РП по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (6 класс)

Кондренко Оксана Сергеевна

Рабочая программа по обществознанию (Боголюбов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obshchestvoznanie_6_klass.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по обществознанию

6 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для изучения обществознания в 6 классе, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения(Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011). 

Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.
  3. Примерной образовательной программы основного общего образования. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
  4. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
  5. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой М.: Просвещение, 2017;
  6. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016-2017 учебный год».
  7. Базисный учебный план ОАНО «СОШ «Интек» на 2019-2020 учебный год.
  8. Положение о рабочей программе педагога.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Иванова, М: «Просвещение», 2017

2. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций под редакцией Л.Н. Боголюбова/ Л.Ф. Иванова

3. Обществознание. 6 класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова/Е.Н. Сорокина - М.: «ВАКО», 2018;

4. Обществознание. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова/ Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотенкова - М.: Просвещение, 2018;

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решения познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Общие цели предмета

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека , ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

Выпускник 6 класса научится:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)

Выпускник 6 класса получит возможность научиться:

- понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- определять сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- выделять характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- определять содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

Данная программа рассчитана на 34 учебных часов. Объем учебного времени объясняется количеством учебных недель (34 недель) по базисному учебному плану

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения обществознания.

Предполагается, что результатом изучения обществознания в 6 классе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностные результаты изучения курса «Обществознание» в 6 классе включают в себя:

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

- необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

- стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;

- убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций;

- осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Предметные результаты изучения курса «Обществознание» в 6 классе включают в себя:

- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; 

                                           

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;

- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

- понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Метапредметные результаты изучения курса «Обществознание» в 6 классе включают в себя:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;

- рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике на:

использование элементов причинно-следственного анализа;

исследование несложных реальных связей и зависимостей;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

перевод информации из одной знаковой системы в другую

(из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

подкрепление изученных положений конкретными примерами;

оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Содержание учебного предмета «Обществознание».

Глава I. Человек в социальном измерении (12 часов)

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека.  Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху.

Глава II. Человек среди людей (15 часов)

Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение   конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Практикум по теме «Человек среди людей».

Глава III. Нравственные основы жизни (6 часов)

Добро, смелость и страх. Человечность. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Практикум по теме «Нравственные основы жизни».

Итоговое повторение и обобщение материала курса обществознания (1 час)

                                           

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1.

 Человек в социальном измерении.

11 час + 1 час к.р.

2.

Человек среди людей.

14 часов +1 час к.р.

3.

Нравственные основы жизни.

5 часов + 1 ч к.р.

4.

Итоговое повторение и обобщение.

1 час

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Обществознание 6 класс.

34 часа

№ п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Корректировка

Глава I. Человек в социальном измерении.

1.

Инструктаж по технике безопасности. Что изучает предмет «Обществознание».

2.

Что такое личность?

3.

Индивидуальность – плохо или хорошо?

4.

Человек познает мир.

5.

На что ты способен (самопознание).

6.

Человек и его деятельность.

7.

Деятельность человека, ее основные формы.

8.

Потребности человека.

9.

Духовный мир человека.

10.

На пути к жизненному успеху.

11.

Выбор жизненного пути.

12.

Контрольная работа «Человек в социальном измерении»

Глава II. Человек среди людей.

13.

Межличностные отношения.

14.

Виды межличностных отношений.

15.

Человек в группе.

16.

Поощрения и наказания (санкции)

17.

Что такое общение?

18.

Особенности общения.

19.

Конфликты в межличностных отношениях.

20.

Учимся вести себя в конфликтной ситуации.

21.

ПОУ по разделу «Человек среди людей»

22.

Наша Родина – Российская Федерация.

23.

Государственные символы России.

24.

Гражданин – Отечества достойный сын.

25.

Права и обязанности граждан России.

26.

Россия – многонациональное государство.

27.

Контрольная работа «Человек среди людей»

Глава 3. Нравственные основы жизни.

28.

Человек славен добрыми делами.

29.

Мораль. Золотое правило морали.

30.

Будь смелым. Героические люди истории.

31.

Человек и человечность.

32.

Добродетели человека.

33.

Контрольная работа по изученному в 6 классе.

34.

Итоговое повторение и обобщение.

9

Приложение 1

(обязательное)

Департамент образования г. Москвы

Общеобразовательная автономная некоммерческая организация

«Средняя общеобразовательная школа «ИНТЕК»

Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей ________________________

№ __ от «___»_______ 2019 г.

             Согласовано

Заместитель директора по УМР

_________ О.А. Степаниченко

 «____» ____________2019 г.

          Утверждаю

Директор ОАНО «СОШ «ИНТЕК»

__________ А.С. Вишнякова

«____» _________2019 г.

ФОНД

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по учебному предмету Обществознание

Класс 6 А

Учитель: ФИО Кондренко О.С.

г. Москва 2019 г.

Приложение 2

(обязательное)

Паспорт

фонда оценочных средств

по учебному предмету Обществознание

Класс 6 А

№ п/п

Контролируемые разделы (темы) предмета*

Наименование

оценочного средства

Человек в социальном измерении

Контрольная работа №1 «Человек в социальном измерении»

Человек среди людей

Контрольная работа № 2  

«Человек среди людей»

Нравственные основы жизни

Тест «Нравственные основы жизни»

Повторение и обобщение изученного.

Итоговая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...