А 3) верны оба суждения
2)верно только Б 4) оба суждения неверны
А-15. В стране М. правительство формируется на основе результатов парламентских выборов. При этом существует должность президента, который избирается парламентом. Какая форма правления представлена в стране М.?
1)конституционная республика 2)президентская республика
3)парламентская республика 4)парламентская монархия
А-16.Знания, наиболее полно и точно соответствующие окружающему миру:
1)ощущение 2) восприятие 3) умозаключение 4) истина
А-17.Юридической ответственностью называется применение к правонарушителю
1)мер государственного принуждения за совершенное противоправное деяние
2)общественного взыскания
3)мер дисциплинарного воздействия (выговор, замечание)
4)взыскания алиментов, если человек не исполняет возложенной на него обязанности по содержанию и воспитанию детей.
А-18.Процесс изучения различных сторон действительности обозначают словом:
1)знание 2) сознание 3) познание 4) понимание
А-19.Индустриальное общество отличается от аграрного тем, что:
1)церковь определяет жизнь общества
2)господствуют общинные порядки
3)высоко развито ремесленное производство
4)быстро растет городское население
А-20.Какая из перечисленных истин основана на выработанной поколениями народной мудрости:
1)сила действия равна силе противодействия
2)растения на свету вырабатывают хлорофилл
3)перед засухой муравьи ищут для жилья затемненные, влажные впадины
4)при дыхании человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ
А-21.Процесс,связанный с получением знаний о своих возможностях, это:
1)самопознание 2) самовыражение 3) самоопределение 4) самообразование
А-22.Правонарушением является:
1)ловля удочкой рыбы в озере
2)регистрация на бирже труда в качестве безработного
3)прогул работы
4)вырубка деревьев на своем садовом участке
А-23.Необходимым условием рынка является:
1) государственная регламентация производства
2) политический плюрализм
3) частная собственность
4) обилие природных ресурсов
А-24.На каких предприятиях выдаются дивиденды:
1) на государственных
2) на частных индивидуальных
3) на акционерных
4) на муниципальных
А-25.Какой из признаков свойственен традиционному обществу?
1)влияние церкви на общественную жизнь
2)доминирование семьи партнерского типа
3)преобладание серийного производства продукции
4)осуществление промышленного переворота
Часть2
В-1.Какое слово пропущено в схеме?
Типы обществ:
Индустриальное
………………….?
Постиндустриальное
В-2.Найди в приведенном ниже списке биологические свойства человека и выпиши цифры,под которыми они указаны:
1)преобразование природы
2)постановка целей
3)приспособление к окружающему миру
4)умение мыслить
5)потребность в воде и пище
6)способность к самосохранению
Цифры запишите в порядке возрастания!
Часть3
С-1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о познании.
С-2.Назовите два признака патриархальной семьи и проиллюстрируйте каждый конкретным примером:
Признак | Пример |
1 | |
2 |
С3.Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные нормы как способ регулирования общественных отношений». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
С4.На трех примерах покажите влияние конкуренции на деятельность фирмы.
ВАРИАНТ№2
Часть1
Часть1 включает задания с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых правильный.
А-1.Качества личности проявляются в
1) чертах человека как биологического организма
2) наследственной предрасположенности
3) особенностях темперамента
4) социально-преобразующей деятельности
А-2.Исключите лишнее из списка социальных наук:
1)история 2) политология 3) генетика 4) правоведение
А-3.Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает
1)земля 2) техника 3) выращиваемая культура 4) земледелец
А-4Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?
А. Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления. Б. Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
1)верно только А 2) верно только Б
3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А-5.Чувственное познание в отличие от рационального
1)возникает из различных комбинаций ощущений человека
2)опирается на сравнение признаков предметов
3)дает знания об объективных явлениях
4)всегда является истинным
А-6.Относительная истина, в отличие от абсолютной, является
1)несомненным, раз и навсегда установленным знанием
2)неполным, ограниченным знанием о предмете
3)строго логическим умозаключением
4)мнением авторитетного ученого
А-7.Верны ли следующие суждения об обществе?
А.Понятие «общество» применимо к любой эпохи в истории человечества
Б.Все изменения в обществе приводят к его совершенствованию
1).Верно только А 3) верны оба суждения
2)верно только Б 4) оба суждения неверны
А-8.Основанная на кровном родстве или браке малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это
1)род 2)сословие 3) семья 4) элита
А-9.Верны ли следующие суждения об уровне развития способностей человека?
Уровень и степень развития способностей человека
А.выражают понятия таланта и гениальности
Б.зависят исключительно от генетических программ
1)верно только А 3) верны оба суждения
2)верно только Б 4) оба суждения неверны
А-10.Верны ли следующие суждения о проблемах ограниченности ресурсов?
А.Экономически отсталые страны ощущают ограниченность ресурсов, а экономически развитые страны смогли разрешить эту проблему
Б.Производственных ресурсов никогда не хватает для удовлетворения всех потребностей людей.
1).Верно только А 3) верны оба суждения
2)верно только Б 4) оба суждения неверны
А-11.Верны ли следующие суждения о человеке?
А.Новорожденный младенец может стать человеком в окружении других людей.
Б.Новорожденный младенец может стать личностью и вне человеческого сообщества.
1)верно только А 3) верны оба суждения
2)верно только Б 4) оба суждения неверны
А-12 Признаком человеческой деятельности,отличающей ее от поведения животных, является
1)проявление активности
2)целеполагание
3)приспособление к среде обитания
4)взаимодействие с окружающим миром
А-13.Отличительной чертой демократического режима является (-ются)
1)наличие разветвленной системы законов
2)существование средств массовой информации
3)верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной
4)гарантии свободы средств массовой информации
А-14 Объединением суверенных нескольких государств, созданным для решения общих проблем, является
1)федерация 2) конфедерация 3) унитарное государство 4) республика
А-15.Внутренняя функция современного государства выражается в
1)участии в глобальных проблем современности
2)организации хозяйственной жизни общества
3)членстве в международных экономических организациях
4)обеспечении обороны страны
А-16.Верны ли следующие суждения?
А.Парламент РФ называется Федеральным Собранием
Б.Главой РФ является Президент
1)верно только А 2) верно только Б
3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А-17. . Референдумом называется
1)право гражданина выступать в качестве избирающего
2)право гражданина выступать в качестве избираемого
3)всенародное голосование по важному государственному вопросу
4)процесс выдвижения кандидатов в депутаты и борьба за голоса и симпатии избирателей
А-18.Часть сведений о мире человек получает с помощью своих органов чувств посредством:
1)ощущений 2) понятий 3) суждений 4) умозаключений
А-19.Какая из перечисленных истин опирается на научные знания?
1)в конце апреля лисы переселяются из старых нор в новые
2)сильный треск кузнечиков в поле предвещает сухую погоду
3)пока лиственница иголки не осыплет, снегу не будет
4)при дыхании человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ
А-20.Верны ли следующие суждения?
А.«Образ Я» у человека формируется в результате самопознания.
Б. Представление человека о самом себе («образ Я») не зависит от мнений других людей о нем.
1)верно только А 3) верны оба суждения
2)верно только Б 4) оба суждения неверны
А-21.Самопознание направлено на:
1)выявление сущности своего «Я»
2)отражение объективной реальности
3)формирование знаний об окружающем мире
4)анализ поведения других людей
А-22.Понятие«экономика» первоначально означало:
1)управление сельским хозяйством
2)искусство ведения домашнего хозяйства
3)обмен результатами труда
4)денежное обращение
А-23.Преобладание общины, неразвитость частной собственности – это характерные черты общества:
1)традиционного
2)вступающего в эпоху промышленной революции
3)индустриального
4)постиндустриального
А-24.Какой из названных признаков характеризует индустриальное общество?
1)ведущая роль сельского хозяйства
2)преобладание промышленности
3)слабый уровень разделения труда
4)решающее значение сферы услуг в экономике
А-25.Закон спроса утверждает, что:
1)величина спроса определяется предложением
2)спрос зависит от предложения
3)величина спроса прямо пропорциональна цене
4)чем выше цена товара, тем меньше величина спроса
Часть 2
В-1.Какое слово пропущено в схеме?
Структура правовой нормы:
Гипотеза
Диспозиция
…………….?
В-2..Найди в приведенном ниже списке социальные свойства человека и выпиши цифры,под которыми они указаны:
1)преобразование природы
2)постановка целей
3)приспособление к окружающему миру
4)умение мыслить
5)потребность в воде и пище
6)способность к самосохранению
Цифры запишите в порядке возрастания!
Часть3
С-1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «творчество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о творчестве.
С-2.Назовите два признака партнерской семьи и проиллюстрируйте каждый конкретным примером:
Признак | Пример |
1 | |
2 |
С3..Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Многообразие деятельности человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
С4.Проиллюстрируйте тремя примерами влияние конкуренции на развитие производства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 11 класса профильный уровень
программа для 11 профильного класса...
Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)
Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...
Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)
Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС). Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...
Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)
Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...
Рабочая программа по обществознанию в 10 классе, профильный уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М.Смирновой М., «Просвещение», 2013.
Рабочая программа по обществознанию в 10 классе по учебнику под.ред Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой профильный курс...
Рабочая программа по обществознанию 10 ( профильный уровень)
Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования //Сборник нормативных д...
Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень
Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень 5 часов в неделю....