Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС "Как устроены государства?"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Тулупова Ольга Викторовна

Тип урока:  урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_tulupova_o.v.nikolskiy_filial.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Фамилия, имя, отчество учителя: Тулупова Ольга Викторовна, учитель истории и обществознания

 Предмет:  обществознание

Класс       7    

Тема урока:  Как устроены государства?

Тип урока:  урок открытия нового знания

Планируемые результаты обучения:

личностные сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности.

 Продолжить формирование умения слушать, излагать свои мысли, делать выводы.

 Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах;  воспитание интереса к обществознанию  как науки,

предметные научатся: понимать какие бывают государства; определять типы государств по форме правления и по форме государственного устройства; отличать демократический режим от недемократического.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения, работать в группах и парах. Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

метапредметные познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Умение определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; смысловое чтение.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Техники и технологии технология критического мышления, метод наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ)

1) Соболева О.Б., Корсун Р.П. Обществознание: человек в обществе. 7 класс, Учебник. ФГОС. М. «Вентана-Граф»,  2018

2) Мы принимаем все виды оплат

2) Борисова О.А.,О.Б. Соболева: Обществознание. 7 класс. Методическое пособие. ФГОС М. «Вентана-Граф», 2017
3) Соболева О.Б. Обществознание. 7 класс, Рабочая тетрадь. М. «Вентана-Граф»,  2018

4) Конституция РФ

5) Раздаточный материал (тексты, схемы, таблицы)

6) Компьютер, проектор.

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1. Организационный момент. 

(1 мин)

Приветствие учителя, контроль посещаемости, настрой на успешную работу:

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пусть нам сегодня сопутствует удача.

 

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.

Понимают значение знаний для человека и принимают его; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Уметь организовывать свое рабочее место 

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им 

2.  Актуализация знаний. 

(4 мин)

Спрашивает:

- Вспомните, пожалуйста, какое понятие мы изучали на прошлом уроке?

Говорит:

- А теперь давайте постараемся обобщить все, что мы уже знаем о понятии «государство». Предлагаю вам поработать в парах. Вам нужно выполнить задания на карточках. Если необходимо, можно на них сделать краткие пометки для устного ответа. Для работы полторы минуты.

Выдает на парты карточки с заданиями, которые помогут составить на классной доске схему, позволяющую обобщить все имеющиеся на данный момент знания о понятии «государство»

Говорит:

- Предлагаю начать проверку. Вы будете по порядку отвечать, а я ваши ответы конспектировать в виде схемы на доске.

Предлагает парам обучающимся дать ответы на вопросы

Отвечают:

- «Государство».

Работают в парах.

Отвечают на вопросы и составляют схему на классной доске

(Приложение 1)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности 

Умение высказывать свое предположение.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование готовности слушать собеседника и вести диалог.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме 

Извлечение необходимой информации из учебника; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о государстве; 

Фронтальный опрос с последующим конспектированием ответов на классной доске

3. Целеполагание.

(5 мин)

Говорит:

- Молодцы! Мы все вместе выстроили подробную схему, которая позволяет подробно рассказать о понятии «государство». Однако, эта схема имеет своё продолжение. А какое, и в чём оно заключается, мы сегодня и узнаем.

Предлагает:

- Сравните два государства: Россию и Великобританию (Можно пользоваться Конституцией РФ и учебником с. 114) Есть ли между ними что-то общее и то, что их отличает друг от друга?

Говорит:

- Вы правильно заметили, что эти государства по-разному устроены. Исходя из вашего ответа, предложите тему урока.

Записывает на доске тему урока «Как устроены  государства?»

Спрашивает:

- внимательно посмотрите на тему урока и постарайтесь сформулировать к ней цель.

Фиксирует цель урока на доске: «Знакомство с разными формами государства».

Говорит:

- Предложите задачи урока.

Фиксирует задачи урока на доске:

- узнать какие бывают государства по форме;

- узнать,  чем они отличаются друг от друга;

- привести примеры разных по виду государств;

- оценить свою деятельность на этом уроке.

Слушают.

Отвечают: Монархия и республика

-эти государства по-разному устроены. 

Предлагают варианты темы урока.

Предлагают варианты цели урока.

Предлагают варианты задач урока.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Целеполагание, прогнозирование, планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; определение общей цели,

Уметь находить информацию в учебной книге. 

Беседа

4. Освоение нового материала

(20 мин)

Говорит:

- Для работы предлагаю вам разделиться на три группы. Для простоты деления каждая колонка будет  отдельной группой. Напоминаю правила работы в группе: работать должен каждый на общий результат; один говорит – другие слушают; не понял – переспроси; свое несогласие выскажи вежливо.  Каждой группе выдана инструкция с подробным описанием действий и информационный материал. По окончании работы один представитель от группы представит результат работы команды. Время для работы ограничено – не более 7 минут. Если нужна консультация, поднимаем руку, я подхожу и помогаю.

Выдаёт инструкцию для работы и информационное содержание

1. Ознакомьтесь с текстом параграфа на страницах 113 - 115 учебника.
2. Внимательно прочитайте определения, выданные на листочках. Оцените и обсудите в группе, связаны ли они с информацией, которая представлена в параграфе. 

3. Изобразите на компьютере схему,  где будут отражены основные формы государственного устройства.
4
. Ознакомьтесь с текстом параграфа на страницах 117 - 118 учебника.
5
. Внимательно прочитайте определения, выданные на листочках. Оцените и обсудите в группе, связаны ли они с информацией, которая представлена в параграфе.
6
. Изобразите на компьютере схему, где будут отражены основные формы политических режимов.
Говорит:

- От каждой группы  приглашаю по 1 представителю для отчёта о выполненной работе. Прошу быть внимательными, т.к. дальнейшая работа будет зависеть от того, как вы уясните новый материал. Если есть вопросы к представителям другой группы - задавайте.

Говорит:

- Благодарю всех за активную работу. Выступающих за ответы. Ваши работы дополнили и расширили  схему, которую мы выстроили в начале урока. Теперь, как видите, информации о понятии «государство» стало гораздо больше.

Предлагает:

- Оценим, какие задачи урока на данный момент выполнены. Какие задачи остались не выполненными?

Слушают.

Формируют группы для работы.

Слушают объяснение.

Работают с

печатными источниками

1 группа – «Унитарное государство»

2 группа –«Федерация»

3 группа –«Конфедерация»

Работают в группах, оформляют отчёт о работе в виде схемы на компьютере.

Представители разных групп  по схеме рассказывают о выполненном задании.

(Приложение 2)

Слушают.

Обсуждают выполнение задач урока. Отмечают задачу, которую нужно решить следующей (оценить свою деятельность).

Проявление интереса к новому учебному материалу, уважение к чувствам одноклассников, формирование чувства гордости за свою родную страну.

Проявляют открытость в осмыслении при выполнении задания.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог.

Формулирование ответов на вопросы учителя; построение полных речевых высказываний; дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о государстве.  

Учащиеся анализируют информацию, систематизируют ее.

Оформление краткого конспекта в группе

5. Закрепление знаний.

(10 мин)

Говорит:

Предлагаю вам провести мини-исследование. Каждой паре я даю задание, которое позволит и вам и мне понять, все ли из рассмотренного на уроке оказалось понятно? Внимательно прочитайте текст и выполните задания:  заполните таблицу и сделайте вывод, в котором охарактеризуйте государство с использованием новой терминологии. 

Предлагает:

- Проверим, насколько успешно вы справились с заданием. Кто работал с информацией о Бельгии? Пожалуйста, охарактеризуйте эту страну и докажите, что ваша характеристика верна.

Спрашивает:

- Кто желает выступить и представить характеристику Японии?

- Кто даст характеристику Италии?

- Кто может описать Саудовскую Аравию?

Спрашивает:

- Что-то вызвало наибольшие сложности при составлении характеристики государства? Почему?

Слушают.

Работает в парах.

Теоретическое исследование

Отвечают представители четырёх пар (о разных странах), остальные сравнивают свои ответы и оценивают успешность совместной работы.

Отвечают.

Формирование чувства гордости за свою родную страну,

осознание своей этнической принадлежности,  уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение;  во внутреннем плане – исследовать, «что уже знаете, а что ещё нет».

Формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог.

Умение структурировать знания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Применяют полученные знания на практике.

Работа в парах.

Защита мини-проектов

6. Итог урока. Рефлексия.

(3 мин)

Говорит:

- Предлагаю каждому из вас подумать и высказать свое мнение: «В каком государстве хотели бы жить вы с точки зрения формы правления, политического режима, государственного устройства?» Предлагает:

- Для того, чтобы последняя задача урока была полностью завершена, предлагаю вам выразить свое отношение к работе на уроке  и оценить себя на разных этапах урока

Выбирают вид государства, в котором ученик хотел бы жить

Работают с оценочными листами.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности,  формирование личностного смысла учения, понимание значения знаний для человека и принятие его.

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.

Умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Работа с оценочным листом

7. Домашнее задание.

(2 мин)

1)п. 18 с.113-119, выполнить задания  1-5 в рабочей тетради по п. 18

2) задание 6, 7, 11 на стр. 119 (по желанию)

Слушают объяснение домашнего задания. Делают выбор. Записывают задание в дневник.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. 

Принимают учебную задачу, планируют самостоятельное выполнение.

Приложение 1

Содержание схемы, построенной на классной доске на этапе актуализации знаний

СХЕМА НА ДОСКЕ

ГОСУДАРСТВО – организация

территория

суверенитет

язык

власть

символы

правители

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

- божественная

- договорная

- завоевательная

- естественная

- экономическая (марксистская)

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

- внутренние                                                 - внешние

Приложение 2

Информационное содержание карточек для работы в группах

Инструкция по выполнению задания:

1. Ознакомьтесь с текстом параграфа на страницах 113 - 115 учебника.
2. Внимательно прочитайте определения, выданные на листочках. Оцените и обсудите в группе, связаны ли они с информацией, которая представлена в параграфе.
3. Изобразите на компьютере схему, где будут отражены основные формы правления государства.
При возникновении вопросов обращайтесь за консультацией к учителю.

Монархия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία - «единовластие»: μόνος - «одиночный, единый» иρχή — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королюцарюимператорукнязюгерцогуэрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству. (примеры монархий – Великобритания, Российская империя, Япония)

Республика (лат. res publica — «общее дело») — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный или иной не выборный способ передачи власти, таким образом современными республиками являются Российская Федерация, США, Франция, Италия)

Инструкция по выполнению задания:.
1. Внимательно прочитайте определения, выданные на листочках. Оцените и обсудите в группе, связаны ли они с информацией, которая представлена в параграфе.
3. Изобразите на компьютере схему,  где будут отражены основные формы государственного устройства.
При возникновении вопросов обращайтесь за консультацией к учителю.

Федерация (лат. foederātiō - объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Для федерации характерно наличие государственно-территориальных образований — субъектов федерации, которые не обладают государственным суверенитетом, но имеют достаточно широкие полномочия в проведении внутренней политики. Наиболее известными государствами, имеющими федеративную форму устройства являются: Российская ФедерацияСоединенные Штаты АмерикиБразилия, Германия,  ИндияАвстралияМексика. Федеративными государствами также являются: Объединённые Арабские Эмираты.

Конфедерация - союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей или действий. Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, своё законодательство и передают в компетенцию Союза лишь решение ограниченного числа вопросов - чаще всего в области оборонывнешней политики. Решение по общим для Союзных государств вопросам необязательно действует на территории каждого, входящего в конфедерацию государства.

Конфедерация - самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Примером конфедерации считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено. Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией.

Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его составные части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками. Италия, Латвия, Грузия, Египет, Турция

Инструкция по выполнению задания:

1. Ознакомьтесь с текстом параграфа на страницах 117 - 118 учебника.
2. Внимательно прочитайте определения, выданные на листочках. Оцените и обсудите в группе, связаны ли они с информацией, которая представлена в параграфе.
3. Изобразите на компьютере схему, где будут отражены основные формы политических режимов.
При возникновении вопросов обращайтесь за консультацией к учителю.

Демократия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

  1. Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов
  2. Народ является единственно легитимным источником власти
  3. Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов

Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенствосвободаправо на самоопределениеправа человека и др. На сегодняшний день большинство современных государств стремятся к демократии, примерами являются Россия, Великобритания, США, Франция, Италия.

Антидемократический режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, отсутствии реальных прав и свобод, установление власти одной политической партии, которая диктует всем свои условия. Антидемократический режим правления подразумевает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Он основывается на официальной идеологии, характеризуется культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), не терпит политических противников, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид (уничтожение людей). Реальная власть сосредоточивается в руках группы лиц либо одного лица, неконтролируемых народом.

Антидемократический режим может быть авторитарным и тоталитарным. Сегодня данный режим сохраняется в некоторых странах Ближнего Востока – Саудовская Аравия, КНДР, существовал в фашистской Германии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»

Презентация содержит подробное описание составления технологической карты урока в соответствии требованиями ФГОС второго поколения...

Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий –требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая авторамитехнологическая карта...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС  учитель русского языка и литературы А.В.Незнанов предназначена для учителей русского языка и литературы в 8 классах....

Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)

Учитель химии Якимчик Е.Е.     ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании М...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС  Предмет:    русский языкКласс:      5Тема урока:    Лексика. Культура речи. ...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок по теме "Деепричастие как глагольная форма". 10 класс

Методическая разработка урока по теме «Деепричастие как глагольная форма»Класс: 10Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)Форма урока: комбинированный....

Мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических работников по 1 модели.

мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических раб...