Мой диплом
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Лебедева Полина Дмитриевна

Тема: «учебно-правовые ситуации на уроках истории».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplom.docx89.58 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Современная общественно-политическая ситуация в России и вокруг нее ведет к переосмыслению стоящих перед образованием задач. Сегодня востребовано формирование социально активной личности, знающей и умеющей пользоваться своими правами и свободами. Это совершенно невозможно без навыков самостоятельной работы и отношения к знаниям как ценности. Перед современной школой возникает вопрос об использовании эффективных методических способов реализации государственного и социального заказа, достижению планируемых результатов обучения. Учитывая, что ФГОС определяет переход к системно-деятельностному обучению, то особую актуальность приобретают самостоятельные активные и интерактивные формы работы. Одним из них может являться использование учебно-правовых ситуаций на уроках истории.  Данный методический прием предполагает использование правовых знаний, получаемых на уроках «Обществознания» для анализа и  разрешения правовых ситуаций ставящихся на уроках.  В органическом единстве с другими традиционными методическими приемами учебно-правовые ситуации соответствуют современному  подходу в обучении, требующему  не изучения больших массивов юридических норм, а разностороннего осмысления главного в праве, пропускания правовых норм через себя, свои чувства, интересы, свое отношение к окружающему миру.  

Актуальность исследования обусловлена тем, что учебно-правовая ситуация по сравнению с традиционной историко-правовой ситуации сравнительно редко применяется на уроках истории. Вместе с тем данный методический прием отвечает требованиям ФГОС, диктующим условия необходимости ухода от обычной передачи знаний к самостоятельному добыванию знаний ребенком, который сможет проанализировать их возможность и применить на практике. Методический прием нацелен на актуализацию межпредметных связей и повышению интересов школьников к практическому применению знаний.

На данный момент отдельно тема «учебно-правовые ситуации на уроках истории» разработана слабо. Популярным трудом является методическая рекомендация для преподавателей основ правоведения «учебно-правовые ситуации на уроках правоведения» Морозовой Светланы Алексеевны. В данной методической рекомендации учебно-правовая ситуация рассматривается как один из важнейших приемов в обучении праву и истории. Рассматриваются такие вопросы как характеристика понятия, форм, видов, а также приведены примеры учебно-правовых ситуаций на уроках. В единстве с остальными методическими приемами данная тема фигурирует у Баумовой М.Г. «Развитие правовой грамотности и правосознания обучающихся на уроках истории и обществознания», Крикун Е.Л. «Теория и методика обучения истории», Вагина А.А. «Методика обучения истории в средней школе», Студеникина М.Т. «Методика преподавания истории в школе», Дайри Н.Г. «Основное усвоить на уроке» Жарова Л.В. «Учить самостоятельности», Полторак Д.И. «Методика использования средств обучения в преподавании истории». Они рассматривают учебно-правовые ситуации как методические приемы в сфере практикумов.

Объектом исследования данной работы выступают учебно-правовые ситуации.

Предметом исследования является применение учебно-правовых ситуаций для уроков истории в 11 классе.

Цель исследования состоит в разработках и использования учебно-правовых ситуаций для уроков отечественной истории как средство реализации межпредметных связей.

Исходя из поставленной цели были установлены следующие задачи:

  1. Определить понятие и значение учебно-правовых ситуаций;
  2. Сформулировать требования по конструированию учебно-правовых ситуаций
  3. Разработать уроки с использованием учебно-правовых ситуаций
  4. Применить учебно-правовые ситуации на уроках отечественной истории в 11 классе

Работа состоит из введения, основной части, содержащей две главы и четыре параграфа, вывод и заключение.

Глава 1 Понятие, значение и конструирование учебно-правовых ситуаций

                       

1.1 Понятие и значение учебно-правовой ситуации

В современном российском образовании происходит переход от традиционной передачи знаний к формированию у учеников способности самостоятельно находить, анализировать и применять новую информацию. На современных уроках истории школьники должны самостоятельно выполнять работу, решая в процессе выполнения целый комплекс не только интеллектуальных, но и регулятивных учебных действий. Одним из возможных методических приемов, применяющихся при организации творческой, самостоятельно-поисковой работе старшеклассников является прием учебно-правовой ситуации. Понятие «учебно-правовой ситуации» появилось  в научной литературе относительно недавно. Более распространенным и применимым являются такие термины как «учебная ситуация» и «историко-правовая учебная ситуация». Методисты, разрабатывающие данные понятия, рассматривают их элементы, изучают их свойства и отклонения с целью вычленить их отличия и специфику.

Наиболее крупным и многоплановым понятием является «учебная ситуация». Авторы, занимающиеся данной темой, до сих пор не пришли к единому мнению определения ученой ситуации. В литературе существуют различные подходы к его определению. Под учебной ситуацией понимают и учебное задание, единицу учебной деятельности и методический прием. Учебная ситуация, по мнению Е.А. Певцовой, это важная часть урока, включающая условия различных уровней проблемности, необходимых для получения специфического результата, которым является преобладание усвоения знаний правового профиля.[12, 465]

 Е.О. Иванова сформулировала понятие учебной ситуации как особой единицы учебного процесса, организующую поисковую активность учеников, предполагаемую развитие универсальных учебных действий. Данные действия носят познавательный, регулятивный, коммуникативный и личностный характер. Если рассматривать учебную ситуацию как методический прием, который включает элементы всех перечисленных определений, то можно констатировать, что учебная ситуация представляет собой методический прием, включающий условия усвоения учебных знаний, необходимых для получения нужного результата, самостоятельного поиска и решения учебной задачи, предполагающий освоение универсальных учебных действий. [19, 190-193]  

Большую популярность на уроках истории приобретает историко-правовая ситуация. Она нацелена на самостоятельную работу школьников, направленную на проявление умения  самостоятельно работать с информацией разного плана. Педагог только предлагает задачу, а преобразуют ученый материал сами школьники, что соответствует требованиям  историко-культурного стандарта. Для данного приема характерно то, что на первый план выходит применение знаний исторического профиля. В современной школе наряду с историко-правовой ситуацией начали использовать учебно-правовые ситуации. Понятие раскрыла автор методики преподавания права в школе С.А. Морозова. Согласно данной методике «учебно-правовая ситуация представляет собой учебный методический прием, ставящий учащихся в конкретные юридические обстоятельства, побуждающий их моделировать варианты правомерного поведения с учетом заданных условий». Она определила учебно-правовую ситуацию как методический прием, занимающий часть урока, ставящий учеников  в конкретные правовые ситуации, включающий комплекс условий, необходимых для получения нужного результата и освоения универсальных учебных действий. На уроках истории учебно-правовая ситуация предполагает использование конкретной исторической ситуации с преобладанием правового элемента. Применение учебно-правовой ситуации фактически не разработано в современной методической литературе. Однако появляются работы, касающиеся применения данного приема в рамках многих школьных дисциплин. [9, 178-179]

Историко-правовые и учебно-правовые ситуации несут в себе одинаковый состав, а именно одни компоненты. Так обе ситуации включают в себя проблему, практическое действие и результат. Проблему может ставить сам педагог или дети ей самостоятельно вырабатывают. Практическое действие может включать в себя выполнение таблиц, схем, планов, анализ разнообразных правовых и исторических источников. На основе имеющихся умений, действия учеников должны решать конкретные задачи. Такими задачами могут быть развитие умения моделировать разные варианты ответов, актуализация знаний по представленной теме, формирование патриотических чувств, развитие умения осуществлять рефлексивную деятельность. Результатом будет являться усвоение личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Общностью же учебно-правовой и историко-правовой ситуации является руководящая роль педагога. Педагог может поставить ситуацию контрольного вопроса, ситуацию выбора или ситуацию неопределенности, на любом этапе урока, а ученики в свою очередь должны будут эту ситуацию проанализировать и разрешить.

Учебно-правовая ситуация предполагает наличие проблемы, в форме соотношения нового и известного, а также учебной, познавательной потребности ученика и его способности решать эту проблему. Право при изучении истории предстает как важнейшее культурно-историческое явление. Большое внимание при данном подходе в преподавании истории уделяется борьбе людей за свои права, свободы, их победе и поражению. История же при этом рассматривается как продвижение общества к сознанию личных и коллективных прав и свобод что и можно показать с помощью учебно-правовой ситуации на уроке (например, при изучении темы отмены крепостного права). Это даст не только сумму новых знаний, но и поспособствует серьезной внутренней работе по формированию своего отношения к ценностям и идеям правового государства и гражданского общества. Ученики отвечают на вопросы, опираясь на свое правосознание. Такая ситуация называется ситуацией неопределенности. Она происходит тогда, когда проблемное задание предполагает мало данных для решения задачи, а ученики должны проявить смекалку и фантазию, чтобы решить задание.

Специфика учебно-правовой ситуации на уроках истории заключается в том, что школьникам требуется использовать комплекс знаний приобретенных на правовых дисциплинах, а исторические события являются только разновидностью обстоятельств, в которых  будут применяться данные ситуации. Например, при изучении темы «Политика белых и красных в революционный период» дается фрагмент документа «Декрет о земле». Согласно методическим рекомендациям Артасова И.А. у выпускников остается слабо развитым умение работать с историческими документами. Работа с Декретом о земле позволяет повысить уровень умения работы с документами. Если перед школьниками ставятся вопросы следующего характера: Что за документ? Реализовался ли он в жизнь? Какую роль документ сыграл в процессе гражданской войны? То это будет историко-правовой прием, поскольку учитель старается сформировать у школьников умения анализировать источник, самостоятельно формулировать намерения создания этого документа и его роль. Во время учебно-правовой ситуации школьникам должно быть поставлено задание вспомнить признаки нормативного акта и, исходя из признаков, проанализировать Декрет о земле. При анализе могут возникать такие вопросы, как какова причина специфики документа? Это нормативный правовой акт или декларация о намерениях? Какова основа документа, правовая или идеологическая?  Предложенный пример работы с Декретом о земле  позволяет сделать вывод об отсутствии тождественности историко-правовой и учебно-правовой ситуаций. [2, 20-24]

В зависимости от критериев учебно-правовые ситуации можно сформулировать по отдельным блокам.

Исходя из их субъектного состава, связанного с охватом числа школьников, работающим над разрешением учебно-правовой ситуации. Они могут быть индивидуальными, групповыми и фронтальными.

Индивидуальная работа над учебно-правовыми ситуациями может быть использована применительно к ученикам, выбравшим историю в качестве предмета ЕГЭ. Индивидуальная работа с анализом правового документа позволяет подробнее запомнить исторические факты, связанные с его атрибуцией и закрепить умения сравнения, состава и анализа информации в правовых документах. Кроме того, использование учебно-правовых ситуаций актуально для школьников, выбравших  обществознание в качестве экзамена. Здесь школьникам приходится выполнять правовые материалы. Например, В.И. Ленин получил классическое юридическое образование. В 1917 г. при создании советского государства он игнорировал все наработки правоведов, касающиеся идеи правового государства. Здесь для школьников будет актуально помнить понятие и признаки правового государства и должны будут указать, какие положения Ленин не стал использовать, а также что нового создал в новом социалистическом государстве (пример, идея диктатуры пролетариата).

При групповой работе учитель может самостоятельно создать группы и распределить роли. Также учитель может предложить сделать то же самое самим ученикам. В этом случае будут развиваться коммуникативные  и регулятивные универсальные учебные действия. Например, при разработке ситуации выбора. При изучении темы «Россия в революционном Вихре», ученикам предлагается ситуация отречение Николая от престола и дается два ее варианта: 1. Он сам отрекся; 2. Его заставили (насколько это было легитимно). Ученики должны разделиться на 2 группы и поддержать одно из мнений, опираясь на свои знания и историко-правовые документы, налаживая правосознание на историческую ситуацию.

При фронтальной работе, классу дается ситуация и каждый имеет возможность высказаться. Но сначала необходимо, например, на доске вывесить памятку, она может содержать следующее:

1. Внимательно слушать того, кто говорит.

2. Говорить только по одному.

3. Если хочешь что-то добавить, покажи это, подняв руку.

4. Нельзя перебивать того, кто говорит.

5. Когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека.

Например, при работе с ситуацией контрольного вопроса, ученикам задают основной вопрос изучаемой темы, они, в свою очередь рассуждают, отвечая на него. На уроке изучения «Революции: начало, подъем, отступление. Становление российского парламентаризма». В конце урока ставится контрольный вопрос: «а можно ли было избежать революции?» Ученики должны рассуждать, на основе изученного материала, налаживая правосознание на историческую ситуацию. Здесь будут развиваться, прежде всего, личностные и регулятивные учебные действия.

По способу решения работа с учебно-правовыми ситуациями делится на устную и письменную.

Устная работа предполагает опрос класса, как при фронтальной, так и при групповой работе. Опрос подкрепляется памятками о должном поведении во время ответов. Это вырабатывает дисциплину и умение слушать выступающего. Также устные ответы предполагают индивидуальные выступления в форме показа презентации или выступления с сообщением у доски. Письменная работа предполагает выполнение эссе, докладов, письменных ответов на вопросы, поставленные во время работы с ситуацией, а также составление вопросов по теме ситуации. Данный вид работы вырабатывает определенный уровень запоминания информации у учеников.

По времени выполнения заданий, учебно-правовые ситуации делятся на несколько блоков.

Во-первых, есть учебно-правовые ситуации в которых задание дается заранее и выполняется на протяжении времени. Примером может служить выполнение проекта. Например, при изучении темы «История Конституции в России». В проекте можно сравнить конституции СССР и современного основного закона и ответить на проблемный вопрос «Можно ли Конституции советской власти считать конституциями правового государства или нет? Почему? Здесь ученики затронут понятие конституция, правовое и неправовое государство, что способствует формированию правовых понятий с целью становления гражданской позиции ученика. Проект может выполняться на всем протяжении семестра, а может лишь неделю. Выполняется самостоятельно учениками.

Во-вторых, встречаются учебно-правовые ситуации, в которых задание дается заранее перед блоком изучения темы и выполняется на учебном занятии. Например, пред изучением темы «Культ личности и политические репрессии в СССР в  20-30-х гг.». Здесь можно дать фрагмент текста воспоминания Н.Хрущева «О культе личности и его последствиях». Для анализа текста, возможны разные вариации вопросов. Примером могут служить такие вопросы как «В чем Хрущев видит причины культа личности? Согласны ли вы с ним? Был ли Сталиным нарушен закон? Если да, то в чем проявилось нарушение законности? Ученики обдумывают дома задание, приходят на урок и выполняют его письменно или устно, выдвигая свои позиции по данному вопросу. Выполняя эту работу, ученики затрагивают политическую систему и законы того времени. Рассуждают, был ли И.В. Сталин правомочен творить репрессии в стране. В связи с выполнением данной работы ученики будут иметь представление о политической системе того времени, а также расширят знания прав граждан в советское время. Прежде всего, развиваются познавательные учебные действия.

В-третьих, задание дается и выполняется непосредственно на уроке. Примером может служить ситуация альтернативной реальности, ученикам предлагается мысленно окунуться в изучаемую эпоху и с точки зрения того времени, обыграть ее и ответить на поставленные вопросы. При изучении темы «Кризис 1921 г. в СССР», ученикам предлагается мысленно окунуться в 1921 год, обыграть ситуацию заседания по поиску антикризисных мер. Ученики предлагают свои методы решения проблемы, не противоречащие Конституции СССР, окончательным продуктом будет являться схема антикризисных мер. Здесь школьники углубят свои знания о политических и экономических вопросах конституции, действующей в 1921 году (Конституция РСФСР принята 5 Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года, действовала  до 1925 гг.).

По этапам структуры урока учебно-правовые ситуации делятся на задания, выполняемые в начале урока, в середине и в конце.

В начале урока, можно создать ситуацию, которая бы затрагивал прошлую тему, и отражала следующую. Ситуация дается для того, чтобы подвести учеников к новой теме. Например, Ситуация по теме «Кризис СССР в 1921 году», где ученики самостоятельно разрабатывают антикризисные меры, дается перед изучением темы «НЭП», для актуализации знаний на уроке. На протяжении урока ученики могут сопоставлять разработки своих антикризисных мер с политикой НЕПА 1921 года.

В середине урока можно применить ситуацию, которая бы помогла ученикам углубить знания и лучше разобраться в теме. Например, при изучении темы «Россия в революционном Вихре», здесь возможна ситуация отречения Николая 2, при разборе данной ситуации, ученики подробнее познакомятся с правовой стороной отречения государя.

В конце урока применяется ситуация, способствующая закреплению материала, выдаваемого на уроке. Например, при изучении тем «Революция, начало, подъем, отступление. Становление российского парламентаризма. В конце занятия, можно поставить вопрос «можно ли было избежать революции?» Данный вопрос активизирует учащихся на работу над ситуацией.

На данном этапе развития образования, важно рассмотреть и раскрыть такую проблему как значение учебно-правовых ситуаций на уроках истории в старших классах.  Согласно ФГОСу определен портрет выпускника школы, в котором указаны основные требования к школьнику старшего звена. Значение методического приема учебно-правовой ситуации состоит в том, что прием позволяет формировать данные требования портрета, а именно:

     А) осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

      Б) готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

       В) осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

         Г) уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать.[1]

Таким образом, можно сказать о том, что учебно-правовые ситуации имеют множество вариаций, из которых учитель выбирает нужную ему ситуацию в зависимости от типа урока, его цели и задач. Но у всех этих разных ситуаций есть общий признак – это опора учеников на свое правосознание, в данной методическом приеме правовые знания преобладают над историческими. Типы уроков также имеют множество вариаций, из которых следует выбрать более подходящие по структуре урок для применения данного приема. Это должен быть урок, несущий в своей структуре практическую направленность, применимую либо в начале, для мотивации и актуализации знаний учеников, либо в конце, для закрепления изученного на уроке материала. Исходя из структуры каждого урока, для проведения методического приема наиболее подходящими будут являться урок усвоения новых знаний. На этом уроке прием наиболее применим в начале урока как этап мотивации, предложив детям ситуацию, которая бы их заинтересовала или удивила, объявить о том, что на протяжении урока при изучении материала, они должны будут найти ее решение к концу урока. Кроме того, учебно-правовая ситуация применима и в структуре урока развивающего контроля, но уже в конце на этапе решения задач творческого уровня, так как разрешение учебно правовых задач требует, не только логики, но и творческой фантазии.

Школьные уроки являются плодотворной почвой для использования учебно-правовых ситуаций, на данных уроках строятся индивидуальные, парные, групповые и фронтальные работы. Учебная деятельность, предусматривающая решение задач практического творческого характера, способствует эффективному развитию личности ребенка. На этих уроках, используя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, поисковую и исследовательскую деятельность. Целью учебно-правовой ситуации будет являться создание правовой среды на уроках истории, которая позволила бы ученикам реализоваться творчески, а также получить собственный образовательный продукт в виде удачного или неудачного практического (выполненное задание) и теоретического (предметный, метапредметный, личностный) результата, что также говорит и о ее значении. Тут стоит упомянуть мнение С.А. Морозовой, которая говорила, что значение учебно-правовых ситуаций состоит в том, что «Учащийся, вовлеченный в учебно-правовую ситуацию, побуждается конструировать ту или иную модель собственного поведения, программировать его последствия. Модели поведения имеют регулирующее значение. Они служат ориентиром для будущих поведенческих актов человека. Приобретаемое учеником умение прогнозировать определенное поведение и его последствия лежит в основе формирования навыков правомерного поведения учащихся». С помощью данного приема при помощи учителя, который лишь предлагает задачу, ситуацию, ученики совершают разнообразные учебные действия, это могут быть  исследовательские, преобразующие, мыслительные действия, с помощью которых разрешаются ситуации.  Также ученики могут совершать раскрытие общих закономерностей, отделение главного от второстепенного, фильтрацию информации, ее структурирование, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). В конце получают способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества и др. Опираясь на ФГОС, можно сказать, что ключевым моментом будет являться именно практическая самостоятельная деятельность учащихся, которая и будет проявляться с помощью учебно-правовых ситуаций. В процессе самостоятельной работы учащихся, накопленный опыт обуславливает изменение в лучшую сторону характера отношения школьника к учебной деятельности.[1]

Накладывая правовые знания на историческую ситуацию, ученик овладевает основными компетенциями, как в области истории, так и права, что очень важно при современном положении дел пониженного правосознания граждан. Применение данных ситуаций на уроках нацелено на то, чтобы ребенок пополнил свой багаж историко-правовых знаний и умений. Также изучение истории в таком контексте должно помочь учащимся ответить на вопросы: Что такое закон и порядок? Каковы взаимоотношения личности и общества. Это делается для того чтобы помочь школьнику, входящему во взрослую жизнь быстрее сориентироваться и найти  свое место в ней. Учитель учит детей уметь оценивать события истории, деятельность исторических личностей с точки зрения общечеловеческих ценностей, демократии и гуманизма. Также использование учебно-правовых ситуаций способствует формированию основ правовой культуры, подготовке учащихся воспринять впоследствии системы правовых знаний.

          В связи с этим решаются задачи:

-рассмотреть основные формы государства в прошлом;

-дать представления о правах и обязанностях различных категорий населения;

-показать место и роль человека в истории;

-сформировать у учащихся привычку к оценке исторических событий и личностей с точки зрения права;

-воспитывать на ценностях демократии, гражданственности, свободы человека в прошлом.

Данные задачи должны быть учтены в работе с учебно-правовыми ситуациями, при каждом их использований. На каждом уроке использовать данный методический прием нецелесообразно, так как есть множество других методов и приемов, которые необходимо использовать на уроке для формирования универсальные учебные действия у ученика, в среднем примерно 1-2 раза в месяц будет достаточно по 1-2 вышеперечисленных задач на ситуацию.

Все вышесказанное определяет значение методического приема учебно-правовой ситуации, которое состоит, во-первых: в повышении развития правового образования молодежи России. Данный прием создает  условия становления правовой культуры граждан и укрепления правопорядка. При этом одним из главных компонентов правовой культуры видится социально полезное поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении  к выполнению обязанностей гражданина России, готовности в различных жизненных ситуациях в быстроменяющемся мире действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы. Во-вторых, в создании больших условий и возможностей для изучения права, так как с помощью приема осуществляется интеграция права во все школьные дисциплины. Право как отдельный предмет во многих школах не преподается, а подается лишь как раздел в предмете обществознание, но этого мало для освоения правовых основ, как и отдельных вопросов права.  Учебно-правовые ситуации открывают возможность для учеников, даже  в небольшом отрезке времени, пополнить и использовать свои знания, как по предмету, так и по праву. В-третьих, прием способствует выработке активной учебно-познавательной деятельности, с помощью которой у ученика впоследствии формируются: гражданская идентичность, позиция активного ответственного члена российского общества, готовность к служению Отечеству, его защите,  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, навыки сотрудничества со сверстниками, осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности и, конечно же, патриотизм. [18.156-158]

Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что учебно–правовая ситуация является достаточно новым методическим приемом в учебном процессе, фактически не разработана, но уже на данном этапе решает ряд задач. С одной стороны – это интеграция права в школьные предметы. С другой стороны – это повышение развития правовой культуры, и тем самым уход от правового нигилизма школьников, и, наконец, выработка активной учебно-познавательной деятельности. Преобладание правового элемента при изучении истории открывает для ученика огромные возможности для его фантазии и реализации своих действий, как в историческом, так и в правовом аспекте.  

    1.2 Конструирование учебно-правовой ситуации

Перед применением учебно-правовых ситуаций, естественным образом, встает вопрос о необходимости ее тщательного продумывания и конструирования. Продумать необходимо, прежде всего, следующее: на каком уроке (по типу) и при изучении какой темы уместно использование данного приема, цель, основные этапы и результат. Применение историко-правовых ситуаций предполагает определенный элемент импровизации, предрасположенность учеников к игровой деятельности, подвижность и гибкость их историко-правового сознания, поэтому жесткость и директивность рекомендаций в данном приеме не уместна. Но все же, здесь необходима методика конструирования данных ситуаций, для избегания путаницы и ошибок. Конструирование ситуации будет выглядеть следующим образом:

1. Поиск нужной информации по теме  в разнообразных источниках.

2. Постановка цели применения данной ситуации. Продумывание значения ситуации на уроке.

3. Постановка задач, которые будет решать данная ситуация.

Развитие универсальных учебных действий. Решить какие универсальные учебные действия сформируются у учеников в ходе работы над данной ситуацией (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

4. Продумывание субъектного состава. Определить на кого будет рассчитана данная ситуация (весь класс, группа или один ученик).

5. Обдумывание сюжета (задания) ситуации. Определение конкретной темы ситуации, ее содержание (высказывание историков, текст документа, фрагмент из учебника, фрагмент фильма и т.д.)

6. Организация учебно-правовой ситуации – объявление ситуации учащимся, раздача необходимых текстов, в которых ученики должны будут найти нужную информацию, оговариваются варианты необходимого взаимодействия учеников между собой, устно прогнозируется ход рассуждений учащихся, в ходе которого они должны самостоятельно обосновать свою точку зрения.

7. Комментирование учителем вариантов поведения учащихся, выявление эффективности рассуждений школьников.

8. Подведение итогов – озвучивание выводов учителем, формирование необходимого мнения по данному вопросу ученического коллектива (рефлексия).

Проигрывание ситуации должно занять не более 10 минут. На доске обязательна памятка алгоритма ответа школьника при использовании данного приема. Памятка должна выглядеть примерно следующим образом:

Примерная памятка алгоритма ответа школьника:

1. Прочти текст.

2. Выяви главную мысль, которая отвечает на поставленный вопрос.

3. Также используй свои знания по этому вопросу.

4. Разберись, в чем значение  высказывания.

5. Выскажи свое мнение.

6. Подведи итог сказанному.

Здесь возникает необходимость примера использования такой ситуации на уроке истории. Если рассматривать ее поэтапно, то получится примерно следующее:

На теме урока «События 1917 года, при изучении вопроса «Падение самодержавия», возможно создание учебно-правовой ситуации связанной с отречением Николая II. Рассматриваются такие документы как Данилов Ю. Н. Мои воспоминания об Императоре Николае II-ом и Вел. Князе Михаиле Александровиче, Манифест об отречении, Великий князь Александр Михайлович - книга воспоминаний.

На заключительном этапе урока можно использовать ситуацию выбора, где ученики должны будут выбрать одну наиболее правильную ситуацию из остальных предложенных. Здесь будет уместно предложить точки зрения историков, которые расходятся во мнениях. Одни говорят, что Николая 2 заставили отречься от престола. «При насильственной смене власти в октябре 1917 года новым лидерам государства было необходимо всячески закрепить свою харизматическую легитимность, что делало просто необходимым создание иллюзии законности обоих переворотов 1917 года. Для этого и был создан миф о законности и самом существовании отречения государя Николая II, который поддерживается до сих пор» (Данилов Ю. Н.). Другие утверждают что «Отречься было полностью его прерогатива. Почему первый Манифест был составлен в пользу наследника Алексея как законного наследника? Потому что Николай II под сильным влиянием Александры Федоровны хотел передать власть сыну».

Основною целью применения учебно-правовой ситуации стало стремление дать ясное представление о правовых условиях падении российского самодержавия при отречении Николая II. В данном случае учебно-правовая правовая представляет собой ситуация выбора. Школьником предлагается аргументировано доказать один  из двух предложенных варианта событий: отречения Николая II за себя и своего сына было легитимным и отречения Николая II за себя и своего сына было незаконным. На парту выдаются вышеперечисленные тексты документов, класс в соответствии с выбором одного из мнений делится на две группы, группы высказывают и отстаивают свою точку зрения по обеим ситуациям, также приводя примеры высказываний историков. Кроме того, для анализа материалов школьникам предлагается дать текст «манифеста об отречении», где он сам отрекается и «запись из дневника Императора», где говорится, что его попросили отречься, выбрать одну точку зрения, опираясь на знание политической ситуацию в стране в тот период (февраль, март 1917 года). Ученики высказываются по поводу легитимности отречения, в частности Акта об отречении, приводятся примеры высказываний историков, отречение было легитимно т.к. "Этот документ подписан Николаем II, в России тогда была самодержавная монархия, это значит, император – источник закона, а не народ (Мироненко), отречение было нелегитимно, т.к.  «Популярная в православной среде точка зрения, что отречения не было как раз выводится из того факта, что подлинника документа нет».

Обращение к классу: «Вы сегодня рассматривали вопрос, на который до сих пор нет однозначного ответа, каждый из вас был прав при выборе мнения, смотря на ситуацию с разных сторон, вы развиваете в себе способность мыслить масштабнее, что пригодится в вашем дальнейшем обучении и даже работе».

Учебно-правовые ситуации отдельно не оцениваются, оценка должна идти общая за работу на протяжении всего урока. Но на отметку могут повлиять ответы учеников при работе с ситуацией. По ФГОС оцениваются достижения освоения темы урока, представленных в виде предметных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных, познавательных) и личностных результатов. Оценка дается по критериям трех уровней успешности.[1]

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Этого достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки–«хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

– либо действие в новой, непривычной ситуации;

– либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний.

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (необязательный) – решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся материалы, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка – «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале.[17,44-47]

Итогом будет являться рефлексия учеников по вопросам: «сегодня я узнал…, было интересно…, было трудно…».

При использовании данного приема ученики могут в своих суждениях приходить и к ошибочным выводам, которые вполне допустимы при ситуационном обучении, в этом случае применяется прием сознательного допущения ошибок и последующего их исправления. Благодаря этому изъяны в усвоении знаний не остаются скрытыми и корректируются. Форма данного методического приема способствует коллективному поиску истинного варианта ответа. Педагогическая целесообразность данного процесса обуславливается тем, что учащиеся 10-11 класса находятся в возрасте, который называют самым коллективным. Подростки, ориентируясь на мнение коллектива, соотносят с ним свои знания и умения, а преподаватель получает возможность закрепить положительную тенденцию в обучении учащихся.[24, 208-209]

Таким образом, можно сделать вывод о том что, рациональнее рассматривать учебно-правовую ситуацию как практический методический прием, который содержит в себе структуру следующих элементов:

- наличие у детей познавательного и учебного мотива (желания узнать, открыть, научиться);

- конкретной учебной цели, задачи (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

- выполнение учениками определенных действий и операций для приобретения недостающих знаний;

- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

- формирование у школьников умения контролировать свои действия и оценивать результат своих действий (как после их завершения, так и по ходу);

- конечный результат.

Совокупность вышеперечисленных элементов и образует основной фундамент методического приема учебно-правовой ситуации.

Работа над учебно-правовой ситуацией способствует формированию правовой компетентности, развивает аналитическое мышление учащихся, повышает мотивацию к изучению права. Кроме того, с помощью использования данного приема развиваются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия, что отвечает требованиям ФГОС. Ситуация формирует основы правомерного поведения и гражданской идентичности учащихся, что относится к личностным универсальным учебным действиям. Поиск необходимой информации в ходе решения ситуационной задачи, ее анализ, логическое построение решения и его обоснование с подкреплением фактами, представляет собой познавательные результаты обучения. Коммуникативные универсальные учебные действия формируются при формулировании решения учебно-правовой ситуации, обсуждения в группе в процессе проектирования ответов. Овладевая алгоритмом решения ситуации, ученики учатся действовать в соответствии с предложенным планом-памяткой, оценивать результаты проделанной работы, что представляет собой регулятивные универсальные учебные действия.

Глава 2 Разработка и применение учебно-правовых ситуаций на уроках истории в 11 классе

2.1 Разработка учебно-правовых ситуаций

Учителям истории и обществознания, нередко приходится сталкиваться с формированием нравственности, гражданственности, патриотизма и правовой культуры у детей.

Среди российского современного общества правовое воспитание становится общегосударственной задачей, поскольку показатели качества правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны. Особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, главной задачей современного воспитания является воспитание личности школьника.

К сожалению, в настоящее время общество сталкивается  с таким явлением, как  низкий уровень правового самосознания.  Для большинства населения, в том числе для школьников, характерно слабое знание правовых норм. Число правонарушений и  преступлений, совершаемое детьми школьного возраста, растет. Показатели по правонарушениям и состоящим на учете в подразделении по делам несовершеннолетних говорят о несформированности правовой культуры, а порой,  о недостаточности правовых знаний, так как частая причина правонарушений – незнание закона.

О необходимости формирования правовой культуры  учащихся заявлено в ФГОсе. Стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника как «осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством, осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества».

Перед  школой  встала  важная задача: повышение  правовой культуры учащихся для изменения ситуации правового нигилизма школьников.

При решении данной задачи  мною были выделены следующие позиции:    

«Правовая культура» может быть определена как часть общей культуры человека и включает  знание законов и норм права, внутреннее осознание, целенаправленное стремление по выполнению правовых норм, соблюдение законов, защиту позиций права, реализацию своих прав и свобод, установленных законодательством. Правовая культура формируется в процессе  правового воспитания, которое  представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.

 Приобретению компетенции в социально-правовой сфере, которая представляет собой знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами общения и поведения, способствуют учебные предметы «Обществознание», «История», «Право», «Экономика» и ряд других, так как при изучении учебных тем на этих уроках происходит ссылка на законы и нормативные документы. Социально-правовая компетентность – это знание государственных правовых актов, документов, навыки общения с людьми, критический подход к своей деятельности, работа с нормативно-правовой документацией. Таким образом, можно сказать о том, что правовая компетентность включает в себя знание и владение правовой культуры школьником.

Правовую культуру (правовое  сознание и поведение) детей и подростков нельзя формировать обособленно, исключительно на каком-то отдельном предмете. Необходима система её формирования при изучении, прежде всего, обществоведческих дисциплин, которые тесно связаны с внеурочной деятельностью.

Итак, система включает в себя:

Уроки: получение правовых знаний, изучение правовых документов,  по принципу концентрического построения программы (дополнение и усложнение материала с учетом возрастных особенностей школьников). Особое место в этом процессе занимает работа с первоисточниками на уроках истории, при работе с которыми школьники знакомятся с историей создания правовых документов.

Задачами при изучении источников права на уроках истории будут являться:

– Сформировать систему работы, в которой представить историю развития прав человека как сложный и противоречивый процесс.

– Отобрать наиболее важные документы, отражающие поворотные моменты в становлении прав людей, начиная с древнейших времен и заканчивая современностью, и на их примере показать эволюцию прав в истории.

– Сформировать навыки работы с правовыми и историческими документами.

Именно документ является источником знаний о данном историческом времени.

На I этапе происходит подбор правовых документов и законодательных актов, отражающих эволюцию прав человека. Составление тематического планирования с учетом подобранных документов.

На II этапе идет работа учащихся с документами по алгоритму; систематизация знаний об эволюции прав человека (выполняется в конце курса всеобщей истории).

Работа строится по алгоритму: характеристика исторического времени, в котором возник документ, краткая историческая справка. Объяснение особенностей и задач работы. Изучение содержания, анализ. Обеспечение адекватного восприятия. Сравнение документа с ранее изученными.

Например, путем сравнения Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека выяснить, насколько наша Конституция соответствует нормам международного права.

В двух столбиках написаны разнообразные права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека. Необходимо разделить их на группы: права, которые соблюдаются в полной мере; права, которые нарушаются или не всегда соблюдаются.

Проанализировав законы XII таблиц, сделайте вывод о положении женщины в древнеримском обществе.

Изучение исторических юридических памятников  (в нашей стране это, например, «Русская правда», Уложение царя Алексея Михайловича, Свод законов царской России и др.).

Внеклассную деятельность: активное включение учащихся и других  участников  образовательного процесса  в социально-значимую деятельность, является  ведущей идеей повышения эффективности воспитания правовой культуры. Например, проведение таких мероприятий как командная игра «Знатоки права», тренинг для старшеклассников «Несовершеннолетним о правонарушениях и преступлениях», конкурс для 10-11 классов "В мире прав и обязанностей", игра для старшеклассников «Правовой КВН» и другие. Данные мероприятия формируют правовую культуру у учащихся, воспитывают гражданские качества и чувства патриотизма; формируют базисные знания о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формируют навыки практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей.

Также помимо уроков дети создают презентации, пишут творческие работы, участвуют в олимпиадах, конкурсах.

История и обществознание – универсальные предметы, их изучение охватывает разные сферы человеческой жизни, которые регулируются законом, поэтому формирование правовой грамотности должно красной нитью проходить через эти уроки вне зависимости от изучаемой темы. При этом должно учитываться главное условие: недостаточно только передать правовую информацию, необходимо научить детей грамотно ею пользоваться, кроме того, нужно всегда помнить о развитии личности обучающегося, его творческом мышлении, умении делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения. Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности обучающихся, включающую множество приемов и методов, в том числе и учебно-правовую ситуацию.

Учебный предмет «История» предоставляет большие возможности для развития правовой культуры учащихся. Использование методического приема учебно-правовых ситуаций на уроках истории, а также на занятиях во внеурочное время направлено на формирование способности и готовности учащихся к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

На уроках истории учащиеся приобретают историко-правовые знания, знакомятся с основными понятиями правовой культуры, у них складывается понимание морально-правовых обязанностей перед обществом, они учатся соотносить поступки с требованиями закона. В то же время осознание ребёнком своих прав и обязанностей способствует тому, что он учится быть более свободным, уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки и мысли.

Учебно-правовые ситуации на уроках истории являются частью системы  работы по воспитанию правовой культуры школьников.

Используя учебно-правовые ситуации на уроках истории школьники учатся работать с учебной информацией различных жанров и из разных источников; проектируют, исследуют, выделяют факты, события, учатся анализировать социальную, историко-правовую  информацию, разрешают конфликты на основе исторического опыта, развивают способность критического мышления.

Данный методический прием состоит из четырех последовательно осуществляемых этапов:

1) создания учебно-правовой ситуации - означает ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

2) побуждения к осознанию противоречия учебно-правовой ситуации -представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.

3) побуждения к формулированию учебной проблемы представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»

4) принятия предлагаемых учениками формулировок решения учебно-правовой ситуации.

Изучение истории и обществознания основывается на проблемном подходе и принципах системного исторического анализа. Учебно-правовая ситуация  помогает активизировать учебную деятельность учащихся. Решение учебно-правовой ситуации в проблемном изложении имеет три вида:

- диалогический – решение находится в результате беседы, системы вопросов и ответов

- эвристический – проблема делиться на под проблемы и самостоятельно решается учащимися в группах, а затем сводится к окончательному решению. Учитель - организатор

- Исследовательский – самостоятельный выход на противоречие поставленной проблемы.

Прежде чем применять учебно-правовую ситуацию, ее необходимо разработать, разбить на этапы. Этапы учебно-правовой ситуации.

I. Разработка проблемных вопросов.

Вопрос должен быть:

  • сложным, сопряженным с противоречиями;
  • увлекательным, но соответствующим логике науки;
  • емким, способным охватить широкий круг вопросов;
  • создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

Примеры проблемных вопросов по истории.

«Декрет о земле» - нормативный правовой акт или декларация о намерениях?

Николай 2 -  заставили отречься?

Конституции советской власти - Конституция правового  государства?

Сталин - правонарушитель?

II. Перевод проблемного вопроса в учебно-правовую ситуацию.

  • Через углубление проблемного вопроса:

Какова причина специфики документа? Какова основа документа, правовая или идеологическая?

  • Через поиск разных граней его решения.

Сравнить и проанализировать отдельные вопросы Конституции СССР и Конституции РФ, ответить на вопрос с добавлением аргументов.

  • Через сопоставление разных вариантов ответов.

Одни говорят, что Николая 2 заставили отречься от престола. «При насильственной смене власти в октябре 1917 года новым лидерам государства было необходимо всячески закрепить свою харизматическую легитимность, что делало просто необходимым создание иллюзии законности обоих переворотов 1917 года. Для этого и был создан миф о законности и самом существовании отречения государя Николая II, который поддерживается до сих пор» (Данилов Ю. Н.). Другие утверждают что «Отречься было полностью его прерогатива. Почему первый Манифест был составлен в пользу наследника Алексея как законного наследника? Потому что Николай II под сильным влиянием Александры Федоровны хотел передать власть сыну».

III. Формы решения проблемных ситуаций.

  • Дискуссия;
  • Письменный ответ. Может выступать в виде сочинения, схемы, таблицы, четких ответов на поставленный вопрос;
  • Исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления. Может выступать в виде реферата, презентации, плаката.

Предполагаемый результат: учащиеся смогут получить опыт представления собственного видения историко-правовой ситуации, осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений в определенный исторический период; получат опыт работы с учебной и внеучебной информацией, опыт использования современных источников информации; развитие способностей представления результатов собственной поисковой деятельности; будут определены объективные и субъективные факторы, повлиявшиенаходисторическихсобытий.
          Основная идея данной работы заключается в том, что обучающиеся посредством историко-правовых знаний на уроках истории усваивают не только информацию, но и овладевают базовыми компетентностями. Школьники учатся работать с учебной информацией различных жанров и из разных источников; проектируют, исследуют, выделяют факты, события, учатся анализировать социальную информацию, разрешают конфликты на основе исторического опыта, развивают способность критического мышления.

2.2 Применение учебно-правовых ситуаций

Применение правовых знаний на уроках истории реализуются, прежде всего,вструктурныхэлементахучебногозанятия.
Типовой урок обычно идет по классической системе, но с добавлением на разных этапах правовых элементов учебно - правовой ситуации.

Например, при изучении темы «большевизм и  свобода личности» учебно-правовых ситуации здесь выступает несколько и с разными формами решения. В ходе комбинированного урока, на этапе первичного усвоения новых знаний при обсуждении вопроса о причинах урезания прав человека большевиками, первая учебно-правовая ситуация выступает в виде трех разных цитат:

 1. «На войне мы поступаем по-военному: мы не обещаем никакой свободы и никакой демократии». В.И. Ленин.

 2. «Наша победа будет прочной только тогда, когда наше дело победит весь мир. А до тех пор с демократией, правами человека придется подождать». В.И. Ленин.

3. «Свобода печати в РСФСР, окруженной буржуазными врагами всего мира, есть свобода политической организации буржуазии и ее вернейших слуг, меньшевиков и эсеров…Мы самоубийством кончать не желаем и поэтому этого не сделаем». В.И.Ленин.

Результатом должно явиться выбор и аргументированное доказательство соответствующей точки зрения на причины отказа большевиков от практической реализации демократических принципов, закрепленных в их программе. Это такие принципы как, революционная целесообразность, лишение избирательных прав священников и тех, кто использовал наемный труд, лишение собственности владельцев земли, предприятий, отделение церкви от государства, школы от церкви, отмена сословий и сословных привилегий и т. д.

На следующем этапе первичной проверки понимания вторая учебно-правовая ситуация применяется в виде самостоятельной работы с учебником  и раздаточным материалом. Результатом будет являться заполненная таблица, посвященная группам прав и свобод и личности.

Образец заполнения таблицы

Группа №1

Личные права

Группа №2

Политические права

Группа №3

Социальные,

экономические и

культурные права

1. 28 ноября 1917 арест       лидеров кадетов и предание

их суду.

2. Убийство царской семьи.

3. Лишение собственности владельцев земли, предприятий и т.п.

4. Отправление правосудия народными судами и трибуналами на основе принципа революционной

целесообразности.

5. Отделение церкви от государства, школы от церкви.

6. Отмена сословий и сословных привилегий.

1. Разгон демонстрации эсеров и меньшевиков в защиту Учредительного собрания.

2. Разгон Учредиельного собрания (5-6 января 1918 г.).

3. Лишение избирательных прав священников и тех, кто использовал наемный труд.

4...Закрытие«контрреволюционных» изданий (после декрета «О печати» от 28 октября 1917 г.).

5. Объявление кадетов партией «врагов народа» (Декрет СНК от 28 ноября 1917 г.).

1. Лишение людей правана свободный выборзанятий(принудительный перевод

из одной организации в другую и т.п.).

2. Введен 8-часовой рабочий день.

3. Введено страхование работников на случай болезни и безработицы.

4.Повышена заработная плата...рабочим, увеличены пенсии.

Каждая группа работает в первую очередь со своим столбцом, но может по ходу работы заполнять и другие графы. Далее каждая группа представляет результаты своей работы. Выступающие от каждой группы не только называют факты, но и называют, с какими правами человека они связаны (например, «убийство царской семьи» – право на жизнь). Учащиеся из других групп могут дополнять и задавать вопросы.

        Также, учебно-правовые ситуации применяются непосредственно в работе с правовыми документами.

Например, при изучении темы «Образование СССР, можно предложить детям установить сходство и различие конституции СССР 1924г. и конституции РФ 1993г. При проведении работы развивается умение анализировать, используется творчески-поисковый уровень познавательной деятельности, сопоставлять тексты документов. При этом ученики определяют его логически завершенные части, главные идеи, учатся находить доказательства тому или иному положению. Развивают навыки работы с юридическими документами.

Творческие задания (кроссворды, сочинения, рефераты).

Например, при изучении темы «Первая русская революция», дать задание проанализировать Манифест 17 октября 1905 года и написать письмо в газету о своем отношении к изменению государственного строя в России и о перспективах революции от имени:

А. консервативного члена правительства

Б. крупного заводчика

В. рабочего  члена ячейки социал-демократов.

Кроме того, учебно-правовые ситуации применяются в различных нетрадиционных формах уроков: урок-диспут. Например, Урок-диспут по теме: « Демократия в России - миф или реальность?». Здесь учебно-правовая ситуация реализуется в форме вопроса с выбором ответов, результатом будет являться дискуссия двух команд с разными точками зрения на данный вопрос. Класс разделен на группы,  Группа «за» и группа «против». Группы обсуждая данный вопрос, рассматривают такие документы как "Федеральный закон «О собраниях, митингах демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Закон РФ "О средствах массовой информации" (Закон о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1 (действующая редакция от 24.11.2014, Конституция РФ.  Результатом урока-диспута будет являться  умение работать индивидуально и в группе с юридическими документами.  Получение навыка участия в диспуте,  умение адекватно оценивать понимание учебного материала,  умение самооценивания, анализа материала урока, аргументировано высказывать и отстаивать своё мнение,  умение сотрудничать с учителем и сверстниками,  умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли, умение анализировать итоги своей деятельности и делать выводы, также будет являться результатом продуктивной работы школьников.

Учебно-правовые ситуации удачно можно применить и на уроках-митингах, например, урок-митинг «политические партии России в революции 1905–1907 гг.» позволяет учащимся в интересной форме усвоить большой объём малоинтересного материала. Здесь учебно-правовую ситуацию можно представить в виде ситуации альтернативной реальности. Например «Каждая партия во время революции пыталась решить свои задачи преобразования общества, стремилась привлечь на свою сторону как можно больше сторонников. Представим, что мы в 1905 г. На улицы Санкт-Петербурга выходят рабочие, прогуливаются дамы, курсируют казачьи патрули, где-то слышны выстрелы. А недалеко от площади толпится большое число людей, слышны выкрики. Это — митинг». Целью урока является формирование представлений об основных политических партиях России, действовавших в условиях революции 1905–1907 гг., определение особенностей их политических программ и записанных в них задач для реализации прав и свобод населения. Также путем проведения данного урока формируются представления о различиях политических задач и позициях, выявляются социальные группы, на которые опирались партии и чьи интересы выражали. Данные знания  позволяют развивать умение публичных выступлений, умение слушать, выбирать значимое из полученной информации. Также урок способствует формированию личного мнения, определяет позицию ученика по отношению к событиям революции.

Учебно-правовые ситуации хорошо реализуются и на уроках-дебатах. Тема дебатов должна быть конкретной, актуальной и понятной для учащихся, должна содержать возможность противоположных утверждений. Например, тема может формулироваться так: «Следует ли квалифицировать действия Сталина и его соратников по организации массовых репрессий как преступления?» В этом случае мнение одной команды (утверждающее) будет: «Действия Сталина и его соратников по организации массовых репрессий необходимо квалифицировать как преступления», тезис другой команды (отрицающей): «Действия Сталина и его соратников по организации массовых репрессий нельзя оценивать как преступления». Возможны и следующие темы для дебатов: «Можно ли дать руководителю государства полномочия действовать в иных случаях, исходя из целесообразности, а не из правовых норм?», «Были ли массовые репрессии необходимостью?», «Нужно ли было платить за индустриальную модернизацию страны судьбами и жизнью людей?», «Была ли советская демократия имитацией?», «Позволяла ли Сталину единоличная власть управлять эффективно?» Ниже приводится универсальное описание занятия по модели «Оксфордские дебаты». Задачи данного урока-дебатов:

- Формирование у учащихся представлений о сущности сталинских ре- прессий;

         - Создание условий для усвоения гуманистических и демократических ценностей;

        - Развития компетентности в решении моральных проблем, формирования гражданской позиции ответственного гражданина своей страны.

 Критерии оценки устанавливаются заранее, так как учебно-правовые ситуации отдельно не оцениваются, а учитывается лишь работа при выполнении заданий  с правовым элементом,  то можно провести обсуждение критериев, согласовав их с учениками.

Наряду с уроками учебно-правовые ситуации можно применять и во внеклассных мероприятиях, в виде интерактивной формы обществознания и истории. Данные мероприятия могут иметь форму игры, митинга, турнира, викторины, проекта или даже конкурсов. Мероприятие может носить больше правовой характер, чем исторический. При подготовке нужно учитывать сильные и слабые стороны класса с которыми будет проходить мероприятие.                                           Также необходимо учитывать возрастную категорию учеников. Например, внеклассное мероприятие правовой турнир, данное мероприятие имеет интерактивный характер, так как там есть задания как правовой, так и исторической направленности. В данном мероприятии продуман каждый этап, каждое задание, материал будет полезен и интересен ученикам 9-11 классов, так как уже имеется необходимый багаж знаний, как по праву, так и по истории, а задания не дадут скучать, и заставят думать каждого.

Целью данного мероприятие является закрепление знаний, полученных на уроках обществознания и истории, об основах законодательства страны.

Задачами будут выступать: обучение основам историко-правовых знаний, формирование умения анализировать учебно-правовые ситуации, способствование формированию системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, проявлению творчества.

Данное мероприятие состоит из 10 турниров, которые проходят две команды. Турниры разделены по уровню сложности, от легкого к сложному. В конце мероприятия идет награждение команд, можно выделить особо отличившихся участников, никого не обидев.

Использование учебно-правовых ситуаций в данных техниках – диспута, митинга, дебатов и внеурочных мероприятиях позволяет достичь неплохих предметных результатов. Это объясняется тем, что информация, добытая самостоятельно, осмысленная в процессе подготовки к публичному выступлению и эмоционально окрашенная интеллектуальным состязанием, хорошо запоминается. Личностными результатами (в соответствии с ФГОС) при хорошо организованной рефлексии могут стать:

1) воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной,

2) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

3) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества;

4) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Метапредметными результатами могут являться:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

4) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

А также предметными результатами:

1) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

2) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

3) владение приёмами работы с историческими и правовыми источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической и правовой тематике;

4) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

5) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

В применении на практике учебно-правовых ситуаций на уроках истории могут возникнуть трудности. Проблемы могут носить как знаниевый, так и моральный характер. К знаниевому характеру можно отнести  несформированность или слабая сформированность правовых и историко-правовых понятий, отсюда непонимание поставленных проблем и вопросов. К моральному относятся  низкий уровень правосознания и гражданственности, непринятие законов, асоциальное поведение, лояльное отношение к правовым вопросам, отсутствие интереса как к истории, так и к праву.

В случае наличия проблем необходимо сделать акцент на проработку как на уроке истории, так и на уроках обществознания,  понятий, терминов, и правовых ситуаций. Также необходимо провести беседу с учащимися, которая бы заинтересовала их,  активизировала бы деятельность по данному направлению. Например, провести беседу о том, что «каждый ребенок должен уметь отстоять свои гражданские права в случае необходимости. Не секрет, что в нашей стране права детей регулярно нарушаются. Ребенок до достижения совершеннолетия находится под опекой родителей. Случается, что взрослые – и родители, и учителя, и просто посторонние люди – считают детей «низшим звеном», которое должно слушаться и подчиняться, ущемляя этим его честь и достоинство. И это несмотря на существовании Декларации прав ребенка. Поэтому одна из целей правового воспитания молодежи – научиться отстаивать свои права перед обществом».

Гражданско-правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение уроков истории с элементами учебно-правовых ситуаций  благоприятствует росту правосознания среди детей.

Заключение

Использование конкретных исторический ситуаций с преобладающей опорой на право на уроках истории имеет огромную значимость при развитии у подростка разностороннего мышления (ситуация сравнения), фантазии (ситуация альтернативной реальности), исторического и правового мировоззрения (при типе любой ситуации). Накладывая правовые знания на историческую ситуацию, ученик овладевает основными компетенциями, как в области истории, так и права, что очень важно при современном положении дел пониженного правосознания граждан. Применение данных ситуаций на уроках нацелено на то, чтобы ребенок пополнил свой багаж историко-правовых знаний и умений. Также изучение истории в таком контексте должно помочь учащимся ответить на вопросы: Что такое закон и порядок? Каковы взаимоотношения личности и общества. Это делается для того чтобы помочь школьнику, входящему во взрослую жизнь быстрее сориентироваться и найти  свое место в ней. Учитель учит детей уметь оценивать события истории, деятельность исторических личностей с точки зрения общечеловеческих ценностей, демократии и гуманизма. Также использование учебно-правовых ситуаций способствует формированию основ правовой культуры, подготовке учащихся воспринять впоследствии системы правовых знаний.

На каждом уроке использовать данный методический прием нецелесообразно, так как есть множество других методов и приемов, которые необходимо использовать на уроке для формирования универсальные учебные действия у ученика, в среднем примерно 1-2 раза в месяц будет достаточно по 1-2 вышеперечисленных задач на ситуацию.

Опыт проведенной работы, позволяет сделать вывод о положительных результатах применения учебно-правовых ситуаций на уроках истории. Данный методический прием способствует усилению практической направленности деятельности учащихся, повышению уровня личностных, предметных и метапредметных результатов.   Правовые знания обеспечивают способность учащихся самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применять знания и порождать новые.

В дипломном исследовании были выявлены методические приемы учебно-правовой ситуации. На этой основе были разработаны экспериментальные уроки ««Большевизм и свобода личности», «Демократия в России – миф или реальность?», «Политические партии России в революции 1905–1907 гг.», которые представляют собой комбинированный урок, урок-митинг и урок – диспут и внеклассное мероприятие «Правовой турнир».

Анализ практики позволил выявить затруднения учащихся в создании представления о правовом пространстве страны, проявляющиеся в сложностях с отбором материала, нехваткой времени на уроке для всестороннего рассмотрения той или иной ситуации. Строгое соблюдение программы не позволяет более подробно останавливаться на изучении учебно-правовых ситуаций, поэтому этот материал также выносится на самостоятельное изучение, реже на факультативные или элективные курсы. Проведенные уроки истории в 11 классе  показали, что интерес у учащихся к историко-правовым вопросам есть, но если они преподносятся учителем ярко, эмоционально, если педагог останавливается подробно на вопросах касающихся непосредственно граждан, их прав и обязанностей, использует дополнительные средства информации.

Итоги проведения уроков с использование учебно-правовых ситуаций показали эффективность предложенной методики, наличие интереса у учеников, повысилась эффективность обучаемости на уроках истории.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).

Монографические издания

2. Баумова, М.Г. Развитие правовой грамотности и правосознания обучающихся на уроках истории и обществознания / М.Г Баумова – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО,  - 2015. – 48 с.

3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько - М.: Педагогика, - 2014. - 212 с.  

4. Вяземский, Е.Е. Система школьного исторического образования в современной России: становление, развитие, модернизация / Е.Е Вяземский –М.: АПКиПРО, - 2004. – 53 с.

5. Вагин, А.А. Методика обучения истории в средней школе / А.А. Вагин – М.: Просвещение, - 2013. – 123 с.

6. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес – М.: Издательство «Проспект», - 2004. – 160 с.

7. Подласый, И.П. Педагогика: учебник. / И.П. Подласый - 2-е изд. Доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД, Юрайт, - 2011. – 64 с.

8. Певцова, Е.А. Теория и методика обучения праву / Е.А. Певцова - М.: ВЛАДОС, - 2003. – 465с.

9. Студеникин, М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе: учебное пособие для учителей и студентов пед. вузов / М. Т. Студеникин - М.: ВЛАДОС, - 2007. - 79 с.

10. Хуторской, А.В. Современная дидактика Учебник для вузов / А.В. Хуторской СПб.: Питер, - 2001. – 14 с.

11. Шевченко, С.Д..- Школьный урок: как научить каждого / С.Д. Шевченко - М.: Просвещение, - 2014. -186 с.

12. Шоган, В.В. Новые технологии в историческом образовании / В.В. Шоган – Ростов н/Д: Феникс, - 2005. – 245 с.

13. Вяземский, Е.Е. Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории /  Е.Е Вяземский, О.Ю., Стрелова. СПб.: ВЛАДОС, - 2003. – 44 с.

14. Заир-Бек, С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке / С.И. Заир-Бек,  И.В. Муштавинская – М.: Просвещение, -  2004. – 156 с.

15. Иванова, Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская - М.: Просвещение, - 2011. – 190 с.

16. Пидкасистый, П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. (Первая книга учителя) / П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов, - М.: Просвещение, - 2015. – 65 с.

17. Андреева, С.В. Обучение праву в школе / С.В. Андреева, - Вестник общего образования №10, - 2007. – 12 с.

18. Дуденко, А. Г. Обучение праву как основа правового государства / А. Г. Дуденко, - Вестник общего профессионального образования №2, - 2005

19. Кульневич, С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок В 3ч Часть 1/  С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, – М.: «Учитель», - 2004.

20. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. Пособие для студ.Высш. Учеб. Заведений: В 2 ч. Часть 1, 2  / А.Т. Степанищев, – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, - 2002. Ч.I – 304 с., Ч.II – 208 с.

Электронные ресурсы

21. Островский, С.Л. Как сделать урок итересным /  С.Л. Островский [электронный ресурс] // – Б.м.: Первое сентября, 2010. – 22 с. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/subjects/21http://www.biblioclub.ru/ 

24. Вымятнин, В.М. Методы и методические приемы на уроках истории / В.М. Вымятнин, В.П. Демкин, Г.В. Можаева, Т.В. Руденко [электронный ресурс] // Томск, 2003. – Режим доступа: http://ido.tsu.ru/ss/?unit=223

25. Предметно-методический журнал//Первое сентября. История. -  Режим

доступа: http://his.1september.ru/index.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диплом

Участие в конкурсе БИО-ЭКО-Марафон...

Диплом

Участие в конкурсе Бищ-Эко-Марафоне....

Диплом

за активное участие во Всероссийском Молодежном чемпионате "Старт"...

Диплом за печатную работу "Путь к успеху"

Данный диплом был выдан мне издательством "1сентября", сегодня получила его по почте. 14.06.11г. А также к нему был приложен сертификат, удостоверяющий публикацию моей статьи....

диплом участника энциклопедии "Лучшие люди губернии ХХI век"

Диплом участника энциклопедии "Лучшие люди губернии XXI век"...

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе

В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...