Рабочая программа объединения платных образовательных услуг по обществознанию в 9 классе "Избранные вопросы обществознания"
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Филяков Степан Викторович

Данная программа предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по обществознанию, развитие их познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию старшеклассников в связи с подготовкой к ОГЭ по обществознанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рудовский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

     Утверждена приказом образовательного учреждения  __________________

                                                                                                   Дата, номер приказа

                                     Директор школы: _________________  С. М. Акатушев

                                                       

Рабочая программа

объединения платных образовательных услуг

по обществознанию в 9 классе

«Избранные вопросы обществознания»

                                                                   Разработчик программы: Филяков С. В.

                                                                                                               

                                                                       

Рассмотрена на заседании межшкольного

методического объединения     __________________________

                                                                                      Дата, номер протокола                                                                              

Руководитель межшкольного

методического объединения:   ________________________ Н. Н. Артамонова

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного

методического совета                __________________________

                                                                                      Дата, номер протокола                                                                                

Председатель  межшкольного

методического совета:               _______________________Г. А. Чупахина

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по обществознанию, развитие их познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию старшеклассников.   

Цель курса: расширение и углубление знаний учащихся в области функционирования и взаимодействия основных сфер общества.

Задачи:

- способствовать развитию содержательной и деятельной сторон мышления (знания и умения выполнять различные операции, действия);

- развивать логическое мышление, способность выбирать оптимальное решение;

- добиваться прочности знаний и умений, самостоятельности и активности учащихся.

Методическое обеспечение: в процессе познавательной деятельности учащимся необходимо обеспечить благоприятные условия для овладения способами поисковой деятельности нужной информации, получения необходимых знаний на основе исследования источниковой и документальной базы. Для этого предусматривается использование обширного перечня методической, научно-познавательной литературы, дидактических материалов, документов правоведческого характера.

Основные требования к знаниям и умениям    

Учащиеся должны:

Знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
    Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников).

Тематическое планирование

Название темы

Кол- во часов

В том числе

Теоретические

Практические

1. Человек и общество (6 ч.)

1

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

2

2

2

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

2

2

3

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение.

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

2

2

2. Сфера духовной культуры (4 ч.)

4

Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного общества.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

2

2

5

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Мораль. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.

2

2

3. Экономика (10 ч.)

6

Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Экономические системы и собственность.

2

2

7

Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля.

2

2

8

Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

2

2

9

Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

2

2

10

Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.

2

2

4. Социальная сфера (4 ч.)

11

Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и нормы.

2

2

12

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость
здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.

2

2

5. Сфера политики и социального управления (6 ч.)

13

Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей.

2

2

14

Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.

2

2

15

Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество и правовое государство.

2

2

6. Право (20 ч.)

16

Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт.

2

2

17

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды
юридической ответственности.

2

2

18

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного
строя Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации.

2

2

19

Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

2

2

20

Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека
и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.

2

2

21

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

2

2

22

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей.

2

2

23

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.

2

2

24

Административные правоотношения, правонарушения и наказания.

2

2

25

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

2

2

26

Итоговое занятие

2

2

Содержание курса

1. Человек и общество (6 ч.)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные  сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.  

Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

2. Сфера духовной культуры (4 ч.)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль.  Основные ценности и нормы морали.  Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло - главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг  общественный  и  долг  моральный.   Совесть внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

3. Экономика (10 ч.)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

4. Социальная сфера (4 ч.)

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

5. Сфера политики и социального управления (6 ч.)

Основные понятия курса. Политика и власть. Государство. Политические режимы. Правовое государство. Гражданское общество и государство. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения.

Гражданское общество Политика и власть Политические институты и отношения. Власть ее происхождение и виды.

Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России

Гражданское общество и правовое государство

Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Участие граждан в политической жизни

Политическая система современного общества и ее элементы. Политические режимы. Государственное управление и общественное самоуправление. Политические роли гражданина. Культура демократии. Защита прав человека

6. Право (20 ч.)

Право, его роль в жизни общества и государства. Правоотношения и субъекты права. Правонарушения и юридическая ответственность. Гражданин, гражданство и государство. Потребность людей в порядке и справедливости. Право — особый регулятор общественных отношений. Право — мера свободы. Нормы права, отрасли права. Соотношение права и закона.                                                                                                                                                                              

Правоохранительные органы. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Гражданские правоотношения. Право на труд. Трудовые правоотношения. Право на труд. Семейное право. Административное право. Уголовно-правовые отношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Правовая (юридическая) ответственность. Признаки и значение юридической ответственности. Современное российское законодательство. Гражданское общество и государство. Правовое государство: сущность. Верховенство права. Незыблемость прав и свобод человека.  Правосознание. Правовая культура Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Право как особая система норм. Современное российское законодательство. Правосознание. Правовая культура.

Итоговое занятие (2 ч.)

Практическое применение знаний и умений, полученных в ходе освоения учебного курса.

Литература для учителя

1. Аверьянов, Ю. И. Обществознание: Практикум: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: Профильный уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов. - М.: Просвещение., 2010. - 160 c.
2. Арбузкин, А. М. Обществознание. В 2-х т. Обществознание: Учебное пособие / А. М. Арбузкин. - М.: Зерцало-М, 2013. - 680 c.
3. Барабанов, В. В. Обществознание: мир человека: учебник для 6 класса: для учащихся общеобразовательных учреждений / В. В. Барабанов, И. П. Насонова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 144 c.
4. Боголюбов, Л. Н. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: Базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев. - М.: Просв., 2017. - 207 c.
5. Брандт, М. Ю. ОГЭ 2018. Обществознание: репетитор / М. Ю. Брандт, А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская. - М.: Эксмо, 2007. - 208 c.
6. Важенин, А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания: Учебно-методическое пособие для нач. и сред. проф. образования / А. Г. Важенин. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 128 c.
7. Важенин, А. Г. Обществознание: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А. Г. Важенин. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 368 c.
8. Глазунов, М. Н. Обществознание: учебное пособие / М. Н. Глазунов, И. А. Гобозов, Е. М. Дерябина; Под ред. М. Н. Марченко. - М.: Проспект, 2013. - 432 c.
9. Горелов, А. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Практикум: учебное пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / А. А. Горелов. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 240 c.
10. Домашек, Е. В. Обществознание в таблицах и схемах: учебное пособие / Е. В. Домашек, О. В. Вильчинская, А. В. Чагина. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 190 c.
11. Дорошенко, Н. А. Обществознание. Диагностические работы в формате ОГЭ в 2018 г. Билиотечка Статград / Н. А. Дорошенко. - М.: МЦНМО, 2017. - 152 c.
12. Иващененко, О. Н. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Обществознание 6-11 классы: пособие для учителей / О.Н. Иващененко. - М.: Бизнес Мередиан, 2012. - 232 c.
13. Ионин, Л. Г. Обществознание. Человек в глобальном мире. Книга для учителя. 10 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Г. Ионин, Л. В. Поляков. - М.: Просвещение, 2009. - 239 c.
14. Касьянов, В. В. Обществознание: Учебное пособие для вузов / В. В. Касьянов. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 413 c.
15. Клименко, А. В. Обществознание: учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы / А. В. Клименко, В. В. Румынина. - М.: Дрофа, 2013. - 507 c.
16. Кравченко, А. И. Обществознание / А. И. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 280 c.
17. Краюшкина, С. В. Тесты по обществознанию: 9 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева "Обществознание. 9 класс" (М.: Просвещение) / С. В. Краюшкина. - М.: Экзамен, 2013. - 142 c.
18. Лавренова, Е. Б. Сборник примерных программ: обществознание, экономика, право (на основе ФГОС второго поколения): 10-11 классы / Е. Б. Лавренова. - М.: Вита-Пр., 2013. - 208 c.
19. Липский, Б. И. Обществознание. Учебник для бакалавров / Б. И. Липский. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 412 c.
20. Макаров, О. Обществознание: полный курс. Мультимедийный курс (CD) / О. Макаров. - СПб.: Питер, 2012. - 160 c.
21. Махоткин, А. В. Обществознание в схемах и таблицах / А. В. Махоткин, Н. В. Махоткина. - М.: Эксмо, 2011. - 368 c.
22. Мушинский, В. О. Обществознание: учебник / В. О. Мушинский. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.
23. Рутковская, Е. Л. ЕГЭ-2016. Обществознание. Тренировочные задания / Е. Л. Рутковская, Е. С. Королькова, Г. Э. Королева. - М.: Эксмо, 2015. - 120 c.
24. Сафразьян, А. Л. Обществознание за 20 минут. Уч. пособие / А. Л. Сафразьян. - М.: Проспект, 2015. - 40 c.
25. Сафразьян, А. Л. Обществознание в схемах и таблицах / А. Л. Сафразьян. - М.: Проспект, 2015. - 96 c.
26. Сычев, А. А. Обществознание: учебное пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 384 c.
27. Федоров, В. В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке: книга для учителя. 11 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. В. Поляков, В. В. Федоров, К. В. Симонов; под ред. Л. В. Полякова. - М.: Просвещение, 2009. - 363 c.
28. Федорченко, А. А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в юридические вузы / Б. Н. Мальков, М. Г. Марюшкин, А. А. Федорченко; под ред. Б. Н. Мальков, Р. В. Шагиева. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. - 496 c.
29. Черникин, П. А. Обществознание в вопросах и ответах. Учебное пособие / П. А. Черникин. - М.: Проспект, 2016. - 128 c.

Рудовский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

Календарно – тематическое планирование

объединения платных образовательных услуг

по обществознанию в 9 классе

(52 часа, 2 часа в неделю)

учителя истории и обществознания

Филякова Степана Викторовича

2019 – 2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование

 

Название темы

Дата проведения

Примечание

По плану

Факт.

1. Человек и общество (6 ч.)

1

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

2

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

3

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение.

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

2. Сфера духовной культуры (4 ч.)

4

Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного общества.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

5

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Мораль. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.

3. Экономика (10 ч.)

6

Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Экономические системы и собственность.

7

Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля.

8

Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

9

Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

10

Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.

4. Социальная сфера (4 ч.)

11

Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и нормы.

12

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость
здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.

5. Сфера политики и социального управления (6 ч.)

13

Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей.

14

Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.

15

Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество и правовое государство.

6. Право (20 ч.)

16

Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт.

17

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды
юридической ответственности.

18

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного
строя Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации

19

Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

20

Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека
и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.

21

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

22

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей.

23

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.

24

Административные правоотношения, правонарушения и наказания.

25

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

26

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительных (платных) образовательных услуг для 5 классов по курсу английского языка «Чудеса английской грамматики»

I.  Пояснительная записка 1.Необходимость разработки и внедрения программы в  образовательный процесс.В жизни современного общества иностранный язык занял важное место. Владение английс...

Рабочая программа дополнительных платных образовательных услуг «География для любознательных»

Актуальность данной программы  заключается в том, что предлагаемый курс даёт возможность расширения и углубления знаний, полученных при изучении курса «Географии»....

Программа дополнительной платной образовательной услуги "Знания+"

Программа дополнительной платной образовательной услуги по русскому языку для 7 класса "Абсолютная грамотность"...

Программа дополнительной платной образовательной услуги "Знания+"

Программа дополнительной платной образовательной услуги по русскому языку для 8 класса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"...

Рабочая программа по платным образовательным услугам Русский язык в 9 классе «Сложные вопросы русского языка»

Данная рабочая программа создана для помощи учителю в преподавании платных образовательных услуг в 9 классе по русскому языку...

рабочая программа по платным образовательным услугам для 10 класса по химии.

создать условия для расширения и углубления знаний по курсу химии 10 класса и целенаправленной профессиональной ориентации старшеклассников, продолжить формирование умений решать задачи, упражне...