Основные проблемы и недостатки современной публичной речи ( на примере литературной гостиной)
методическая разработка (11 класс)

Болотова Антонина Афанасьевна

О любви написано много. Десятки тысяч строк продиктованы душевным волнением и глубокими раздумьями.

 

О любви написано мало. Мало, потому что чувство это неисчерпаемо. И сколько бы ни было написано о любви, ее новизна, драматизм, прелесть и обаяние не могут быть исчерпаны, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная  «Поговорим о любви»

Чтец: Э. Асадов «Слово о любви» (на фоне музыки  Е. Доги «Мой ласковый и нежный зверь»)


Любить — это прежде всего отдавать.
Любить — значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.

Любить — это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!

Любить — значит страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе и в радости вечно рядом.

Любовь — не сплошной фейерверк страстей.
Любовь — это верные в жизни руки,
Она не страшится ни черных дней,
Ни обольщений и ни разлуки.

Любить — значит истину защищать,
Даже восстав против всей вселенной.
Любить — это в горе уметь прощать
Все, кроме подлости и измены.

И к черту жалкие рассужденья,
Все чувства уйдут, как в песок вода.
Временны только лишь увлеченья.
Любовь же, как солнце, живет всегда!

И мне наплевать на циничный смех
Того, кому звездных высот не мерить.
Ведь эти стихи мои лишь для тех,
Кто сердцем способен любить и верить!

Ведущий 1 (Юра): О любви написано много. Десятки тысяч строк продиктованы душевным волнением и глубокими раздумьями.

Ведущий 2 (Кристина): О любви написано мало. Мало, потому что чувство это неисчерпаемо. И сколько бы ни было написано о любви, ее новизна, драматизм, прелесть и обаяние не могут быть исчерпаны, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце.

Чтец Р. Рождественский «Все начинается с любви»        (Байрта Николаевна)

Bce нaчинaeтcя c любви... 
Tвepдят: 
"Bнaчaлe 
былo 
cлoвo..." 
A я пpoвoзглaшaю cнoвa: 
Bce нaчинaeтcя 
c любви!..

Bce нaчинaeтcя c любви: 
и oзapeньe, 
и paбoтa, 
глaзa цвeтoв, 
глaзa peбeнкa - 
вce нaчинaeтcя c любви.

 Bce нaчинaeтcя c любви, 
C любви! 
Я этo тoчнo знaю. 
Bce, 
дaжe нeнaвиcть -- 
poднaя 
и вeчнaя 
cecтpa любви.

 Bce нaчинaeтcя c любви: 
мeчтa и cтpax, 
винo и пopox. 
Tpaгeдия, 
тocкa 
и пoдвиг -- 
вce нaчинaeтcя c любви...

Becнa шeпнeт тeбe: 
"Живи..." 
И ты oт шeпoтa кaчнeшьcя. 
И выпpямишьcя. 
И нaчнeшьcя. 
Bce нaчинaeтcя c любви!

Ведущий 1:. Уже многие столетия светлейшие умы человечества пытаются разгадать и объяснить это великое загадочное чувство – любовь. Поэтами всех времен и народов написаны десятки тысяч стихотворных строк, продиктованных чистым, глубоким, нежным чувством любви. И они будут писать об этом удивительном чувстве всегда, пока жив человек на земле и пока бьется его сердце.

Ведущий 2: Нет ничего более увлекательного, волнующего, чем погружение в то душевное состояние, которое переживали лучшие люди минувших веков, когда они любили.      

Данте и Беатриче.            Петрарка и Лаура.                    Александр Пушкин и Наталья Гончарова

Ведущий 1Любовь не приходит, она врывается в нашу жизнь, врывается подчас так стремительно, что человек, не успев привыкнуть к своему новому состоянию, ощущает острую боль в сердце, сладостную, щемящую и неотступную боль.  

Ведущий 2: Давайте попробуем окунуться в прошлое: вспомним, как любили наши предки. 14-16 век - времена рыцарей, трубодуров,  и их Прекрасных Дам. Времена, когда пели серенады под окнами возлюбленных и совершали в их честь подвиги. Времена, когда любили тайно, пылко и самоотверженно, когда боготворили женщину и благодарили Бога за ниспосланную любовь. Времена, когда любовь Дон Кихота к Дульсинее вызывала восхищение, а не насмешку. Служение женщине было смыслом жизни влюблённого, любимая была владычицей, повелительницей, богиней, к которой были обращены все помыслы и мольбы.

Ведущий 1: 17-18 век. Уже не поют под окнами серенад, не совершают подвигов во славу любимой, но по-прежнему слагают стихи и песни, посвящая их ей, возлюбленной. И по-прежнему мучительно ищут ответ на вопрос: «Что же такое любовь?»

Ведущий 2: Начало 20 века… Уважение к женщине считалось одним из главных достоинств настоящего мужчины. Оскорбить, унизить и даже просто сказать что-то обидное женщине значило заслужить презрение. Времена, когда просить прощение у женщины не считалось слабостью.

Чтец:  Роберт Рождественский «Я в глазах твоих утону, можно?»  (Ульяна)

Я в глазах твоих утону, можно?
Ведь в глазах твоих утонуть — счастье.
Подойду и скажу: Здравствуй,
Я люблю тебя. Это сложно…
Нет, не сложно, а трудно.
Очень трудно любить, веришь?
Подойду я к обрыву крутому
Стану падать, поймать успеешь?
Ну а если уеду — напишешь?
Я хочу быть с тобой долго,
Очень долго…
Всю жизнь, понимаешь?
Я ответа боюсь, знаешь….
Ты ответь мне, но только молча,
Ты глазами ответь, любишь?
Если да, то тогда обещаю,
Что ты самым счастливым будешь
Если нет, то тебя умоляю:
Не кори своим взглядом ,
Не тяни своим взглядом в омут.
Пусть другую ты любишь, ладно…
А меня хоть немного помнишь?
Я любить тебя буду, можно?
Даже если нельзя, буду!
И всегда я приду на помощь,
Если будет тебе трудно!

Ведущий 1Это были времена, когда любимым писали письма. Как жаль, что мы перестали писать друг другу письма, мы не умеем выразить себя в слове, боимся, стесняемся, а может, уже и не знаем нужных слов. У нас сейчас век короткой информации, мы доверяем свои чувства   смсэскам, смайликам, объясняемся в любви через огромные рекламные щиты, Интернет. Но ведь любовь - чувство очень хрупкое, интимное и должно передаваться не через электромагнитные поля и не высвечиваться на электронных табло, это чувство должно даже в век информационных технологий оставаться личным, а не публичным. А писем мы не пишем…

Запись: Письмо Желткова из повести А. Куприна «Гранатовый браслет»:

         "Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить. Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое!" …От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки»  (Из письма героя повести А. Куприна «Гранатовый браслет» )

Ведущий 2: В раннюю пору жизни в душе человека возникает любовь, первая, трепетная, юношеская, светлая, боящаяся разочарований, обнадеживающая 

Ведущий 1: Любовь – это вечное ожидание. Ожидание радости встречи и горести расставания. Любовь – это надежда быть вместе даже в разлуке.

Запись: В.Тушнова. «Не отрекаются любя». (Звучит песня в исполнении А.Пугачевой)

Ведущий 2: Там, где любовь, там всегда музыка. Именно любовь вдохновляла и вдохновляет поэтов прошлого и современности писать волшебную музыку, создавать прекрасные песни о любви.

 Запись:  Б. Пастернак. «Свеча горела на столе» (песня в исполнении А.Пугачёвой)

 

 Ведущий 1: У каждого из творцов была своя Прекрасная Дама, своя Муза. Именно благодаря этим Музам и появились на свет многие шедевры искусства.  

 Средь тысяч женщин лишь одна была,

Мне сердце поразившая незримо.

Лишь с облаком благого серафима

Она сравниться красотой могла.

Ведущий 2: Эти стихи посвящены женщине по имени Лаура. Имя ее сейчас знает весь мир как имя возлюбленной великого поэта Франческо Петрарки. Через всю жизнь пронес поэт любовь к этой женщине. И в глубокой старости, через сорок с лишним лет после первой встречи, помнил он день и час, когда впервые увидел ее в церкви. Они виделись всего несколько раз, обменявшись лишь мимолетными взглядами. Он любил ее духовно, почитая даму своего сердца образцом совершенства и чистоты, не смея и мечтать о  прикосновении. Петрарка посвятил Лауре свыше 300 сонетов. Из них можно составить дневник любви. Именно благодаря этой неразделенной любви Петрарка и стал великим лириком.

Ведущий 1: Беатриче. Возлюбленная великого Данте. Тоже идеальная, платоническая любовь. Эта любовь стала для поэта источником  вечного вдохновения. А между тем поэт и его муза виделись лишь два раза в жизни, обменявшись немногими словами приветствия. Они оба жили во Флоренции, были соседями и встретились однажды на пышном майском празднике. Данте было 9 лет, а Беатриче всего 8. Девочка была одета в красное платье с поясом. Юный Данте влюбился в нее с первого взгляда. Но праздник закончился, и следующая встреча состоялась уже через 9 лет. Беатриче шла по улице в сопровождении двух женщин. Она приветливо поздоровалась, и поэт был на верху блаженства. Детская влюбленность превратилась в романтическую любовь. Беатриче вскоре умерла, но она навсегда осталась для Данте идеалом любви и красоты. Данте посвятил Беатриче не только первые книги стихов, но и свою знаменитую «Божественную комедию».

Ведущий 2: Мавзолей Тадж-Махал – одно из семи чудес света, красивейшее сооружение Индии. Лучшие архитекторы Востока строили его в течение 22 лет по заказу мусульманского короля  Шах-Джахана, чье имя обозначает «повелитель мира». Это чудесное архитектурное сооружение стало памятником вечной любви к женщине, которую звали Мумтаз Махал, что означает «украшение двора». Мумтаз Махал сопровождала шаха даже в далеких походах, стойко перенося все тяготы вместе с мужем. Она была единственным человеком, которому шах полностью доверял. За 17 лет счастливого супружества у них родилось 13 детей. Во время родов четырнадцатого ребенка любимая жена шаха умерла. Убитый горем император объявил о двухлетнем трауре в стране и вскоре решил построить на месте захоронения жены мавзолей, символизирующий сказочную красоту любимой женщины. После смерти его похоронили рядом с женой. Сейчас мавзолей – одно из самых посещаемых мест. На надгробиях всегда живые цветы – в память о вечной любви.

Ведущий 1:  Идеал женщины, идеал красоты. Для каждого времени он свой. Но во все времена женщина и любовь были понятиями нерасторжимыми. И пусть многие современные девушки и женщины огрубели, все равно их волнуют истории о вечной любви, верности, все равно у каждой сжимается сердце при звуках «Лунной сонаты», и каждая хочет быть любимой, единственной и неповторимой.

Запись: С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье» в исполнении Ю. Соломина

Ведущий 2:  ХХ век -  век бурь, потрясений и потерь, принес в литературу два нетленных женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе перенесли тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие стихи.

Ведущий 1: Лирика Ахматовой почти исключительно лирика любви. Сочетание нежности, которая могла показаться беззащитной, с твердостью характера, шепота любви и языка страсти, интонацией отчаяния и веры, молитв и проклятий – все это отозвалось в ее стихах.

Чтец: А. Ахматова «Сколько просьб у любимой всегда…» (Настя)

Ведущий 1:   Огромная лирическая сила  заключена в стихах Марины Цветаевой. Всю жизнь она писала о трагизме и величии женской любви. Глубина мысли в стихах Цветаевой подчеркивает: женщина всегда права, когда страдает, женщина всегда прекрасна, когда любит.

Чтец М. Цветаева «Вчера еще в глаза глядел….» (Кристина)

Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
"Мой милый, что тебе я сделала?!"

И слезы ей - вода, и кровь -
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха - Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая...
И стон стоит вдоль всей земли:
"Мой милый, что тебе я сделала?"

Вчера еще - в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала - копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду
Стою - немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
"Мой милый, что тебе я сделала?"

Спрошу я стул, спрошу кровать:
"За что, за что терплю и бедствую?"
"Отцеловал - колесовать:
Другую целовать",- ответствуют.

Жить приучил в самом огне,
Сам бросил - в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе - я сделала?

Всё ведаю - не прекословь!
Вновь зрячая - уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.

Самo - что дерево трясти! -
В срок яблоко спадает спелое...
- За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!

Запись:  романс на слова М. Цветаевой «Мне нравится…»

Ведущий 2:   В феврале 1942 года, когда гитлеровцы отступали от Москвы, газета «Правда» напечатала стихотворение Константина Симонова. Оно совершило переворот в сердцах советских людей, особенно фронтовиков, которые посылали его в виде писем своим женам, невестам, веря и надеясь, что их будут ждать.

Чтец:  К. Симонов «Жди меня» (Коротеев Роман)

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, — 
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

 

Ведущий 1: Любовь – это вечное чувство, о котором всегда будут слагать стихи и песни. Мало найдется людей, которым не знакомы строки из стихотворения «С любимыми не расставайтесь...», особенно после выхода кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром». В действительности стихотворение Александра Кочеткова называется иначе — «Баллада о прокуренном вагоне». 

Ведущий 2Это стихотворение имеет интересную историю создания, о которой рассказала в своих записях жена поэта Нина Григорьевна Прозрителева. Лето 1932 года супруги провели у родственников, и Александр Кочетков должен был уехать раньше жены. Билет был куплен до станции Кавказской, после чего нужно было пересесть на поезд Сочи — Москва. 

Ведущий 1: По воспоминаниям Нины Григорьевны, супруги никак не могли расстаться, и уже во время посадки, когда проводник попросил провожающих покинуть поезд, Нина Григорьевна в буквальном смысле вытащила мужа из вагона. Было решено сдать билет и отложить отъезд на три дня. 

Ведущий 2По истечении трех дней Кочетков уехал и, прибыв в Москву, обнаружил, что друзья уже считали его погибшим в крушении, которое произошло с поездом Сочи — Москва. Получилось, что те три дня отсрочки спасли поэта от неминуемой гибели. 
В первом же письме от мужа, которое получила Нина Григорьевна, было стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне».
 

Ведущий 1. Все произошедшее заставило поэта задуматься о роли случайностей в жизни человека и о великой силе любви, способной уберечь человека от трагических перипетий судьбы. Несмотря на то, что стихотворение было написано в 1932 году, напечатали его лишь спустя 34 года в сборнике «День поэзии». Однако еще до опубликования эти проникновенные строки никого не оставили равнодушными и передавались буквально из уст в уста, как и сама история его создания. 


Запись:   А. Кочетков «Баллада о прокуренном вагоне»

Юноша.

- Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,

Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.

Девушка. 
- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду -

Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
Юноша.

- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?

Девушка. 
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба - я и ты.

Юноша. 
- Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?

Девушка. 
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Автор. 
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
Ю.: С любимыми не расставайтесь!
Д.: С любимыми не расставайтесь!
Ю.: С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
Д.: И каждый раз навек прощайтесь!
Ю.: И каждый раз навек прощайтесь!
Д.:И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

Ведущий 2 : Любовь –это прекрасное возвышенное чувство. Она  приходит к нам внезапно, вспыхивает и поражает, как молния. Она смешивает в нашей крови страсть, нежность, ревность. И ничто не может остановить Любовь – ни время, ни расстояние, ни смерть.

 

 Ведущий 1: Любовь требует от нас только одного – любви. Любви к женщине, любви к матери, любви к ребенку, любви к каждой живой клеточке на земле.

 

Ведущий 2: Сколько замечательных стихов о любви написано нашими современниками!

 Запись:  В. Тушнова «Мне говорят, нету такой любви»

Мне говорят:
нету такой любви.
Мне говорят:
как все,
так и ты живи!
Больно многого хочешь,

нету людей таких.
Зря ты только морочишь
и себя и других!
Говорят: зря грустишь,
зря не ешь и не спишь,
не глупи!
Всё равно ведь уступишь,
так уж лучше сейчас
уступи!
...А она есть.
Есть.
Есть.
А она - здесь,
здесь,
здесь,
в сердце моём
тёплым живёт птенцом,
в жилах моих
жгучим течёт свинцом.
Это она - светом в моих глазах,
это она - солью в моих слезах,
зренье, слух мой,
грозная сила моя,
солнце моё,
горы мои, моря!
От забвенья - защита,
от лжи и неверья - броня...
Если её не будет,
не будет меня!

 Ведущий 1: Талант любящего сердца надо лелеять, воспитывать, развивать, ведь мы в ответе за тех, кого любим, и только от нас зависит, чем станет наша любовь.

Ведущий 2: А вот я согласна с Иваном Алексеевичем Буниным. В рассказе «Темные аллеи» он писал: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена»  И  Борис Заходер так считает:  

Не бывает любви несчастной. 
Может быть она горькой, трудной, 
Безответной и безрассудной,
Может быть смертельно опасной,
Но несчастной любовь не бывает.
Даже если она убивает. 
Тот, кто этого не усвоит,
И счастливой любви не стоит!

Запись: Ю. Друнина «Ты рядом, и все прекрасно»

Ты - рядом, и все прекрасно: 
И дождь, и холодный ветер. 
Спасибо тебе, мой ясный, 

За то, что ты есть на свете. 


Спасибо за эти губы, 
Спасибо за руки эти. 
Спасибо тебе, мой любый, 
За то, что ты есть на свете. 

Ты - рядом, а ведь могли бы 
Друг друга совсем не встретить.. 
Единственный мой, спасибо 
За то, что ты есть на свете!

Ведущий 1: С любви все начинается и заканчивается тоже ею. Так что же такое любовь? Что она для каждого из нас? Для всех нас вместе? С чем её можно сравнить? Вот такие ваши  мнения: (Антонина Афанасьевна)

Ведущий А вот так писали наши выпускники:  (Ант. Афан.)

Ведущий 2: На протяжении всей жизни мы не раз и не два будем задавать себе  вопрос: что же такое любовь? И каждый раз, отвечая на него, будем поражаться тому, что такое маленькое слово имеет множество значений и обладает такой мощной силой, которую сломить невозможно.

Ведущий 1: Читайте стихи о любви, сами слагайте21. Любите красиво, чисто и восторженно. Говорите о «чудных мгновениях» любви достойными словами. Учитесь этому у великих мастеров слова.

                                                  Притча о любви 

             Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.
Она позвала
Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило:
– На моем корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места.
Когда мимо проплывал корабль
Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила:
– Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве. 
Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи ее, но та сказала:

- Знаешь, Любовь, ты  нарушишь  гармонию на моём корабле.
Рядом проплывала Радость, но та так была занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви.
Тогда Любовь совсем отчаялась. Но вдруг она услышала голос, где-то позади:
– Пойдем, Любовь, я возьму тебя с собой.
Любовь обернулась и увидела старца. Он довез ее до суши и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:
– Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?
Познание посмотрело на Любовь:
– Это было Время.
– Время?  Но почему оно спасло меня?
Познание еще раз взглянуло на Любовь потом вдаль, куда уплыл старец:
– Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь.

 

Любовь - это больше, чем просто слова.
Любовь - это больше, чем миг поцелуя,
Любовь, что бессмертна, что вечно нова,
Любовь, что смиряет, любовь, что волнует.

Любовь - это больше, чем мост на пути,
Любовь - это больше, и глубже, чем бездна:
Любовь, что утешит, любовь, что простит -
Она единит мир земной и небесный.

Но больше, но больше, чем наша земля,
Чем ты или я, чем разлив небосвода,
Любовь - это море, где два корабля
Уходят, сливаясь, в нейтральные воды.

Любовь - это солнце, любовь - это сон,
Любовь - это Сын, Богом посланный, чтобы
Узнавший Его был омыт и спасен
От бури безумья и пропасти злобы.

Любовь не обманет, любовь не предаст,
Любовь не оставит мольбы без ответа.
Отныне вовеки она среди нас -
И счастлив безумец, поверивший в это.


Я не могу без тебя жить! 
Мне и в дожди без тебя – сушь, 
Мне и в жару без тебя – стыть. 
Мне без тебя и Москва – глушь. 

Мне без тебя каждый час – с год; 
Если бы время мельчить, дробя! 
Мне даже синий небесный свод 
Кажется каменным без тебя. 

Я ничего не хочу знать – 
Бедность друзей, верность врагов, 
Я ничего не хочу ждать. 
Кроме твоих драгоценных шагов.


 

Эдуард Асадов «Я могу тебя очень ждать…»

Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!

Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что все не зря,
Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.

Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.

Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
Что люблю тебя не напрасно!

В горах, на скале, о беспутствах мечтая, 
Сидела Измена худая и злая. 
А рядом, под вишней, сидела Любовь, 
Рассветное золото в косы вплетая. 
С утра, собирая плоды и коренья, 
Они отдыхали у горных озер. 
И вечно вели нескончаемый спор - 
С улыбкой одна, а другая с презреньем. 
Одна говорила: - На свете нужны 
Верность, порядочность и чистота. 
Мы светлыми, добрыми быть должны: 
В этом и красота! 
Другая кричала: - Пустые мечты! 
Да кто тебе скажет за это спасибо? 
Тут, право, от смеха порвут животы 
Даже безмозглые рыбы! 
Жить надо умело, хитро и с умом, 
Где - быть беззащитной, где - лезть напролом, 
А радость увидела - рви, не зевай! 
Бери! Разберемся потом! 
А я не согласно бессовестно жить! 
Попробуй быть честной и честно любить! 
- Быть честной? Зеленая дичь! Чепуха! 
Да есть ли что выше, чем радость греха?! 
Однажды такой они подняли крик, 
Что в гневе проснулся косматый старик, 
Великий колдун, раздражительный дед, 
Проспавший в пещере три тысячи лет. 
И рявкнул старик: - Это что за война?! 
Я вам покажу, как будить колдуна! 
Так вот, чтобы кончить все ваши раздоры, 
Я сплавлю вас вместе на все времена! 
Схватил он Любовь колдовскою рукой, 
Схватил он Измену рукою другой 
И бросил в кувшин их, зеленый, как море, 
А следом туда же - и радость, и горе, 
И верность, и злость, доброту и дурман, 
И чистую правду, и подлый обман. 
Едва он поставил кувшин на костер, 
Дым взвился над лесом, как черный шатер, - 
Всё выше и выше, до горных вершин, 
Старик с любопытством глядит на кувшин: 
Когда переплавится всё, перемучится, 
Какая же там чертовщина получится? 
Кувшин остывает. Опыт готов. 
По дну пробежала трещина, 
Затем он распался на сотню кусков, 
И... появилась женщина...



***

Любви моей ты боялся зря - 
Не так я страшно люблю. 
Мне было довольно видеть тебя, 
Встречать улыбку твою. 

И если ты уходил к другой, 
Иль просто был неизвестно где, 
Мне было довольно того, что твой 
Плащ висел на гвозде. 

Когда же, наш мимолетный гость, 
Ты умчался, новой судьбы ища, 
Мне было довольно того, что гвоздь 
Остался после плаща. 

Теченье дней, шелестенье лет, 
Туман, ветер и дождь. 
А в доме события - страшнее нет: 
Из стенки вынули гвоздь. 

Туман, и ветер, и шум дождя, 
Теченье дней, шелестенье лет, 
Мне было довольно, что от гвоздя 
Остался маленький след.

Когда же и след от гвоздя исчез 
Под кистью старого маляра, 
Мне было довольно того, что след 
Гвоздя был виден вчера. 

Любви моей ты боялся зря. 
Не так я страшно люблю. 
Мне было довольно видеть тебя, 
Встречать улыбку твою. 

И в теплом ветре ловить опять 
То скрипок плач, то литавров медь... 
А что я с этого буду иметь, 
Того тебе не понять.





 

***

Пусть завтра кто-то скажет, как отрубит, 
И в прах развеет все твои мечты. 
Как страшно, если вдруг тебя разлюбят, 
Ещё страшней, когда разлюбишь ты. 

Померкнет всё, и краски потускнеют, 
И потеряют запах все цветы. 
Тебя не любят. Есть ли что страшнее? 
Ещё страшней, когда не любишь ты. 

Пока ты любишь, жизнь ещё прекрасна, 
Пока страдаешь, ты ещё живёшь. 
И день тобою прожит не напрасно, 
А летний вечер всё-таки хорош. 

Пока ты любишь, это всё с тобою, 
И первый снег, и первая звезда. 
И вдаль идя дорогой полевою, 
Ты одинок не будешь никогда. 

Пусть завтра кто-то скажет, как отрубит, 
И в прах развеет все твои мечты. 
Не бойся, если вдруг тебя разлюбят, 
Куда страшней, когда разлюбишь ты.

                                    Роберт Рождественский

Я в глазах твоих утону, можно?
Ведь в глазах твоих утонуть — счастье.
Подойду и скажу: Здравствуй,
Я люблю тебя. Это сложно…
Нет, не сложно, а трудно.
Очень трудно любить, веришь?
Подойду я к обрыву крутому
Стану падать, поймать успеешь?
Ну а если уеду — напишешь?
Я хочу быть с тобой долго,
Очень долго…
Всю жизнь, понимаешь?
Я ответа боюсь, знаешь….
Ты ответь мне, но только молча,
Ты глазами ответь, любишь?
Если да, то тогда обещаю,
Что ты самым счастливым будешь
Если нет, то тебя умоляю:
Не кори своим взглядом ,
Не тяни своим взглядом в омут.
Пусть другую ты любишь, ладно…
А меня хоть немного помнишь?
Я любить тебя буду, можно?
Даже если нельзя, буду!
И всегда я приду на помощь,
Если будет тебе трудно!

Я могу тебя очень ждать, 
Долго-долго и верно-верно, 
И ночами могу не спать 
Год, и два, и всю жизнь наверно! 

Пусть листочки календаря 
Облетят, как листва у сада, 
Только знать бы, что все не зря, 
Что тебе это вправду надо! 

Я могу за тобой идти 
По чащобам и перелазам, 
По песку без дорог почти, 
По горам, по любому пути, 
Где и черт не бывал ни разу! 

Все пройду, никого не коря, 
Одолею любые тревоги, 
Только знать бы, что все не зря, 
Что потом не предашь в дороге. 

Я могу для тебя отдать, 
Все что есть у меня и будет, 
Я могу за тебя принять 
Горечь злейших на свете судеб. 

Буду счастьем считать, даря 
Целый мир тебе ежечасно. 
Только знать бы, что все не зря, 
Что люблю тебя не напрасно!










 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы преподавания в современной школе на примере дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности"

Статья рассматривает возможности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания дисциплины "Основы безопасности жижнедеятельности" в школе...

МБОУ Волчёнковская СОШ ДОКЛАД Основные преимущества применения мультимедиа в образовании Технология создания мультимедиа Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа Учитель математики: Устинова А.И.

содержательной компоненты учебного материала, самостоятельному выбору и прохождению обучаемым полного или сокращенного вариантов обучения.Такие средства обучения способствуют появлению не только новых...

Литературная гостиная "Солженицын - "самый великий человек современности"

На примере жизнестойкости писателя развивать у учащихся умение отстаивать свою гражанскую позицию....

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Примеры литературных произведений к проблемам текста

материал для подготовки к выполнению задания 25 на ЕГЭ по русскому языку...

Театрально-литературная гостиная как способ повышения мотивации к изучению литературы в современной школе

В этой статье определяются цель и задачи занятий , определяется структура , основное содержание занятий и формы работы...