Рабочая программа элективного курса: «Трудные вопросы обществознания»
рабочая программа по обществознанию (11 класс)

Рабочая программа элективного курса: «Трудные вопросы обществознания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnye_voprosy_obshchestvoznaniya.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Средняя  школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета

приказом директора

Протокол № 1

МБОУ «СШ  №32 им. С.А. Лавочкина»

от «_____» августа 2018 г.

Приказ от «_____» августа 2018г. № ________-од

Рабочая программа

Наименование элективного курса: «Трудные вопросы обществознания».

Класс: 11

Уровень общего образования: среднее общее образование. Базовый уровень.

Учитель:Умпирович Елена Анатольевна.

Срок реализации программы, учебный год: 2018/2019 учебный год.

Количество часов по учебному плану: 1 ч; I п/г – 16 ч., II п/г – 18 ч, всего за год –  34 ч..

Составлена на основе:

Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Рабочую программу составила: ___________________         ________________________________

                подпись                                                                   расшифровка  подписи

Пояснительная записка к рабочей программе.

Рабочая программа курса разработана на основе:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по обществознанию.
  2. Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

Программа курса рассчитана на 34 учебных часа (недельная нагрузка – 1 час).

Программа курса направлена на систематизацию информации, углубление знаний, использование полученных знаний в практической деятельности и в повседневной жизни по следующим разделам обществознания «Общество», «Человек. Познание», «Социальная сфера», «Духовная сфера», «Экономика», «Политика».

Цели изучения курса:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение системы знаний об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Результаты освоения курса

должны отражать:

  1. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем.
  2. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  3. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
  4. Сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире.
  5. Сформированность основ эстетического образования, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; сформированность бережного отношения к природе.
  6. Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни.
  7. Осознанный выбор будущей профессии.
  8. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы их выполнения.
  9. Готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
  10. Умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

Предметные результаты освоения  элективного курса «Актуальные вопросы обществознания»:

1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, компетенций:

-определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • применение полученных знаний в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Система  формируемых умений в процессе изучения курса:

№ п/п

Показатель образованности

Умения

1.

Личностный.

Самоопределение личности

Личностное самоопределение и самореализация

2.

Информационный.

Восприятие социальной информации

Ориентация в потоке социальной информации

3.

Общекультурный.

Развитие познавательного интереса

Формирование устойчивого интереса к социально – гуманитарному знанию

4

Социальный.

Отношение к явлениям и событиям социальной действительности

Анализ явлений социальной действительности с опорой на полученные знания

5

Личностно – социальный.

Отношение к собственным социальным действиям и действиям других людей

Соотнесение различных оценок собственного и иного поведения, самостоятельное формулирование правил общественного поведения, применение знаний для определения социально – одобряемого поведения в конкретной ситуации

6

Интеллектуальный.  

Решение проблемно – познавательных задач

Решение познавательных и практических задач в типичных жизненных ситуациях

7

Коммуникативный.

Развитие коммуникативных умений

Аргументация собственной позиции, оппонирование через дискуссии и диспуты

8

Креативный.

Реализация в творческой деятельности

Выполнение различных видов работ (эссе, презентации, опросы, проекты и т.д.)

9

Общий.

Овладение соответствующим уровнем образованности

Общекультурная компетентность

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах  человека. Мышление и деятельность.  Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения.  Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации  личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.  Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы». Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

ЭКОНОМИКА.

Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Роль государства в экономике. Общественные блага. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Глобальные экономические проблемы.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность  сектантства.

ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ.

Политическая власть. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.Отличительные черты выборов в демократическом обществе.Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы. Политическая культура.

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Средняя  школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска

РАССМОТРЕНО        

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета

приказом директора

Протокол № 1

МБОУ «СШ  №32 им. С.А. Лавочкина»

от «_____» августа 2018 г.

Приказ от «_____» августа 2018 г. № ________-од

Календарно – тематическое планирование

Наименование элективного курса: «Трудные вопросы обществознания».

Классы: 11 А, Б.

Уровень общего образования: среднее общее образование. Базовый уровень.

Учитель:Умпирович Елена Анатольевна.

Срок реализации программы, учебный год: 2018/201 учебный год.

Количество часов по учебному плану: 1 ч; I п/г – 16 ч., II п/г – 18 ч, всего за год –  34 ч..

Составлено на основе:

Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Календарно – тематическое планирование элективного курса «Трудные вопросы обществознания» на 11 класс.

Базовый уровень (34 часа).

 

Раздел 1. Человек (10 часов).

занятия

Тема занятия

Элементы содержания

Дата по плану

Дата по факту

1.

Сущность природы человека: биологизаторский и социологизаторский подходы.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах  человека. Мышление и деятельность.  Творчество в деятельности. Формирование характера.

2.

Бытиё, потребности и интересы человека.

Потребности, способности и интересы. Познавательная деятельность человека.

3.

Смысл жизни человека – «вечный вопрос философии».

Философия. «Вечные вопросы философии». Жизнь. Смысл жизни. Ценности. Мировоззрение.

4.

Самореализация человека.

Самопознание, его формы. Самооценка личности.

5.

Роль мировоззрения в жизни человека.

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения.  

6.

Сознательное и бессознательное в личности человека.

Сознание. Познание. Мышление и деятельность.Сознательное и бессознательное.  

7.

Свобода и ответственность личности.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации  личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

8.

Принципы современной нравственной культуры личности

Личность. Ценности. Социальные нормы. Социализация. Критерии оценки личности.

9.

Моральная автономия личности.

Мораль. Нормы морали. Свобода и ответственность.

10.

Толерантное сознание.

Сознание. Толератность. Толерантное и интолерантное сознание. Границы толерантности.

Раздел 2. Общество (6 часов)

занятия

Тема занятия

Элементы содержания

Дата по плану

Дата по факту

11.

Представления о взаимосвязи человека и общества.

Человек. Общество. Антропогенез. Антропосоциогенез. Глобальные проблемы.

12.

Многовариантность общественного развития.

Типы обществ. Направления и формы общественного развития. Противоречивость общественного прогресса.

13.

Формационный подход к изучению общественного развития.

Формация и её ступени. Движущие силы развития. Революция. Экономика. Критерии прогресса.

14.

Цивилизационный подход к изучению общественного развития.

Цивилизация и её типы. Движущие силы развития. Реформа. Культура. Критерии прогресса.

15.

Критерии общественного прогресса.

Прогресс и регресс. Критерии прогресса. Противоречивость прогресса.

16.

Последствия глобализации.

Глобализация. Глобальные проблемы и пути их решения.

Раздел 3.  Экономическая сфера жизни общества (4 часа).

занятия

Тема занятия

Элементы содержания

Дата по плану

Дата по факту

17.

Основные законы экономики.

Спрос. Предложение. Главная проблема и основные законы экономики. Типы экономических систем.

18.

Экономическая культура личности.

Предпринимательство. Потребление. Роль государства в экономической жизни человека и общества.

19.

Позитивные и негативные черты рынка.

Рыночная экономика. Конкуренция и её роль в экономике. Противоречия рынка.

20.

Причины циклического развития экономики.

Экономические циклы и их причины. Характеристика экономических циклов. Роль государства в экономике.

Раздел 4. Политическая сфера жизни общества (7 часов).

занятия

Тема занятия

Элементы содержания

Дата по плану

Дата по факту

21.

Типы политической власти.

Политическая власть. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность.

22.

Демократические движения современности.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

23.

Этапы развития политических движений.

Политические движения и их роль. Политические партиии. Парламентаризм.

24.

Типы политической культуры.

Политическая культура и её типы.

25.

Политическая культура общества.

Типы политических лидеров. Формы участия в политической жизни. Политический экстремизм.

26.

Правовое государство.

Проблемы формирования правового государства в Российской Федерации.

27.

Гражданское общество.

Гражданское общество и государство. Проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.

Раздел 5. Социальная сфера жизни общества (7 часов).

занятия

Тема занятия

Элементы содержания

Дата по плану

Дата по факту

28.

Социальные роли и статусы.

Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их типы. Роли и статусы их виды.

29.

Неравенство и социальная стратификация.

Критерии стратификации. Модели стратификации.

30.

Социальные лифты.

Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности.

31.

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение.

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.

32.

Социальные конфликты и пути их разрешения.

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.

33.

Тенденции в развитии социальной структуры современного общества.

Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры. Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация. Религиозные объединения и организации. Опасность  сектантства.

34.

Прогнозы перспектив развития человечества.

Глобализация. Глобальные проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Элективный курс «Трудные вопросы математики» 10-11 класс.

Пояснительная записка. Содержание обучения. Требования к подготовке учащихся. Список рекомендуемой учебно – методической литературы     ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Трудные вопросы обществознания» 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Трудные вопросы обществознания» 9 класс...

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии  русского языка»для 11 класса...

Рабочая программа элективного курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...