Государство
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс)

Технологическая карта урока

по обществознанию по теме " Государство" в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по обществознанию в 9 классе

Тема урока

 Государство

Учебник

  Обществознание 9 класс под редакцией   Л.Н.Боголюбова

Учитель

Еналдиева Светлана Владимировна

Тип урока

комбинированный

Цель урока

Сформировать у учащихся представление о формах государственного устройства.

Задачи урока

 Когнитивные:   сформировать у обучающихся представление о понятии «государство», его признаках и функциями;  о формах государственного правления и территориального устройства, познакомить с сущностью понятия «гражданство»  

Операционные: развивать умения учащихся:

- по поиску, обработке и структурированию информации;

- работать с обществоведческими понятиями,

- формулировать собственные суждения и аргументы

- применять полученные знания в решении познавательных задач

Аксиологические:

- воспитывать политическую культуру учащихся

- формировать высокую гражданско- патриотическую позицию

- расширять гуманистическое мировоззрение   

Основные термины

и понятия темы

Понятийный аппарат: государство, гражданство, монархия, республика, конфедерация, унитарное государство, федерация, суверенитет 

Планируемые результаты

познавательные УУД  

регулятивные УУД

коммуникативные УУД

личностные УУД

 

 

 

 

Познавательные УУД:

-овладеть и определять понятия «государство», «гражданство» с раскрытием их  сущностных характеристик, различать формы государственного устройства  и формы правления  

-уметь извлекать необходимую тематическую информацию из источников различного типа   

 -определять основную и второстепенную информацию.

Регулятивные УУД

-планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу  

-предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки  

Коммуникативные УУД

-умение вести диалог с собеседником с соблюдением норм и правил

-умение слушать собеседника  

-сформировать собственное суждение по теме урока  

 -умения организовать общение

Личностные УУД

-ориентация учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Виды деятельности на уроке

 коллективная (фронтальная) работа,

 групповая работа,

индивидуальная (самостоятельная) работа,

практическая (лабораторная) работа, творческая и/или исследовательская работа, реферирование материала

Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная, исследовательская

Образовательные технологии

 развивающее обучение

личностно-ориентированное обучение  

метод проектов

разноуровневое обучение

 модульное обучение

Развивающее обучение

Дифференцированное обучение различных категорий обучающихся (одаренных детей,

детей из социально неблагополучных семей, детей, попавших в трудные жизненные ситуации, детей из семей мигрантов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья,

Дифференцированное обучение

Используемые виды контроля

и оценивания на уроке

  контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся (осуществляется учителем)

самоконтроль и взаимоконтроль усвоения учебного материала и оценивание работы (осуществляется обучающимися).

Фронтальный, индивидуальный, групповой,   репродуктивный (читать, пересказать, вспомнить); поисковый (самостоятельная работа с учебником, доказать свою точку зрения, оценить, сравнить, сделать вывод)

Необходимое оборудование

 учительский компьютер, интерактивная доска Smart Board, проектор, ОС Windows XP, MS Office 2007

Рефлексия

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (Анализирует деятельность по достижению цели)

Организационная структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Объект учебной деятельности

Формируемые УУД

Организационный этап

Приветствие: контроль готовности обучающихся к уроку

Создаёт мотивацию к учебной деятельности  

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

Проявляют интерес к материалу изучения, включаются  в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Исходя из своего опыта, высказывают собственные мысли

Личностные: формирование дисциплины и внимания

Коммуникативные:

определять цели и функции участников групп, слушать и обсуждать разные точки зрения: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цели урока в виде гипотез или вопросов.

Посмотрите на  слайд  №1, как на ваш взгляд    высказывание русского философа Н.А.Бердяева (1874-1948) соотносится с темой нашего урока?         

«Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». слайд  №2

Предлагает учащимся сформулировать цели урока

 

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

Вывод: людям необходимо разбираться в политической сфере, осознавать политико-правовую связь граждан и государства.

Анализируют. Останавливают свой выбор на целях    

 

высказывание русского философа Н.А.Бердяева (1874-1948)

Познавательные: использование знаний.

  Получение информации, представленной в различных формах

Личностные: формирование дисциплины

Актуализация знаний

Организует подготовку и мотивацию к изучению нового материала    

Проверка знаний теорий на основании источников.  

Приложение 1. слайды  №3,4

Кому принадлежат эти слова?

1. «Все законы связаны между собой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в Боге, тождествен ему; он существует сам по себе, и от него производны иные виды законов »

Фома Аквинский  (1225 – 1274 г.) – основоположник теологической теории происхождения государства

2. «Главенствующее положение в правовой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей. Лишь с помощью таких механизмов официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу»

Л.И. Петражицкий

(1867 – 1931 г.) – основоположник психологической теории происхождения государства

3. «Что отличает нас, действительно хороших европейцев, от людей различных отечеств, какое мы имеем перед ними преимущество? Во- первых, мы — атеисты, но мы поддерживаем религии и морали стадного инстинкта. Дело в том, что при помощи их подготовляется порода людей, которая когда-нибудь да попадает в наши руки, которая должна будет восхотеть нашей руки».

Фридрих Ницше  (1844 – 1900 г.) – основоположник  расовой теории происхождения государства 

4. «Рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или подати. Возникает и аппарат принуждения для управления побежденными.»

Карл Каутский (1854 – 1938 г.) – основоположник насильственной теории происхождения государства (теория завоевания)

Выполняют индивидуальные задания.   Выражают свои мысли в соответствии с поставленным вопросом.

 

Выполняют индивидуальные задания.   Выражают свои мысли в соответствии с поставленным вопросом.

Выполняют индивидуальные задания.   Выражают свои мысли в соответствии с поставленным вопросом.

 

Работа с источником (Приложение 1)

 

Работа с источником (Приложение 1)

Работа с источником (Приложение 1)

 

Первичное усвоение новых знаний.

Предлагает материал для исследования и формулирует задание.

  На прошлом занятии у нас возникла дискуссия о том, является ли Фракийский племенной союз государством. Давайте ответим на этот вопрос  на основании полученных знаний

 Выявляет затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Повторение основных теорий возникновения  и признаков государства.

слайды  №5,6

Раскрывает и определяет смысл понятий:

- монархические  государство и республика

- унитарное государство,     федерация и конфедерация

 - «гражданство»

слайды  №7-11

Анализируют проблему, организуют поиск решения, выдвигают гипотезы. Самостоятельно  формулируют,   приводят аргументы и примеры на проблемный вопрос,      обсуждают в малых группах, делают вывод:

 Фракийский племенной союз нельзя назвать государством, т.к. отсутствуют основные признаки государства.

Формулируют, объясняют, сравнивают

Учебник, п.2, с.15-19

Текст Конституции Российской Федерации

Слайд №

Познавательные: использовать знания по теме.

Регулятивные: самостоятельно ставить познавательную цель учебной деятельности, искать и фиксировать необходимую информацию

Коммуникативные:  слушать и слышать чужое мнение, доказывать и защищать свое.

Первичная проверка понимания

Проверка задания, помощь (при необходимости) в формулировке вывода.

  Государства   по формам правления (монархия, демократия)

 

 Государства по формам территориального устройства (унитарное,     федерация, конфедерация)

 

Учащиеся осуществляют поиск

решения и формулируют решение по

намеченному плану (групповой,

индивидуальный методы)

Учебник, п.2, с.14-16

Слайд №7-11

Регулятивные: самостоятельно оценивать действия.

Познавательные:

получать информацию, представленную в различных формах

Первичное закрепление.

 Работа в группах:

  1-ой группе предлагает сравнить конституционную и абсолютную монархию;

  2-ой группе предлагает сравнить  парламентскую и президентскую республику

3-ей группе предлагает определить взаимосвязь прав и обязанностей гражданина слайды  №12- 14

Учащиеся осуществляют учебные

действия по созданию и презентации

продукта (групповой метод)

 

Выявляют отличительные и схожие черты, используя приобретенные знания, формулируют выводы      

 

Учебник, п.2, с.15-17

Текст Конституции Российской Федерации

слайд  №14

Личностные УУД: уметь осуществлять совместную информационную деятельность, творчески оценивать личностные достижения, реализовать творческий подход в коллективной учебной деятельности по изучению нового материала.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (Анализирует и оценивает деятельность по достижению цели)

 слайды  №15,16

Выполняют самооценку и взаимооценку деятельности на уроке

Тестовые задания в формате 

Верны ли следующие суждения?

Мини-диспут

(строки из стихотворения Н.А.Некрасова)

Познавательные: использовать полученные знания.

Личностные УУД: творчески оценивать личностные достижения

Информация о домашнем задании, комментирование

Поясняет и предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации

  Слайд №17

Учащиеся  выбирают

задание из предложенных

  с учётом

индивидуальных возможностей

Учебник, п.2

(1 уровень)

Параграф 2, стр. 11-19, задания «Проверь себя» к параграфу 2

(2 уровень)

Эссе на основе материалов параграфа 2 и дополнительных источников на тему:«Как связаны права и обязанности гражданина?»

Познавательные: использовать полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Европейские государства раннего средневековья. Государство франков.

Презентация, сопровождающая урок по всеобщей истории в 10 классе...

программа элективного курса «ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ , ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.»

    Элективный    курс «ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ , ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ГОСУДАРСТВА   И  ПРАВА.  ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.»предназначен для...

ТЕСТ «ГОСУДАРСТВО. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА»

Тест "Государство и формы государства (2 варианта)" По программе : Певцова, Козленко "Право и основы правовой культуры 10-11 класс"...

Презентация "Происхождение государства.Понятие и признаки государства", электив по политологии, 10-11 классы

Раскрывает суть понятия "государство", теории о его происхождении, признаки государства, содержит большой иллюстративный материал, может использоваться на уроках обществознания в основной и средней шк...

Урок обществознания в 11 классе по теме "Роль государства в экономике. Экономические функции государства."

Урок организован в форме работы учащихся в группах.В ходе анализа экономических ситуаций и текстовой информации в группах: учащиеся актуализируют знания экономических понятий : несостоятельность рынка...