Методическая разработка интеллектуальной игры "Знатоки России" для 10-11 класса
методическая разработка по обществознанию (10, 11 класс)

Данная методическая разработка позволяет в игровой форме закрепить материал по конституционному устройсту, символике Российской Федерации, различным достижениям нашей страны в экономике и культуре. Последнее задание содержит региональный материал, что способствует формированию положительного отношения к истории Малой Родины. Главная цель игры - развитие патриотизма, чувства гордости за нашу страну и культуру, формирование чувства сопричастности к жизни своей Родины. Игровая форма внеурочного мероприятия позволяет активизировать интерес к обучению. Разноплановые задания позволяют обучающимся всесторонне раскрыть свои знания и навыки, в том числе и навыки работы с интеренет-ресурсами.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 интеллектуальной игры «Знатоки России»

Автор: Лыскова Веста Юрьевна, учитель истории и обществознания

Школа: МБОУ «Коношеозерская СШ имени В.А. Корытова»

Класс: 10-11

Цели: развитие чувства гражданственности и патриотизма через изучение истории, культуры и достижений родного государства.

Задачи:

- формирование уважительного отношения к государственным символам и Конституции РФ

- знакомство с достопримечательностями России и формирование чувства гордости и ответственности за памятные места нашей Родины

- закрепление материала по темам «Государственные символы РФ» и «Основы Конституционного строя РФ»

Средства: бланки заданий,  карточки с блиц-опросом, карта-схема «Россия», карточки «Мемо: достопримечательности», Конституция РФ,  Мультимедиа проектор, презентация игры, бланки для жюри, ноутбуки с выходом в интернет по числу команд для 5 тура игры.

Форма: интеллектуальная игра

Ход мероприятия.

Этап мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Организа-ционные момент

(1 минута)

Приветствие, проверка готовности обучающихся, настрой на работу

Приветствие учителя,  проверка готовности.

Вступитель-ное слово ведущего

(2 минуты)

Просим всех встать, звучит гимн Российской Федерации (звучит гимн)

   «С чего начинается Родина…» строчки этой известной песни заставляют задуматься. И ответ будет для каждого свой. Россия огромная страна, которая объединила миллионы людей разных культур и национальностей.  Но, не смотря на это, есть то, что роднит всех нас – это любовь к Родине, к тому месту, где мы живем, это сопричастность к судьбе нашего великого государства и волнения о судьбе Малой Родины. Настоящий патриот - это человек который не просто на словах, а на деле проявляет любовь и заботу к своей стране. Это человек, который хорошо знает и живо интересуется историей, культурой и жизнью своей страны, уважает и соблюдает законы, заботься не только о своем благе, но и о том, чтобы быть полезным обществу и государству.

   Изучая свою страну на уроках истории и обществознания, вы учитель ее любить и быть сопричастными к судьбе Родины. Сегодня мы проверим ваши знания о России.

Прослушивание гимна и вступительного слова ведущего

Инструктаж

(2 минуты)

Представление команд и состава жюри.

Знакомство с правилами игры: 

Правила игры: Игра состоит из 5 туров. Ответы на задания заполняются в специальный бланк. Проверку бланков осуществляет жюри. За выполнения заданий каждого тура игроки будут получать определенное количество баллов. Победителем является команда, набравшая большее количество баллов. Если после 5 туров количество баллов равное, то играется дополнительный «Блиц-тур»

Желаем игрокам удачи!

Представление команды: название, девиз.

Знакомство с правилами игры

Тур 1. «Государственные символы России»

(7 минут)

  Важной часть. Государства являются его государственные символы. Это не просто отличительные знаки страны, в них заложен огромный смысл. Какой? Мы сейчас это и узнаем.

Задание 1: Обозначите цвета флага РФ и подпишите, что они обозначают.  

(выдать комплекты задания – приложение 1)

Время выполнения – 1 минута.

Время подошло к концу, сдаем задание на проверку.

Правильный ответ: В настоящее время используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий —цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Задание 2: «Блиц-опрос»Перед вами ряд вопросов. Команды отвечают по очереди, получая по баллу за правильный ответ. Если у команды нет ответа, то право ответа переходит ко второй команде. На размышление дается 5 секунд.

1)Назовите полное название нашего государства. (Российская Федерация)

2)Что является государственными символами РФ?

(герб, флаг, гимн)

3)Что представляет из себя герб РФ? (

четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона[)

4) Что означают три короны в гербе? (суверенитет государства)

5)Кто изображен на гербе РФ, что он означает?

( Георгий Победоносец, победа сил добра над злом)

6)Где согласно Конституции допустимо использование герба? ( Бланки государственных органов, на документах общегосударственного образца, печатях, в зданиях различных государственных органов.    Возможно использование на одежде)

7) Назовите два символа власти, изображенные на гербе?(Скипетр и державу)

8) Назовите цвета флага в правильном порядке. (Белый, синий, красный)

9) Где допустимо использование флага?(На государственных зданиях, в кабинетах гос. служащих, во время торжественных церемоний)

10) Автор текста гимна?(Сергей Владимирович Михалков)

11) Автор музыки гимна? (Александр Васильевич Александров)

12) В каких случаях исполнятся гимн? (Государственные гимны исполняются на национальных праздниках и фестивалях, а также во время спортивных мероприятий).

Молодцы! Подведем итоги первого тура.

Слово председателя жюри.

Выполнение задания 1. Обозначить цвета флага на карточке и подписать значение цветов.

Выполнение задания 2 – ответ на вопросы.

Тур 2.

Основы Конституционного строя Российской Федерации»

(6 минут)

Настоящий патриот знает и соблюдает законы. Сейчас мы проверим ваши знания по основам конституционного строя РФ.

Используя тексты Конституции, ответьте на 10 вопросов в бланке и укажите номер статьи.

(выдать комплект заданий – приложение 2. )

Время выполнения 5 минут.

Время вышло. Передайте бланки с ответами жюри на проверку. А мы переходим к следующему туру.

Выполнение задания, работа с текстом Конституции

Тур 3.

«Нам есть чем гордиться!»

(5 минуты)

Россия – страна возможностей, которые открывают перед нами ее богатые природные ресурсы. Она полна удивительных мест и народов. Перед вами карта-схема, на которой изображено то, чем России может по праву гордиться.

Выполните задания (комплект задания – приложение 3)  работая с картой. Работа проходит в виде эстафеты, то есть искать ответ у карты может быть только один человек от команды. Найдя ответ на вопрос, он возвращается к команде, и его сменяет другой. Время выполнения – 4 минуты.

Время вышло. Передаем бланки на проверку и переходим к следующему туру.

Выполнение задания.

Тур 4. «Достопримечательности России»

(5 минут)

Россия – удивительна своей красотой, огромными просторами и множеством памятных мест. Проверим, насколько хорошо вы знаете достопримечательности своей родной страны. (выдать комплект карточек «Мемо: достопримечательности» и комплект задания – приложение 4.)
Перед вами комплект из 25 карточек с изображением главных памятных мест России. Запишите в бланки названиях тех мест, которые вы знаете, под номерами, указанными на карточке.

Время выполнения 4 минуты.

Время вышло. Передаем бланки на проверку.
А мы переходим к последнему туру.

Работа с комплектом карточек, выполнение задания

Тур 5. «Топонимы  Коношского района»

(тур содержит региональный материал)

(7 минут)

Читает ученик 5 класса:

«Столица Коношской земли»

В стране снегов и непогоды

От южных городов вдали

Живет дочь северной природы,

Столица коношской земли.

Я за нее всегда в ответе,

С охотой хоть куда пойду,

Ее дороже нет на свете.

Другой подобной не найду.

Здравствуй, Коноша родная!

Вместе жить нам суждено.

Добродушная, простая,

Я люблю тебя давно.

(автор - Н. Гуляев)

В этом году поселку Коноша исполняется 120 лет. Маленькая станция прошла трудный путь развития и стала центром района и важной узловой станцией.  В Коношский район входят различные населенные пункты: одни являются довольно древними поседениями, другие -  были как и Коноша основаны в связи со строительством железной дороги, третьи – возникли в 20 веке как поселки спецпереселенцев. Патриотизм и любовь к Малой Родине неразрывны..  

(выдать комплект заданий – приложение 5)

   Задание: перед вами ребусы, в которых зашифрованы названия населенных пунктов Коношского района. Разгадайте ребусы и впишите ответы в бланк. Рядом с названием поселка укажите дату его основания или первого упоминания в источниках. Для поиска информации о дате образования воспользуйтесь предоставленными интернет  -ресурсами .

Время на подготовку 6 минут.

Выполнение задания, работа с ребусами и интернет  -ресурсами

Подведение итогов.

(5 минут)

Пока уважаемые жюри подводят итоги, мы с вами немного отдохнем и посмотрим  видео -ролик о самых красивых местах нашей Родины.  (видео -ролик продолжительностью 2 минуты)

Подведение итогов, награждение победителей.

Сегодня все проявили себя как отличные знатоки своего государства.

У вас на столах есть цветные стикеры. Зеленый – «я полностью доволен своей работой», желтый – «у меня возникли некоторые затруднения», красный –« я понял, что мне еще многое простоит узнать». Оцените, пожалуйста свою работу, наклеив стикер на карту России.

Спасибо за игру. До новых встреч!

Просмотр видео-ролика.

   

.

Приложение 1.

Обозначьте на карточке цвета флага Российской федерации и подпишите, что они символизируют.

Картинки по запросу "флаг рф шаблон для раскраски"

Приложение 2.

Тур 2.  «Основы Конституционного строя РФ»

Работая с текстом конституции, дайте ответы на вопрос, и укажите номер соответствующей статьи.

Вопрос

Ответ

Номер статьи

1)Укажите форму правления Российской Федерации

2)Укажите тип политического режима Российской Федерации

3) Кто является единственным источником власти в РФ?

4) Россия – федеративное или унитарное государство?

5) Сколько субъектов входит в состав РФ?

6) Россия – социальное государство. Что это значит?

7) Права и свободы человека неотчуждаемы . Что это значит?

8) Кто является главой государства?

9) Какой орган осуществляет законодательную власть в РФ?

10) Кто осуществляет исполнительную власть в РФ?

Приложение 3.

Тур 3. «Нам есть чем гордиться!»

Вопрос

Ответ

Баллы

1

Освоение космоса

2

Кружево

3

«Ласточкино Гнездо»

4

Пути сообщения

5

Янтарь

6

Самое глубокое озеро

7

Полезные ископаемые

8

Ярмарки

9

Культура малых коренных народов

10

Пряники и самовары

11

Памятники Войны

12

Памятники архитектуры

Приложение 4.

Тур 4. «Достопримечательности России»

название

название

1

14

2

15

3

16

4

17

5

18

6

19

7

20

8

21

9

22

10

23

11

24

12

25

13

Приложение 5.

Тур 5. «Топонимы Коношского района»

Название населенного пункта

Год основания

Баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Итог

Приложение 6.

Материалы для жюри

Тур 1. «Государственные символы РФ»

Задание 1. В настоящее время используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий —цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

(1 бал за правильность цвета, 1 бал за каждое верно указанное значение)

Задание 2: (1 балл за правильный ответ)

Ответ

1

Российская Федерация

2

Флаг, герб, гимн

3

представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона[

4

Суверенитет государства.

5

Георгий Победоносец, победа сил добра над злом

6

Бланки государственных органов, на документах общегосударственного образца, печатях, в зданиях различных государственных органов.

Возможно использование на одежде

7

Скипетр и державу

8

Белый, синий, красный

9

На государственных зданиях, в кабинетах гос. служащих, во время торжественных церемоний

10

Сергей Владимирович Михалков

11

Александр Васильевич Александров

12

Государственные гимны исполняются на национальных праздниках и фестивалях, а также во время спортивных мероприятий).

Тур 2 «Основы Конституционного устройства»

Вопрос

Ответ (1 бал)

Номер статьи  (1 бал)

1)Укажите форму правления Российской Федерации

Республика

1

2)Укажите тип политического режима Российской Федерации

Демократический

1

3) Кто является единственным источником власти в РФ?

Многонациональный народ

3

4) Россия – федеративное или унитарное государство?

Федеративное

1

5) Сколько субъектов входит в состав РФ?

85

65

6) Россия – социальное государство. Что это значит?

Политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

7

7) Права и свободы человека неотчуждаемы . Что это значит?

Их невозможно отнять у человека

17

8) Кто является главой государства?

Президент РФ

80

9) Какой орган осуществляет законодательную власть в РФ?

Федеральное Собрание

94

10) Кто осуществляет исполнительную власть в РФ?

Правительство РФ

110

Тур 3. «Нам есть чем гордиться!»

По 1 баллу за каждый привальный ответ.

Вопрос

Ответ

Баллы

1

Освоение космоса

Космодром «Восточный», «Плесецк»

2

Кружево

Вологда

3

«Ласточкино гнездо»

Крым

4

Пути сообщения

Транссиб, Северный морской путь,

5

Янтарь

Калининград

6

Самое глубокое озеро

Байкал

7

Полезные ископаемые

Янтарь, золото, драгоценные камни, нефть, газ,

8

Ярмарки

Нижегородская

9

Культура малых коренных народов

Пермский звериный стиль, Бурятский орнамент, Чукотский орнамент, Вологодские кружева, Шаманский бубен, СОБАЧЬИ УПРЯЖКИ,

10

Пряники и самовары

Тула

11

Памятники войны

«Родина мать», мамаев курган,

12

Памятники архитектуры

Кижи, Московский Кремль, Новгород, Ласточкино гнездо, мечеть Кул-Шариф,

Тур. 4.  «Достопримечательности России»

 (по 1 баллу за каждый ответ)

  1. Санкт-Петербург                                        13. Владивосток
  2. Московский кремль                                        14. Саяно-Шушенская ГЭС
  3. Казанский кремль, со спуска                        15. Петергоф
  4. Нижний Новгород                                        16. Мамаев курган
  5. Большой Гатчинский дворец                        17. Грозный
  6. Ивангород                                                18. Кижи
  7. Калининград                                                19. Валаам
  8. Новодевичий монастырь                                20. Выборг
  9. Хабаровск                                                21. Псков
  10. Троице-Сергиева Лавра                                22. Иволгинский дацан
  11. Суздаль                                                23. Мурманск
  12. Великий Новгород                                        24. Соловецкие острова . 25.Кисловодск

Тур 5. «Топонимы Коношского района»

(по 1 баллу за правильно разгаданное название, по 1 баллу за найденное упоминание)

Название населенного пункта

Год основания

Баллы

1

Вадья

Упоминание 1711

2

Валдеево

Упоминание 1612

3

Вандыш

Упоминание в 19 веке

4

Вересово

Станция, 1937

5

Волошка

1939

6

Вохтома

Упоминание, 18 век

7

Ерцево

1937

8

Климовская

Упоминание, 18 век

9

Коноша

1898

10

Кремлево

Упоминание 1624

11

Норинская

Упоминание 1624

12

Подюга

Упоминание, 1765

13

Синцибино

20 век

14

Сосновка

20 век

15

Тавреньга

Упоминание 1782

16

Хмельники

Упоминание 1782

Итог

Итоговая таблица.

Тур

Команда 1

Команда 2

Тур 1. Задание 1

Тур 1. Задание 2

Тур 2

Тур 3

Тур 4

Тур 5

Общий итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интеллектуальной игры по теме "Литература и биология - мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии в 10 классе

   Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Я считаю, что предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои спо...

Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся 9-10 классов «Что ты знаешь о войне?»

Интеллектуальная игра, посвящённая Великой Отечественной войне, может быть проведена как внеурочное мероприятие на параллели учащихся 9-10 классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, пос...

Методическая разработка интеллектуально – развлекательной игры по русскому языку и литературе «Великолепная семёрка» 6 – 7 классы.

Цель данного мероприятия формировать интерес учащихся к углубленному изучению филологических наук. Игра состоит из пяти конкурсов. Первый конкурс "Головоломка". Необходимо, опираясь на смысл, стихотво...

Методическая разработка интеллектуальной викторины по русскому языку «Умники и умницы» 5 – 6 классы

Цель данной викторины воспитать любовь к родному языку через пробуждение у школьников интереса к предмету "Русский язык", так как викторина является средством вовлечения во внеклассную работу по предм...

Методическая разработка уроков математики для 5-6 классов с использованием приемов для интеллектуального и духовного развития, посвященная 70 - летию Великой Победы

Вокруг нас дети, независимо от того педагоги мы или родители.  А дети  нуждаются, прежде всего, в духовном питании, ведь так с латыни переводится слово воспитание. Современные условия ...

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры по истории 10 класс

Интеллектуально- познавательная игра "От Кремля до Рейхстага"  - - повторение,обобщение,  систематизация   исторических фактов и событий Великой Отечественной войны....