Статья. Современная глобализация и ее основные проблемы
статья по обществознанию (10 класс)

Данная статья иллюстрирует основные проблемы современных глобализационных вопросов общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennaya_globalizatsiya_i_ee_osnovnye_problemy.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы современной глобализации                                                                                                              События последних 25–30 лет все еще предстоит тщательно проанализировать, но уже сейчас совершенно очевидно, что мир в целом вступил в очередную колоссальную социально-политическую и экономическую трансформацию.[1]  Трансформация экономических и социально-политических отношений сейчас очевидна. Но что мы можем сказать о трансформации духовной составляющей жизни людей. Изучая научную литературу по данной проблеме, создается впечатление глобальной катастрофы, связанной с нынешним уровнем образованности. Авторы научных статей не устают твердить об упадке, об утрате авторитета фундаментальных ценностей молодежью и даже взрослым населением. Чаще всего подобного рода высказывания относятся к сторонникам такого подхода к описанию глобализации, как – вестернизации, или все чаще – американизации. «Действует процесс, именуемый калифорнизацией, который означает, что глобальные марки голубых джинсов, напитков на основе колы и стильных спортивных туфель в одинаковой степени занимают ум шанхайского таксиста и школьной учительницы в далеких Стокгольме и Сан-Паулу».[2] Национальная культура, утверждают представители антиглобализма для основной массы населения страны перестает иметь решающий интерес. Человек чувствует себя неотделимой частью глобального мирового прогресса. Нам  становятся небезразличны судьбы королевской семьи, американских президентов и, конечно же, голливудских звезд. Нас все больше занимает то, что происходит на отдаленных континентах. Тем не менее, существует альтернативное мнение, согласно которому национальная культура испытывает перерождение, благодаря процессу глокализации.                                                                                                              Интересен тот факт, что процесс глобализации возможен и, в некотором смысле уже не представляем иначе, как во взаимодействии с процессом глокализации. Так, утверждается, что формирование глобальных ценностей необходимо должно реализовываться на основе ценностей национальных культур. И мы можем видеть, как государства борются за сохранение культурного наследия в современном мире. Именно многообразие национальных культурных ценностей должно стать основой, почвой для культивирования глобальных ценностей.                                                                                                              Некоторые политические активисты процесса глобализации видят именно в повсеместном распространении глобальных ценностей средство решения глобальных проблем, встающих перед населением нашей планеты сегодня. Список таких проблем включает в себя экологические, демографические, проблемы социальной несправедливости и пр. Так же предлагается с помощью глобальных ценностей решать проблему терроризма. «Мы сможем победить, только показав всему миру, что наши ценности имеют качественное преимущество по сравнению с альтернативными ценностями, и продемонстрировав наше беспристрастное и открытое стремление сделать их общедоступными».[3]             Исследователи, придерживающиеся позиции: глобализация равно американизация, продолжают высказывать негативное мнение на этот счет. Безусловно, реальный процесс глобализации далек от рисуемого идеала. Но возможно проблема заключается в том, что при отсутствии очевидно позитивных альтернатив, критики процесса не пытаются привести глобализацию к ее наиболее приемлемому для нас варианту, к положительному исходу. Они лишь изобличают негативные ее стороны, тем самым материализуя худший ее вариант. Как итог, человек оказывается в ситуации многообразия различных культурных парадигм, где выбор падает скорее на внешне привлекательное, чем на глубоко духовное. Культура, построенная на принципе удовольствия, затуманивает разум обывателей. Общество «теперь способно предоставить больше благ, чем прежде, потому что его интересы теперь стали внутренними побуждениями его граждан и потому что предоставляемые им удовольствия способствуют социальной сплоченности и довольству».[4] Стремление к комфорту не только лишает человека пытливости ума, но и пытается найти применение культурным образам, отчаявшимся в непримирении с «утвердившимся принципом реальности», тем самым обесценивая их[5]. Так, можно заметить, что попытки отгородиться, отречься от процесса глобализации, от процесса формирования глобальных ценностей, приводит лишь к культурному упадку.                 Что же происходит с человеком? Он оказывается заброшен. Заброшен в эту жизнь без четких ориентиров, без определенной направленности. Свобода оказывается не тем, чего он ожидал. Нет гарантий, нет уверенности в завтрашнем дне. Нет доверия к власти, к ее пропаганде, а от обилия информации в сети легко впасть в отчаяние и потеряться окончательно. И вполне естественным на этом фоне и более того очевидным, кажется выбор такого образа жизни и мыслей, который оказывается выбран большинством, в силу своей разрекламированности и внешней привлекательности. Предметом выбора оказывается вестернизированная парадигма. Но, как утверждает Э.У. Байдаров, «глобализация вовсе не тождественна вестернизации; хотя источником глобализации является западный мир, она представляет собой закономерный результат социальной эволюции, воплощая собой общецивилизационный дух, присущий всему человечеству. Другими словами, исходящие от глобализации импульсы являются предвестниками формирования глобальной цивилизации. Внешнюю (материальную) оболочку нарождающейся глобальной цивилизации представляет собой мировая экономика, а ее внутреннее (духовное) ядро – система общечеловеческих ценностей»[6].                                                                              Итак, нас интересуют исследователи, готовые бороться за человечество, применяя позитивные стратегии, приспосабливая глобализационные процессы под интересы и нужды современного общества. Эти ученые заявляют о необратимости происходящих перемен, и видят достижение успеха в скорейшем интегрировании в процесс глобализации. Но это интегрирование не должно заключаться в бездумном копировании западных форм жизни. Необходимо научится не просто приспосабливаться к текущим процессам, но и уметь приспособить их для себя, на не менее выгодных условиях. «Это означает, что необходима альтернативная стратегия глобализации, которая должна быть связана с поиском новых ценностных ориентиров и соответственно новых путей цивилизационного развития»[7].                                                                                                      И такой альтернативой многие исследователи видят диалог между цивилизациями. В процессе диалога необходимо должны определиться некие ценности, позволяющие выйти из глобального кризиса. Диалог предполагает равноправие и взаимодействие различных культур на равных условиях. Необходимо выявить «общечеловеческую компоненту»[8], при которой только и возможен диалог. Его участники должны переосмыслить наше будущее, для того, чтобы суметь трансформировать настоящее.                                                                  И может быть тогда, диалог поможет сформулировать новый интернационализм, который выйдет за рамки простой экономической или технологической взаимозависимости, и направит деятельность человечества на культивирование глобальной духовности[9].


[1]         Якунин В.И. «Диалог цивилизаций во времена глобальных трансформаций» // Независимая газета. – 2011.

[2]         Юрьев А.И. Стратегическая психология глобализации: психология человеческого капитала / А.И. Юрьев. – Спб.: Logos, 2006. - с.78

[3]         Блэр Т. «Битва за глобальные ценности» [Электронный ресурс] // Россия  в глобальной политике. – 2007. Статья о опубликована в журнале Foreign Affairs, № 1 (январь – февраль) за 2007 год.

[4]         Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе; пер. с англ. А.А. Юдина. – М.: ООО "Издательство ACT", 2002. – с. 53

[5]         Там же

[6]         Байдаров Э.У. Влияние глобализации на культуру и ценности человека [Электронный ресурс] / Э.У. Байдаров // Credo new: теоретический журнал. –  СПб.: 2005. – № 4. – Режим доступа к журналу: http://credonew.ru.

[7]         Степин В.С. Глобализация и диалог культур / В.С. Степин // Век глобализации. – Волгоград: 2011. –  № 2. – с. 10.

[8]         Там же.

[9]         Camilleri J. Globalisation of Insecurity and the Dialogue of Civilisations [Электронный ресурс] / J. Camilleri // WPF Dialogue of Civilizations: Fourth Rhodes Forum Session. – 2006. – Режим доступа к статье: http://www.wpfdc.org.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования»Филиппова

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблема современного педагогического образования»  Филиппова        Высшие смыслы и ценности ...

Статья "Современный урок-проблемы и перспективы""

В статье рассматриваются основные требования к современному уроку...

Статья : Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе и решение данной проблемы на уроках ОПК.

Статья : Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе и решение данной проблемы на уроках ОПК....

Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения (из практики учителя предметника)

   Каждый конкретный учитель, в том числе и я, сталкивается в своей практике с определенными проблемами, для разрешения которых следует выявить их причины....

Статья .Современная школа: Внедрение ФГОС (опыт, проблемы, перспективы) .Материалы республиканской НПК

В сборнике представлены материалы конференции, посвященные актуальным проблемам внедрения и реализации стандартов второго поколения....

Основные проблемы и недостатки современной публичной речи ( на примере литературной гостиной)

О любви написано много. Десятки тысяч строк продиктованы душевным волнением и глубокими раздумьями. О любви написано мало. Мало, потому что чувство это неисчерпаемо. И сколько бы ни было написано...