Использование современных педагогических технологий в процессе обучения (практика)
статья по обществознанию

Cамданова Инга Борисовна

В своей работе я использую технологию критического мышления, здоровьесберегающую технологию, информационно-коммуникативную, игровую технологию, технологию проблемного обучения, дифференцированное обучение, технология обучения в сотрудничестве. Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и методы обучения, повышают творческую активность учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.


Современные требования, предъявляемые учителю, включают в себя умение педагога не только ориентироваться в бесконечном множестве педагогических технологий, но и применять их в своей практике. В своей работе я опробовала многие из предлагаемых технологий, но, конечно, для постоянной работы я остановилась на нескольких, которые, на мой взгляд, приемлемы для систематического пользования.

В своей профессиональной деятельности стараюсь учесть образовательные потребности детей, их индивидуальные способности, поэтому как нельзя лучше подходит личностно-ориентированное обучение учащихся. Личностно-ориентированные технологии предполагают создание атмосферы любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности. На уроках истории и обществознания применение данного подхода способствует развитию ключевых компетенций учащихся.

Технология проблемного обучения используется практически на каждом уроке истории и обществознания. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Каждый урок, построенный в соответствии со стандартами нового поколения, предполагает решение проблемных задач, что позволяет строить эффективно образовательный процесс по истории и обществознанию.

Использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения более успешным, поэтому в своей практике широко использую интерактивные технологии. Информационные технологии не только открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Современный урок невозможен без использования ИКТ-технологий. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Технология развития критического мышления - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Базовая модель технологии, состоит из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Первая стадия — «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Вторая стадия — «осмысление» в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом. При работе с текстом ученик учится выделять главное. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь учителя, и видеоматериал. Особенно ценны вопросы, которые рождаются у учеников. Для начала можно предложить использовать для их формулирования ключевые слова (что? почему? каким образом? чем вызвано? и т. д.), а со временем ученики сами без моей    помощи   смогут сформулировать простые и сложные вопросы.  Третья стадия — стадия «рефлексии»— на этом этапе формируется личностное  отношение ученика к тексту, который  фиксирует  его   с помощью  таблицы, схемы, кластера, позволяет установить причинно-следственные связей между блоками информации. Итогом работы становится написание эссе, синквейна, проведение дискуссий и дебатов.

Для создания комфортных условий обучения мною используются игровые технологии в среднем звене, что позволяет учащимся адаптироваться после перехода из начальной ступени обучения. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игры на уроках помогают лучше усвоить материал и научиться командной и групповой работе. При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.

Современная система обучения оказывает сильное воздействие на здоровье ребенка, поэтому на каждом уроке должны присутствовать элементы здоровьесберегающей технологии, их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения здоровья обучающихся.

Требования к современному уроку предполагают выход за узкие предметные области. Поэтому в своей работе я использую технологии интегративного подхода, которые способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон. В большей степени, чем обычные интегративные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы. Такие уроки не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности. Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы.

В своей практике успешно использую различные формы работы с учащимися: индивидуальную, работу в парах, групповую. Особое предпочтение на уроках отдаю применению работы в парах. Пара - идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. На своих уроках я применяю приёмы включения всех учащихся в активную мыслительную деятельность. Стараюсь тщательно продумывать уроки, чётко ставить цели и задачи, правильно использовать средства обучения, ориентируя учащихся на приобретение знаний по теме, определяя воспитательную направленность урока. Добиваюсь, чтобы для моих уроков были характерны принципы научности, высокая плотность содержания, активизация деятельности учащихся. Ребятам предоставляю возможность для самовыражения. Монологическая речь учащихся по теоретическим вопросам чередуется с разными видами практической работы.

Для развития личность ученика, его творческого мышления, умения анализировать, делать собственные выводы и иметь на всё собственную точку зрения, провожу нестандартные формы уроков: урок-экскурсия; урок-игра («Своя игра»); урок-выставка: демонстрация рисунков, творческих работ.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий позволяет в своей работе добиться прочных знаний учащихся, закрепить умения и навыки. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Доклад: "Использование современных педагогических технологий в процессе обучения детей с ОВЗ".

Во все времена профессия учителя была очень важной. Без учителя сложно представить развитие общества и человека....

Использование современных педагогических технологий в процессе обучения физической культуре.

Закон РФ "Об образовании" предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности,создание условий для ее самореализации.И сегодня создан инструмент,позволяющий решит...

Использование современных педагогических технологий в процессе обучения ОБЖ

Использование и применять педагогические  технологии в процессе обучения ОБЖ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Преподаватель в своей работе решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности обучающегося. Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой работают теоретик...

Использование современных педагогических технологий в процессе обучения (из опыта работы)

Моя главная педагогическая задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Новые о...