Программа по самообразованию.
рабочая программа по обществознанию

Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu.docx41.7 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»

________________________________________________________________

671610, РБ, с.Баргузин, ул.Калинина 51А; тел: 8(30131) 41540, 41454,

факс 8(30131) 41540

barguzinschool@gmail.ru

«Рассмотрено»

Руководитель кафедры гуманитарных  наук МБОУ «Баргузинская СОШ»

Скосырская Л.В. /__________/

Протокол №_____ от

«____»__________20___ г.

«Согласовано»

 Заместитель директора по  

НМР МБОУ «Баргузинская СОШ»  

Л.М. Жалсанова /___________/

«____»____________20___г.

                                                       

«Утверждаю»

Директор МБОУ Баргузинская

СОШ»

А.И.Молчанов /____________/

Приказ № _____ от

«____»____________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  самообразованию учителя истории и обществознания

на     2019/2020     учебный  год

 

                                                                         Составлено

     учителем  обществознания

                                                                                Зарубиной Г.А.

                                                                                            Принято на заседании

                                                                                              педагогического совета

                                                                                                              протокол №______ от

«____»_____________ 20___ г.

                                                                                                           

 

с.Баргузин

Тема: Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.

 Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым,

а привычка записывать — точным (Ф. Бэкон)

Пояснительная записка.

Я думаю, что этой фразой английский философ определил практически все виды работы с текстом: чтение, беседа, запись. Желание видеть своих учеников знающими, находчивыми и точными привело меня к изучению вопроса о том, каким образом можно воспитать в них эти качества путем использования различных форм работы с текстом на уроках истории и обществознания. Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни.

Большие требования предъявляет общество к выпускнику школы. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять знания на практике для решения проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, критически мыслить, искать рациональные пути решения разнообразных проблем, быть коммуникабельным. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией. На своих уроках я столкнулась с рядом проблем:

1. Учащиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;

2. Не умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

3. Не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);

4. Не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.

Поэтому в своей педагогической деятельности я ставлю перед собой цель:

Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом.

Для реализации этой цели необходимо научить школьников:

  • выделять в тексте главные положения и мысли;
  • составлять различные виды планов;
  • развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;
  • конспектировать и реферировать текст;
  • на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст;
  • составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.

Необходимы умения не только владеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. Решать данные проблемы позволяет технология развития критического мышления, в основе которой лежит система работы с текстом.

Данная технология стала известна в России с 1997 года. Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности. Критическое мышление означает мышление оценочное, открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Особенности концептуальных подходов этой технологии:

- не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;

- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

Технология критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;

 - повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить;

 - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими;

 - повышение качества образования учеников;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю:

 - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

 - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

 - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Действительно в настоящее время общество изменило свои приоритеты, оно заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Технология развития критического мышления способствует развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Критическое мышление – это поиск  здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.

"Критическое мышление" - обозначение некоторого педагогического подхода. Это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. "Критическое мышление" - новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания. Школа - это то место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, Е.О.Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:

  • оно содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
  • предполагает смену ролевых позиций учащихся;
  • настраивает на доверие участников группы друг к другу;
  • выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить. Ученые-педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:

  • мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;
  • самостоятельное, ответственное;
  • аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
  • многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;
  • индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;

социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия - дискуссия.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

Эта модель описана С.И.Заир-Бек. Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление). 

Структура занятия в концепции "критического мышления":

1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.

Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?".

Основными функциями, реализуемыми на стадии вызова, являются:

мотивационная (побуждение к работе с новым информационным материалом, стимулированием интереса к теме);

информационная (актуализация имеющихся знаний по теме);

коммуникационная (бесконфликтный обмен представлениями, идеями, мнениями).

Приемы, используемые на стадии вызова:

  • Показ иллюстрации
  • Зачитывание отрывка из художественной книги
  • Показ отрывка из фильма
  • Работа с историческим текстом
  • Рассказ-предположение по ключевым словам
  • Ряды понятий (необходимо определить принцип построения рядов, найти лишнее понятие или одно обобщающее понятие.)
  • Концептуальное колесо

Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: при изучении темы «Великие реформы 60-70-х гг. XIX века», подбираем синонимы к слову «Реформа».

  • Приём “Корзина идей, понятий, имен”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Например, на уроке изучения «глобализация » можно предложить учащимся высказать, что такое «Глобализация», причины и последствия появления данного явления, привести примеры.

· Прием «До-После»

Данный приём формирует:

  • умение прогнозировать события;
  • умение соотносить известные и неизвестные факты;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.

Пример.

Вопрос "Почему в Отечественной войне 1812 года победу одержала русская армия?"

"До" Я думаю, что русская армия была лучше вооружена, в армии были талантливые генералы.

"После"

Учащиеся перечисляют все причины победы русской армии.

Вывод.

Я прав (не во всём прав), так как. »

Итак, в случае успешной реализации стадии вызова у детей возникает мощный стимул для работы на следующем этапе.

  • Приём : “Вопросительные слова”.

Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Пример. Урок истории по теме: «Крещение Руси. Владимир Святославич»

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Как?

Что?

Где?

Почему?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково значение?

Информация

Христианство

Митрополит

Искусство

Государство

Власть

Крещение

2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления).

II стадия Осмысление содержания (realization of meaning):

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста (“V” - уже знаю ; “+” - новое; “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу узнать подробнее”), выписка из текста.

Существуют эффективные приемы работы с текстовой информации, которые позволяют не только быстрее осваивать прочитанную информацию, но и способствуют развитию творческого мышления.

  • Прием маркировки текста «Инсерт». Он состоит в том, чтобы во время чтения учебного материала делать на полях страницы пометки. Для этого могут быть использованы, например, следующие значки: + - знал (а) ! - узнал (а) ? – вызывает сомнение, есть вопросы.
  • Приём Фишбоун. “Fish bone” – «рыбья кость».

В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Использование приема «фишбоун» возможно как для работы с небольшими по объему текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. Может быть, работа индивидуальная или групповая.

Развитию критического мышления способствуют вопросы. Формированию умения конструировать вопросы обращаю особое внимание. Учащиеся должны составить как можно больше вопросов к тексту.

  • Эффективен прием «Толстые и тонкие вопросы», особенно в старших классах, когда по изученной теме ученику задает вопросы весь класс. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Где? Когда? Что? Кто?

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Каковы последствия ? В чем состоят различия?

Пример. По теме урока "Церковный раскол" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники?

Толстый вопрос. Какие причины церковного раскола можете назвать?

Вопросы оцениваю: самые сложные, самые интересные, оригинальные. Учащимся очень нравится отвечать на вопросы.

  • Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума»

Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что.?», «Если я правильно поняла, то.?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о.?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?». Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между событиями.

Данные приемы позволяют сохранить активность ученика, делают чтение осмысленным.

3 этап - "Рефлексия" (размышление). 

Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам.

III стадия Рефлексия (reflection):

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

  • Приём Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. При подготовке кластера работа с учебником развивается по такому плану:

прочесть текст учебника и выделить в нем большие и малые смысловые единицы;

после обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков на листе бумаги в прямоугольных рамках записать принятые названия;

на основе текста учебника вокруг каждой рамки в кружках кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам;

попытаться установить связи между отдельными блоками и соединить их стрелками;

на основе других источников или после обсуждения в группе дополнить кластеры новыми «веточками» - сведениями, отсутствующими в учебнике, но необходимыми для представления данной проблемы.

Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием имеет большой потенциал на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации.

Пример. Урок обществознания в 10 классе по теме: “ Социальные нормы и отклоняющееся поведение”.

  • Прием Написание творческих заданий. Продолжить рассказ, составить 6-7 предложений, используя полученные знания на уроке.

Ученик моделирует, прогнозирует возможные исторические последствия какого – либо события. Пример: «Опричнина»

  • Прием "Завершим схему"

Учитель предлагает учащимся самостоятельно завершить неоконченную схему. Заполнить пробелы в схеме. Установить и графически изобразить логические связи между звеньями схемы. Учащиеся выполняют работу, обсуждают предложенные варианты.

Пример: Тема: "Международные отношения накануне второй мировой войны" (11 класс).

Написание творческих работ – эссе, составление "синквейна".

При использовании данного приема учитель формирует у учащихся навыки составления опорных схем, преобразования текстовой информации в различные знаковые системы.

В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Система работы с текстом способствует развитию критического мышления ученика, так как ребёнок учится осмысливать информацию, т.е. перерабатывать её в своём сознании, отбирать необходимый опыт, объективно оценивать явления, факты, процессы, выделять существенные признаки, формулировать и решать проблемные вопросы, формировать навыки взаимодействия с другими людьми, аргументировано отстаивать собственную точку зрения. Ученик, обладающий такими качествами, станет в будущем не только хорошим специалистом, но и человеком, готовым и способным достойно жить в открытом обществе, занимать активную гражданскую позицию, самостоятельно определять проблему и искать пути ее решения.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Освоение и внедрение технологии критического мышления в преподавании предметов обществознание и история

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  1. Собрать необходимую информацию, изучить и осмыслить ее.
  2. Освоить методику ведения занятий с использованием технологии критического мышления.
  3. Внедрить в практику педагогической деятельности технологию критического мышления.

Принципы реализации программы

Программа реализуется в соответствии со следующими принципами:

•        всеобщность;

•        непрерывность;

•        целенаправленность;

•        интегративность;

•        единство общей и профессиональной культуры;

•        индивидуализированное;

•        взаимосвязь и преемственность;

•        доступность;

•        опережающий характер;

•        вариативность.

Направления, содержание и формы реализации программы

Профессиональное самообразование осуществляется по следующим направлениям;

•        систематическое обучение;

•        профессиональное общение;

•        практика;

•        индивидуальная работа.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап – 2016-2017 уч.год  – подготовительный.

  • Сбор и обработка необходимой информации в различных источниках.
  • Накопление теоретического материала по технологии критического мышления.
  • Апробация технологии критического мышления на уроках обществознания и истории в старших классах.

II этап – 2017 -2018 уч.год  – реализация

  • Внедрение элементов технологии критического мышления в старших классах.
  • Апробация технологии в 9 классе.
  • Мониторинг результативности применения технологии при ведении уроков.

III этап – 2018 – 2019 уч.год.- подведение итогов

  • Внедрение элементов технологии критического мышления в 9 классе.
  • Переход на технологию критического мышления в 10-11 классах.
  • Мониторинг результативности применений технологии.

ПЛАНИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Направления деятельности

Содержание деятельности

Накопление теоретических знаний

  • Изучение литературы по теме и интернет-ресурсов
  • Накопление и изучение материала
  • Изучение опыта работы других педагогов по данной тематике

Проектирование собственной деятельности

  • Освоение технологии критического мышления.
  • Апробация элементов технологии на уроках обществознания
  • Внедрение в практику обучения обществознанию и истории технологии критического мышления.

Изучение состояния выбранной темы в практике работы

  • Мониторинг результативности применения технологии критического мышления на уроках обществознания и истории

Опытно-экспериментальная апробация собственных проектов самообразования

  • Проведение уроков с применением элементов технологии критического мышления в старших классах с последующим переходом на данную технологию или отказ от перехода на эту технологию.
  • Организация индивидуальных консультаций для учащихся.
  • Организация научно-исследовательской работы.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Ученик, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.

Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому, что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.

Литература

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»декабря 2010 г. № 1897

2. Заир-бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-бек, И.В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2016

3. Козленко С.И. Саплина Е.В. «Современные образовательные технологии на уроках истории в профильной школе». Научно-методическая газета История № 21 от 1-15 ноября 2015 г.

4. Шербо И.Н. «Технология развития рефлексивного мышления» журнал Преподавание истории в школе. № 2 2017 г.

5. Ткач Г.В. Формирование универсальных учебных действий смыслового чтения и работы с текстом на основе предметного содержания истории [Электронный ресурс].

Интернет ресурсы:

http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ

http://videouroki.net/index.php?subj_id=2 – Видеоуроки в сети Интернет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проффессионального самообразования

Программа проффессионального самообразования учителя географии позволяет самореализовываться, создавать свое портфолио...

Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы

Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны    Программа ...

Программа по самообразованию

Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы "Использование игровой технологии на уроках русского яхыка и литературы"...

Программа профессионального самообразования

Программа профессионального самообразования...

Программа по самообразованию

Программа по самообразованию...

Программа по самообразованию "Художественная обработка кожи как средство развития творческих способностей у учащихся на уроках декоративно-прикладного творчества"

Программа по самообразованию: 1. Пояснительная записка; 2. Цель, задачи; 3. План работы над темой; 4.Ожидаемые результаты; 5. Список литературы....