Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс)

Беленков Вячеслав Николаевич

Рабочая программа по обществознанию разработана для средней школы  пенитенциарной  системы  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie.10-11.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено

приказом средней школы при ФКУ ИК-16 от 25. 08. 2018 г № 85-0

Согласовано

на педагогическом совете протокол от 25.08.2018 г. .№1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

учебный  предмет

10-11  класс

класс

очная

форма получения образования

МБОУ средняя школа при ФКУ ИК-16

Составил : Беленков Вячеслав Николаевич, учитель 1 квалификационной категории

Гудков Олег Дмитриевич, учитель 1 квалификационной   категории

Срок реализации программы 2 года

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризоватьосновные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;  
  • анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оцениватьдействия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулироватьна основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготовитьустное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применятьсоциально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;        
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

2.Содержание учебного предмета.

1.Человек как творение культуры

       Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.Философские и научные представления о социальных качествах человека.

        Мышление и деятельность.Виды человеческих знаний.

Мировоззрение . его место в духовном мире человека.Типы мировоззрения. Философия .Искусство ,Религия.Свободасовести.Веротерпимость.

Наука.Основные особенности научного мышления.Научное познание, методы научных исследований.Естественные и социально-гуманитарные науки.Особенности социального познания.

        Свобода и необходимость в  человеческойдеятельности.Свобода как условие самореализации личности.Выбор  в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.Гражданские качества личности.

2.Общество как сложная динамическая система.

         Представление об обществе как  сложнойсистеме:элементы и подсистемы.Социальные взаимодействия и общественные отношения.Понятие о социальных институтах,нормах,процессах.Основные институты общества.

        Общество и природа.Противоречивость воздействия людей на природную среду.Феномен «второй природы».

Многовариантность общественного развития.Эволюция и революция как формы социального изменения.Понятие общественного прогресса, его противоречивость.Цивилизация,формация.Традиционное (аграрное)общество.Индустриальноеобщество.Постиндустриальное(информационное)общество.

       Особенности современное мира.Процессыглобализации.Антиглобализм.Компьютернаяреволюция.Социальные и гуманитарные аспекты глобальных  проблем.

       Общество и человек перед лицом угроз и вызовов ХХ1 века.Современные  военныеконфликты.Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

3.Экономика.

       Экономика и экономическая наука.Спрос и предложение.Рыночныеструктуры.Рынки сырья и материалов, товаров и услуг,капиталов,труда, их специфика .  Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики  России. Экономическая политика Российской Федерации.

      Совершенная и несовершенная конкуренция.Политика защиты конкуренции  и  антимонопольное законодательство.Естественные монополии, их роль  и  значение  в экономики России.

       Экономика предприятия.Факторы производства и факторные  доходы.Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.Постоянные и переменные издержки.Основные  источники финансирования бизнеса..

       Фондовый рынок , его инструменты.Акции, облигации и другие ценные бумаги.Финансовыйрынок.Особенности фондового рынка в России.

       Банковская система.Роль ЦБ в банковской системе России.Финансовыеинституты.Виды,причины и последствия инфляции.

       Рынок труда.Безработица и государственная политика в области занятости в России.

       Роль государства в экономике.Общественныеблага.Внешние эффекты.

      Налоговая система в РФ. Виды налогов.Функцииналогов.Налоги, уплачиваемые предприятиями.

      Основы денежной и бюджетной политики государства.Кредитно-финансовая политика.Государственныйбюджет.Государственный  долг.

      Экономическая деятельность и ее измерители.ПонятиеВВП.Экономический рост и развитие.Экономические циклы.

      Основные принципы менеджмента.Основы маркетинга.

Ироваяэкономика.Государственная политика в области международной торговли.Глобальные  экономические проблемы.

      Резерв учебного времени.

4. Политика как общественное явление.

      Понятие власти.Типология властных отношений.Политическаявласть.Государство как главный институт политической власти.Функции государства.

       Политика как общественное явление.Политическаясистема , ее структура и сущность. Политическая деятельность.  Политические цели и средства их достижения.Опасностьполитическогоэкстремизма.

        Политический режим . Типология политических режимов.Демократия , ее основные ценности и признаки.Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

       Гражданское общество и государство.Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.Гражданские инициативы.

       Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

       Политическая идеология.Основные идейно-политические течения современности.

Многопартийность.Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в  современнойРоссии.Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

       Роль средств массовой информации  в политической жтзни общества. Влияние СМИ на позиции избирателей во время  предвыборных кампаний. Характер информации . распространяемый по каналам СМИ.

      Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство РФ о выборах.

5. Правовое регулирование общественных отношений.

   Право в системе социальных норм.Система Российского права.Законотворческий  процесс в Российской Федерации.

   Гражданство в Российской Федерации.Основаниеприобретения  гражданства.Права и обязанности , принадлежащие только гражданину.

    Воинская обязанность .Призыв на военную службу.Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская  служба.

     Права и обязанности налогоплательщиков.Юридическая ответственность за налоговые нарушения.

     Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.Экологическиеправонарушения.Природоохранные и природоресурсные нормы.

     Субъекты гражданского права.Понятие юридического и физического лица.Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

    Имущественные права.Правособственности.Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность.Наследование.

    Неимущественные права:честь , достоинство , имя.Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

     Порядок и условия  заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.Права и обязанности родителей и детей.

     Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования.Порядок оказания платных образовательных услуг.

      Трудовое законодательство РФ, Занятость и трудоустройство.Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

      Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования  и пенсионная система.

Споры , порядок их рассмотрения.Основные правила и принципы гражданского процесса.Особенности административной юрисдикции.

     Особенности уголовного процесса.Виды уголовных наказаний и порядок их назначений . Конституционное судопроизводство.

    Понятие и система международного права.Взаимоотношение международного и национального права.Международная защита прав человека  в  условиях мирного и военного времени.

     Резерв учебного времени.

6.Социальные отношения.

    Социальная структура и социальные отношения. Социальная  стратификация , неравенство.Социальные группы, их типы.

    Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.

    Виды социальных норм.Социальный  контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность , их социальная опасность.

    Социальная мобильность , виды социальной мобильности .Молодежь как  социальная группа, особенности молодежной субкультуры.

     Этнические общности.Нации. Национальное самосзнание. Межнациональные  отношения, этносоциальные конфликты. Пути их разрешения.Конституционныепринципы  национальной политики  в Российской  Федерации.

      Семья как социальный институт.  Семья и брак. Тенденции развития  семьи  в  современном мире. Проблема  неполныхсесмей. Современная демографическая  ситуация  в Российской Федерации.

      Религиозные объединения  и организации  в Российской Федерации.Опасность сектантства.

7. Человек в системе общественных отношений.

Общественное и индивидуальное сознание.  Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

      Духовная жизнь человека.  Самосознание индивида  и социальное поведение.  Ценности и нормы.  Мотивы и предпочтения.

      Свобода и ответственность .Отклоняющееся поведение, его типы.  

      Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему  национальной и мировой культуры. Знания , умения и навыки людей  в условиях информационного общества.

      Человек в системе экономических отношений.Собода экономической деятельности.Предпринимательство.Рациональное экономическое поведение собственника, работника , потребителя , семьянина, гражданина.

       Человек в политической жизни.Политический статус личности.Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие .  Абсентеизм, его причины и опасность.

      Политическое лидерство. Типология лидерства.  Лидеры и ведомые.

8. Человек как  творец  культуры.

       Творчество в деятельности.Формированиехарактера.Потребности , способности и интересы.

        Понятие культуры .Культура материальная и духовная .Элитарная , народная ,  массовая культура.. Многообразие и диалог  культур как черта современного мира.Традиции и  новаторство  в культуре. Мораль , Искусство.

       Познавательная деятельность человека.Чувственное и рациональное познание.Проблема познаваемости мира. Понятие  истины , ее критерии.Самопознание . его формы.  Самооценка личности. Формирование образа «Я».

                                                      3.Тематическое планирование

Разделы,

темы

Количество часов

10 класс

35

1.Человек как творение культуры

2

2.Общество как сложная динамическая система

10

3.Экономика

15

4.Политика как общественное явление

8

11 класс

68

 5.Правовое регулирование общественных отношений

27

6.Социальные отношения

14

7.Человек в системе общественных отношений

12

8.Человек как творец культуры

7

9.Повторение

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...