Спецкурс "Избранные вопросы обществознания"
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Изергина Надежда Анатольевна

Подготовка обучающихся 9 класса к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetskurs_po_obshchestvoznaniyu_9_klass_2019-2020.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 4 им. А.С.Пушкина г. Йошкар-Олы»

«Рассмотрено»

На заседании кафедры(М/О)

_гуманитарных предметов_

 Зав.кафедрой

__________Д.В.Гребнев

Протокол от 29.08.19 № 1

«Согласовано»

на заседании научно-методического совета гимназии

зам.директора по УВР

__________ Л.П.Тодорова

Протокол от 29.08.19 №1

«Утверждаю»

 директор гимназии №4 им.А.С.Пушкина

__________Е.Н.Гребнева

Приказ № 212    от 29.08.19  

        

Рабочая программа

по спецкурсу

«Избранные вопросы обществознания»

9  класс

                                                                                     Составитель программы:

Изергина Надежда Анатольевна,

учитель истории и обществознания

Йошкар –Ола, 2019 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Избранные вопросы обществознания» для 9 классов составлена на основании нормативно-правовых документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. №273 - ФЗ;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12. 2010 № 1897;

Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов ОГЭ 2020 гг. по обществознанию;

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2020 году ОГЭ по обществознанию;

Содержание учебного курса «Избранные вопросы обществознания»

В 9 классе целью подготовки обучающихся является выбор дальнейшей образовательной траектории, поэтому введен спецкурс «Избранные вопросы обществознания».

Реализация курса по выбору происходит с учетом пожеланий учащихся, наличия программы.

Предметный и ориентационный курс по выбору введен с целью расширения учебного материала базового предмета и удовлетворения познавательных интересов учащихся.

Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания основной школы и подготовиться к ОГЭ.

В программе курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, составлению развёрнутого плана.

Согласно плану, курс «Избранные вопросы обществознания» на ступени основного общего образования изучается в 9 классах, рассчитан на 20 часов (10 ч в первом полугодии и 10 ч. во втором).

Введение. Раскрытие смысла ключевых обществоведческих понятий (1ч.)

Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году.

Организация и методика подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Требования к ОГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2020.

Кодификатор и спецификация ОГЭ по обществознанию – 2020.

Тема 1. Общество и человек: анализ суждений (1ч.)

Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.

Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.

Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.

Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.

Тема 2. Сфера духовной культуры: анализ суждений (1ч.)

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.

Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.

Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

Тема 3. Экономическая сфера общества (3ч.)

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.

Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.

Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.

Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.

Тема 4. Социальная сфера общества (2ч.)

Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.

Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

Тема 5. Решение заданий с развернутым ответом (2ч.)

Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.

 Тема 6. Познание (1ч.)

Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.

Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.

Тема 7. Политическая сфера общества (2ч.)

Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.

Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.

Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.

Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.

Тема 8. Правовая сфера общества (2ч.)

Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.

Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление.

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

 

Тема 9. Решение заданий на выявление структурных элементов понятия с помощью таблицы (1ч.)

Тема 10. Решение заданий с развернутым ответом по тексту (4ч.)

Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос. Задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса. Задание на раскрытие какого-либо теоретического положения. Решение познавательных задач. Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана.

Формы организации учебных занятий.

При работе по программе наряду с традиционными формами проведения обязательным является широкое использование активных форм обучения, использование ИКТ.  Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальная; групповая; индивидуально-групповая; фронтальная;

Формы контроля.

Предварительный контроль обычно проводят на первом занятии

Текущий контроль. Основное его назначение, во-первых, для учителя – непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и, во-вторых, для ученика – внешний стимул, побуждающий его систематически заниматься. 

 Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их постоянно быть готовыми ответить на вопрос и выполнить задание. Для одних учащихся это возможность отличиться и самоутвердиться, для других постоянное напоминание о необходимости систематически заниматься как в школе, так и дома.

Тематический контроль проводится по завершении изучения темы.  Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета. Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, меж предметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Итоговый контроль приурочивается к концу полугодия или года. Это – контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени.

Методы и приемы контроля. По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие:

- устные; письменные; графические; практические (работы); тестирование.

Таблица тематического распределения часов (20 ч.)

п/п

Тема

Количество часов

Рабочая программа

1.

Введение. Раскрытие смысла ключевых обществоведческих понятий

1

2.

Тема 1. Общество и человек: анализ суждений

1

3.

Тема 2. Сфера духовной культуры: анализ суждений

1

4.

Тема 3. Экономическая сфера общества

3

5.

Тема 4. Социальная сфера общества

2

6.

Тема 5. Решение заданий с развернутым ответом

2

7.

Тема 6. Познание 

1

8.

Тема 7. Политическая сфера общества

2

9.

Тема 8. Правовая сфера общества

2

10.

Тема 9. Решение заданий на выявление структурных элементов понятия с помощью таблицы 

1

11.

Тема 10. Решение заданий с развернутым ответом  по тексту

4

 

Итого

20

Планируемые результаты.

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать

биосоциальную сущность человека

основные этапы и факторы социализации личности

место и роль человека в системе общественных отношений

закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

основные социальные институты и процессы

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, и обществоведческими терминами и понятиями

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений, и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

предвидения возможных последствий определенных социальных действий

ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Учебно-методический комплекс (УМК) 9 класс

Класс

Количество учебных часов в неделю согласно плану

УМК

обучающихся

УМК

учителя

9

1

ОГЭ-2020. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Интеллект-Центр, 2020.

П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание : Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. – М.: АСТ: Астрель, 2019.

ОГЭ-2020. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Интеллект-Центр, 2015-2020.

КТП спецкурса «Избранные вопросы обществознания»

Дата

Содержание

Примечание

1

 7.10

Введение. Раскрытие смысла ключевых обществоведческих понятий

 

 

2

 14.10

Общество и человек: анализ суждений

 

 

3

 21.10

Сфера духовной культуры: анализ суждений

 

 

4

 7.11

Задание – задача на финансовую грамотность

 

 

5

 11.11

Экономика, её роль в жизни общества

 

 

6

 18.11

Экономическая сфера: анализ суждений

 

 

7

 25.11

Социальная сфера: анализ суждений

 

 

8

02.12

Задания на анализ статистической информации

9

 9.12

Решение заданий с развернутым ответом

 

 

10

16.12

Решение заданий с развернутым ответом

2 четверть

Тема 10. Решение заданий с развернутым ответом  по тексту

11

 20.01

Познание.

 

 

12

 27.01

Сфера политики: анализ суждений.

 

 

13

 03.02

Право, норма права, правонарушение.

 

 

14

 10.02

Право: анализ суждений.

 

 

15

 17.02

Социальные отношения.

 

 

16

 02.03

Решение заданий на выявление структурных элементов понятия с помощью таблицы.

 

 

17

 16.03

Анализ текста, статей законов.

 

 

18

 30.03

Составление плана по тексту.

 

 

19

 06.04

Иллюстрация примерами положений текста.

 

 

20

 13.04

Формулирование объяснений, аргументов на основе текста.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Актуальные вопросы вопросы обществознания" 11 класс

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Актуальные вопросы обществознания» имеет социально-педагогическую направленность, призвана помочь обучающимся овладеть знаниям...

Программа дополнительного образования "Актуальные вопросы вопросы обществознания" 11 класс

Данная программа раскрывает дискуссионные вопросы обществознания...

Рабочая программа по предмету: обществознание (Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания») 10-11 класс

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный прика...

Рабочая программа объединения платных образовательных услуг по обществознанию в 9 классе "Избранные вопросы обществознания"

Данная программа предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по обществознанию, развитие их познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию старшеклассников в св...

Программа курса по обществознанию для 10-11 классов «Трудные вопросы обществознания»

Планируемые результаты освоения предмета Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются: - мотивированность на посильное и созидательное уч...