Методическая разработка урока "Закон РФ «О защите прав потребителя»"
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Яковлева Юлия Вячеславовна

Цели урока:

Обучающая - знать основные понятия: потребитель, продавец, срок годности, гарантийный срок, недостаток товара, существенный недостаток товара, безопасность товара,  штрих код товара. Знать основные положения Закона РФ «О защите прав потребителя» для защиты своих потребительских прав.

Развивающая

научиться правильно пользоваться терминологией.

уметь извлекать нужную информацию о товаре, используя штрих код.

научиться самостоятельно работать с нормативно-правовым источником Законом РФ «О защите прав потребителя». 

уметь использовать полученные знания и умения при покупке товаров.

Воспитательная - сформировать у учащихся правильную гражданско-правовую  позицию и жизненную стратегию достижения успеха, которые бы в дальнейшем развивали такие качества, как инициатива, независимость, смелость, стремление помочь, стремление взять на себя большую часть ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pro_prava_potrebiteley.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Закон РФ «О защите прав потребителя»

Имя урока: Реальный потребитель или защити свои права

Предмет: Обществознание 6 класс

Цели урока:

Обучающая - знать основные понятия: потребитель, продавец, срок годности, гарантийный срок, недостаток товара, существенный недостаток товара, безопасность товара,  штрих код товара. Знать основные положения Закона РФ «О защите прав потребителя» для защиты своих потребительских прав.

Развивающая

научиться правильно пользоваться терминологией.

уметь извлекать нужную информацию о товаре, используя штрих код.

научиться самостоятельно работать с нормативно-правовым источником Законом РФ «О защите прав потребителя».  

уметь использовать полученные знания и умения при покупке товаров.

Воспитательная - сформировать у учащихся правильную гражданско-правовую  позицию и жизненную стратегию достижения успеха, которые бы в дальнейшем развивали такие качества, как инициатива, независимость, смелость, стремление помочь, стремление взять на себя большую часть ответственности.

Оборудование: экран, видеопроектор, компьютер.

Средства обучения: Закон РФ «О защите прав потребителя»,   печатный вариант  видео фрагментов, сопровождающая урок тематическая презентация Power Point

1 этап.  Мобилизирующий этап (Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность)

Учитель включает   видео сюжет. Покупатель пытается вернуть  в магазин купленный месяц назад товар. Товар сломался раннее указанного в паспорте срока службы. Продавец товар не принимает, мотивирует, тем, что товар был исправлен во время купли-продажи.  

У. Между кем и кем произошли конфликты?

У. Правильно между продавцом и покупателями. Каким словом синонимом можно назвать покупателя? Это потребитель.

Мы с вами выделили главных действующих лиц при покупке товаров или продуктов.

Учитель записывает новые понятия на доске: Потребитель. Продавец.

У. В чем суть конфликта? О чем спорят продавец и покупатель?

В ходе интеллектуального мозгового штурма учитель проговаривает и записывает на доске понятия (термины):

Срок годности

Срок службы

Гарантийный срок

Недостаток товара

Существенный недостаток товара

У. Знакома ли вам данная ситуация?

У. Как в правовом государстве разрешаются конфликты между продавцом и покупателем?

У. Как защитить свои права — права потребителя в случае их нарушения?

Учащиеся отвечают, права потребителя защищает закон, что в России существует какой - то закон — это Закон РФ «О защите прав потребителя»

Учитель показывает на слайде: Закон РФ «О защите прав потребителя»

У. Ребята, с какой целью он был принят?

Дети отвечают: «С целью защиты прав потребителе»

У. И не только с целью защитить права потребителя, но с целью защитить права продавца.

Анализ этапа: В рамках мобилизирующего этапа создается провокационная  ситуация — показ  видеофрагмента о конфликтной ситуации между продавцом и покупателем, заставляющих учеников спрашивать себя: «Зачем мне это нужно знать?»  Задача — ввести в тему урока.  Т.к. я применяю дифференцированный подход (учитываю  ведущие типы восприятия) то содержание видеофрагмента представлено и на бумажном носителе.  Начало урока связано с мотивацией учеников и принятием ими темы урока, т. к. сами ученики прямо указали на тесную связь между данным уроком и жизнью. В этом и состоит  достижение личностного результата. Для этого я применяю интеллектуальный метод мозгового штурма. Я прошу учеников передать суть конфликта, выявить главных действующих лиц. Моя задача — фиксировать внимание учеников на новых учебных терминах — это и есть  достижение предметного результата.

2 этап. Целеполагание (Формулирование задач урока, возможно темы урока)

У. Сформулируйте  тему  нашего урока.

Учащиеся предлагают название темы урока: Закон РФ «О защите прав потребителя»

У. Актуальна ли  тема урока в наши дни? И почему?

Варианты ответов: надо научится самостоятельности и смелости в защите своих потребительских прав.

Анализ этапа: на данном этапе учащиеся  объясняют, что единственным правильным путем защиты своих прав в правовом государстве является знание и соблюдение законов. Они  ставят перед собой цель — познакомиться с Законом РФ «О защите прав потребителя»

3 этап. Открытие учащимися новых знаний.

У. Я предлагаю вам, используя закон, составить словарь терминов. Термины записаны на доске.

Анализ этапа: В рамках этапа происходит работа с нормативно-правовым документом. В моем  случае это Закон РФ «О защите прав потребителя».  Задача данного этапа — использовать и развивать навыки поиска информации.   Т.к. я применяю дифференцированный подход (учитываю  ведущие типы восприятия) то алгоритм работы с нормативно-правовым источником  разработан    отдельно для визуалов, аудиалов, кинестетиков.

4 этап. Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений.

У. Я вижу, друзья мои, что вы прекрасно справились с заданием. Давайте попробуем применить ваши приобретенные знания и заодно и посмотреть достаточны ли они. Предлагаю объединиться в группы по

цвету бейджика в рабочие группы. (Учитель  ставит «МАЯЧКИ», вокруг которых объединяются ученики)

У.  В каждой группе свое задание и листок, на котором вы будете записывать один общий коллективный ответ.

У. Ребята, обратите внимание, если вы затрудняетесь дать ответ на какой -либо вопрос — ничего страшного в этом нет, оценка не снижается. Но при ответе, вы должны нам всем сказать о ваших затруднениях. См. ПРИЛОЖЕНИЕ №2 (Идет работа в группах)

У. Время вышло, я попрошу озвучить результаты групповой работы.

Во время ответов групп, их задание проектируется на слайдах  для всеобщего обозрения.

Во время ответов,  учитель  фиксирует на доске  вопросы, на которые учащиеся не смогли ответить. Это:

Штрих код.

Сроки обмена товаров, купленных с недостаткам.

Расчет с потребителем в случае приобретения товара с недостатками.

У. Ребята, попрошу вас вернуться на свои места.

Анализ этапа:  В качестве закрепления предыдущей работы, для каждой группы я составила задания. Красный бейджик — аудиалы, синий  - визуалы, желтый — кинестетики. Предлагаю ребятам объединиться в группы по цвету бейджика. Задача данного этапа -  сформировать умения использовать информацию в новой ситуации. В группах происходит обмен найденной информацией, формируется личностная позиция учеников относительно места и роли Закона РФ в повседневной жизни. Формируется целый комплекс УУД.  А это уже достижение метапредметного результата. Секрет заданий заключается в том, что в самих заданиях включен элемент новизны, решить который учащиеся не в силах.

5 этап.  Рефлексия.

У. Дорогие ребята, вы проделали большую работу. Молодцы.

У. Понравился вам урок?

У. Чему вы научились?

У. Какие вопросы у вас остались нерешенными?

Подумайте, какое имя можно было бы дать нашему уроку.

Анализ этапа. Задача данного этапа — развить умение сравнивать полученные результаты с поставленными в начале урока  задачами. Необходимо обратить внимание на те вопросы, которые остались нерешенными. Я обязательно обращу внимание на то, что за 45 минут ребята выросли в моих глазах. Они стали взрослыми, осознанными патриотами и гражданами своей страны.

6 этап. Домашнее задание.

Учитель обращает внимание на то, что в итоге групповой работы появилось много новых вопросов, связанных с разрешением конфликтных ситуаций между покупателями и продавцами. Это:

Штрих код.

Сроки обмена товаров, купленных с недостаткам.

Расчет с потребителем в случае приобретения товара с недостатками.

У. Я предлагаю вам, в качестве домашнего задания,  используя Закон  РФ «О защите прав потребителей», найти объяснение данных вопросов.

Приложение №2

Индивидуальное задание

Красный   бейджик

Задание для аудиалов

Задание к работе с Законом РФ «О защите прав потребителя»

1. Откройте страницу ______ Закона РФ «О защите прав потребителя».

2. Найдите понятие - Продавец. 

3. Прочитайте шепотом определение.

4. Шепотом прокомментируйте чтение.

5. Подумайте как можно сократить такое длинное определение.

6. Прочитайте шепотом еще раз и остановитесь в том месте,  с которого вы поняли смысл определения. Значит в этом месте надо поставить точку.  Сокращение готово.

7. Перепишите определение в тетрадь в сокращенном виде.

8. Повторите такие же действия с  другими понятиями:

Потребитель (смотри страницу _______)

  1. Прочитайте шепотом определение.
  2. Шепотом прокомментируйте чтение.
  3. Подумайте как можно сократить такое длинное определение.
  4. Прочитайте шепотом еще раз и остановитесь в том месте,  с которого вы поняли смысл определения. Значит в этом месте надо поставить точку.  Сокращение готово.
  5. Перепишите определение в тетрадь в сокращенном виде.

Недостаток товара (смотри страницу _______)

  1. Прочитайте шепотом определение.
  2. Шепотом прокомментируйте чтение.
  3. Подумайте как можно сократить такое длинное определение.
  4. Прочитайте шепотом еще раз и остановитесь в том месте,  с которого вы поняли смысл определения. Значит в этом месте надо поставить точку.  Сокращение готово.
  5. Перепишите определение в тетрадь в сокращенном виде.

Существенный недостаток товара (смотри страницу ______)

  1. Прочитайте шепотом определение.
  2. Шепотом прокомментируйте чтение.
  3. Подумайте как можно сократить такое длинное определение.
  4. Прочитайте шепотом еще раз и остановитесь в том месте,  с которого вы поняли смысл определения. Значит в этом месте надо поставить точку.  Сокращение готово.
  5. Перепишите определение в тетрадь в сокращенном виде.

Срок годности (Глава 1, Статья 5, Пункт 4)

  1. Прочитайте шепотом определение.
  2. Шепотом прокомментируйте чтение.
  3. Подумайте как можно сократить такое длинное определение.
  4. Прочитайте шепотом еще раз и остановитесь в том месте,  с которого вы поняли смысл определения. Значит в этом месте надо поставить точку.  Сокращение готово.
  5. Перепишите определение в тетрадь в сокращенном виде.

Срок службы (Глава 1, Статья 5, Пункт 1)

  1. Прочитайте шепотом определение.
  2. Шепотом прокомментируйте чтение.
  3. Подумайте как можно сократить такое длинное определение.
  4. Прочитайте шепотом еще раз и остановитесь в том месте,  с которого вы поняли смысл определения. Значит в этом месте надо поставить точку.  Сокращение готово.
  5. Перепишите определение в тетрадь в сокращенном виде.

Гарантийный срок (Глава 1, Статья 5, Пункт 6)

  1. Прочитайте шепотом определение.
  2. Шепотом прокомментируйте чтение.
  3. Подумайте как можно сократить такое длинное определение.
  4. Прочитайте шепотом еще раз и остановитесь в том месте,  с которого вы поняли смысл определения. Значит в этом месте надо поставить точку.  Сокращение готово.
  5. Перепишите определение в тетрадь в сокращенном виде.

Приложение №2

Индивидуальное задание

Синий  бейджик

Задание для визуалов

Задание к работе с Законом РФ «О защите прав потребителя»

1. Откройте страницу ______ Закона РФ «О защите прав потребителя».

2. Найдите понятие - Продавец. 

3. Прочитайте «про себя» определение.

4. Отметьте в определении текстовым выделителем  главные слова: организация, индивидуальный  предприниматель, реализующие товары потребителям.

5. Прочитайте «про себя» еще раз , но только выделенные слова. Сокращение готово.

6. Перепишите определение в тетрадь в сокращенном виде.

7. Повторите такие же действия с  другими понятиями:

Потребитель (смотри станицу ______)

1. Откройте страницу ______ Закона РФ «О защите прав потребителя».

2. Найдите понятие - Потребитель.

3. Прочитайте «про себя» определение.

4. Отметьте в определении текстовым выделителем  главные слова: гражданин, приобретающий или использующий товары, для личных , нужд.

5. Прочитайте «про себя» еще раз , но только выделенные слова. Сокращение готово.

6. Перепишите определение в тетрадь в сокращенном виде.

Недостаток товара (смотри страницу ______)

1. Откройте страницу ______ Закона РФ «О защите прав потребителя».

2. Найдите понятие - Недостаток товара

3. Прочитайте «про себя» определение.

4. Отметьте в определении текстовым выделителем  главные слова: несоответствие товара, обязательным требованиям, при продаже товара.

5. Прочитайте «про себя» еще раз , но только выделенные слова. Сокращение готово.

6. Перепишите определение в тетрадь в сокращенном виде.

Существенный недостаток товара (смотри страницу _____)

1. Откройте страницу ______ Закона РФ «О защите прав потребителя».

2. Найдите понятие - Существенный недостаток товара

3. Прочитайте «про себя» определение.

4. Отметьте в определении текстовым выделителем  главные слова: неустранимый недостаток, выявляется неоднократно, после его устранения.

5. Прочитайте «про себя» еще раз , но только выделенные слова. Сокращение готово.

6. Перепишите определение в тетрадь в сокращенном виде

Срок годности   (Глава 1, Статья 5, Пункт 4)

1. Откройте страницу ______ Закона РФ «О защите прав потребителя».

2. Найдите понятие - Срок годности

3. Прочитайте «про себя» определение.

4. Отметьте в определении текстовым выделителем главные слова, которые идут после понятия: срок  годности -

5. Прочитайте «про себя» еще раз , но только выделенные слова. Сокращение готово.

6. Перепишите определение в тетрадь в сокращенном виде.

Срок службы    (Глава 1, Статья 5, Пункт 1)

1. Откройте страницу ______ Закона РФ «О защите прав потребителя».

2. Найдите понятие — Срок службы 

3. Прочитайте «про себя» определение.

4. Отметьте в определении текстовым выделителем  главные слова, которые идут после понятия: срок  службы -

5. Прочитайте «про себя» еще раз , но только выделенные слова. Сокращение готово.

6. Перепишите определение в тетрадь в сокращенном виде.

Гарантийный срок  (Глава 1, Статья 5, Пункт 6)

1. Откройте страницу ______ Закона РФ «О защите прав потребителя».

2. Найдите понятие — Гарантийный срок. 

3. Прочитайте «про себя» определение.

4. Отметьте в определении текстовым выделителем  главные слова: период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, обязаны удовлетворить требования потребителя.

5. Прочитайте «про себя» еще раз , но только выделенные слова. Сокращение готово.

6. Перепишите определение в тетрадь в сокращенном виде.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Индивидуальное задание

Желтый бейджик

Задание для кинестетиков

Задание к работе с Законом РФ «О защите прав потребителя»

1. Возьмите в руки Закон РФ «О защите прав потребителя»

2. Устройтесь поудобнее и представьте, что Вы — юрист. Вам надо найти определения главных понятий.

3. Откройте страницу ______ .

4. Найдите понятие — Продавец.

5. Прочитайте определение, ведя по строчкам палец.

6. Запишите слово «Продавец»  в тетрадь и поставьте  знак двоеточия.

7. Найдите соответствующее определение в предложенном раздаточном материале.

8. Используя ножницы, вырежьте по контуру определение.

9. Используя клей, приклейте вырезанное определение в тетрадь.

10. Повторите такие же действия с  другими понятиями:

Потребитель  (смотри станицу ______)

  1. Откройте страницу ______ .
  2. Найдите понятие — Потребитель.
  3. Прочитайте определение, ведя по строчкам палец.
  4. Запишите слово «Потребитель»  в тетрадь и поставьте  знак двоеточия.
  5. Найдите соответствующее определение в предложенном раздаточном материале.
  6. Используя ножницы, вырежьте по контуру определение.
  7. Используя клей, приклейте вырезанное определение в тетрадь.

Недостаток товара  (смотри станицу ______)

  1. Откройте страницу ______ .
  2. Найдите понятие — Недостаток товара.
  3. Прочитайте определение, ведя по строчкам палец.
  4. Запишите слово «Недостаток товара»  в тетрадь и поставьте  знак двоеточия.
  5. Найдите соответствующее определение в предложенном раздаточном материале.
  6. Используя ножницы, вырежьте по контуру определение.
  7. Используя клей, приклейте вырезанное определение в тетрадь.

Существенный недостаток товара (смотри станицу ______)

  1. Откройте страницу ______ .
  2. Найдите понятие — Существенный недостаток товара.
  3. Прочитайте определение, ведя по строчкам палец.
  4. Запишите слово «Существенный недостаток товара»  в тетрадь и поставьте  знак двоеточия.
  5. Найдите соответствующее определение в предложенном раздаточном материале.
  6. Используя ножницы, вырежьте по контуру определение.
  7. Используя клей, приклейте вырезанное определение в тетрадь.

Срок годности    (Глава 1, Статья 5, Пункт 4)

  1. Откройте страницу ______ .
  2. Найдите понятие — Срок годности.
  3. Прочитайте определение, ведя по строчкам палец.
  4. Запишите слово «Срок годности»  в тетрадь и поставьте  знак двоеточия.
  5. Найдите соответствующее определение в предложенном раздаточном материале.
  6. Используя ножницы, вырежьте по контуру определение.
  7. Используя клей, приклейте вырезанное определение в тетрадь.

Срок службы   (Глава 1, Статья 5, Пункт 1)

  1. Откройте страницу ______ .
  2. Найдите понятие — Срок службы.
  3. Прочитайте определение, ведя по строчкам палец.
  4. Запишите слово «Срок службы»  в тетрадь и поставьте  знак двоеточия.
  5. Найдите соответствующее определение в предложенном раздаточном материале.
  6. Используя ножницы, вырежьте по контуру определение.
  7. Используя клей, приклейте вырезанное определение в тетрадь.

Гарантийный срок   (Глава 1, Статья 5, Пункт 6)

  1. Откройте страницу ______ .
  2. Найдите понятие — Гарантийный срок.
  3. Прочитайте определение, ведя по строчкам палец.
  4. Запишите слово «Гарантийный срок»  в тетрадь и поставьте  знак двоеточия.
  5. Найдите соответствующее определение в предложенном раздаточном материале.
  6. Используя ножницы, вырежьте по контуру определение.
  7. Используя клей, приклейте вырезанное определение в тетрадь.

Гражданин, заказывающий или приобретающий товары для личных целей.

Несоответствие товара обязательным требованиям при продаже товара.

Организация или индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям.

 Неустранимый недостаток , который не может быть устранен и выявляется неоднократно.

Период, в течение которого  изготовитель обязуется обеспечить потребителю использовать  товар.  

Период, по истечении которого товар считается непригодным для использования.

Период, в течение которого в случае обнаружения недостатка в товаре, изготовитель или продавец обязан удовлетворить требования потребителя.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Групповая работа

Красный бейджик

Задание для аудиалов

Прочитайте шепотом задачу.

Шепотом прокомментируйте чтение.

Начните обсуждение.

Покупатель Иванов П.С. приобрел корейский телевизор,  6 июня 2014 года.  Данный товар членам семьи не понравился. Они потребовали обменять товар  в этот же день на японский. .

1. Будет ли этот факт расцениваться как существенный недостаток товара?

2. Подходит ли в этом случае понятие «недостаток товара»?

Используя определения понятий «существенный недостаток товара», «недостаток товара» докажите свое мнение.

3. Имеет ли покупатель право обменять этот товар?  

Если да, то в какие сроки?

Вопрос: Какой вопрос вызвал у вас затруднение с точным ответом?

Групповая работа

Синий  бейджик

Задание для визуалов

Вставьте пропущенные слова.

1. В магазин привезли товар с просроченным   _____________________.

2. _____________________  приобрел товар.

3. Ознакомившись  с информацией на обертке, гражданин понял, что продукт имеет ______________________________ и не соответствует стандарту.

 4. ______________ заметил, что у товара недавно закончился  _____________________________,

5. Продавец попросил товарный чек для возврата товара.

6. У потребителя товарный чек куда-то потерялся.

7. Продавец  сказал, что  в данной ситуации наличие  товарного чека __________________.  

Вопрос: Какое предложение вызвало у вас затруднение с точным ответом?

Групповая работа

Желтый бейджик.

Задание для кинестетиков

Перед вами набор продуктов.

1. Определите, какие товары еще можно использовать, а какие уже опасно.

2. Посмотрите, на некоторых товарах имеется штриховой код. Для кого предназначена информация, заложенная в штриховом коде и как ее можно использовать?

Вопрос: Какой вопрос   вызвал у вас затруднение с точным ответом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы по защите прав потребителя на конкурс «Лучший по профессии». Профессия: «Продавец, контролер-кассир». Подготовила: преподаватель Тарутина Н.М.

Вопросы по защите прав потребителя на конкурс "Лучший по профессии" для обучающихся по профессии: "Продавец,контролер-кассир" (с ответами)...

Контрольные вопросы по защите прав потребителя по профессиональной подготовке по профессии: «Продавец продовольственных и непродовольственных товаров».

Контрольные вопросы по защите прав потребителя по профессиональной подготовке по профессии: "Продавец подовольственных и непродовольственных товаров"...

Внеклассное мероприятие по защите прав потребителей

Внеклассное мероприятие для учащихся 9-11 классов. Мероприятие приурочено к дню защиты прав потребителя....

Закон "О защите прав потребителя" (практикум)

Закон "О защите прав потребителя" и 9 практических заданий для закрепления (урок обществознания в 8 классе)...

Тест по теме "Защите прав потребителя"

Тест по теме "Защите прав потребителя"...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"

Конспект внеурочного мероприятия по финансовой грамотности в 8 классе "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"...

Презентация "Права потребителей. Федеральный закон о защите прав потребителей"

Презентация нацелена на формирование правовой культуры потребителя через знакомство с основными законами РФ.Учащиеся познкомятся с основными правами потребителей, узнают каким образом в повседневной ж...