Конспект урока. Конституция РФ.
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Быковских павел Александрович

Тема:  «Система высшей судебной власти РФ».

 

Цель и задача: разъяснить смысл судебной власти, показать деятель­ность системы высших судов РФ.

 

Базовые понятия: разделение властей, система судопроизводства, Конституционный суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, мировые судьи, судебные ин­станции, иск, истец, ответчик.

 

Основное содержание: разделение властей, система судопроизводства, Конституционный суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, мировые судьи, судебные ин­станции, иск, истец, ответчик.

 

Средства обучения: учебник по обществознанию. Выдержки из американской конституции.  

 

Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся.

 

 

План изложения нового материала:

 

1.   Теория разделения властей. Смысл судебной власти.

2.   Система судопроизводства РФ.

3.   Правила обращения в суд. Истцы и ответчики.

4.   Конституционные принципы осуществления правосудия.

 

1. В 8-9 классах учащиеся уже имели возможность познако­миться с этим современным принципом организации государственной власти. Надо сказать, что его основы разрабатывались уже Аристоте­лем и Цицероном, а затем Ф.Аквинским и Д.Локком. Но особенно большой вклад в разработку теории разделения властей, по общему убеждению, внес Ш. Монтескье, противопоставлявший этот государст­венный механизм произволу абсолютизма.

      Шарль Луи Монтескье де Секонда, барон де ла Бред (1689 -1765) родился в замке Ла Бред под Бордо. Закончив коллеж, изучал право сначала в Бордо, а затем в Париже. В 1714 становится советни­ком бордосского парламента, а затем (до 1726 г.) - его президентом. В 1728 г. был избран во Французскую академию. Путешествовал по всей Европе и год пробыл в Англии. Знакомство с укладом английской жизни подтолкнуло его после возвращения к написанию знаменитого трактата «О духе законов». Последний имел настолько большое влия­ние на современников, что многие английские специалисты рассмат­ривали социальные институты своей страны на основе того, что писал о них Монтескье. Описывая функционирование механизма государст­венной власти в современной ему Англии, он положительно оценивал тот факт, что исполнительная власть принадлежит монарху. Поскольку эта ветвь власти требует оперативности в принятии решений, её едино­личное осуществление отвечает требованию эффективности. Законода­тельная власть находит свое воплощение в двухпалатном парламенте: палате лордов, представляющей дворянство, и палате общин, пред­ставляющих третье сословие (народ). Монтескье анализирует не толь­ко функции этих различных ветвей власти, но и описывает их взаимо­действие.

Относительно судебной власти Монтескье отмечает, что по­следняя должна проявлять как можно меньше инициативы и предвзя­тости. «Люди не имеют постоянно перед глазами судей и страшатся уже не судьи, а суда». *

 

Ш. Монтескье, таким образом, хотел показать, что независи­мость судебной власти основывается не на произволе (предвзятости) отдельного судьи, а исключительно на существующем законе.

Поясняя смысл судебной власти, целесообразно сравнить ее с другими ветвями. Прерогатива издания (федеральных) законов при­надлежит парламенту (в странах с демократическим режимом) - соб­ранию народных представителей. Остальные ветви власти имеют право законодательной инициативы, т.е. они могут участвовать всего лишь в выработке законодательного решения, но не в его принятии. Особен­ностью парламента является, таким образом, присущая ему коллектив­ная форма принятия решений, включающая довольно длительные по времени процедуры обсуждения и принятия законов. Форма принятия решений в системе государственного управления (исполнительная власть) принципиально отличается от парламентской. Для президент­ской и правительственной власти характерны, прежде всего, иерархи­ческая (бюрократическая) структура, основанная на жесткой суборди­нации, и единоличная форма принятия решений. Президент или Пред­седатель правительства, таким образом, обладает возможностью лич­ной инициативы в принятии решений в рамках существующих законов. Эти решения, по своей природе, более оперативны, чем решения кол­лективные. Судебная власть, в отличие от предыдущих, во-первых, имеет коллегиальную форму принятия решений, во-вторых, по мысли Ш. Монтескье, принимаемые судебные решения основываются не на личной инициативе судей, а исключительно на существующем законе.

 

Последним также был сформулирован принцип, согласно ко­торому каждая из ветвей власти должна не только контролировать дру­гую, но и иметь возможность тесной координации своих действий. Наиболее последовательно этот принцип был закреплен в американ­ской конституции (1787 г.). В качестве иллюстрации приведем вы­держки из текста Конституции США.

 

Статья I.

 

Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодатель­ной власти принадлежат Конгрессу Соединенных штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.

 

Раздел 2. Палата представителей состоит из членов, избирае­мых раз в два года населением каждого из штатов.

 

Не может быть Представителем тот, кто не достиг двадцатипя­тилетнего возраста, не состоит в течение семи лет гражданином Со­единенных Штатов и не является в момент избрания жителем того штата, где он избирается.

Представители... распределяются между отдельными штата­ми... пропорционально численности их населения, для определения ко­торой к числу всех свободных людей..., исключая не платящих налогов индейцев, прибавляется три пятых всех прочих лиц.

Раздел III. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законода­тельными собраниями соответствующих штатов...

Не может быть Сенатором тот, кто не достиг тридцатилетнего возраста, не состоит в течение девяти лет гражданином Соединенных Штатов и не является в момент избрания жителем того штата, где он избирается.

Вице-президент Соединенных Штатов является Председателем Сената...

Сенат избирает других своих должностных лиц, а также Пред­седателя рго 1етпроге в случаях отсутствия Вице-президента или испол­нения последним обязанностей Президента Соединенных Штатов.

Сенату принадлежит исключительное право осуществления суда в порядке импичмента. Заседая с этой целью, сенаторы приносят присягу или делают торжественное заявление. Если подсудимым явля­ется Президент Соединенных Штатов, председательствует Главный судья. Ни одно лицо не может быть осуждено без согласия двух третей присутствующих сенаторов.

Раздел IV. Конгресс собирается не реже одного раза в год, а его сессии начинаются в первый понедельник декабря, если законом не будет установлен другой день.

Раздел V. Каждая Палата решает вопросы, касающиеся ре­зультатов выборов, полномочий и правомерности избрания её членов, и большинство каждой из Палат составляет кворум, необходимый для ведения дел...

Каждая палата может устанавливать регламент своих заседа­ний...

Каждая Палата ведет журнал своих заседаний и периодически публикует его...

 

Статья II.

Раздел 1. Исполнительная власть осуществляется Президен­том США. Он состоит в своей должности в продолжение четырехлет­него срока...

Не может быть избран на должность Президента тот, кто не является гражданином Соединенных Штатов по рождению... равным образом не может быть избран на эту должность тот, кто не достиг тридцатипятилетнего возраста и не имел в течение четырнадцати лет постоянного жительства в Соединенных Штатах.

Раздел П. Президент является главнокомандующим армии и флота Соединенных Штатов и народного ополчения отдельных шта­тов... Он имеет право отсрочки исполнения приговоров, а также поми­лования за преступления против Соединенных Штатов, за исключени­ем случаев осуждения в порядке импичмента.

Он имеет право с совета и согласия Сената заключать между­народные договоры при условии их одобрения двумя третями присут­ствующих сенаторов; с совета и согласия Сената назначать послов и иных полномочных представителей и консулов, судей Верховного су­да, а также всех других должностных лиц Соединенных Штатов...

Раздел III. Президент периодически предоставляет Конгрессу отчет о состоянии Союза и предлагает на его рассмотрение такие меры, которые сочтет нужными и полезными; в экстренных случаях он созы­вает обе палаты или одну из них... Он принимает послов и других полномочных представителей, обеспечивает точное соблюдение законов и определяет полномочия должностных лиц Соединенных Штатов.

Раздел IV. Президент, Вице-президент и все гражданские должностные лица Соединенных Штатов отстраняются от должности, если при осуждении в порядке импичмента они будут признаны ви­новными в измене, взяточничестве и других тяжких преступлениях.

Статья III.

Раздел I. Судебная власть Соединенных Штатов осуществля­ется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом. Как судьи Верховного суда, так и

 

судьи низших судов сохраняют свои должности, пока их поведение яв­ляется безупречным...

Раздел II. Судебная власть распространяется на все дела, ре­шаемые по закону и праву справедливости, возникающие на основе на­стоящей Конституции, законов Соединенных Штатов...

Все дела, касающиеся послов, других полномочных предста­вителей и консулов, а также дела, в которых одной из сторон является штат, подсудны Верховному суду в качестве первой инстанции. Во всех других ранее упомянутых случаях Верховный суд является апел­ляционной инстанцией, решающей как вопрос права, так и факта... в соответствии с теми правилами, которые будут установлены Конгрес­сом.

Раздел III. Под изменой Соединенным Штатам понимается только ведение войны против них, присоединение к их врагам, оказа­ние им помощи и услуг.

Конгресс имеет право определять наказание за измену, но осуждение за измену не должно влечь за собой лишения прав или кон­фискации имущества.

 

 

Вопросы к тексту:

1.   Как происходит формирование палат Конгресса США?

2.   Что такое импичмент? Какой государственный орган его осуществ­ляет?

3.   Что такое кворум?

4.   Найдите в тексте документа доказательства того, что Конституция оговаривает возможность как взаимного контроля, так и тесной ко­ординации высших органов государственной власти.

5.   Что означают понятия суда первой и апелляционной инстанции применительно к Верховному суду?

 

2. Главным принципом и главным требованием существования судебной власти в демократическом государстве является независи­мость судебной власти от законодательной и исполнительной. В настоящее время в России действует единая система судов, которая воз­главляется Конституционным Судом, Верховным Судом, и Высшим Арбитражным Судом РФ.

     В компетенцию Конституционного Суда РФ входит отмена всех законов, противоречащих Конституции и нарушающих конститу­ционные права и свободы граждан. В соответствии с действующей Конституцией РФ Конституционный Суд состоит из 19 судей, назна­чаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Конституционный Суд РФ осуществляет следующие полномочия:

а)     разрешает дела о соответствии:

федеральных законов, указов Президента, решений Совета Фе­дерации ФС РФ, Государственной Думы ФС РФ постановле­ний и распоряжений Правительства РФ;

-    конституций республик и других нормативно-правовых актов субъектов федерации;

-   договоров между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ;

-    не вступивших в силу международных договоров РФ;

б)     разрешает споры о компетенции:

между федеральными органами государственной власти;

-   между федеральными органами государственной власти и ор­ганами государственной власти субъектов РФ;

между высшими органами государственной власти субъектов РФ;

в)     проверяет конституционность закона, уже примененного или под­лежащего применению в конкретном деле;

г)     рассматривает жалобы физических и юридических лиц по поводу нарушения их конституционных прав;

д)    дает   заключение   Федеральному   Собранию   о   правильности выдвинутого обвинения против Президента РФ;

е)     дает толкование (комментарий) Конституции РФ по специальным запросам Президента, палат Федерального Собрания, Правитель­ства РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Конституционный суд осуществляет взаимодействие с парла­ментом. Иногда он направляет послания, которые заслушиваются на совместном заседании палат. Конституционный суд обладает правом законодательной инициативы по вопросам, входящим в его компетенцию.

     Верховный Суд является высшим судебным органом по граж­данским, административным и делам общей юрисдикции. Он также осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судебных учреж­дений и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Судьей Верховного Суда может быть гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и имеющий юридический стаж не менее 10 лет. Для того, что­бы стать судьей Верховного Суда, необходимо сдать специальный ква­лификационный экзамен и не иметь в своей биографии порочащих фактов. Судьи Верховного Суда назначаются верхней палатой россий­ского парламента по представлению Президента РФ.

     Верховный Суд РФ возглавляет всю судебную систему общей юрисдикции, в которую входят суды субъектов РФ.

В компетенцию Верховного Суда РФ входит рассмотрение дел:

а)   особой сложности;

б)  в кассационном порядке (по жалобам и протестам на пригово­ры нижестоящих судов);

в)   в порядке прокурорского надзора (по протестам Генерального прокурора на приговоры нижестоящих судов).

Согласно Конституции РФ, Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления в случае, ес­ли против него парламентом выдвигается обвинение в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления. Также, как и Конституционный, Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы в пределах своей компетенции.

Высший Арбитражный Суд РФ является судебным органом по разрешению хозяйственных споров между юридическими и отдельны­ми физическими лицами, а также споров, возникающих в сфере госу­дарственного управления. Высший Арбитражный Суд возглавляет сис­тему арбитражных судов субъектов РФ. Порядок его формирования такой же, как и Верховного Суда. В деятельности Высшего Арбитраж­ного Суда существуют специализации, в рамках которых действуют коллегии по:

 -   разрешению экономических споров;

-   разрешению споров, возникающих в сфере управления; проверке, в кассационном порядке, законности решений ниже­стоящих арбитражных судов.

В рамках своей компетенции Высший Арбитражный Суд об­ладает правом законодательной инициативы.

3. В соответствии с пунктом третьим плана урока учитель рас­сказывает о том, как написать исковое заявление и предлагает выпол­нить задание № 4 на стр. 165.

 

4. Изложение нового материала.

Продолжая тему, посвященную изучению судебной системы РФ, учитель поясняет, что она должна функционировать на основании определенных принципов. Их содержание учащиеся выполняют само­стоятельно, пользуясь материалом учебника. Конспектирование можно выполнить также в виде таблицы, например:

№ пп

Принципы осуществления судебной власти

Их содержание

1

2

3

 

Судебная

Функции судопроизводства выполняют су­дьи и народные заседатели. Никакие другие

I.

монополия на вершение правосудия

государственные органы не вправе выпол­нять функции судебных органов. Только суд может выносить как обвинительный* так и оправдательный приговоры

II.

Законность

Деятельность судов должна основываться на соблюдении действующих Конституции и

 

 

законов

 

1

III.

Независимость судей

Данный принцип обеспечивается специаль­ным Федеральным законом «О статусе судей в РФ», согласно которому правосудие осу­ществляется в соответствии с установлен­ными им процедурами. Судьи не могут быть одновременно депутатами, членами полити­ческих партий, заниматься коммерческой и другими видами деятельности, кроме науч­ной, преподавательской и творческой. Судьи неприкосновенны и несменяемы в течение всего срока, на который они были выбраны (кроме случаев, специально оговоренных ст. 122 Конституции РФ)

IV.

Коллегиаль­ность

Коллегиальность означает, что дела в суде, в основном, рассматриваются коллегией из трех человек. Кроме того, в судах субъектов РФ, согласно Федеральному закону «О судо­устройстве РФ», участвует коллегия при­сяжных заседателей в количестве 12 человек

V.

Состязатель­ность и равно­правие сторон

Статья 123 Конституции РФ в данном случае устанавливает, что все равны перед законом независимо от занимаемого статуса, соци­ального происхождения, пола, расы, нацио­нальности, вероисповедания. Исключается заочное судебное разбирательство за исклю­чением случаев неявки в суд по причине на­хождения вне пределов государства

VI.

Гласность

В соответствии со статьей 123 Конституции РФ любое судебное разбирательство проис­ходит открыто, кроме случаев, связанных с разглашением государственной или коммер­ческой тайны

VII.

Национальный

язык

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на использование родного языка в ходе судебного разбирательства

  

 

Домашнее задание: Эссе: «Независимы ли суды в России?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по обществознанию69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 20. 11. 2010.

Цель и задача: разъяснить смысл судебной власти, показать деятельность системы высших судов РФ.

Базовые понятия: разделение властей, система судопроизводства, Конституционный суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, мировые судьи, судебные инстанции, иск, истец, ответчик.

Основное содержание: разделение властей, система судопроизводства, Конституционный суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, мировые судьи, судебные инстанции, иск, истец, ответчик.

Средства обучения: учебник по обществознанию. Выдержки из американской конституции.  

Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся.

Тема:  «Система высшей судебной власти РФ».

План изложения нового материала:

1.   Теория разделения властей. Смысл судебной власти.

2.   Система судопроизводства РФ.

3.   Правила обращения в суд. Истцы и ответчики.

4.   Конституционные принципы осуществления правосудия.

1. В 8-9 классах учащиеся уже имели возможность познакомиться с этим современным принципом организации государственной власти. Надо сказать, что его основы разрабатывались уже Аристотелем и Цицероном, а затем Ф.Аквинским и Д.Локком. Но особенно большой вклад в разработку теории разделения властей, по общему убеждению, внес Ш. Монтескье, противопоставлявший этот государственный механизм произволу абсолютизма.

      Шарль Луи Монтескье де Секонда, барон де ла Бред (1689 -1765) родился в замке Ла Бред под Бордо. Закончив коллеж, изучал право сначала в Бордо, а затем в Париже. В 1714 становится советником бордосского парламента, а затем (до 1726 г.) - его президентом. В 1728 г. был избран во Французскую академию. Путешествовал по всей Европе и год пробыл в Англии. Знакомство с укладом английской жизни подтолкнуло его после возвращения к написанию знаменитого трактата «О духе законов». Последний имел настолько большое влияние на современников, что многие английские специалисты рассматривали социальные институты своей страны на основе того, что писал о них Монтескье. Описывая функционирование механизма государственной власти в современной ему Англии, он положительно оценивал тот факт, что исполнительная власть принадлежит монарху. Поскольку эта ветвь власти требует оперативности в принятии решений, её единоличное осуществление отвечает требованию эффективности. Законодательная власть находит свое воплощение в двухпалатном парламенте: палате лордов, представляющей дворянство, и палате общин, представляющих третье сословие (народ). Монтескье анализирует не только функции этих различных ветвей власти, но и описывает их взаимодействие.

Относительно судебной власти Монтескье отмечает, что последняя должна проявлять как можно меньше инициативы и предвзятости. «Люди не имеют постоянно перед глазами судей и страшатся уже не судьи, а суда». *

Ш. Монтескье, таким образом, хотел показать, что независимость судебной власти основывается не на произволе (предвзятости) отдельного судьи, а исключительно на существующем законе.

Поясняя смысл судебной власти, целесообразно сравнить ее с другими ветвями. Прерогатива издания (федеральных) законов принадлежит парламенту (в странах с демократическим режимом) - собранию народных представителей. Остальные ветви власти имеют право законодательной инициативы, т.е. они могут участвовать всего лишь в выработке законодательного решения, но не в его принятии. Особенностью парламента является, таким образом, присущая ему коллективная форма принятия решений, включающая довольно длительные по времени процедуры обсуждения и принятия законов. Форма принятия решений в системе государственного управления (исполнительная власть) принципиально отличается от парламентской. Для президентской и правительственной власти характерны, прежде всего, иерархическая (бюрократическая) структура, основанная на жесткой субординации, и единоличная форма принятия решений. Президент или Председатель правительства, таким образом, обладает возможностью личной инициативы в принятии решений в рамках существующих законов. Эти решения, по своей природе, более оперативны, чем решения коллективные. Судебная власть, в отличие от предыдущих, во-первых, имеет коллегиальную форму принятия решений, во-вторых, по мысли Ш. Монтескье, принимаемые судебные решения основываются не на личной инициативе судей, а исключительно на существующем законе.

Последним также был сформулирован принцип, согласно которому каждая из ветвей власти должна не только контролировать другую, но и иметь возможность тесной координации своих действий. Наиболее последовательно этот принцип был закреплен в американской конституции (1787 г.). В качестве иллюстрации приведем выдержки из текста Конституции США.

Статья I.

Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.

Раздел 2. Палата представителей состоит из членов, избираемых раз в два года населением каждого из штатов.

Не может быть Представителем тот, кто не достиг двадцатипятилетнего возраста, не состоит в течение семи лет гражданином Соединенных Штатов и не является в момент избрания жителем того штата, где он избирается.

Представители... распределяются между отдельными штатами... пропорционально численности их населения, для определения которой к числу всех свободных людей..., исключая не платящих налогов индейцев, прибавляется три пятых всех прочих лиц.

Раздел III. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов...

Не может быть Сенатором тот, кто не достиг тридцатилетнего возраста, не состоит в течение девяти лет гражданином Соединенных Штатов и не является в момент избрания жителем того штата, где он избирается.

Вице-президент Соединенных Штатов является Председателем Сената...

Сенат избирает других своих должностных лиц, а также Председателя рго 1етпроге в случаях отсутствия Вице-президента или исполнения последним обязанностей Президента Соединенных Штатов.

Сенату принадлежит исключительное право осуществления суда в порядке импичмента. Заседая с этой целью, сенаторы приносят присягу или делают торжественное заявление. Если подсудимым является Президент Соединенных Штатов, председательствует Главный судья. Ни одно лицо не может быть осуждено без согласия двух третей присутствующих сенаторов.

Раздел IV. Конгресс собирается не реже одного раза в год, а его сессии начинаются в первый понедельник декабря, если законом не будет установлен другой день.

Раздел V. Каждая Палата решает вопросы, касающиеся результатов выборов, полномочий и правомерности избрания её членов, и большинство каждой из Палат составляет кворум, необходимый для ведения дел...

Каждая палата может устанавливать регламент своих заседаний...

Каждая Палата ведет журнал своих заседаний и периодически публикует его...

Статья II.

Раздел 1. Исполнительная власть осуществляется Президентом США. Он состоит в своей должности в продолжение четырехлетнего срока...

Не может быть избран на должность Президента тот, кто не является гражданином Соединенных Штатов по рождению... равным образом не может быть избран на эту должность тот, кто не достиг тридцатипятилетнего возраста и не имел в течение четырнадцати лет постоянного жительства в Соединенных Штатах.

Раздел П. Президент является главнокомандующим армии и флота Соединенных Штатов и народного ополчения отдельных штатов... Он имеет право отсрочки исполнения приговоров, а также помилования за преступления против Соединенных Штатов, за исключением случаев осуждения в порядке импичмента.

Он имеет право с совета и согласия Сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов; с совета и согласия Сената назначать послов и иных полномочных представителей и консулов, судей Верховного суда, а также всех других должностных лиц Соединенных Штатов...

Раздел III. Президент периодически предоставляет Конгрессу отчет о состоянии Союза и предлагает на его рассмотрение такие меры, которые сочтет нужными и полезными; в экстренных случаях он созывает обе палаты или одну из них... Он принимает послов и других полномочных представителей, обеспечивает точное соблюдение законов и определяет полномочия должностных лиц Соединенных Штатов.

Раздел IV. Президент, Вице-президент и все гражданские должностные лица Соединенных Штатов отстраняются от должности, если при осуждении в порядке импичмента они будут признаны виновными в измене, взяточничестве и других тяжких преступлениях.

Статья III.

Раздел I. Судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом. Как судьи Верховного суда, так и

судьи низших судов сохраняют свои должности, пока их поведение является безупречным...

Раздел II. Судебная власть распространяется на все дела, решаемые по закону и праву справедливости, возникающие на основе настоящей Конституции, законов Соединенных Штатов...

Все дела, касающиеся послов, других полномочных представителей и консулов, а также дела, в которых одной из сторон является штат, подсудны Верховному суду в качестве первой инстанции. Во всех других ранее упомянутых случаях Верховный суд является апелляционной инстанцией, решающей как вопрос права, так и факта... в соответствии с теми правилами, которые будут установлены Конгрессом.

Раздел III. Под изменой Соединенным Штатам понимается только ведение войны против них, присоединение к их врагам, оказание им помощи и услуг.

Конгресс имеет право определять наказание за измену, но осуждение за измену не должно влечь за собой лишения прав или конфискации имущества.

Вопросы к тексту:

1.   Как происходит формирование палат Конгресса США?

2.   Что такое импичмент? Какой государственный орган его осуществляет?

3.   Что такое кворум?

4.   Найдите в тексте документа доказательства того, что Конституция оговаривает возможность как взаимного контроля, так и тесной координации высших органов государственной власти.

5.   Что означают понятия суда первой и апелляционной инстанции применительно к Верховному суду?

2. Главным принципом и главным требованием существования судебной власти в демократическом государстве является независимость судебной власти от законодательной и исполнительной. В настоящее время в России действует единая система судов, которая возглавляется Конституционным Судом, Верховным Судом, и Высшим Арбитражным Судом РФ.

     В компетенцию Конституционного Суда РФ входит отмена всех законов, противоречащих Конституции и нарушающих конституционные права и свободы граждан. В соответствии с действующей Конституцией РФ Конституционный Суд состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Конституционный Суд РФ осуществляет следующие полномочия:

а)     разрешает дела о соответствии:

федеральных законов, указов Президента, решений Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы ФС РФ постановлений и распоряжений Правительства РФ;

-    конституций республик и других нормативно-правовых актов субъектов федерации;

-   договоров между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ;

-    не вступивших в силу международных договоров РФ;

б)     разрешает споры о компетенции:

между федеральными органами государственной власти;

-   между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

между высшими органами государственной власти субъектов РФ;

в)     проверяет конституционность закона, уже примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

г)     рассматривает жалобы физических и юридических лиц по поводу нарушения их конституционных прав;

д)    дает   заключение   Федеральному   Собранию   о   правильности выдвинутого обвинения против Президента РФ;

е)     дает толкование (комментарий) Конституции РФ по специальным запросам Президента, палат Федерального Собрания, Правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Конституционный суд осуществляет взаимодействие с парламентом. Иногда он направляет послания, которые заслушиваются на совместном заседании палат. Конституционный суд обладает правом законодательной инициативы по вопросам, входящим в его компетенцию.

     Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, административным и делам общей юрисдикции. Он также осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судебных учреждений и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Судьей Верховного Суда может быть гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и имеющий юридический стаж не менее 10 лет. Для того, чтобы стать судьей Верховного Суда, необходимо сдать специальный квалификационный экзамен и не иметь в своей биографии порочащих фактов. Судьи Верховного Суда назначаются верхней палатой российского парламента по представлению Президента РФ.

     Верховный Суд РФ возглавляет всю судебную систему общей юрисдикции, в которую входят суды субъектов РФ.

В компетенцию Верховного Суда РФ входит рассмотрение дел:

а)   особой сложности;

б)  в кассационном порядке (по жалобам и протестам на приговоры нижестоящих судов);

в)   в порядке прокурорского надзора (по протестам Генерального прокурора на приговоры нижестоящих судов).

Согласно Конституции РФ, Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления в случае, если против него парламентом выдвигается обвинение в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления. Также, как и Конституционный, Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы в пределах своей компетенции.

Высший Арбитражный Суд РФ является судебным органом по разрешению хозяйственных споров между юридическими и отдельными физическими лицами, а также споров, возникающих в сфере государственного управления. Высший Арбитражный Суд возглавляет систему арбитражных судов субъектов РФ. Порядок его формирования такой же, как и Верховного Суда. В деятельности Высшего Арбитражного Суда существуют специализации, в рамках которых действуют коллегии по:

 -   разрешению экономических споров;

-   разрешению споров, возникающих в сфере управления; проверке, в кассационном порядке, законности решений нижестоящих арбитражных судов.

В рамках своей компетенции Высший Арбитражный Суд обладает правом законодательной инициативы.

3. В соответствии с пунктом третьим плана урока учитель рассказывает о том, как написать исковое заявление и предлагает выполнить задание № 4 на стр. 165.

4. Изложение нового материала.

Продолжая тему, посвященную изучению судебной системы РФ, учитель поясняет, что она должна функционировать на основании определенных принципов. Их содержание учащиеся выполняют самостоятельно, пользуясь материалом учебника. Конспектирование можно выполнить также в виде таблицы, например:

№ пп

Принципы осуществления судебной власти

Их содержание

1

2

3

 

Судебная 

Функции судопроизводства выполняют судьи и народные заседатели. Никакие другие

I.

монополия на вершение правосудия 

государственные органы не вправе выполнять функции судебных органов. Только суд может выносить как обвинительный* так и оправдательный приговоры

II.

Законность 

Деятельность судов должна основываться на соблюдении действующих Конституции и

 

 

законов

1

III.

Независимость судей

Данный принцип обеспечивается специальным Федеральным законом «О статусе судей в РФ», согласно которому правосудие осуществляется в соответствии с установленными им процедурами. Судьи не могут быть одновременно депутатами, членами политических партий, заниматься коммерческой и другими видами деятельности, кроме научной, преподавательской и творческой. Судьи неприкосновенны и несменяемы в течение всего срока, на который они были выбраны (кроме случаев, специально оговоренных ст. 122 Конституции РФ)

IV.

Коллегиальность

Коллегиальность означает, что дела в суде, в основном, рассматриваются коллегией из трех человек. Кроме того, в судах субъектов РФ, согласно Федеральному закону «О судоустройстве РФ», участвует коллегия присяжных заседателей в количестве 12 человек

V.

Состязательность и равноправие сторон

Статья 123 Конституции РФ в данном случае устанавливает, что все равны перед законом независимо от занимаемого статуса, социального происхождения, пола, расы, национальности, вероисповедания. Исключается заочное судебное разбирательство за исключением случаев неявки в суд по причине нахождения вне пределов государства

VI.

Гласность

В соответствии со статьей 123 Конституции РФ любое судебное разбирательство происходит открыто, кроме случаев, связанных с разглашением государственной или коммерческой тайны

VII.

Национальный

язык

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на использование родного языка в ходе судебного разбирательства

 

Домашнее задание: Эссе: «Независимы ли суды в России?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Конституция РФ - 20 лет на страже закона

Конспект урока по истории и обществознанию с презентацией....

конспект урока "Конституция - механизм взимодействия человека, общества и государства"

20-летний юбилей Конституции РФ - важное политическое событие. Урок посвящен работе с текстом Конституции, ученики принимают участие в деловой игре "законотворческий процесс в РФ", работают с тестами....

Конспект урока "Конституция РФ"

Конспект урока предназначен для использования на уроках обществознания в 9 классе...

Конспект урока "Конституция РФ"

Конспект урока "Конституция РФ"...

Конспект урока "Конституция РФ"

Конспект урока "Конституция РФ"...

Конспект урока. Конституция России.

Цель урока: формирование правовой культуры учащихся. Задачи: • показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ; •...

Конспект урока "Конституция Российской Федерации"

Конспект урока "Конституция Российской Федерации"...