Урок обществознания в 6 классе по теме "Межличностные отношения"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Надежда Петровна Фомина

Урок обществознания в 6 классе по теме "Межличностные отношения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhlichnostnye_otnosheniya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Черемшанская кадетская школа-интернат

 имени Героя Советского Союза И.Н. Конева»

Республики Татарстан

Урок обществознания

 в 6 классе

«Межличностные отношения»

Учитель истории и обществознания

ГБОУ «Черемшанская кадетская школа-интернат

им. Героя Советского Союза И.Н. Конева»

Фомина Надежда Петровна

Тел:89372920230

e-mail:  foma_nadja18@mail.ru 

2019

Цель: дать представление о  межличностных отношениях

Задачи:

Образовательная  –  познакомить с понятием «Межличностные отношения», их особенностями и видами, раскрыть значимость каждого вида отношений.

Развивающая -   развивать умения работать с текстом, умения и навыки логического  мышления                            

Воспитательная – воспитывать культуру отношений, уважение к чувствам другого человека.

Формируемые УУД:

предметные:         

- характеризовать и анализировать  межличностные отношения,

- определять виды межличностных отношений на конкретных примерах

метапредметные:

- развивать умение работать в паре

- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

личностные:

- формирование познавательного интереса к  предмету

- формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности

Оборудование: Обществознание. 6 класс под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.

Тип уроков: урок изучения нового  материала

Ход урока:

I.Oрганизационный момент

II. Мотивация и целеполагание.

Учащимся предлагаются высказывания

 

Опыт научил меня, что если люди делают что-то против тебя, в конечном счете это пойдет тебе на пользу. 
                                                                                                                                    Индира  Ганди


Чтобы узнать людей, нужно иметь с ними дело. Чтобы любить их, нужно делать им добро.

 Чтобы уважать их, нужно их избегать.

                                                                                                                                       Моисей Сафир 

Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.

                                                                                                                                      Жан Жак Руссо

Вопросы:

- Как вы думаете, о чем данные высказывания?

- Чему учат изречения этих великих людей?

- Как вы считаете, актуальны ли эти мысли и сегодня?        

III.Актуализация опорных знаний.

  Организуется беседа по вопросам

  Вопросы:

-Дайте определение понятию «личность»?

- Личностью рождаются или становятся?

-Почему человек становится личностью только в социальной среде?

IV.Изучение нового материала:

    В современном мире люди не могут жить в одиночестве, поэтому они  постоянно находятся в контакте между собой.

- Как называются такие отношения?

Запишите тему сегодняшнего нашего урока «Межличностные отношения»

Задание: составить кластер с ассоциациями по теме «Межличностные отношения»

- Какие отношения называются межличностными?

- Что лежит в основе межличностных отношений?

  Запись в тетради: Межличностные отношения – это отношения в малой группе,  возникающие между хорошо знакомыми людьми в процессе их постоянного общения.

Задание:  прочитать в учебнике материал на стр. 50, выделить и назвать особенности межличностных отношений

( по ходу ответов учеников составляется схема)

Межличностные отношения

        Чувства, сближающие людей                     Чувства, разделяющие людей

Задание: работая в паре, запишите в столбик чувства, которые способствуют сближению людей; в другой столбик - чувства разъединяющие людей.

Задание: рассмотрите  иллюстрации в учебнике, подумайте, как бы вы назвали данные отношения (в случае затруднения учитель может задавать наводящие вопросы)

Ученики должны назвать следующие отношения и дать им характеристику:

- личные

- деловые

- приятельские

- семейные

-товарищеские

  А теперь я вам предлагаю обыграть следующие ситуации в паре:

- поздоровайтесь с незнакомым человеком

- если вам стыдно, признайте вину

- похвалите человека за хороший поступок

- заговорите первым при встрече с человеком, которого недолюбливаете

- Было сложно? Почему?

Известно золотое правило нравственности: «Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе»

- Как вы понимаете это правило? Оно справедливо?

Мы с вами узнали, что в межличностных отношениях присутствуют чувства, эмоции. Чувства, которые у человека  проявляются  в межличностных  отношениях могут быть самыми разнообразными. Их тысячи. Однако все чувства можно разделить на две категории: положительные и отрицательные.

  Человек в своих взаимоотношениях  руководствуется,  прежде всего тем, что с одними людьми он хочет и ему интересно общаться, с другими – наоборот. Очень часто можно услышать фразы «этот человек мне симпатичен» или «с этим человеком я не хочу общаться».  В данном случае присутствует симпатия или антипатия.  Разберёмся с этими понятиями.

Запись в тетради:

Симпатия – внутреннее расположение, привлекательность к кому-либо или чему-либо.

Антипатия - чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо

Задание: нарисуйте словесный портрет человека, который вам симпатичен и того, который вызывает антипатию (на выбор). По завершению ответы заслушиваются.

V. Закрепление материала

- Согласны ли вы с тем, что людей без недостатков не бывает и даже у самого плохого человека можно найти положительные стороны?

 Задание: составьте памятку, что допустимо, а что нет в личном общении (никогда/иногда/всегда)

Задание, если время урока позволяет:

А сейчас давайте попробуем разобраться в некоторых проблемных ситуациях.

1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

- Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

2. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера  поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая растяпа этакая!» Вслед за Ирой Петя громко сказал: «Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: «Ребята, ну что же вы на неё набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!» И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

 - Кто из детей повёл себя правильно, и почему вы так считаете?

- Как бы вы поступили?

VI. Рефлексия

Наш урок подходит к концу.

- Вам понравился урок?

- Чему научил нас этот урок?

- Какие полезные, нужные знания вы извлекли из этого урока?

VII. Подведение итогов урока

На уроках мы убедились, что не так-то просто строить межличностные отношения. Стоит прислушаться к заповедям древних: «Тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо доверие к тому, с кем общаешься; вера в то, сто он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться; уважение к тому, с кем общаешься; признание того, что он равен тебе и с ним надо общаться бережно и вежливо».

«Торопитесь делать добро» - пусть это станет  девизом для каждого из вас.

Домашнее задание прочитать параграф 6. Ответить на вопросы

По желанию составить кроссворд по теме урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»

Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...

Урок обществознания 8 класс. Межнациональные отношения.

Межпредметные связи: история, география....

"Нации и межнациональные отношения". методическая разработка урока обществознания 8 класс

Методическая разработка урока обществознания для 8 класса "Нации и межнациональные отношения" стала победителем Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обуче...

Презентация к открытому уроку обществознания 9 класс. Уголовно-правовые отношения.

1. Задачи урока: Обучающая: Познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе Развивающая: Развивать умение выбирать главное и обобщать, разви...

Открытый урок обществознания 9 класс. Уголовно - правовые отношения. Технологическая карта

1. Задачи урока: Обучающая: Познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе Развивающая: Развивать умение выбирать главное и обобщать, разви...